Напоминание

"Холокост - помнить или забыть?"

Автор: Кудрявцева Наталья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Лесная СОШ
Населённый пункт: село Лесное, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Холокост - помнить или забыть?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методическая разработка
классного час на тему:



«Холокост – помнить или

забыть?»
Работу выполнил: учитель истории МОУ СОШ Лесная СОШ Лесного района Тверской области Кудрявцева Н.В.
2014 г.

Цели урока:


Образовательная:
1) активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем: “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”; 2) закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность”, “Холокост”, «антисемитизм», «юдофобия», «геноцид»; 3) раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов 4) показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма; 5) показать итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас.
Воспитательная
: 1) воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму, 2) научить сопереживать, нравственно и гуманно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг друга; 3) на примере холокоста, показать негативные стороны расовых, национальных войн. 4) раскрытие сущности толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;
Развивающая:
1) развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы; 2) умение работать с текстом исторического источника, анализировать его, делать выводы; 3) умение вести дискуссию.
Учебное оборудование:
1) компьютер и проектор 2) презентация «Холокост – помнить или забыть?»; 3) композиция Т. Альбиони «Адажио»; 4) документы; 5) стихотворение Евтушенко «Бабий Яр»
План:
1) Зарождение антисемитизма в Германии. История холокоста до Второй мировой войны (1933-1939 гг.) 2) Вторая мировая война и Холокост. 3) Итоги холокоста.
Используемая литература:
1) Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001 2) Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001. 3) Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов.- М., 1996. 4) Методические рекомендации по проведению «Урока толерантности, посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста»
.
Под ред. А.Л. Семенова и Н.И. Яковлевой. М., 2009 5) Черная книга/ В. Гроссман, И. Эренбург.- Иерусалим, 1980.

1. Вступительное

слово –

объяснение цели

урока
. Слайд 1. Как вы уже знаете, 27 января 2014 г. исполнилось 69 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте я хотела бы поговорить на нашем классном часу. Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

2. Зарождение

антисемитизма в

Германии.

История

холокоста до

Второй мировой

войны (1933-1939

гг.)
Итак, термин холокост мы с вами уже встречали, изучая темы «Фашизм в Германии» и «Вторая мировая война». Давайте вспомним, что этот термин обозначает. Слайд 2-3.
Холокост
(с греч. яз. Holocaust - "всесожжение") - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. По словам Леонида Коваля: "Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…" На уроках истории мы изучали термины, по своему определению схожие с Холокостом: антисемитизм, юдофобия, геноцид, фашизм, национализм. Давайте вспомним, что же они обозначают. Слайд 4-5.
Антисемитизм
- вид национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям как народу. "Антисемитизм - это международный язык фашистов" (И. Эренбург). Слайд 6.
Юдофобия
- дословно "страх перед евреем" - нетерпимость к евреям, синоним антисемитизма. Слайд 7.
Геноцид
- уничтожение или преследование людей по признаку определенной общности или происхождению. Но это не обязательно предполагает немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид выступает как ряд спланированных акций, следующих одна за другой или происходящих одновременно; их цель - уничтожение тех черт народа, которые определяют его своеобразие. Этническая группа лишается возможности вести нормальную жизнь; происходит ликвидация общественных и политических институтов этноса, организуется дискриминация национальной культуры, языка, религии. Ликвидируются условия полноценного экономического существования; представителей народа лишают свободы, здоровья, унижают их человеческое достоинство. Слайд 8-9.
Фашизм
- форма тоталитаризма, открыто террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы, опирающаяся на прямое насилие. Слайд 10.
Национализм
– идеология и политика, основа которых – идеи национальной исключительности, национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общности. Слайд 11. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Учащиеся дают сами определение слова Холокост. Затем записывают его в тетрадь. Учащиеся дают сами определение антисемитизма, юдофобии, геноцида, фашизма, национализма. Затем записывают их в тетрадь.
Еврейского народа – Адольф Гитлер. В 1932 году к власти пришла Национал Социалистическая Рабочая Партия Германии (нацисты), а в январе 1933 года Гитлер был назначен канцлером Германии. Нацистская партия сформировалась в 1919 году. Свой путь к диктатуре А.Гитлер начал со своего вступления в Мюнхене в нацистскую партию. Вскоре он оказался в числе руководителей этой партии, отличившись публичными выступлениями против евреев. Причины антисемитизма: экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой Мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе. Слайд 12. «Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории. ...К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов с помощью революционных переворотов. Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал-социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал-социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества». Прослушав отрывок из книги Гитлера «Моя борьба», скажите, почему же Гитлер хотел искоренить еврейский народ? Итак, в книге "Mein Kampf" ("Моя борьба") Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил Ученик, который заранее получил задание найти в книге Гитлера «Моя борьба», причины уничтожения евреев, читает отрывок всему классу. Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу.
беспощадную борьбу против еврейства - за чистоту немецкой (арийской) расы. Он считал себя признанным спасти мир от "еврейского засилья". Вскоре Гитлер перешел от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже и к их физическому уничтожению. Слайд 13. 15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы - законы "О защите немецкой крови и немецкой чести". Давайте послушаем выдержки из данного документа. Скажите, в чем суть данного закона? Таким образом, Нюрнбергским законом запрещаются браки немецкого населения с евреями. А те, кто вступает в такой нравный брак, подвергаются наказанию. Слайд 14. 14 ноября 1935 г. нацисты приняли Положение о национальном гражданстве. Впервые в юридическом документе было сформулировано, кто есть еврей, и определен статус метисов. Условием любой государственной службы становится арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении. Так же говориться о том, что еврей не может быть гражданином Рейха. Слайд 15. В 1937 году нацисты переходят от теории к практике. Они начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Молодых еврейских девушек стерилизовали и использовали в качестве проституток для немецких солдат. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры. В 1933-1939 гг. Германию покинули около 250 тысяч евреев (эмигранты перебирались главным образом в США, Великобританию и Палестину). Из оставшихся в стране нацистский режим пережили лишь несколько тысяч … Слайд 16-17. В ночь на 4 ноября 1938 г. произошел еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь» (ночь битых стекол). Тогда Ученик, который заранее получил задание найти текст данного документа, зачитывает отрывок из него всему классу. Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу. Ученик, который заранее получил задание найти текст данного документа, зачитывает отрывок из него всему классу. Ученики записывают дату в тетрадь.
погибли около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.
3. Вторая

мировая война и

Холокост.
Новый период Холокоста начинается в 1939 г., когда Германия развязывает войну со странами – участницами Антанты ( Англия, Франция, США, СССР). После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе "нового порядка". Самые жуткие планы вынашивались в отношении евреев. Слайд 18. В секретном приказе начальника службы безопасности Рейнхарда Гейдриха от 21 сентября 1939 г. была определена политика нацистов по отношению к евреям Польши. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов - в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации. Как правило, гетто создавались в городах и населенных пунктах, находящихся на железнодорожных путях, - с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было легко вывозить в лагеря смерти. Миллионы евреев к концу 1940 г. были изолированы в гетто на территории Польши. Там они ожидали своей участи, голодая, претерпевая лишения, страдая от эпидемий и подневольного труда. Слайд 19. Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили Запись термина в тетрадь.
большинство жертв. Каждая айнзацгруппа в составе 400-900 солдат была разбита на оперативные айнзацкоманды. По мере продвижения немецких армий айнзацгруппы приступали к своей кровавой работе. Группа "А" действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа "Б" - в Белоруссии и на Московском направлении, группа "С" - на Украине, группа "Д" - на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе. Массовые убийства советских евреев осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев. Айнзацгруппам не удалось полностью уничтожить евреев на оккупированных территориях. К концу 1941 г. эту задачу возложили на полицию и отряды СД. Убийства евреев продолжались при участии местных полицаев, сотрудничавших с органами СД. Слайд 20. Яркий пример действий айнзацгрупп, это массовый расстрел гражданского населения, главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками 29- 30 сентября 1941 г. на Бабьем Яре. Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек. Слайд 21. Послушайте известное стихотворение Евтушенко, которое посвящено трагедии на Бабьем Яре. (Звучит композиция Т. Альбиони «Адажио») Слайд 22- 28. В 1942 г. было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). В конце 1941 - начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Ученик, который заранее получил задание выучить стихотворение Евтушенко «Бабий Яр», читает его всему классу.
Прибалтики, из западной части России. Большое количество советских солдат и гражданского населения СССР попадали в лагеря – смерти. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане. Из записей заместителя государственного секретаря имперского Министерства иностранных дел Мартина Лютера во время поездки в лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим-Бжезинка). (Звучит композиция Т. Альбиони «Адажио») "Лагерь. Первое впечатление - сами масштабы сооружений, протянувшихся, по словам Гесса, коменданта лагеря, на два километра в ширину и четыре в длину. Внутри лагеря, насколько хватает глаз, сотни деревянных бараков, покрытых зеленым толем. В южном секторе лагеря железнодорожная ветка длиной приблизительно 1,5 километра. По обе стороны проволочные заграждения на бетонных столбах и, кроме того, деревянные наблюдательные вышки с пулеметными гнездами. С западной стороны над деревьями возвышается извергающая дым квадратная фабричная труба из красного кирпича. Пространство вдоль железнодорожной линии начинают заполнять эсэсовцы, некоторые с собаками, а также выделенные им в помощь заключенные. Вдали раздается паровозный гудок. Через несколько минут в ворота медленно въезжает локомотив, выбрасываемый им пар поднимает тучи желтой пыли. Он останавливается прямо перед нами. Позади закрываются ворота. Это эшелон евреев из Франции. По моим подсчетам, в поезде около шестидесяти товарных вагонов с высокими деревянными бортами. Войска и выделенные заключенные окружают поезд. Отпирают и отодвигают двери. Вдоль поезда раздаются одни и те же команды: "Всем выходить! Ручную кладь забрать с собой! Весь тяжелый багаж оставить в вагонах!" Первыми выходят мужчины: жмурясь от света, прыгают вниз - полтора метра, потом помогают женщинам, детям и старикам и принимают вещи. Состояние прибывших жалкое - грязные, пыльные, показывая на рот, протягивают миски и чашки, плачут от жажды. В вагонах остаются лежать мертвые и неспособные двигаться больные. Эсэсовские охранники строят способных идти в две шеренги. Крики разлучаемых людей. После многочисленных команд колонны трогаются в противоположных направлениях. Ученик, заранее получивший задание найти воспоминания о концлагерях, читает отрывок из записок заместителя государственного секретаря имперского Министерства иностранных дел Мартина Лютера во время поездки в лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим- Бжезинка).
Трудоспособные мужчины направляются в сторону рабочего лагеря. Остальные двигаются в сторону деревьев. Заключенные в полосатых одеждах вскарабкиваются в вагоны, выволакивая оттуда багаж и трупы. В колонные почти две тысячи человек: женщины с младенцами на руках, цепляющиеся за юбки детишки, старики и старухи, подростки, больные, сумасшедшие. Они движутся по пять человек в ряд по шлаковой 300-метровой дороге, проходят во двор, попадают на другую дорогу, в конце которой двенадцать бетонных ступеней ведут в огромный, стометровой длины подвал. Вывеска на нескольких языках (немецком, французском, греческом, венгерском) гласит: "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение, десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок. Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!" Люди стесняются, смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные холуи, подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают себя. Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение, такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны, расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери закрываются. По траве, растущей на крыше сооружения, подпрыгивая, едет небольшой фургон со знаками Красного Креста. Останавливается. Из машины появляются офицер СС и врач в противогазах, несущие четыре металлические канистры. Из травы в двадцати метрах друг от друга выступают незаметные бетонные трубы. Врач и эсэсовец поднимают крышки на трубах и высыпают желтовато-лиловое зернистое вещество. Снимают противогазы и закуривают на солнышке. Тишина в помещении нарушается лишь глухим стуком, раздающимся в дальнем конце помещения позади чемоданов и груд еще не остывшей одежды. В дубовые двери вставлен небольшой стеклянный глазок. Я заглядываю в него. По
глазку бьют кулаком, и я отдергиваю голову… Возвращаемся в подземное сооружение. В воздухе громкое жужжание электромоторов - патентованная система удаления газа "Эксхатор". Двери открываются. Трупы навалены в одном конце; руки искусаны, исцарапаны. Входит "зондеркоманда" евреев в резиновых сапогах и фартуках, в противогазах. Скопления газа держатся на уровне пола до двух часов. Обмывают из шлангов скользкие трупы. Чтобы оттащить их к четырем двухдверным лифтам, на кисти рук набрасываются веревочные петли. Крематорий. Удушающая жара: 15 печей работают на полную мощь. Оглушительный шум: дизельные вентиляторы раздувают пламя. Трупы из лифта выгружаются на конвейер (металлические катки). Кровь и т.п. стекают в бетонный желоб. Стоящие с обеих сторон парикмахеры бреют головы. Волосы собирают в мешки. Кольца, бусы, браслеты и т.п. бросают в металлический ящик. В конце зубная команда - 8 человек с крючками и щипцами - удаление золота (зубы, мосты, пломбы). Трупы сбрасывают в печи с металлических тачек. В лагере четыре такие газовые камеры с крематорием. Пропускная способность каждой - по 2000 трупов в сутки; итого 8000. Обслуживается еврейской рабочей силой, заменяемой каждые 3 месяца. Операция, таким образом, осуществляется по принципу самообслуживания; секреты исчезают вместе с их носителями. Самая большая головная боль в отношении секретности - зловоние, а по ночам пламя из труб, видимое на много километров, особенно воинским эшелонам, направляющимся по основной линии на Восток". Итак, концлагеря – это лагеря смерти, в которых издевались, ставили опыты над людьми, использовали как рабочую силу, расстреливали, заживо сжигали. Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые". В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория. В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.
Крайне отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых евреев невероятно тяжелые условия жизни: голод, холод, каторжный труд, постоянное унижение человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда, распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие местности.
4. Итоги

холокоста
. Слайд 30. Этот страшный, ужасный и кровопролитный период в истории человечества закончился 27 января 1945 г. Именно в этот день солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима. Слайд 31-32. За период Холокоста было уничтожено около 16 000 000 человек. Из них 6 000 000 евреев, 5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов. Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР. Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно. Слайд 33. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста. В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению. Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ. Запись даты в тетрадь.
Итак, ответьте на вопрос нашего классного часа «Холокост - помнить или забыть»? Таким образом, этот кровавый и нечеловеческий период Холокоста в мировой истории и истории России, занимает важное место. И каждый из нас должен это помнить. Помнить о жертвах Холокоста, которые умирали мученической смертью. Помнить горе, которое пережили люди, вернувшиеся из лагерей- смерти. Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше сил требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные… Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла, осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Хочу закончить наш урок высказыванием Бауэра: "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». Учащиеся высказывают свое мнение по вопросу помнить или забыть Холокост.