"Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы"

Автор: Гусева Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Мелеузовский механико-технологический техникум"
Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование опорных конспектов на уроках русского языка и литературы

Гусева О.В.
Многие преподаватели в своей практике широко используют опорные конспекты. Опорные конспекты публикуются в методических журналах по русскому языку и литературе, хотя далеко не по всем темам. Кроме того, использование готовых опорных конспектов в большинстве случаев невозможно, так как ту или иную тему, ее структуру видишь иначе. Поэтому приходится самой учиться составлению опорного конспекта. Основания для использования опорных конспектов известны: группировка теоретического материала в блоки позволяет зрительно увеличить объем изучаемого материала без перегрузки студентов; опорный конспект позволяет обобщать материал, двигаясь от абстрактного к конкретному, сопоставляя сходные понятия, а не изучая их изолированно. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям, получившим подтверждение в методической системе В. Ф. Шаталова, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и др. Использование опорных конспектов предполагает активную мыслительную деятельность студентов в процессе обучения: они должны, воспринимая информацию, соотнести ее с ранее усвоенной, выделить главное. Известный историк Л.Н. Гумилев писал: “Схема- целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко – значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема – это скелет работы, без которого она превращается в медузу…” Опорные конспекты содержат знаки, рисунки, ключевые слова, короткие фразы и т. п. Как известно, память у человека бывает зрительная, слуховая и двигательная. Уровень усвоения нового материала повышается, если в процессе обучения задействованы они все. При объяснении преподавателем нового материала с подключением опорного конспекта у студентов работают зрительная и слуховая память, причем запоминание идет не механическое, а смысловое. При воспроизведении студентом усвоенного материала с подключением опорного конспекта работает еще и двигательная, моторная, память. При разработке опорного конспекта необходимо: правильно отобрать материал, разобраться во внутрипредметных и межпредметных связях темы; выделить основные понятия, отбросив второстепенное. Например, в русском языке – орфограммы, пунктограммы, исключения из правил; в литературе – идея, композиция, образы героев. Это будет “ядром” знаний. В опорный конспект прежде всего вводится материал “ядра”, затем, по необходимости, вспомогательный материал оболочки ядра. Очень важно, выделяя ядро, не перенасытить его, пытаясь все перенести в опорный конспект: нужно
помнить, что он опорный; закодировать материал (ключевые слова, аббревиатуры, графические знаки, цифры, стрелки) и скомпановать смысловые блоки. Первичный вариант опорного конспекта желательно проверить на практике: понимают ли его студенты. Затем, если потребуется, перестроить, упростить, ввести новое и т. п. По русскому языку лучше всего для опорных конспектов завести тетрадь- справочник, где будут помещаться правила, чертежи и т. п. Например: Многие учителя практикуют использование опорных конспектов и тетради- справочника в обучении русскому языку. Но на уроках литературы использование опорных конспектов не менее важно. Студентов необходимо научить эстетическому анализу произведения; научить понимать отношения мира художественного произведения к миру действительности; научить видеть авторскую позицию, способы и формы ее выражения и соотносить свое прочтение и видение произведения с ней; сформировать представление о мировом литературном процессе; показать национальное своеобразие и мировое значение русской литературы. А опорные конспекты обеспечивают не только обобщение материала, сопоставление понятий, элементов, образов и т. п., но и стимулируют развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся: при воспроизведении материала по опорному конспекту студенты зачастую должны привести свои примеры, что-то пояснить, подключив свое воображение. Например, при изучении пьесы Н.Островского "Гроза" можно использовать следующий опорный конспект. К составлению опорного конспекта предъявляются следующие требования: а) лаконичность б) блочное построение, но не более 7; г) занимательность д) цветное оформление: красным – основное; е) использование разнообразных сигналов: смысловые, ассоциативные, аббревиатуры, графические, орфографические, пунктуационные, комбинированные. Таким образом, опорный конспект представляет собой свернутое знание, готовое развернуться в объемное. Использование опорных конспектов повышает качество усвоения информации: материал излагается дважды, студенты готовятся к воспроизведению опорного конспекта дома, возможно письменное или устное воспроизведение, возможны варианты ответов – все это позволяет прочно усвоить информацию. Использование опорных конспектов позволяет развивать и 2
творческие способности студентов и формирует у них основы критического мышления. Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от преподавателя и студентов глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию.

3