Напоминание

"Поиск своего Пушкина"

Автор: Клинова Елена Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №10 им. А.С.Пушкина
Населённый пункт: г.Петрозаводск, Карелия
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Поиск своего Пушкина"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Поиск своего Пушкина
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. А.С.Пушкина» Клинова Елена Ивановна, учитель истории Как знакомить учащихся разных возрастных категорий с жизнью и творчеством А. С.Пушкина, каждый педагог решает по-своему, каждый видит свой путь к поэту, используя как традиционные, так и современные инновационные технологии. Один из путей – привлечение ребят к учебно – исследовательской работе. Некоторые считают, что исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься только те ученики, которые увлекаются литературой. Это ошибочное мнение! Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший элемент поэтики Пушкина» Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, « Экономическая наука и А.С.Пушкин» Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» - термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у А.С.Пушкина очень точно. А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие мертвым грузом деньги. Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе «Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления. Эпоха – два десятилетия XIX века – получила наименование пушкинской эпохи. Потому что всё, что осталось от неё так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, - город Петербург.
Каким он был? Как изменялось отношение к Петербургу Александра Сергеевича? «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия» Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге 30-х годов он находит иные слова: «Город пышный, горд бедный, дух неволи, стройный вид. Свод небес зелёно-бледный, скука, холод и гранит» Эту идею можно использовать для исследования любителям техносферы. А любителям такой науки, как физика, можно напомнить, что в творческом наследии А.С. Пушкина есть замечательные поэтические образы и находки, где ярко и безошибочно отражены физические явления. Ведь некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и связаны с физикой. Например:  «Зеркальце» – телевизор;  Полеты Руслана в воздухе – самолеты;  Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства Темы могут звучать так: 1. Научное предвиденье поэта 2. Лекарственные препараты, их назначение и использование в произведениях А.С.Пушкина. 3. «А.С. Пушкин и наука его времени» Сорок седьмой номер "Аргументов и фактов" за 1991 год вышел с сенсационным заявлением на первой странице о тайных кодах Пушкина. Статья именовалась "Пушкин - российский пророк". С претензией на мировую сенсацию газета писала о тайных архивах "философских таблицах" и математических моделях развития человечества, якобы, оставленных Пушкиным атаману Д. Кутейникову. Может кто-то из ребят раскроет или попробует исследовать эту тайну? Те учащиеся, которые тяготеют к изучению флоры и фауны, тоже могут участвовать в исследовательской деятельности, связанной с творческим наследием А.С.Пушкина.
Например, в течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств, при помощи растений и их сочетаний. Символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина, особенно в период юности и молодости. «Язык Флоры» помогает ему выразить в одном- двух словах порой целую гамму образов, понятных современникам. А если все- таки, литература, то интересной может быть такая тема: «Связь времен… А.С.Пушкин и А.А.Ахматова» Целью исследовательской работы, может быть: определение истинной роли поэтического наследия А.С. Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» А.А. Ахматовой. Е. Евтушенко, в стихах, посвященных памяти А.А. Ахматовой писал: Она связала эти времена В туманно-теневое средоточье, И если Пушкин – солнце, то она В поэзии прибудет белой ночью… Если расположить стихи А.Пушкина и А.Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… А что, если «ученики-математики» выяснят, насколько прослеживалась связь творчества с точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина. У каждого человека, от мала до велика, есть свой Пушкин. Пусть он будет и у наших учеников. А путь к великому поэту может начаться с исследовательской работы в рамках любимого учебного предмета.