Автор: Клинова Елена Ивановна Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Средняя школа №10 им. А.С.Пушкина
Населённый пункт: г.Петрозаводск, Карелия
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Поиск своего Пушкина"
Поиск своего Пушкина
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 им. А.С.Пушкина»
Клинова Елена Ивановна, учитель истории
Как знакомить учащихся разных возрастных категорий с жизнью и творчеством А.
С.Пушкина, каждый педагог решает по-своему, каждый видит свой путь к поэту,
используя как традиционные, так и современные
инновационные технологии. Один из
путей – привлечение ребят к учебно – исследовательской работе.
Некоторые считают, что
исследованиями, связанными с жизнью или творчеством А.С.Пушкина, могут заниматься
только те ученики, которые увлекаются литературой.
Это ошибочное мнение!
Кто – то может исследовать путешествия А.С.Пушкина и составить карту этих
путешествий. Это исследование для любителей географии. А можно создать карту
путешествий его героев! А тема может звучать так: «Образ Дороги как важнейший
элемент поэтики Пушкина»
Можно предложить тему, в рамках Экономики. Например, «
Экономическая наука и
А.С.Пушкин»
Терминология, существующая и используемая в современной теории налогообложения
полностью соответствует строкам Пушкина в «Сказке о попе и его работнике Балде» -
термины недоимка, порядок взимания, штрафные санкции – все прописано у
А.С.Пушкина очень точно.
А, кроме того - В своем произведении «Скупой рыцарь» Пушкин показывает, что
накопительная функция денег не должна быть единственной и осуждает лежащие
мертвым грузом деньги.
Сравнение хозяйственных навыков двух помещиков в повести «Барышня-крестьянка», или
сравнение мелкого и неэффективного хозяйства с большим имением в романе
«Дубровский» - Пушкин показывает необходимость эффективного управления.
Эпоха – два десятилетия XIX века – получила наименование пушкинской эпохи.
Потому что всё, что осталось от неё так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и
его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и новый герой, - город
Петербург.
Каким он был? Как изменялось отношение к Петербургу Александра Сергеевича?
«Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия»
Но когда Пушкин говорит о том Петербурге, который видит каждодневно, о Петербурге
30-х годов он находит иные слова: «Город пышный, горд бедный, дух неволи, стройный
вид. Свод небес зелёно-бледный, скука, холод и гранит»
Эту идею можно использовать для исследования любителям техносферы.
А любителям такой науки, как физика, можно напомнить, что в творческом наследии А.С.
Пушкина есть замечательные поэтические образы и находки, где ярко и безошибочно
отражены физические явления.
Ведь некоторые сказочные небылицы, воспетые А. С. Пушкиным, стали реальностью и
связаны с физикой.
Например:
«Зеркальце» – телевизор;
Полеты Руслана в воздухе – самолеты;
Живая и мертвая вода в поэме “Руслан и Людмила” – реальные лекарства
Темы могут звучать так:
1.
Научное предвиденье поэта
2.
Лекарственные препараты, их назначение и использование в произведениях
А.С.Пушкина.
3.
«А.С. Пушкин и наука его времени»
Сорок седьмой номер "Аргументов и фактов" за 1991 год вышел с сенсационным
заявлением на первой странице о тайных кодах Пушкина. Статья именовалась "Пушкин -
российский пророк". С претензией на мировую сенсацию газета писала о тайных архивах
"философских таблицах" и математических моделях развития человечества, якобы,
оставленных Пушкиным атаману Д. Кутейникову.
Может кто-то из ребят раскроет или
попробует исследовать эту тайну?
Те учащиеся, которые тяготеют к изучению флоры и фауны, тоже могут участвовать в
исследовательской деятельности, связанной с творческим наследием А.С.Пушкина.
Например, в течение многих веков на Востоке как символ, иносказание
использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств, при помощи
растений и их сочетаний.
Символика растений занимает существенное место в поэтическом творчестве Пушкина,
особенно в период юности и молодости. «Язык Флоры» помогает ему выразить в одном-
двух словах порой целую гамму образов, понятных современникам.
А если все- таки, литература, то интересной может быть такая тема: «Связь
времен… А.С.Пушкин и А.А.Ахматова»
Целью исследовательской работы, может быть: определение истинной роли поэтического
наследия А.С. Пушкина в становлении «таинственного песенного дара» А.А. Ахматовой.
Е. Евтушенко, в стихах, посвященных памяти А.А. Ахматовой писал:
Она связала эти времена
В туманно-теневое средоточье,
И если Пушкин – солнце, то она
В поэзии прибудет белой ночью…
Если расположить стихи А.Пушкина и А.Ахматовой в определенном порядке, можно
построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц,
случайных и неслучайных происшествий.
Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд они такие разные… А
что, если «ученики-математики» выяснят, насколько прослеживалась связь творчества с
точной наукой математикой в литературном процессе А. С. Пушкина.
У каждого человека, от мала до велика, есть свой Пушкин. Пусть он будет и у наших
учеников. А путь к великому поэту может начаться с исследовательской работы в рамках
любимого учебного предмета.