"Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы"
Автор: Гусева Ольга Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Мелеузовский механико-технологический техникум"
Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы"
Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы
Гусева О.В.
Многие преподаватели в своей практике широко используют опорные
конспекты. Опорные конспекты публикуются в методических журналах по
русскому языку и литературе, хотя далеко не по всем темам. Кроме того,
использование готовых опорных конспектов в большинстве случаев невозможно,
так как ту или иную тему, ее структуру видишь иначе. Поэтому приходится самой
учиться составлению опорного конспекта.
Основания для использования опорных конспектов известны:
группировка теоретического материала в блоки позволяет зрительно увеличить
объем изучаемого материала без перегрузки студентов;
опорный конспект позволяет обобщать материал, двигаясь от абстрактного к
конкретному, сопоставляя сходные понятия, а не изучая их изолированно.
Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям,
получившим подтверждение в методической системе В. Ф. Шаталова, Л. В.
Занкова, В. В. Давыдова и др. Использование опорных конспектов предполагает
активную мыслительную деятельность студентов в процессе обучения: они
должны, воспринимая информацию, соотнести ее с ранее усвоенной, выделить
главное. Известный историк Л.Н. Гумилев писал: “Схема- целенаправленное
обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования,
отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на
то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их
проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…”
Опорные конспекты содержат знаки, рисунки, ключевые слова, короткие
фразы и т. п. Как известно, память у человека бывает зрительная, слуховая и
двигательная. Уровень усвоения нового материала повышается, если в процессе
обучения задействованы они все. При объяснении преподавателем нового
материала с подключением опорного конспекта у студентов работают зрительная
и слуховая память, причем запоминание идет не механическое, а смысловое. При
воспроизведении студентом усвоенного материала с подключением опорного
конспекта работает еще и двигательная, моторная, память. При разработке
опорного конспекта необходимо: правильно отобрать материал, разобраться во
внутрипредметных и межпредметных связях темы;
выделить основные понятия, отбросив второстепенное. Например, в русском
языке – орфограммы, пунктограммы, исключения из правил; в литературе – идея,
композиция, образы героев. Это будет “ядром” знаний.
В опорный конспект прежде всего вводится материал “ядра”, затем, по
необходимости, вспомогательный материал оболочки ядра. Очень важно, выделяя
ядро, не перенасытить его, пытаясь все перенести в опорный конспект: нужно
помнить, что он опорный; закодировать материал (ключевые слова, аббревиатуры,
графические знаки, цифры, стрелки) и скомпановать смысловые блоки.
Первичный вариант опорного конспекта желательно проверить на практике:
понимают ли его студенты. Затем, если потребуется, перестроить, упростить,
ввести новое и т. п. По русскому языку лучше всего для опорных конспектов
завести тетрадь- справочник, где будут помещаться правила, чертежи и т. п.
Например:
Многие учителя практикуют использование опорных конспектов и тетради-
справочника в обучении русскому языку. Но на уроках литературы использование
опорных конспектов не менее важно. Студентов необходимо научить
эстетическому анализу произведения; научить понимать отношения мира
художественного произведения к миру действительности; научить видеть
авторскую позицию, способы и формы ее выражения и соотносить свое прочтение
и видение произведения с ней; сформировать представление о мировом
литературном процессе; показать национальное своеобразие и мировое значение
русской литературы. А опорные конспекты обеспечивают не только обобщение
материала, сопоставление понятий, элементов, образов и т. п., но и стимулируют
развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся: при
воспроизведении материала по опорному конспекту студенты зачастую должны
привести свои примеры, что-то пояснить, подключив свое воображение.
Например, при изучении пьесы Н.Островского "Гроза" можно использовать
следующий опорный конспект.
К составлению опорного конспекта предъявляются следующие
требования:
а) лаконичность
б) блочное построение, но не более 7;
г) занимательность
д) цветное оформление: красным – основное;
е) использование разнообразных сигналов: смысловые, ассоциативные,
аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные,
комбинированные.
Таким образом, опорный конспект представляет собой свернутое знание,
готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов повышает
качество усвоения информации: материал излагается дважды, студенты готовятся
к воспроизведению опорного конспекта дома, возможно письменное или устное
воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить
информацию. Использование опорных конспектов позволяет развивать и
2
творческие способности студентов и формирует у них основы критического
мышления.
Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от
преподавателя и студентов глубокого знания материала, способности к
обобщению и абстрагированию.
3