Напоминание

"Социально-педагогическая готовность подростков к самостоятельной жизни"

Автор: Бобырева Анна Николаевна
Должность: зам.директора по УВР, преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Моздокский аграрно-промышленный техникум"
Населённый пункт: г.Моздок, РСО-Алания
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Социально-педагогическая готовность подростков к самостоятельной жизни"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Социально-психологическая готовность подростков к

самостоятельной жизни»
Для того чтобы раскрыть понятие социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни, необходимо определить психологический смысл понятия «самостоятельная жизнь». В основу могут быть положены психологические качества развитой личности: активная жизненная позиция; стремление реализовать себя; сознательное принятие идеалов общества и превращение их в личные для человека убеждения и ценности. Человек начинает самостоятельную жизнь, когда погружается в различные общественные сферы - семью, работу, государственные и международные отношения. Индивиду необходимо к ним адаптироваться, то есть успешно учиться, работать, создавать семью, что станет залогом его психологического здоровья. Для успешной адаптации человеку необходимо: • разделять ценности, нормы и идеалы, на основе которых и в соответствии с которыми живет общество, быть «включенным» в его культуру; • иметь свою уверенную позицию по отношению к разным сферам общественного бытия - от философской до бытовой, уметь действовать в соответствии с ней (позицией); • самостоятельно принимать решения и быть за них ответственным; • самостоятельно определять, планировать свою жизнь, свои действия и выполнять их, обеспечивая себя всем необходимым для жизни (от материальных до духовных благ); • позиционировать себя как частичку общества, продуктивно взаимодействовать с людьми - вступать с ними в деловые и дружеские отношения, создавать семью. Исходя из вышеперечисленного, психологическая готовность к самостоятельной жизни предполагает сформированность у человека социально-психологических механизмов, обеспечивающих благоприятное вхождение в социум, а также определенный уровень развития личностной сферы. Ключевым механизмом самоопределения личности является самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, выполняемые самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая
относительную стабильность и независимость личности . Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностных достижений индивида. Во-первых, самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и, во-вторых, через искания молодым человеком смысла своего существования. Только к концу юношеского возраста, по окончанию учебного заведения, эта двуплановость ликвидируется. Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод, что основным психологическим новообразованием раннего юношеского возраста следует считать не самоопределение (личностное, профессиональное, шире - жизненное), а психологическую готовность к самоопределению. Психологическая готовность к самоопределению предполагает: • сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего, самосознания (способность сознательно анализировать свои переживания, свои сильные и слабые стороны, познавать себя как личность, отличную от других); • развитость нравственных установок, ценностных ориентации и временной перспективы, которая является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой надежды, опасения, стремления, связанные с более или менее отдаленным будущим. Временная перспектива формируется на протяжении всего детства стихийно через усвоение общекультурных, социальных, ценностных установок родителей, развитие мотивационной сферы; • становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов. Вместе с тем, психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место предполагает «не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у обучающегося сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного роста его личности сейчас и в будущем». Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все ценности, оценки, переживания детства должны быть синтезированы, он должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, провести переоценку самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Непреодоленный кризис идентичности ведет к
состоянию острой диффузии идентичности и составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Происходит регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса. У подростка возникает чувство изоляции и опустошенности, страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола, враждебность к признанным общественным ролям. Если подросток успешно справляется с задачей обретения идентичности, у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда ему идти дальше. Из всего круга вопросов, относящихся к проблеме самоопределения, вопросы профессиональног о самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. Так на начальном этапе профессиональное самоопределение носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор профессиональной сферы - социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то подросток пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Сформированная система ценностей является необходимым условием готовности к самостоятельной жизни. К социально-психологическим параметрам «готовности к самостоятельной жизни» следует отнести самостоятельность как необходимый аспект самоопределения. Самостоятельность является психологической основой сознательного поведения. К 15-16 годам подросток имеет относительно устойчивое представление о самом себе. К 16-17 годам наступает самоопределение, которое характеризуется осознанием себя в качестве члена общества, конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, а также выражается в определении смыслов своего собственного существования. Личностное самоопределение не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, а становится базисом собственного дальнейшего развития. Психологами были сформулированы основные характеристики социально-психологической готовности к самостоятельной жизни, определены параметры «готовности». 1. Самоопределение (включает самосознание, систему мотивов и ценностей, временную перспективу и профессиональную направленность).
2. Интеллектуальная готовность - определенный уровень познавательного развития; уровень, который позиционирует молодого человека в его «социальной нише». 3. Устойчивый эмоциональный фон предполагает уравновешенность личности в ситуациях различной сложности. 4. Коммуникативные навыки помогают человеку не только успешно общаться, но и получать необходимую информацию и использовать ее адекватно ситуации. Таким образом, чтобы подготовить обучающихся техникума к активной самостоятельной жизни педагогическому коллективу необходимо психологически подготовить обучающихся к самостоятельной жизни - научить действовать самостоятельно, следуя собственным целям и намерениям, но в соответствии с нормами окружающего мира. Через вовлечение обучающихся в подготовку и проведение внеклассных мероприятий в техникуме, участие в спартакиадах по различным видам спорта, занятия в кружках по интересам и спортивных секциях, заинтересованность в общегрупповых делах и т.д...