Напоминание

"Проектная деятельность как способ познания окружающего мира старшими дошкольниками"

Автор: Вантеева Елена Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21
Населённый пункт: город Канск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность как способ познания окружающего мира старшими дошкольниками"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектная деятельность как способ познания окружающего мира

старшими дошкольниками

Вантеева Е. И., воспитатель
МБДОУ № 21 «Золотой ключик» город Канск, Красноярский край Ребёнок – дошкольник с большим интересом изучает окружающий его мир. Он очень рано начинает интересоваться окружающей действительностью. Все малыши – «почемучки». Потребность в познании - это важная особенность детства. От того, как взрослые отвечают на их бесчисленные вопросы, и зависит, угаснет или разовьется природная любознательность ребят. Скажем, когда ребенок задает вопрос о причинах каких-либо явлений, взрослый может прямо ответить на него, объяснить, а может так организовать опыт самого ребенка, что ответ будет найден им самим. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы, диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектная деятельность. Работа в проектном режиме – это организация деятельности ребенка в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проект «Мы - цветоводы» позволил организовать в летний период работу с детьми и родителями по выращиванию рассады цветов на своих дачных участках и огородах. У родителей появилась возможность вместе с детьми проследить весь процесс роста и развития растения, фиксировать этот рост на фото и видео, в рисунках и рассказах детей; дать детям представление о разнообразии цветковых растений. Проект «Мы – цветоводы» «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные дни. И дома и на работе, весной и в лютый мороз, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становиться жизнь. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Вот и мы с детьми решили принести радость себе и окружающим нас людям. Поэтому мы работали по этому проекту.
Цель проекта. Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира. Задачи проекта.  Учить детей сеять семена цветущих растений на рассаду.  Учить ухаживать за рассадой, создавать благоприятные условия произрастания.  Развивать исследовательскую и практическую эколого- ориентированную деятельность детей.  Включить родителей в процесс экологического воспитания детей.  Вызывать у детей положительную эмоциональную реакцию на образы, связанные с красотой цветущих растений.  Воспитывать у детей заботливое, бережное отношение к цветущим растениям, умение видеть их красоту.  Воспитывать у детей интерес к окружающей природе, пробуждать эстетические чувства, желание сделать мир красивее. Реализация проекта осуществляется в форме конкретных, практических, общественно-значимых дел. Продолжительность – 6 месяцев (с мая по октябрь). Проект представляет собой цикл творческих, эколого-ориентированных дел с участием детей, педагогов и родителей. I подготовительный этап Цель. Осуществить необходимую подготовку к реализации проекта. 1. Разработать план действий. 2. Беседы с детьми и родителями с целью создания положительной мотивации для выращивания цветов на своем приусадебном участке. 3. Консультации с родителями по данному проекту. II исследовательский этап Цель. Развивать эколого-ориентированную деятельность детей (исследования, творчество, эксперименты, наблюдения, практическая деятельность), познакомить детей с разнообразием цветущих растений. Действия. 1. Наблюдения на прогулке за цветами. 2. Посадка семян цветов. Выращивание рассады (в детском саду). 3. Самостоятельные практические действия детей по уходу за растениями. 4. Наблюдения за ростом растений, фиксация их в рисунках и фотографиях. 5. Совместная деятельность детей и родителей по составлению описательных рассказов. Записывание рассказов, стихов в альбом «Мой любимый цветок». 6. Составление гербария из засушенных цветов. 7. Сбор семян цветов. 8. Составление букетов – икебаны. III обобщающий этап
Цель. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, основанное на собственных экологических знаниях, наблюдениях и практическом опыте, развивать эстетический вкус, желание сделать мир красивее. - Праздник «Бал цветов». Заключительным этапом реализации проекта был праздник, где дети с помощью сценических образов рассказывали о цветах, о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры населения, тем более, что в школьные программы элементарные экологические знания включены совсем недавно, и старшее поколение, как правило, не имеет экологической подготовки. Обязательным атрибутом каждого праздника стали разнообразные выставки. И как всегда детей ждали призы и награды за их неоценимый вклад в выращивании цветущих растений. Исходя из основной цели проекта «Мы - цветоводы», педагоги стремились дать детям необходимые знания о многообразии цветущих растений, их связь со средой обитания. Наблюдая вместе с детьми за изменениями растений в процессе роста и развития, в групповой комнате проводился практический опыт: «Где быстрее взойдут семена», суть которого сводилась к тому, что одни высаженные семена дети поставили в темное место, а другие нет. В результате чего семена, которые стояли на окне, взошли быстрее. Дети самостоятельно сделали вывод, что на свету семена взошли быстрее, чем в темном помещении. Налицо была установлена причинно-следственная связь - одним из факторов, необходимых для роста растений, является свет. Другие факторы, такие как тепло, влага, почва, взрослые вместе с детьми устанавливали также путем эксперимента. В процессе наблюдений за ростом и развитием растений мы стремились формировать у детей не только определенные знания, но и правильное отношение к цветковым растениям. Организация совместной познавательно – поисковой деятельности открыла большие возможности для развития интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов личности ребенка, способствовала развитию его познавательных и творческих способностей, привитию элементарных практических навыков и умений по уходу за растениями. Деятельность детей, производимая от всего сердца и с определенной целью, обеспечила формирование их нравственного потенциала, определила мотивы их будущих положительных поступков по отношению к окружающей природе, и что немаловажно научила детей дружить. Данный проект позволил организовать в летний период работу с детьми и родителями по выращиванию цветов на своих дачных участках и огородах. У родителей появилась возможность вместе с детьми проследить весь процесс роста и развития растения, фиксировать этот рост на фото и видео, в рисунках и рассказах детей; дать детям представление о полезности некоторых цветущих растений, об их красоте.
Работа по проекту дала родителям возможность в условиях семьи прививать детям определенные практические навыки и умения, использовать при этом свой личный пример, проявить творческие способности. По отзывам родителей можно сделать вывод, что данная деятельность помогла им сблизиться, установить контакт, привить понимание того, что состояние растений зависит от условий, в которых они произрастают, способствовала формированию у детей желания участвовать в практической деятельности.
Список литературы:
1. Боровлева А. В. Проектный метод – как средство повышения качества образования. // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 7. – С. 76-83. 2. Киселева Л. С., Данилина Т.А и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2005. – 96с. 3. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 39-44. 4. Реброва В. И. Проектная деятельность в образовательной практике современного детского сада. // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2012. - №1. – С. 3-6. 5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2004.- № 4. – С. 99-101.