"Внедрение физкультурно-спортивного комплекса "ГТО" в деятельность дошкольного образовательного учреждения как условие здорового образа жизни"

Автор: Осминина Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/с №20"
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Внедрение физкультурно-спортивного комплекса "ГТО" в деятельность дошкольного образовательного учреждения как условие здорового образа жизни"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект

«Внедрение физкультурно-спортивного комплекса

«ГТО» в деятельность дошкольного образовательного

учреждения как условие здорового образа жизни»

Автор:
воспитатель МАДОУ МО «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №20» с приоритетным осуществлением художественно-этетического развития воспитанников Осминина Лариса Юрьевна Тел.: 89228225455
Содержание
1
1. Введение cтр. 3 2. Основная часть  Актуальность выбранной темы  Цели и задачи проекта  Объект и предмет проекта  Участники проекта  Этапы и сроки реализации проекта  Возможные риски  Ожидаемые результаты  Новизна проекта стр.4 3 Заключение cтр. 13 4 Список использованных документов и источников информации cтр. 14 5 Приложение cтр. 16
Введение
В настоящее время существенным фактором, оказывающим влияние на состояние здоровья подрастающего поколения, выступают неблагоприятные социальные и экологические условия. Неблагоприятная экологическая обстановка существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности воспитательно-образовательного процесса. 2
Причиной ухудшения здоровья детей является и нарушение правил здорового образа жизни. Статистика свидетельствует о том, что в стране наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки в наше время по мышечной силе и выносливости на 10-18% уступают своим сверстникам 60-х годов XX века. Акселерация заменяется отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. При этом регулярными занятиями спортом охвачено не более 10% молодежи. Комплекс ГТО будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, способствующим дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей. Создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины. В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих основ личности, как гражданственность и патриотизм. Подготовка детей к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в образовательных учреждениях, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно.
Основная часть

Актуальность темы проекта.
Период жизни, когда ребёнок посещает дошкольное образовательное учреждение, выступает основополагающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Данный факт объясняется тем, что в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наряду 3
с этим фактом, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показывают, что у значительной части детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии. Данная ситуация прослеживается и среди более взрослого населения страны. Исправить положение и достичь повышения уровня здоровья, призван ряд решений, принимаемых на государственном уровне. Главным из них явилось введение в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Весомую роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов, занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек. Таким образом, на современном этапе развития общества, в свете популяризации здорового образа жизни, трамплином в физическом воспитании подрастающего поколения, который способствует внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей и формированию привычки к здоровому образу жизни становится детский сад. Следовательно, внедрение комплекса ГТО в деятельность дошкольного образовательного учреждения считаем целенаправленным и вполне обоснованным. Исходя из вышеизложенного,
проблемы,
на решение которых направлен проект, мы определили следующим образом: - возрастающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья и вторичными проявлениями различных нарушений; 4
- отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников воспитательно-образовательного процесса к активным видам физкультурно- спортивной деятельности; - недостаточное привлечение всех участников воспитательно- образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой; - отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни среди родителей. Существование этих проблем позволяет выдвинуть
тему
проекта: «Внедрение физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения как условие здорового образа жизни».
Цель проекта:
теоретически обосновать и проверить эффективность развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков детей 6-7 лет посредством внедрения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Объект:
процесс развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков детей 6-7 лет.
Предмет:
внедрение физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи
проекта. 1. Изучить и обобщить теоретическую основу и практику использования комплекса «ГТО». 2. Изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательное учреждение. 3. Рассмотреть формы и методы стимулирования детей подготовительной к школе группы к двигательной активности как средств повышения мотивации к здоровому образу жизни. 5
4. Разработать и апробировать систему внедрения физкультурно- спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Содержание и суть проекта заключаются в повышении компетентности педагогов в области физического воспитания; организации и проведении встреч детей со спортсменами различных видов спорта, учащимися и преподавателями специализированных детско-юношеских спортивных школ города Бугуруслана; обогащении знаний детей о физической культуре; создании мотивации к занятиям физической культурой и спортом; обеспечении доступности для детей дошкольного возраста посещения спортивных школ и просмотра мастер-классов; организации мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру спорта; приобщении учащихся и преподавателей специализированных детско-юношеских спортивных школ города Бугуруслана к просветительской деятельности. Основой для реализации проекта являются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. Успех работы по реализации проекта зависит от многих составляющих. Коллективу дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо: -изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы; -осуществлять личностно-ориентированный подход к детям в процессе физкультурно-оздоровительной работы; -апробировать систему внедрения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Итак, формы работы с детьми по данному направлению разнообразны: 1. Специально организованная деятельность: - гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов; - гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.); 6
- занятия НОД по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно- диагностические, тренирующие с пособиями и подарками); - подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения; - оздоровительный бег, босохождение; - динамические паузы; - бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж); - гимнастика пробуждения; - закаливающие мероприятия (см. приложение 1) (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны); - кислородный коктейль; - чесночно-луковая ингаляция; - массаж; - рациональное питание; - психологическая поддержка; - прием детей на улице в теплое время года; - оснащение спортинвентарем. 2. Совместная деятельность с детьми : индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья. 3. Самостоятельная деятельность детей в спортивном уголке, на спортплощадке. 4. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно- оздоровительной работы : совместная физкультурно-досуговая деятельность (см. приложение 2), наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки), организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации 7
двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни, анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой». Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей.
Участники проекта:
- Воспитанники ДОУ. - Учащиеся Ледового Дворца, МБОУ ДОД ДЮСШ Олимп , ДОД ДЮСШОУ МУ, СДЮШОР им. М.Р. Борова, Детско-Юношеской Спортивной Школы. - Педагогические работники ДОУ. - Педагогические работники Ледового Дворца, МБОУ ДОД ДЮСШ Олимп, ДОД ДЮСШОУ МУ , СДЮШОР им. М.Р. Борова , Детско- Юношеской Спортивной Школы (тренеры-преподаватели и хореографы). - Родители детей-участников проекта, которые могут: участвовать в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта; быть сопровождающими детей в выездных мероприятиях; способствовать закреплению и расширению у детей представлений о физической культуре и спорте и т.п. Распределение функций участников проекта: - Воспитатели группы. Самообразование (накопление знаний об основах использования комплекса «ГТО», истории, великих спортсменах, направленном воздействии физических упражнений на разные группы мышц). Разработка конспектов НОД, бесед, праздников и их проведение. Диагностика уровня физической подготовленности детей. Подбор литературы, иллюстраций по теме. Разучивание стихов, песен, танцев и т.д. - Дети. НОД физкультурно-оздоровительного цикла, прогулки тренирующего характера, экскурсии. Участие в праздниках, досугах, играх- эстафетах. Посещение соревнований, спортивных секций. Разучивание стихов, танцев, песен и т.д. - Родители. Участие в сборе информации. Оформление стенгазеты, фотоальбома, стенда. Посещение с детьми спортивных секций. Участие в праздниках, развлечениях. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования и т.д. 8
Работа по проекту планируется по следующим
этапам
: Первый этап «Теоретический». Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов по выявленным проблемам и способам их решения; создание необходимых условий для внедрения комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения (см. Приложение 3). Сроки: сентябрь 2014 года – май 2015 года. Второй этап «Практический». Работа по реализации задач проекта с воспитанниками и их родителями (см. приложение 4). Сроки: сентябрь 2015 года – май 2016 года. Третий этап «Заключительный». Тестирование детей по нормам комплекса «ГТО» (см. приложение 5). Подведение итогов. Презентация материалов проекта. Сроки: июнь 2016 года.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок для двигательной активности ребенка; 2. Информационная папка; 3. Выставка творческих работ в приёмной дошкольного учреждения на тему «Мой любимый вид летнего спорта», «Какие я знаю зимние виды спорта»; 4. Уголок нетрадиционного физического оборудования; 5. Спортивная площадка, оснащенная спортивным инвентарем, оборудованием, участки детского сада, оснащенные спортивным оборудованием. 6. Технические средства обучения: магнитофон, аудио- и видеоматериалы. 7. Наглядно – образный материал: иллюстрации и репродукции (великих спортсменов, виды спорта); игровые атрибуты для подвижных игр и др.
База реализации проекта:
группа участников, с которыми осуществляется работа по проекту, формируется из числа воспитанников и их родителей Муниципального автономного дошкольного образовательного 9
учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад общеразвивающего вида №20» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников, посещающих подготовительную к школе группу в возрасте от 6 до 7 лет. Таблица 1
Возможные риски при внедрении комплекса ГТО в дошкольное

образовательное учреждение и способы их снижения
Виды рисков Отрицательное влияние Меры по снижению риска Низкий уровень мотивации педагогов, воспитанников, родителей при реализации проекта Ухудшение качества выполнения предусмотренных проектом задач. Информационно- просветительская работа на собраниях, круглых столах и т.д. Разработка механизма поощрения педагогов, воспитанников и родителей. Освещение в средствах массовой информации и официальном сайте детского сада материалов о достижениях участников проекта и их перспективах Недостаточное количество спортивного инвентаря, наглядно-образного оборудования, повышенная нагрузка на Недостаточная материальная база Участие в конкурсах, поиск внебюджетных средств 10
спортивные сооружения. Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан. Для всех, участвующих в выполнении комплекса ГТО, включить различные системы мотивации: 1. система мер награждения и поощрения, успешно выполняющих нормы ГТО; 2. система мер награждения и поощрения организаторов и активных участников внедрения Комплекса; 3. создание полноценного бренда и соответствующей линии атрибутики: отличительные знаки, браслеты, сувениры, технические средства; 4. учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение в общеобразовательное учреждение.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированная система стимулов для всех участников воспитательно-образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО. 2. Рост профессионального мастерства воспитателей. 3. Высокий уровень общефизического развития участников воспитательно-образовательного процесса. 4. Уменьшение числа заболеваний дошкольников по отношению к 2014 году. 11

Новизна проекта
заключается в возрождении системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностям общества.
Заключение
В данном проекте проанализирована теоретическая основа и практика использования физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»; изучена нормативно–правовая база, определяющая правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в дошкольное образовательное учреждение; рассмотрены формы и методы стимулирования детей подготовительной к школе группы к двигательной активности как средства повышения мотивации к здоровому образу жизни; разработана система внедрения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Также в проекте представлено ресурсное обеспечение проекта, рассмотрены возможные риски реализации проекта и пути их минимизации. Предлагаемые материалы реализации проекта могут непосредственно использоваться в практике образовательного процесса в детском саду, позволят педагогам совершенствовать процесс формирования физических качеств воспитанников. Предложенные дорожная карта и план мероприятий по работе с детьми и родителями позволят внедрить систему подготовки воспитанников к сдаче нормативов ГТО эффективно. Реализация предложенного проекта будет способствовать модернизации системы физкультурно-спортивного движения, созданию эффективной системы физического воспитания и развития массового спорта и формированию стойкого неприятия вредных привычек. Это существенно повысит возможности использования средств физической культуры и спорта 12
в социально-экономическом развитии страны, активном вовлечении граждан Российской Федерации в систематические занятия физической культурой и спортом.
Список использованных документов и источников информации

1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
5.
Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов – к Труду и Обороне СССР» (ГТО). M.: ФиС, 1976.
6.
Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно- оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб.-метод. Пособие. – Омск, 2002.
7.
Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2005.
8.
Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
9.
Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004.
10.
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
11.
Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М.: Мозаика- Синтез, 2005г. 13

12.
Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет. - Ярославль, 2003.
13.
Харченко Т.Е. «Физкультурные праздники и развлечения». – М.: Детство-Пресс, 2009.
14.
Интернет ресурс:
Приложение 1
14

Гимнастика для глаз.
Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренжерам В.Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками ( по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 минут писать, рисовать или смотреть телевизор.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям, страдающим заболеванием органов дыхания, помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков. В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой (в игровой форме), задержку дыхания (по К.П. Бутейко) и некоторые дыхательные упражнения йогов. В конце занятий физкультурой можно проводить релаксационное дыхание под музыку . Структуру релаксационного дыхания составляют длина, частота и соотношения между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации. Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин. Заниматься можно стоя, сидя, лежа на спине.
ИГРОВОЙ МАССАЖ
15
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2–3 раза в день. «Поиграем с носиком» I. Организационный момент. «Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. II. Основная часть. Игровые упражнения с носом. «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого. «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу. Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос. «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа. «Носик нюхает приятный запах». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем. «Носик поет песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу». 16
«Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание. III. Заключительный этап. «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся. П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами: Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете ____________ покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой. 17

Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками» I. Подготовительный этап. Дети растирают ладони до приятного тепла. II. Основная часть. 1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки. 2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук. 3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны. 4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза. 5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. III. Заключительный этап. Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами: Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну, быстрей лови кураж И начинай игру-массаж. Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду. С ноготками поиграю, Друг о друга их потру. 18
Потом ручки разогрею, Плечи мягко разомну. Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день. «Поиграем с ушками» I. Организационный момент. Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг. II. Основная часть. Упражнения с ушками. «Найдем и покажем ушки». Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху). «Похлопаем ушками». 19
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок. «Потянем ушки». Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. «Покрутим козелком». Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд. «Погреем ушки». Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. III. Заключительный этап. Дети расслабляются и слушают тишину. П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз.
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3–10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю. «Поиграем с ножками» I. Подготовительный этап. 1. Удобно сесть и расслабиться. 2. Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом(1–2 капли на ладошку). 20
II. Основная часть. 1. Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки. 2. Сделать разминание стопы всеми пальцами. 3. Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам. 4. Похлопать подошву ладонью. 5. Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз. 6. Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее. 7. Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы. III. Заключительный этап. 1. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки. 2. Посидеть спокойно, расслабившись. 21

Приложение 2

Конспект мероприятия для детей и родителей

«Семья – здоровый образ жизни»
Цель: Создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам здорового образа жизни. Задачи: 1.Организовать совместное досуговое мероприятие для повышения знаний родителей по вопросам здоровьесбережения и формирования у них ответственного отношения к здоровью детей и собственному здоровью. 2. Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ, их двигательный опыт в практических ситуациях. 3. Способствовать стремлению и желанию каждой семьи восстанавливать и поддерживать здоровье с помощью здоровьесберегающих технологий. Закрепить знания о пользе лекарственных растений и их применении. Вовлечь родителей в подготовку досугового мероприятия. Распространить среди родительской общественности наилучший семейный опыт здорового образа жизни.
Ход мероприятия
Воспитатель: Дорогие, родители и дети, мы с вами сегодня собрались в одну большую добрую компанию, которую мне хотелось бы назвать "большая дружная семья”. Вы не против?.. И как водится, в хорошей семье всегда есть о чем поговорить. И я хочу вам рассказать, что человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Еще мудрый Сократ говорил «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто». И вряд ли можно найти родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети росли здоровыми. 22
-А, по вашему мнению, каков он здоровый ребёнок? -Высказывания родителей. Стихи о ЗОЖ (рассказывают: дети). Воспитатель: Итак, прежде всего, здоровый ребёнок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребёнку не страшны, т.к. он закалён. Это «портрет» идеально здорового ребёнка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребёнка заботиться о своём здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в соответствии с возрастом. Именно о том, как формировать навыки и привычки здорового образа жизни мы сегодня вам расскажем и покажем: Вот так начинается у нас в группе каждое утро: С утренней зарядки. После выполнения упражнений гимнастики – речевка: «Чтобы нам не болеть и не простужаться мы зарядкою всегда будем заниматься» Вдох – выдох! Улыбнись! И на место ты садись!» Воспитатель: Если день начать с зарядки – значит, будет всё в порядке! – так гласит народная поговорка. А ещё говорят: «Движение - жизнь!». И сейчас мы проверим: как развиты быстрота, ловкость, скорость, меткость, сила у наших уважаемых родителей – пап и мам. И, конечно же, их детей. Все задания выполняются под музыку. 1 задание – Игра разминка: «Найди ухо, найди нос» (выполняют все) 23
Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой за кончик носа. Затем хлопнуть в ладоши и поменять быстро руки и т.д. – Молодцы! А теперь займёмся спортом и сыграем в мою любимую игру – волейбол с воздушными шарами! Шар быстрее вы хватайте, И к соперникам бросайте! 2 задание – Конкурс «Волейбол с шарами». Дети делятся на две команды. Натягивается верёвка между двумя стульями (стойками). С двух сторон верёвки лежат воздушные шары. Дети по команде перебрасывают свои шары на сторону противников. После сигнала к окончанию игры, побеждает та команда, которая осталась с наименьшим количеством шаров (по 6 чел. в команде). 3 задание – Игра «Назови ошибку и исправь» Нам темно. Попросим папу Нам включить поярче ЛАПУ (лампу) Сшил себе котёнок тапки Чтоб зимой не мёрзли ШАПКИ (лапки) Здесь хорошее местечко Протекает рядом ПЕЧКА (речка) Любопытные мартышки Собирают с ёлок ФИШКИ (шишки) 4 задание – Конкурс болельщиков. Отгадать загадки. 1. Не обижен, а надут, Его по полю ведут. А ударят - нипочём, Не угнаться за... (мячом). Задание. Назвать игры с мячом. 2.Эта птица - не синица, 24
Не орёл и не баклан. Эта маленькая птица Называется... (волан). Задание. Как называется игра с воланом? 3.На снегу две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали чьи-то ... (лыжи). 4.Кто на льду меня догонит? Мы бежим в перегонки. И несут меня не кони, а блестящие ...(коньки). 5.Мне загадку загадали: Что это за чудеса? Руль, седло и две педали, Два блестящих колеса. У загадки есть ответ Это мой ...(велосипед). 6.Вот такой забавный случай! Поселилась в ванной - туча. Дождик льётся с потолка Мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик тёплый, подогретый. На полу не видно луж. Все ребята любят... (душ). Молодцы! Всё они знают, всё умеют. Но я ещё знаю, что у каждой семьи есть свой секрет. И этот секрет – приготовление вкуснейших блюд. Ребята, а какие же самые вкуснейшие блюда у вас в семье готовят родители? 25
Ответы детей Воспитатель: Это очень здорово: пельмени, котлеты, пироги, ватрушки, салаты. Но секрет-то в том, что какие блюда готовят, чтобы они были действительно не только вкусными, но и полезными для здоровья! Этим секретом хотят поделиться с нами наши уважаемые мамы и папы. Давайте предоставим им эту возможность! 5 задание: Родители по желанию рассказывают о своем «здоровом блюде» (приготовлено заранее). Воспитатель: Много у нас накопилось таких рецептов – рецептов о вкусной и здоровой пище. И если кого-то из вас заинтересовала наша информация, то можете легко ею воспользоваться, взяв в руки замечательную «Семейную книгу». Воспитатель рекламирует подшивку рецептов (домашнее задание для родителей). Воспитатель: Пришло время с пользой отдохнуть. У меня для вас есть загадки о лекарственных растениях. Попробуйте их отгадать, но по такому правилу: загадку отгадывают дети, а родители – дополняют, где и для чего используется то или иное растение. «Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь» (крапива). «Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки – маленькие лопушки» (подорожник). «Белая корзинка, золотое донце» (ромашка). – Назовите травянистые кустарники и растения, которыми можно вылечиться от простуды (брусника, клюква при высокой температуре, смородина при простуде) 6 Задание Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с некоторыми упражнениями, которые помогают сберечь здоровье! 26
Пальчиковая гимнастика – это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Пальчиковая гимнастика оказывает положительное воздействие на познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, фантазию и др. (воспитатель вместе с детьми показывает пальчиковую гимнастику, а родители повторяют). Дыхательная гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, очищает легкие и улучшает их снабжения кислородом. Эти упражнения очень полезны для профилактики ОРЗ (показ детьми, а родители повторяют). Музыкотерапия, которую я активно использую в своей работе: соответствующая музыка звучит при укладывании детей; во время занятий НОД и т.д. Давайте немного отдохнем сейчас, послушав красивую мелодию; может быть кто-то даже и представит себя где-то… Сядьте поудобнее, закройте глаза и… наслаждайтесь (звучит мелодия). Я думаю, что все приятно отдохнули, представили себя: кто на море, кто летит в космическое пространство, кто просто нежится на песчаном берегу наикрасивейшего озера… Оздоровительно–профилактические упражнения для коррекции ступни, самомассаж: дети показывают ходьбу босиком: по ребристой доске и по следам на самотканых дорожках; показывают на тренажерах – индивидуальных самодельных ковриках из различного материала, упражнения (покачивание с носка на пятку, ходьба на месте, прыжки, бег в чередовании с ходьбой). 7 задание. А как в наших семьях укрепляют здоровье – Родители показывают изготовленное своими руками оборудование для физических упражнений. Воспитатель: Все ребята смелые, ловкие, умелые. 27
Всем здоровья мы желаем, витаминами угощаем (предварительно вымыв руки). Воспитатель: Вам, уважаемые родители, на память о нашей встрече, хочу подарить памятку «Семейный кодекс здоровья» (каждой семье вручается памятка). Воспитатель: Вот наша встреча и подходит к концу! Очень хочется узнать, что же вы узнали для себя нового, что взяли на заметку для себя? Хотели бы вы ещё раз встретиться и поговорить на тему здоровьесбережения? Родители высказывают свое мнение о встрече, ее пользе.
Конспект мероприятия для детей и родителей «Наша спортивная семья»

Цель:
привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой.
Задачи:
 Развивать у детей и взрослых выносливость, мышечную силу, ловкость.  Воспитывать в детях любовь к спорту.  Поощрять использование своего двигательного опыта в разнообразных игровых ситуациях.
Оборудование:
2 мяча, 2 флажка (отметки), 2 гимнастические палки, 2 книги, 2 корзины (ящики), тоннели, обручи, мячи разной величины.
Ход праздника.

Ведущий:
Приветствуем вас, дорогие друзья! Сегодня вас ждет увлекательнейшее соревнование в силе, ловкости, смекалке, быстроте. Сейчас мы познакомимся с участниками наших соревнований. Команда (название придумывают заранее)……… Приветствуем их : Физкульт – ура – ура – ура! 28
Но где же, наша вторая команда? (звучат голоса, шум, за дверью зала). Под песню разбойников из мультфильма «Бременские музыканты», танцуя, входит вторая команда (родители и дети с повязанными, по-разбойничьи с платками на голове и игрушечными пистолетами в руках). Все выполняют несложные движения, закончивая композицию изображением стрельбы.
Разбойники:
- Здесь проходят соревнования? Ну, где призы, ну-ка отдайте их нам!
Ведущий:
- Уважаемые разбойники! Надо сначала посоревноваться с нами, выиграть. И тогда победителям достанется приз. (разбойники посовещавшись, решают поучаствовать в соревнованиях)
Разбойники:
- Мы согласны посоревноваться с вами и получить все призы!
Ведущий:
- Уважаемые разбойники, я вас попрошу сдать оружие, оно вам не нужно, ведь у нас спортивный конкурс! И так, представляю вторую команду – это…. Судить наше соревнование будут…. (представляет жюри) Состязание ребятки Мы начнем сейчас с зарядки! Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка- Чтобы силу развивать И весь день не уставать Ребенок: Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна, От лени и болезни Спасает нас она!
Соревнование «Разминка»

(домашнее задание)
29
Команды по очереди показывают подготовленный заранее комплекс утренний зарядки из пяти упражнений. Оценивается правильность его исполнения, составление, артистизм.
Эстафета «Бег с ракеткой и воздушным шаром».
Участник бежит до флажка отметки и обратно, ведя воздушный шар ракеткой, стараясь, чтобы он не упал.
Эстафета «Дружные туристы»
1 этап – одеть рюкзак, пролезть в тоннель, прибежать «на поляну, собрать цветочки» (одного цвета). 2 этап – одеть рюкзак, пролезть в тоннель, собрать «собрать другие цветочки» (одного цвета) 3 этап –взять рюкзак, пролезть в тоннель, собрать цветы третьего цвета, вернуться за линию старта. Команда быстрее всех собравшая все цветы (не путая цвета) и закончившая первой эстафету, побеждает.
Эстафета «Сбор шариков».
На площадке рассыпают много шаров, мячиков разной величины (больших и маленьких). На линии финиша ставят 2 больших ящика или корзины. Участники бегут по очереди к шарам и стараются набрать в руки как можно больше мячей. Относят их в свои корзины. За одну ходку можно только один раз собирать шары. Далее надо вернуться и передать эстафету следующему. Побеждает команда больше всех собравшая мячей и шаров.
Эстафета «На оленьих упряжках».
Все встают парами. По сигналу ведущего участники выполняют бег парами: один бежит в обруче, другой сзади держится за обруч. Команда обегает «сугроб» (набивной мяч) и возвращается, передавая обруч следующей паре. 30
Правила: сзади стоящий участник должен все время держаться за обруч. Эстафета заканчивается, когда последние участники пересекут стартовую линию. Нельзя вылезать из обруча до пересечения стартовой линии.
Конкурс «Красивая осанка»
Участвуют обе команды в полном составе, одновременно. По сигналу ведущего первые игроки проходят дистанцию (4 метра), держа под локтями, за спиной гимнастическую палку. На голове книга (положить ее на голову помогают товарищи по команде). Дойдя до отметки, книгу и палку берут в руки, возвращаются к команде и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, быстрее прошедшая дистанцию, не уронив указанные предметы.
«Веселые пингвины»
Эстафета под музыку заключается в том, чтобы донести мяч, держа его между коленками, до определенного места. Добегают, кладут мяч, возвращаются и передают эстафету следующему. Побеждает тот, кто первый закончит эстафету.
Заключительная комбинированная эстафета. «Спортивная семья»
1 этап – бег «паучком» 2 этап – «крокодил», один участник держит другого за ноги. 3 этап – Двое участников переносят третьего на руках.
Ведущий:
Вот и узнали победителей, Скажем спасибо жюри и зрителям! Спортсменам - новых побед! И всем – наш спортивный привет! 31

Конспект НОД «Цирковое представление»

Задачи:
1. Образовательные задачи: - закреплять технику ходьбы по ребристой доске с мешочком на голове, прокатывание мяча двумя руками, попадание мяча в цель, приставного шага по канату; - совершенствовать навыки самостоятельного построения в колонну, в шеренгу, используя звуковые, зрительные сигналы. 2. Развивающая задачи: - закрепление счета, цвета, формы, размера; - ориентирование; - точность наглядного восприятия, соблюдение симметричности; - развивать физические качества: ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, общую выносливость; 3. Формирующие задачи: - формировать правильную осанку, сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов, укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться; - формировать навык ориентировки в пространстве быстрой сменой положения тела и направления, вращениями, неожиданными остановками, навыками выразительности и пластичности; 4. Воспитывающие задачи: - воспитывать позитивные качества характера (находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, сила воли, целеустремленность, эстетические потребности личности ребенка). 5. Валеологическая задачи: - содействовать формированию представления о строении тела и функционировании основных органов и систем организма, обратив особое внимание на взаимосвязь физических и психических функций организма.
Части НОД

Виды деятельности

Содержание

Организационный

момент

Дети:
Сюда, сюда скорее – Здесь будет цирк у нас. 32

Вводная часть
Начнется представление Веселое сейчас. Здесь будут акробаты, Жонглеры, прыгуны.
Ведущий:
Ребята, вы любите цирк?
Дети:
Да!
Ведущий:
А, кого можно встретить в цирке?
Дети:
Гибких – акробатов, ловких – жонглеров, веселых клоунов, дрессированных животных.
Ведущий:
Правильно. А вы хотели бы превратиться в цирковых артистов?
Дети:
Да! … раз вращаюсь, два вращаюсь, В артиста цирка превращаюсь!
Ведущий:
Я приглашаю артистов на арену цирка.
Дети:
Цирк не любить нельзя, Цирк непременно праздник. Встретиться с ним, друзья, вы не мечтали разве? Вспомните, как вам говорила мама: «Сегодня мы в цирк идем, там новая программа». Построение в шеренгу. Ходьба по кругу: - спортивная ходьба, с фиксацией углов на поворотах, с выполнением движений руками, в сочетании темпа ходьбы с ритмом марша; - парами по кругу; - в колонну по одному.
Ведущий:
У всех на виду смело, без запинки Подражая всем, идут артисты цирка! Использование наглядных пособий (рисунки имитация (подражание)) - на пятках (пингвин) – руки опущены вниз, стопа развернута во внешнюю сторону; - на носках (птичка) – руки в стороны, взмахи; - на внешней стороне стопы (медведь) – слегка расставленными ногами, руки согнуты в локтях; - семенящий (лисичка) – руки свободны, шаг мягкий, плавный; - с высоким подниманием колен (руки в стороны, взмахи) (петушок); - в приседе (утенок) – руки согнуты в локтях, пальцы 33

Дыхательная

гимнастика
Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. рук расставлены широко, спина прямая; - с опорой на руки и стопы (слон); - на коленях (собачка) – руки за спину; - ползание с опорой на ноги вперед, а на руки сзади за спиной (паучок); - спортивная ходьба (акробат).
Ведущий.
Артисты выступают Ловкость, силу проявляют. - бег широким шагом (волк); - бег широким прыжковым шагом (тигр); Прыжки с продвижение вперед: - с подскоками с ноги на ногу (обезьянки» (пальцы широко расставить в стороны на уровне плеч); - поочередно на правой, на левой; - вправо, влево; - на двух ногах (лягушка); - ходьба на восстановление дыхания (кружение в парах, держась за вытянутые руки); - (бегемот) Кто по мостику идет? Неуклюжий бегемот Он боится оступиться И в болото провалиться. (дети идут по кругу, берут мячи, построение в круг)
Основная часть:

- ОРУ

- Игрогимнастика

(фитбол)
Растягивание и укрепление мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног, спины и брюшного пресса, умение чувствовать
Ведущий:
Внимание! На арене «силачи» - руки, ноги – рычаги. 1. Берут мяч, проходят круг друг за другом. 2. «Чудо-силачи». И.п. Встают на свои места, отжимают мяч правой и левой рукой (по 4 раза каждой рукой). 3. И.П. Сидя на мяче. То же, руки опущены по сторонам мяча. 1 – правую руку положить на затылок, одновременно повернуться в правую сторону; 2 – вернуться в и.п.; 3- левую руку положить на затылок, одновременно повернуться в левую сторону; 4- 34
расслабление и напряжение мышц корпуса, а также выработка правильной осанки.
- Игротанец
Развивать умение детей передавать музыкальные основы, средствами выразительных танцевальных движений, согласовывая их с характером музыки.
- Игропластика

(игровой стретчинг)
Направлена на растяжку и укрепление мышечной силы, на развитие гибкости позвоночника, способствует формированию навыков напряжения и расслабления тела.
-Специальные

задания
Упражнения для развития и укрепления мышц, брюшного пресса и ног, увеличивают подвижность вернуться в и.п. (4-5 раз).
Ведущий:
Реклама ярко светит, Огни кругом горят. Ученые мартышки Гостей развеселят. 1. Сидя на мяче «Обезьянки качаются». И.п. Сидя на мяче, ноги вперед - в стороны, руки ладонями сзади на мяче. 1 – пружинящий наклон, коснуться руками колен; 2 – коснуться голени; 3 – коснуться пальцев ног; 4 – вернуться в и.п. (5-6 раз). «Качели». И.п. стоя на коленях перед мячом, облокотиться на мяч грудной клеткой, руки вдоль мяча вниз. 1- прогнуться, поднять верхнюю часть туловища, руки развести в стороны; 2,3 – удерживать; 4 – вернуться в и.п. (5-7 раз). «Велосипед». И.п. лежа на спине, поочередно сгибать и разгибать ноги, мяч в руках, вращательные движения (10 раз). «Поскакушки». И.п. сидя на мяче, руки согнуты около груди, локти в стороны. Легкие прыжки на мяче на месте, одновременно выпрямляя руки вперед (10 раз). Пантомима «Клоун» - грустный и веселый.
Ведущий:
Танец маленьких утят – это творчество ребят! Ритмический танец «Танец утят». (Танец, сидя на мячах. Движения выполняются сидя на фитболе. На короткий припев: ходить полным приседом вокруг мяча, в одну и другую строну. На длинный – прокатывание мячей по диагонали, либо «змейкой» по залу между предметами). (Дети идут по кругу мячи кладут на место и берет мешочки, построение в одну шеренгу)
Ведущий:
Гимнаст умеет выступать и на канате танцевать. (Ходьба по канату, лежащему на полу, руки в стороны).
Ведущий:
До чего же хороши наши Чудо-силачи! (Ходьба по ребристой скамье приставным шагом с мешочками на голове, руки в стороны).
Ведущий:
Ты циркач, и я циркач, будем в цель кидать мы мяч (Бросок маленьких мячиков). 35
позвоночника и укрепляют мышцы спины, живота, плечевого пояса, развитие координации движения.
Музыкально-

подвижная игра
Развивает ориентировку в движении и в пространстве, ловкость, быстроту реакции, внимание, находчивость.
Считалка.

Дети:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Подвижная игра с мячом – фитболом «Играй, играй, мяч не теряй!» Дети располагаются по залу. Каждый выполняет любые действия с мячом по своему выбору: бросает, катает, отбивает, прыгает. После сигнала воспитателя все должны быстро поднять мяч вверх и замереть. Тот, кто не успел поднять мяч, выбывает из игры, идет отдыхать на «скамью штрафников».
Заключительная

часть:

- Релаксация с

речевым

сопровождением
Дает возможность расслабиться и восстановить ритм тела, снять мышечную напряженность.
Итог

Ведущий.
А кто главный в цирке? - И у меня клоун. - А чем он вам не нравится? - и правда. А как нам сделать разноцветного, яркого клоуна? - Ребята, мы его сконструируем из готовых деталей. - Обратите внимание мыльные пузыри мы будем сопоставлять по цвету, по размеру и по числам.
Ведущий.
Каждому из вас я дарю цветочек, за ваше творчество и перевоплощение. А на манеже нашего цирка выступали… (перечислить всех кто принимал участие). Цирковое представление окончено. Спасибо всем за внимание и до новых встреч! (Звучит марш, дети идут по кругу)
Сценарий зимнего спортивного праздника

«День здоровья»
Ведущий: Начинаем зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех, 36
Хороша красой своею наша зимушка-зима, Проводить ее сегодня собралась вся детвора! (выбегает Петрушка) Ведущий: Петрушка, какой ты стал румяный, сильный! Петрушка: Это потому, что я зарядкой по утрам занимаюсь. (Петрушка выполняет зарядку со всеми детьми под музыку) Появляется Емеля Емеля: Вас приветствую сердечно, Долго ехал я на печке. Отыскал вас еле-еле, А зовут меня… ( Емеля) ( Пляска с Емелей) Петрушка: Емеля, говорят, ты знаешь волшебные слова? Емеля: Знаю! Петрушка: Сделай, пожалуйста, что-нибудь волшебное - волшебное . (Задумывается Емеля) Емеля: По-щучьему велению, по моему хотенью, явись сюда, сама Зимушка – зима (входит Зима). Емеля: Здравствуй, русская молодка, раскрасавица - душа, белоснежная лебедка, здравствуй , Зимушка-зима! Зима: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником! Сколько гостей к нам съехалось! И все сегодня с нами будут играть и веселиться. Ребята, у нас сегодня спортивный парад. Емеля : Команды, равняйсь, смирно! Капитанам команд - шаг вперед! Приготовиться для приветствия. Команда «Снежинка»: Мы желаем вам от души, чтоб результаты были хороши! Команда «Льдинка»: Все у нас готово , все у нас в порядке, потому что по утрам делаем зарядку. 37
Емеля: Дружно, солнце, улыбнись, на разминку становись! Эстафеты: 1. Старт на лыжах по лыжне. 2. Скольжение по ледяным дорожкам. 3. На одной лыже с палками. 4. Забей шайбу в ворота. 5. Змейкой вокруг кубиков. Зима: Что ж, ребята, тренировку провели вы очень ловко. Молодцы у нас ребята: сильные, умелые, дружные и смелые. Емеля: Получайте-ка награду! Зима: Поздравляю! Весело и радостно было у вас на празднике, а на прощанье мы хотим вас угостить. ( Дети получают подарки после слов Емели: по щучьему веленью…) Емеля : Весело мы с вами праздник провели. Зима: А теперь прощаемся до будущей зимы. (Зима с Емелей уходят) Ведущий : Наш праздник окончен, желаем всем бодрости, здоровья и всего самого хорошего!
Конспект развлечения для детей и родителей

«Мы с семьёй со спортом дружим»

Цель:
Пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к спорту .
Задачи :
- закреплять раннее полученные навыки: бег на скорость, прыжки, метание . - развивать физические качества дошкольников : силу, выносливость, быстроту, смелость, ловкость, сноровку, уверенность.
Оборудование
: 2 мяча, 12 обручей, клюшки, 2 хопа, 2 клюшки с мячиками, 2 каната, 2 тазика с платочками, 2 пирамидки, веревка с 38
прищепками, мягкие модули, ориентиры, 20 воздушных шаров, волейбольная сетка, Элементы одежды (широкие штаны и большие мягкие ботинки).
Ведущий
: Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам да радости желаем. Давно мы вас здесь ждем, да поджидаем, И праздник мы без вас не начинаем! Добрый вечер, дорогие участники, болельщики и гости! Сегодня мы с вами собрались в зале, чтобы провести спортивный праздник: «Мы с семьей со спортом дружим!» На спортивную площадку Приглашаем всех сейчас! Праздник спорта и здоровья Начинается у нас!
1-й ребенок
: Мы встречаем праздник этот, Праздник спорта, праздник света! Солнце, солнце ярче грей, Будет праздник веселей!
2-й ребенок
: Кто всех быстрей, Кто всех ловчей, Нам очень интересно! Пусть слышится веселый смех И будет все чудесно!
3-й ребенок :
Вам, команды наши, Желаем от души Чтоб результаты ваши Все были хороши! Чтоб не знали сегодня усталости, Доставляли всем много радости! 39
Звучит марш. В зал входят 2 команды – участницы ( в каждой команде 3 мамы, 3 папы, 3 ребенка).
Ведущий
: Спорт, ребята, очень нужен? ( Дети : “ Да !” ) Мы со спортом крепко дружим! Спорт – помощник, Спорт – здоровье. Спорт - игра, Всем участникам – Ура! ( вместе с детьми ). Просим команды представиться! ( представление команд: название команды, девиз) . Аплодисменты нашим командам! А оценивать наши успехи будет жюри (представление членов жюри)
Ведущий:
И так – начинаем наши соревнования!
1-й конкурс
:
Разминочны.
Видов спорта много есть, Даже всех не перечесть, Будем мы сейчас играть, Виды спорта называть! Команды по очереди называют виды спорта и получают очко за каждый ответ. Повторяться нельзя. Выигрывает команда, которая назовет больше видов спорта ( жюри оценивает конкурс ).
Ведущий :
Для чего нужна зарядка? Это вовсе не загадка- Чтобы силу развивать И весь день не уставать. Ну так, что сидим, ребятки? Выходите на зарядку! Проводится танцевальная разминка (под музыку «Хафа-на-на»). 40

Ведущий
: Все мы знаем, что каждый рабочий день у нас начинается с подъема, умывания, одевания, завтрака. Но представьте, что будильник утром не прозвенел! Что делать? Папам и мамам надо быстро собраться на работу и не опоздать! А как они быстро умеют одеваться, мы сейчас и проверим!
2-й конкурс: «Семейный переполох»
. В конкурсе участвуют родители . Конкурс проводится в шуточной форме . Родители должны надеть на себя широкие штаны и большие мягкие ботинки , добежать до ориентира, оббежать его, вернуться снять с себя одежду, передать другому . В конкурсе побеждает та команда, последний игрок которой быстрее пересек финишную прямую (жюри оценивает конкурс).
Ведущий:
Что за шумное веселье? Куда мчится детвора? Маме с папой на работе Давно ведь быть уже пора! А чтобы мамам и папам спокойно идти на работу, им нужно сначала отвести детей в детский сад!
3-й конкурс:
«
Дружная семейка»
. Нужно отвести детей в детский сад, а затем забрать их оттуда. Мама и папа берутся за руки “ крестиком” . Ребенок садится на руки. Взрослые переносят ребенка на другую сторону площадки и оставляют его в обруче, бегут обратно передают эстафету. Как только все дети будут отправлены, родители также забирают детей обратно. Выигрывает тот, кто пересекает линию финиша первым (жюри оценивает конкурс).
Ведущий
: Ребята, а кто в семье самый главный и самый сильный? (дети отвечают ). Ну конечно же это наши папы ! Такого еще не видывал мир, мы начинаем папин турнир!
4-й конкурс
: «
Веселый хоккей»
. 41
Нужно провести мячик клюшкой до ориентира “ змейкой “ и загнать в ворота. Выигрывает тот, кто быстрее пересек финиш (жюри оценивает конкурс).
Ведущий
: А кто у нас любимый самый? Вот – задание для мамы!
Ребенок :
Платье рваное на мне, вот и тут и на спине. Про такое говорят : «Это золушкин наряд». Фей на свете больше нет, нет ни замков, ни карет. Кто ж поможет мне в беде? Мамы нет моей нигде!
Ведущий:
Как же нет – вот наши мамы! И сейчас они нам покажут какие они рукодельницу!
5-й конкурс: «Нитка в иголку»
. Папы и дети образуют связку из обручей . Мама продевает канат в обручи, бежит, оббегает ориентир и передает эстафету другой маме. Выигрывает та команда, которая быстрее прибежит к финишу (конкурс оценивает жюри).
Ведущий:
Мамы, папы отдохнут. А ребята тут как тут! А теперь, мои друзья, Веселья вам подброшу я, Чтобы дружно вы играли И на мячиках скакали! Ну а теперь – Состязанье для детей!
6-й конкурс «Кто быстрей !»
По сигналу участники проходят всю дистанцию на хопах до ориентиров и обратно, передают эстафету . Побеждает та команда, которая быстрее придёт к финишу ( жюри оценивает конкурс ).
Ведущий
: А на празднике, друзья , без движений, 42
И без танцев и веселья – Ну никак нельзя! Больше страсти, больше смеха Пусть вовсю идет потеха! Все дети исполняют игровой танец «Пастушки».
Ведущий
: Ну вот маленько отдохнули! Ну что, продолжим наши соревнования?! Ноги врозь и наклонись, Плавно мячик прокати, Кто последний? Возврати!
7-й конкурс: «Веселый мяч»
Команды выстраиваются: впереди дети, за ними мамы, в конце папы. Исходное положение – ноги врозь. По сигналу начинают эстафету: дети бегут с мячом до ориентира, оббегают, возвращаются, встают в конец колонны, прокатывают мяч под ногами команды, впередистоящий ловит мяч и бежит до ориентира и т.д. Мамы бегут, отбивая мяч об пол. Папы – зажимают мяч между ног и прыгают до ориентира. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданиями и пересекла финишную прямую (жюри оценивают конкурс). Ведущий: У наших мам, конечно же, дома дел хватает! И порядок навести, и постирать, и приготовить надо! И одной ей порой тяжело со всем справиться. Но у нас есть наши замечательные помощники - наши папы и дети! Вот мы сейчас и посмотрим , как вы умеете друг другу помогать!
8-й конкурс: «Помощники».
Эстафета проводится поточно. Сначала бегут дети, и по одному собирают пирамидку, затем бегут папы с тазиком, в котором лежат платочки. По одному платочку оставляют на стуле, после пап бегут мамы и 43
развешивают платочки на веревке. Побеждает тот, кто быстрее справился с заданием (жюри оценивает конкурс) .
Ведущий
: Потрудились мы на славу! Теперь можно и отдохнуть. Ребята, вы, наверное все любите отдыхать на природе, устраивать пикники. И наверно, все любите играть в мяч? В пионербол, волейбол, баскетбол! Ведь это тоже активный отдых! А сегодня наши семьи будут состязаться в игре пушбол!
9-й конкурс: «Пушбол».
Команды выстраиваютя на разных сторонах площадки. Посередине натягивается сетка. На каждой стороне площадки по 10 воздушных шаров. По сигналу команды начинают перекидывать шары на противоположную площадку. Побеждает та команда, у которой после финального сигнала останется меньше шаров на площадке (жюри оценивает конкурс).
Ведущий:
Ну вот и подошел к концу наш спортивный праздник и пока жюри подводит итоги, ребята подарят нам танец! (Исполняется танец с ленточками.) Жюри объявляет результаты соревнований. Награждение, вручение грамот, медалей.
Ведущий:
Спортсмены – верные друзья и летом и зимой, Пусть будет каждая семья – спортивною семьей! Спасибо всем вам и за вниманье, и за задор, и звонкий смех . И за огонь соревнований, обеспечивший успех! Звучит музыка. Команды делают круг почета и выстраиваются на заднем плане площадки . Дети исполняют танец под музыку из передачи “ Большие гонки “. Все участники выходят из зала под финальную музыку. 44

Приложение 3

Дорожная карта внедрения комплекса «ГТО» в деятельность

дошкольного образовательного учреждения
№ Наименование мероприятия Сроки Нормативное обеспечение введения комплекса ГТО 1 Разработка и утверждение плана внедрения комплекса «ГТО» Сентябрь 2014г. 2 Создание Центра внедрения комплекса «ГТО» Сентябрь 2014г. 45
3 Формирование банка данных нормативно- правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение комплекса «ГТО» Постоянно 4 Подготовка документов, регламентирующих введение комплекса «ГТО», доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц В течение года Организационное обеспечение введения комплекса «ГТО» 1 Организация деятельности Центра внедрения комплекса «ГТО» В течение года 2 Разработка консультаций для педагогов В течение года 3 Организация и проведение педагогических часов Постоянно 4 Организация изучения опыта внедрения комплекса «ГТО» в других регионах Постоянно 5 Комплектование библиотеки в методическом кабинете базовыми документами и дополнительными материалами комплекса «ГТО» В течение года 6 Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме: «Изучаем комплекс «ГТО»» В течение года 7 Мониторинг готовности учреждения и педагогического коллектива к введению комплекса «ГТО» Апрель 2015г. 8 Анализ мониторинга готовности учреждения и педагогического коллектива к введению комплекса «ГТО» и последующее планирование работы с воспитанниками Кадровое обеспечение введения комплекса «ГТО» 1 Повышение квалификации педагогических работников через систему внутрифирменного обучения. В течение года 2 Разработка (корректировка) плана научно- методической работы с ориентацией на проблемы внедрения комплекса «ГТО» Декабрь 2014г. Научно-методическое обеспечение введения комплекса «ГТО» 1 Ознакомление педагогического персонала с проектом внедрения комплекса «ГТО» Ноябрь 2014г. 46
2 Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения комплекса «ГТО») Октябрь 2014г. 3 Консультирование педагогов, родителей по проблеме введения комплекса «ГТО» с целью повышения уровня их компетентности Постоянно 4 Проведение педагогических советов, педагогических часов, тематических консультаций по актуальным проблемам введения комплекса «ГТО» По плану 5 Подведение итогов работы по введению комплекса «ГТО» на педагогическом Совете Май 2015г. Информационное обеспечение введения комплекса «ГТО» 1 Широкое информирование родителей (законных представителей) о подготовке к введению комплекса «ГТО» через наглядную информацию, проведение родительских собраний, сайт Постоянно 2 Обеспечение публичной отчетности о ходе и результатах введения комплекса «ГТО» Постоянно 3 Создание в сети Интернет на официальном сайте ОУ вкладки «Движение ГТО», предполагающую публикацию новостей, фото-отчетов, видеороликов, а также предусматривающего элементы социальной сети, чаты, форумы и прочее Постоянно 4 Организация и проведение специальных рекламных акций, церемоний награждения знаками ГТО Постоянно Материально-техническое обеспечение введения комплекса «ГТО» 1 Анализ материально-технического обеспечения ДОУ для реализации проекта Декабрь 2014г. 2 Пополнение материально – технической базы необходимыми ресурсами для обеспечения реализации проекта Январь-май 2015г. 3 Обеспечение соответствия санитарно- гигиенических условий, материально- технического обеспечения В течение года 47

Приложение 4

План мероприятий по реализации проекта с родителями

на 2015-2016 учебный год

Месяц

Виды и формы работы
Сентябрь Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение. Обобщение результатов исследования. Октябрь Консультации: «Растим вместе здорового ребенка» «Правильное питание дошкольников» Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, санбюллетеней, памяток, газеты «Растем здоровыми».) Родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» Ноябрь Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья» Консультации: «Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке» «Режим и его значение в жизни ребенка» «День Здоровья» Декабрь Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье Январь Родительская конференция «Физкультура и здоровье ребенка» -Показ НОД в нетрадиционной форме - Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней -Делимся опытом семейного воспитания «Наша спортивная семья» (родители) -«Уголок для занятий физкультурой дома» 48
Февраль Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка» Участие в спортивных соревнованиях «Мы мороза не боимся» Март Семейный клуб. Встреча-дискуссия «Здоровье без лекарств» -Как природа нам помогает быть здоровыми» -Музыкотерапия -Фитогостиная День Здоровья Апрель Обмен опытом «Вкусно, полезно, доступно» (блюда полезные для здоровья). Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет «К здоровью вместе с мамой и папой» Май Участие в спортивном празднике “Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!” Консультация «Осторожно: лето!»
План мероприятий по реализации проекта с детьми

на 2015-2016 учебный год
Формы и методы Содержание физкультурно- оздоровительной работы Срок Обеспечение здорового ритма жизни  гибкий режим дня  организация микроклимата и стиля жизни группы  индивидуальный режим пробуждения после дневного сна Постоянно Система двигательной активности  утренняя гимнастика  занятия НОД  двигательная активность на прогулке  подвижные игры  гимнастика после дневного сна  спортивно-ритмическая гимнастика;  игры, хороводы, игровые упражнения  пешие прогулки Постоянно 49
Система закаливания  утренний прием на свежем воздухе в теплое время года  утренняя гимнастика (разные формы) с июня по сентябрь на улице  облегченная форма одежды  ходьба босиком в группе по желанию ребенка  сон без маек  солнечные ванны (в летнее время)  игры с водой  босохождение на улице во время прогулки (летом) Постоянно Технологии сохранения и укрепления здоровья  дыхательная и пальчиковая гимнастика  самомассаж  релаксации  гимнастика после сна  игровой стретчинг  физкульминутки  оздоровительный бег Активный отдых  досуги, развлечения, праздники совместно с родителями «Семья-здоровый образ жизни» «Наша спортивная семья» «Цирковое представление» «Мы с семьёй со спортом дружим»  дни здоровья  эстафеты, аттракционы  экскурсии в: Ледовый Дворец МБОУ ДОД ДЮСШ Олимп ДОД ДЮСШОУ МУ СДЮШОР им. М.Р. Борова Детско-Юношескую Спортивную Школу Октябрь Декабрь Февраль Март Январь, март Еженедельно Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Апрель 50
Свето-воздушные ванны  проветривание помещений  прогулки на свежем воздухе (в том числе «комнатные»)  обеспечение температурного режима Постоянно Организация рационального питания  организация второго завтрака (соки, фрукты)  введение овощей и фруктов в обед и полдник  питьевой режим  введение в рацион детей чеснока и лука Постоянно 51

Приложение 5

Нормы ГТО для детей 6-7 лет



п

/

п

Виды

испытаний

(тесты)

Возраст 6-7 лет

Мальчики

Девочки
бронзовы й серебряны й золотой бронзовы й серебряны й золотой
Обязательные испытания (тесты)
1. Челночный бег 3х10 м (сек.) 10,4 10,1 9,2 10,9 10,7 9,7 или бег на 30 м (сек.) 6,9 6,7 5,9 7,2 7,0 6,2 2. Смешанное передвижение (1 км) Без учета времени 3. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 115 120 140 110 115 135 4. Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз) 2 3 4 или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (кол-во раз) 5 6 13 4 5 11 5. Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) +6 +7 +13 +5 +6 +10
Испытания (тесты) по выбору
6. Метание спортивного снаряда весом 700 г (м) 33 35 37 33 35 37 7. Бег на лыжах на 5 км (мин., сек.) 26.30 25.30 23.30 27.00 26.00 24.00 или кросс на 5 Без учета времени 52
км по пересеченной местности* 8. Плавание на 50 м (мин., сек.) Без учета 0.42 Без учета 0.43 9. Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) 15 20 25 15 20 25 или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки) 18 25 30 18 25 30 10. Туристический поход с проверкой туристических навыков В соответствии с возрастными требованиями Кол-во видов испытаний видов (тестов) в возрастной группе 9 9 9 9 9 9 Кол-во испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса** 4 5 6 4 5 6 * Для бесснежных районов страны ** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. 53
54