"Моя семья"

Автор: Несытова Любовь Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа № 61"
Населённый пункт: г.о.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия
Тема: "Моя семья"
Дата публикации: 09.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятие «Моя семья»
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить
Цель:

Задачи:
1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям; 2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям. 3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива 4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Оборудование
: рисунки вагончиков, фломастеры, цветные карандаши, солнышко, лучики, картинки членов семьи, рисунок паровозика.
Оформление доски.
Фото галерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учеников. Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
Ход занятия

I. Организационный момент
Звучит «Песенка мамонтенка». Дети рассаживаются кружком. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Представьте, что всех нас пригласили на передачу в телестудию. Вы согласны быть участниками этой передачи? Собрались все дети в круг Я твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Я буду Телеведущей. А наши гости – телезрителями. Посмотрите на них, подарите им свои улыбки. Итак, участники передачи готовы? Сядьте поудобнее, выпрямите свои спинки, чтобы вы были красивыми. Начали!
II. Вводная часть
Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии уч-ся 2«В» класса Тольяттинской школы №61. Они пришли на нашу передачу, чтобы поговорить о ……… А вот о чём мы будем говорить на нашей передаче, вы узнаете, послушав сказку. А начинается она так: "Жил - был мальчик, который был один - одинешенек на свете. И никого-то у него не было…" Появляется фигурка мальчика на доске Ребята, а разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет). Ученик 1: Очень трудно самому Жить на свете одному. Вместе с Мамой жить и Папой Хочется всегда ребятам. Ну, тогда давайте мы изменим сказку, и у нашего героя появится. Кого мы поставим рядом с мальчиком? Рядом с мальчиком появляются фигурки членов семьи Как можно одним словом назвать родных людей, которые живут вместе? (Семья). Так о чём мы сегодня будем говорить? (О семье.) Как мы назовём нашу передачу? Запись на доске «Моя семья»
Правильно, сегодня на передаче мы будем говорить о самых близких людях, о семье. Ребята, а как вы думаете, когда появилось слово семья? (Ответы детей) Когда появилось слово семья? Когда-то о нём не слыхала Земля – Но Еве сказал перед свадьбой Адам; «Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне, богиня моя?» Ева тихонько ответила: «Я» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева покорно ответила: «Я» «Кто есть приготовит, о радость моя?» Ева всё также ответила: «Я» «Кто платье сошьёт, постирает бельё, Меня приласкает, украсит жильё?» «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я», Сказала она знаменитых семь «Я» Вот так на Земле появилась
СЕМЬЯ
. Учитель: Что такое семья? Вы спросите меня. Я отвечу вам с удовольствием, Что семья – это дом, Дворик мой за окном, И семья – это малая Родина! Под пургой и дождем Нас согреют теплом И помогут в любой ситуации Милой мамы глаза И улыбка отца, Руки деда и чуткость бабушки. Ученик 2: Семья – это много понятий разных, Семья – это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость твоя и моя. Семья – это ты! Семья – это я! Иллюстрирование на интерактивной доске – по ходу чтения учеником стихотворения вокруг девочки появляются картинки, обозначающие слова, о которых шла речь А как вы понимаете, что такое семья? Что для вас значит семья? (ответы детей) Я предлагаю вам первую игру
«Четвертый лишний»
. Задание: определить, кто из этих людей не является родственником? * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, продавец, бабушка, брат. * Дворник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, водитель, прадед.
III. Основная часть
В каждой семье есть люди, имена которых много значат для нее. Их жизнь служит примером для младших поколений. Что вы знаете о членах вашей семьи? Все ли вы о них знаете? Сейчас мы это проверим.
1)
О маме Агент 007 получил задание разыскать человека с необычными задатками. Досье было у него в руках. Он открыл папку и прочитал: а) пробегает по дому 6 километров в день; б) готовит по 12 часов в неделю; в) моет 96 килограммов посуды;
г) обладает отличными способностями следственной и розыскной работы. Фото Агента 007 и сведения из папки Агент 007 закрыл папку и вздохнул: «Это невозможно! Никто не может столько успеть сделать!». И все-таки после долгих поисков он нашел такого человека. А как вы думаете, кто же этот человек? (Мама) Не просто мама. А Супермама! У каждого из вас она именно такая. Я предлагаю сказать красивые слова о своей маме. Какая она? (Милая, нежная, ласковая……) На слайде появляются эти слова Как хорошо вы говорили о мамах! Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в вас самих, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама… Вы были маленькие, еще не умели говорить, а она понимала вас без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила вас говорить, ходить… Мама прочла вам первую книгу. Каждый из вас может сказать: «Моя мама самая лучшая!»
2)
О папе Ученик 3: Самый сильный, самый смелый. За меня стоит горой… Вы конечно, догадались! Это – …… папа! Мой герой! Вы правильно назвали этого героя. Значит, любите и уважаете его.
IV. Физкультминутка
(Пальчиковая гимнастика) Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – я. Вместе дружная семья.
3)
О бабушках и дедушках Ученик 4: Много у бабушки нашей хлопот. Варит нам бабушка сладкий компот. Шапочку тёплую надо связать, Сказку весёлую нам рассказать. Трудится бабушка целые дни. Бабушка, милая, сядь, отдохни. Ученик 5: Дедушка очень у нас деловой: Ходит по дому, забыл про покой. Бабушке он помогает весь день, Делать ему это вовсе не лень. Бабушки и дедушки очень любят своих внуков и гордятся их успехами. Ученик 6: Две бабушки на лавочке Сидели на пригорке. Рассказывали бабушки: «У нас одни пятерки». Друг друга поздравляли, Друг другу жали руки , Хотя экзамен сдали, Не бабушки, а …… внуки.

4)
Братья и сёстры А теперь разговор о младших в семье. Ученик 7: Папа ушел на работу, Мама продукты ушла покупать. И у меня есть забота- Братика в люльке качать. Погода на улице - чудо! Друзья зовут погулять! Но я не могу - я буду Братика в люльке качать.
5)
Обо себе Мы поговорили о старших членах вашей семьи. Настал ваш черед. Все: бабушка и дедушка, мама и папа с нетерпением ждали вашего рождения. Они полюбили вас, еще не родившихся. Любили все вас без особых причин: За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, И за то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
6)
Моё имя Над вашим именем все долго голову ломали. Хотелось, чтобы оно было необычным и звучным. Ведь ты станешь продолжателем рода, наследником (цей). Кроме обычного имени есть и много других. Давайте поиграем в игру
«Назови ласково».
Вы должны ласково назвать своего соседа, так как его могут называть дома. Называем по цепочке. Я начинаю. По мере называния членов семьи, на доске появляются солнечные лучики: МАМА, ПАПА… Какой лучик забыли? (Себя) На что похоже то, что у нас получилось? Солнышко. Семью можно представить солнышком, а всех членов семьи – его лучами. Итак, папа и мама, дедушка и бабушка, ты сам, твои братья и сестры, все они – твоя семья.
7)
Кто есть кто В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Например, я – жена, мама, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр. Игра
«Найди пару»
(На слайде появляются стрелки) БАБУШКА ВНУЧКА ОТЕЦ ДОЧЬ БРАТ СЕСТРА ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА Встаньте около парт. Игра
«Согласен – не согласен»
(небольшая физминутка) Я буду говорить вам фразы, если вы согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны – приседайте. Семья – это близкие люди. + У всех мам есть дочка и сын – Моя бабушка – это мама моей мамы. + Бабушка и дедушка – это мои родители. – Мой дедушка – это папа моего папы. + Семья – это люди, которые любят и уважают друг друга. +
Я внучка мамы и папы. – Каждому человеку нужна семья. +
8)
Хранители семьи Вот мы и познакомились с вашими семьями. Я вижу, что вы очень счастливые дети! Счастье, это когда вы с удовольствием идёте в школу, а потом с радостью возвращаетесь домой. Любите ли вы бывать дома? (Да) Почему каждому человеку так дорог его дом? (Здесь мы выросли, здесь наши родные, которые нас любят, здесь тепло и уютно) У древних римлян существовали боги – хранители дома, которым молились все домочадцы. Каждая семья имела двух покровителей, изображения которых помещались на самом видном месте – возле очага. А звали римских богов – хранителей дома – Пенаты. От имени этих древних римских Богов назвали и родной дом. Когда человек после долгого отсутствия возвращается домой, он говорит: – Вот я и вернулся в свои родные пенаты.
IV. Физкультминутка
– Руки над головой, пальцы соединены:- это крыша идеального дома. – Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.
III. Продолжение основной части

9)
Обязанности в семье Но чтобы дом был именно таким, надо много трудиться. У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому. От них зависит порядок. Расскажите по рисунку, кто в вашем доме выполняет это дело. На доске слайд с картинками дел и членов семьи. Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Стрелками соединяются дела с членами семьи. А в каких домашних делах участвуешь ты? Можешь ли ты выполнять какое-то дело, которое в твои обязанности не входит? Стихотворение «Дружная семья» Ученик 8: Маму очень я люблю Папу тоже я люблю Мама мне печет коврижки, Папа мне читает книжки. Папа, мамочка и я – Наша дружная семья. Ученик 9: Я и бабушку люблю Я и дедушку люблю. Я всегда им помогаю, Пол мету и пыль стираю. Мама, папа, дед и я – Наша дружная семья. Ученик 10: И сестренку я люблю, И братишку я люблю. С братом плаваем, ныряем, А с сестрой в снежки играем. Мама, папа, дед и я Баба, брат, сестра моя – Вместе: Наша дружная семья. Считаете ли вашу семью дружной, хорошей?

10)
Традиции семьи Дружной семью можно назвать не только тогда, когда члены ее живут мирно, без ссор, но и тогда, и это главное, когда здесь хранят традиции и дорожат ими. Кто же вас с этими традициями знакомит? (дедушка, бабушка, мама, папа)
А)
Одна из традиций семьи – отмечать праздники. А бывают ли праздники в вашем доме? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? Игра
«Наши праздники»
Вам нужно назвать праздники по картинкам. Слайд с картинками-праздниками. Проверим себя. Всплывающие надписи на картинках праздников
Б)
Семья сильна любовью, уважением и семейными традициями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом.
«Экскурсия по фотогалерее»
(Рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях) Вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Какая хорошая и дружная у вас семья.
В)
Самая важная традиция у всех семей – это знать своих предков. А, чтобы их не забыли ваши дети и внуки нужно составить
Родовое дерево
. Сегодня вы попытаетесь создать своё родовое дерево. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка, так как вы самые младшие. Если у вас есть младшие или старшие сёстры, братья, то они будут на соседней веточке. Ваши родители – это веточки пониже. Ещё ниже – Бабушки и дедушки. Если вы помните своих прабабушек и прадедушек, напишите их ещё ниже на толстых ветвях дерева. У вас у каждого на столе лежат листы бумаги и ручка. Сделайте свои родовые деревья, напишите имена своих родственников, например, мама Оля, папа Коля и т.д. Когда работы будут у всех готовы. Мы организуем выставку. Посмотрите, какие получились родовые деревья. Как могучий, густой лес берёт силу от маленьких деревьев, так и наша страна обогащается семьями. Ведь мы – частичка своей Родины. Каждый человек должен знать историю своей семьи, свою родословную. Это и есть частица истории нашей Родины.
V. Итог урока. Рефлексия.
Итак, о чём же мы с вами разговаривали на нашей телепередаче? Ваши родословные вы можете взять домой и доделать вместе с родителями. Нашу передачу мы начали со слов о семье, и закончить тоже хочется такими же словами. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты! Вот и подошла к концу наша передача. Покажите смайликом своё настроение.
Мне очень нравится наш дом, только я считаю, что он немного скучный. Предлагаю украсить наш дом цветами. Тот, кому понравилась наша передача, и кто мечтает пожить такой дружной семьей в доме, построенном своими руками, «посадите» раскрывшиеся цветы Ромашки около дома, так как именно Ромашка – символ семьи. А тот, кто что-то не уяснил для себя или кому было скучно сегодня, выберет нераскрывшиеся цветы. Дети выбирают нужный цветок и «сажают» его около дома Ребята, вот какой замечательный дом с распустившимися цветами получился у нас. Это говорит о том, что тема занятия усвоена, вам всем было очень интересно сегодня. Вы все живете в семьях, и я, надеюсь, что свои лучшие семейные традиции вы переселите в наш школьный дом. Пусть жизнь в нем всегда будет яркой, интересной и запоминающейся. Я благодарю всех ребят и гостей за участие в телепередаче «Моя семья». До новых встреч.