Напоминание

Викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"

Автор: Несытова Любовь Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа № 61"
Населённый пункт: г.о.Тольятти Самарская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по русскому языку
Тема: Викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

(для учащихся начальных классов)
Автор материала (ФИО) Несытова Любовь Валентиновна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Учитель начальных классов Образовательное учреждение МБУ «Школы № 61» г.о.Тольятти Самарской области Название материала Викторина по русскому языку в начальной школе Класс (возраст) 1-4 классы Учебный предмет Внеклассное мероприятие по русскому языку Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс Данный ресурс можно использовать в любом УМК для начальной школы Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) При организации работы можно использовать проектор и интерактивную доску Цели, задачи материала Привитие любви к великому русскому языку, Формирование интереса к нему как к учебному предмету, Повышение общей языковой культуры Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора. Данная работа включает в себя задания для обучающихся начальной школы (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Разработку можно использовать при организации предметной недели русского языка в начальной школе. Работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг учащихся.
Цели:
- прививать любовь к родному языку; - закреплять знания и умения, полученные на уроках; - воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову; - развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время; - расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету, - повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке; - плакат с ребусами; - карточки с заданиями.
Ход игры-викторины


1. Вводный этап

Ведущий
. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время. 2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. 3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать. 4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название - девиз - капитан
3. Разминка «Кто быстрее» (каждый правильный ответ – 1 балл)
1) Сколько букв в русском алфавите? (33) 2) Сколько согласных букв? (21) 3) Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол) 4) Сколько гласных букв? (10) 5) Первый звук в слове Яблоко? (й) 6) Каким ключом нельзя открыть дверь? Водяным. 7) Какую ноту кладут в суп? Соль. 8) Из каких ноготков нельзя собрать букет? Из ноготков ребенка. 9) Из какого крана нельзя набрать воду? Строительного. 10) Через какую мушку нельзя прицелиться? Через насекомое. 11) В какое ушко не вставить нитку? Ухо человека. 12) Какую шишку не набить при падении? Сосновую, еловую. 13) В какой носик не закапывают капли? Носик чайника.
4. Конкурс «Весёлая грамматика»

1)
Из предложенных слогов составьте слова: Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
2)
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» 1. Плюшка 2. Мармелад 3. Конфета 4. Джем 5. Мёд 6. Варенье 7. Пастила 8. Леденец 9. Зефир 10. Кекс 11. Торт 12. Изюм 13. Вафли 14. Шоколад.
Игра «Вертолина» (для болельщиков)
Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов - имён существительных - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде. Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд. (сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)
5. Игра «Найди лишнее»
1) Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним» Дождь, снег, град, луна Тетрадь, книга, дневник, самолёт 2) Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним» Земля, серая, жёлтая, зелёная Увидеть, покрасить, краска, добежать 3) Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Белый, белизна, белеет, белка Вкусный, интересный, искусный, грустный
6. Конкурс капитанов «Найди спрятавшиеся слова»
(Показ на доске) Например: Коса – оса. щель, зубр, столб, укол, удочка, точки Во время конкурса капитанов
«Задание для всех»
(ответ принимается только от того участника, которого назвал учитель) – за каждый правильный ответ 1 балл команде. Голоден, как … (волк) Хитрая, как … (лиса) Труслив, как … (заяц) Нем, как … (рыба) Грязный, как … (свинья) Упрямый, как … (осёл) Болтлив, как … (сорока) Колючий, как … (ёж) Изворотлив как … (уж) Надулся, как … (индюк)
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем Подрастал и стал ... (конем) 2. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (карандаш) 3. Кругла, рассыпчата, бела На стол с полей пришла. Ты посоли ее немножко, Ведь правда вкусная ... (картошка) 4. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть, без хруста, Если я ... (капуста) 5. Мчусь как пуля я вперед, Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки! Кто несет меня? ... (коньки) 6. По дороге наша Машенька идет, За веревочку козу она ведет. А прохожие глядят во все глаза – Очень длинная у девочки ... (коса) 7. В яме спит зимою длинной Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется ... (медведь) 8. В черном поле заяц белый. Прыгал, прыгал, петли делал. След за ним был тоже бел Кто ж этот заяц ... (мел) 9. В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка Кто же это? ... (мышка) 10. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь Этот зверь лесной ... (медведь)
7. «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления) Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. 1) Любишь кататься, люби и саночки возить. Век живи, век учись. 2) Старый друг лучше новых двух. Делу время, потехе час. 3) При солнышке тепло, при матери добро. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит.
Игра с болельщиками «Знаки препинания»

Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале! Однако время новое настало – Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак) Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак) Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный И не окончен разговор: И начинает думать каждый. (Многоточие) Он очень вежлив: Не любит споров он и драк. Он всем старается помочь, Он в слове, "мать" и в слове "дочь" И в тихом лунном слове "ночь" Чтоб никого не огорчать, Он все старается смягчить. (мягкий знак)
8. Конкурс «Отгадай ребусы»


9. Заключение

Ведущий:
Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла. СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник - великий, могучий, Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово - свободы зарница, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово – Выучи русский язык! Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык!
10. Итоги. Награждение команд.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще. Ведущий: Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. Подведение итогов. Награждение команд.