Автор: Чуркина Людмила Витальевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Д/С №4 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Армянск республики Крым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Природа в жизни дошкольника"
Природа
в
жизни
дошкольника
.
Воспитание и всестороннее развитие детей осуществляется разными
средствами, в том числе ознакомление с природой. Интерес к природе
тоже необходимо воспитывать. Это возможно сделать через
наблюдения за животными и растениями, обращая внимание на внешний
вид,повадки.Таким образом формируя не только знания о природе,но и
отношения к ней.
В
процессе
ознакомления
детей
с
природой
в
дошкольном
учреждении
рекомендуется
использовать
разнообразные
методы
:
словесные
,
наглядные
,
практические
.
Используя наглядный метод(наблюдение,рассматривание и т.д. ) можно
решить комплекс задач:
-Формирование знаний о природе,
-Развитие наблюдательности,
-Эстетическое развитие.
Например при наблюдении за рыбками в аквариуме следует уточнить
внешний вид рыбок(продолговатое тело покрыто чешуей,присутствуют
плавники и хвост,с их помощью рыбки плавают).Рассказать детям о
месте жительства рыбок.Дать представление о том,что аквариум
специально создан для того чтобы рыбки могли в нем жить как на воле.
Словесные методы(рассказ воспитателя,беседа,чтение) используются с
таким же успехом как
и наглядные.Словесными методами также решается ряд задач:
-Конкретизирование наблюдаемого обЪекта,
-Пополнение словарного запаса дошкольников,
-Уточнение знаний об известных фактах из жизни субъектов природы.
Нужно отметить ,наглядные методы необходимо сочетать с о
словесными ,ведь при использовании словесных методов знания детей
систематизируются.
Практические методы также играют важную роль в достижении
желаемых результатов при получении знаний детьми.Через них дети
получают и накапливают опыт, и с успехом осваивают приобретенные
знания через игру.
Нельзя также упустить и такой важный момент как труд
дошкольника в природе,ведь труд имеет огромное воспитательное
значение.В процессе выполнения трудовых поручений у детей
формируется бережное отношение к объектам природы.Ухаживая за
растениями или животными у детей формируется такое понятие как
ответственность,что в дальнейшем так необходимо во взрослой жизни.
Очень важно,чтобы дети не только освоили тот или иной прием,но и
поняли зачем он нужен.Ведь если всю деятельность детей свести к
механическому проведению нод ,то как бы ни был эффективен их
результат,труд потеряет свою воспитательно-образовательную
деятельность.
Знакомство детей с природой осуществляется в разнообразных
формах:нод,экскурсии,целевые прогулки ,наблюдения,уголки природы,труд
на участке,игры.При помощи нод по ознакомлению дошкольников с
природой формируется система элементарных знаний у детей в
соответствии с требованиями программы, причем необходимо
учитывать возрастные возможности детей. Во время игры,трудовой
деятельности в повседневной жизни у детей накапливается личный
опыт и занятия дают возможность уточнить и систематизировать
его.Очень важно,чтобы полученные знания не были преподнесены
раздельно,без привязки к целому комплексу.Дети всегда должны видеть
связь отдельного вида с окружающей средой,его влияния на эту среду,они
должны понимать,что растения и животныезависят друг от друга и от
среды обитания.
Для хорошего усвоения материалов по ознакомлению детей с природой
нужно применять комплексные занятия для того чтобы вызвать интерес
к предлагаемому предмету. Если педагог владеет необходимыми
знаниями и умениями , а также основными методами работы, то он
сможет донести до детей необходимые знания .
26.10.2014г.