«Социально-психологическая готовность подростков к
самостоятельной жизни»
Для того чтобы раскрыть понятие социально-психологическая
готовность к самостоятельной жизни, необходимо определить
психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу могут
быть положены психологические качества развитой личности: активная
жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие
идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и
ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в
различные общественные сферы - семью, работу, государственные и
международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться,
то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом
его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку
необходимо:
•
разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и
в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в
его культуру;
•
иметь свою уверенную позицию по отношению к разным
сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь
действовать в соответствии с ней (позицией);
•
самостоятельно принимать решения и быть за них
ответственным;
•
самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои
действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для
жизни (от материальных до духовных благ);
•
позиционировать себя как частичку общества,
продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в
деловые и дружеские отношения, создавать семью.
Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к
самостоятельной жизни предполагает сформированность у
человека
социально-психологических
механизмов,
обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также
определенный уровень развития личностной сферы.
Ключевым механизмом самоопределения личности является
самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или
отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания
выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции,
выполняемые самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит
решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая
относительную стабильность и независимость
личности
. Значительную
роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностных
достижений индивида. Во-первых, самоопределение осуществляется через
деловой выбор профессии и, во-вторых, через искания молодым человеком
смысла своего существования. Только к концу юношеского возраста, по
окончанию учебного заведения, эта двуплановость ликвидируется.
Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что
основным психологическим новообразованием раннего юношеского
возраста следует считать не самоопределение (личностное,
профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к
самоопределению.
Психологическая готовность к самоопределению
предполагает:
•
сформированность на высоком уровне психологических
структур, прежде всего, самосознания (способность сознательно
анализировать свои переживания, свои сильные и слабые стороны,
познавать себя как личность, отличную от других);
•
развитость нравственных установок, ценностных
ориентации и временной перспективы, которая является ментальной
проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой
надежды, опасения, стремления, связанные с более или менее
отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на
протяжении всего детства стихийно через усвоение общекультурных,
социальных, ценностных установок родителей, развитие
мотивационной сферы;
•
становление предпосылок индивидуальности как
результат развития и осознания своих способностей и интересов.
Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь
и занять в ней достойное место предполагает «не завершенные в своем
формировании психологические структуры и качества, а определенную
зрелость личности, заключающуюся в том, что у обучающегося
сформированы психологические образования и механизмы,
обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность)
непрерывного роста его личности сейчас и в будущем». Подросток
пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все
ценности, оценки, переживания детства должны быть синтезированы, он
должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней
убежденностью, провести переоценку самого себя в отношениях с
близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и
эмоциональном планах. Непреодоленный кризис идентичности ведет к
состоянию острой диффузии идентичности и составляет основу
социальной патологии юношеского возраста. Происходит регрессия к
инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение
взрослого статуса. У подростка возникает чувство изоляции и
опустошенности, страх перед личным общением и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц другого пола, враждебность к
признанным общественным ролям. Если подросток успешно справляется с
задачей обретения идентичности, у него появляется ощущение того, кто он
есть, где находится и куда ему идти дальше.
Из всего круга вопросов, относящихся к проблеме
самоопределения, вопросы
профессиональног
о
самоопределения
разработаны в психологии наиболее детально. Так на начальном этапе
профессиональное самоопределение носит двойственный характер:
осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор
профессиональной сферы - социальный выбор. Если конкретное
профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то подросток
пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его
конкретизацию.
Сформированная система ценностей является необходимым
условием готовности к самостоятельной жизни.
К социально-психологическим параметрам «готовности к
самостоятельной жизни» следует отнести самостоятельность как
необходимый аспект самоопределения. Самостоятельность является
психологической основой сознательного поведения.
К 15-16 годам подросток имеет относительно устойчивое
представление о самом себе. К 16-17 годам наступает самоопределение,
которое характеризуется осознанием себя в качестве члена общества,
конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, а также
выражается в определении смыслов своего собственного существования.
Личностное самоопределение не завершается в подростковом и раннем
юношеском возрасте, а становится базисом собственного дальнейшего
развития.
Психологами были сформулированы основные характеристики
социально-психологической готовности к самостоятельной жизни,
определены параметры «готовности».
1.
Самоопределение (включает самосознание, систему
мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную
направленность).
2.
Интеллектуальная готовность - определенный уровень
познавательного развития; уровень, который позиционирует молодого
человека в его «социальной нише».
3.
Устойчивый эмоциональный фон предполагает
уравновешенность личности в ситуациях различной сложности.
4.
Коммуникативные навыки помогают человеку не только
успешно общаться, но и получать необходимую информацию и
использовать ее адекватно ситуации.
Таким образом, чтобы подготовить обучающихся техникума к
активной самостоятельной жизни педагогическому коллективу необходимо
психологически подготовить обучающихся к самостоятельной жизни -
научить действовать самостоятельно, следуя собственным целям и
намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира. Через
вовлечение обучающихся в подготовку и проведение внеклассных
мероприятий в техникуме, участие в спартакиадах по различным видам
спорта, занятия в кружках по интересам и спортивных секциях,
заинтересованность в общегрупповых делах и т.д...