"Жизнь и творчество И.Я.Яковлева" ("И.Я.Яковлев пурнăçěпе пултарулăхě")

Автор: Ильина Татьяна Валериановна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55" г.Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: План конспект урока
Тема: "Жизнь и творчество И.Я.Яковлева" ("И.Я.Яковлев пурнăçěпе пултарулăхě")
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок по чувашскому языку на тему:

«И.Я.Яковлев пурнăç

ě

пе пултарулăх

ě

. » -

«Жизнь и твочество И.Я.Яковлева»

Учителя чувашского языка МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары

Чувашской Республики

Ильиной Татьяны Валериановны

2013 г.

Предмет:
чувашский язык, урок – экскурсия.
Тема:
«И.Я.Яковлев пурнăç ě пе пултарулăх ě » « Жизнь и творчество И.Я.Яковлева»
Продолжительность:
один урок, 45 минут
Класс:
7 «Б»
Технологии:
Демонстрация музейных экспонатов, фотографий. Пакет прикладных программ Microsoft Office: графический редактор PowerPoint.
Описание методики использования ИКТ

на уроке – экскурсии «Эпир – И.Я.Яковлев ачисем»
Компьютер используется во время урока как средство демонстрации музейных экспонатов и источник информации в процессе обучения. Класс совместно с учителем принимает участие в заочной экскурсии по музею И.Я.Яковлева, находящегося в Чувашском государственном педагогическом университете имени И.Я.Яковлева города Чебоксары Чувашской Республики. С помощью мультимедийного проектора на экране появляются стенды и экспонаты музея.
Аннотация:
данный урок в учебном процессе относится к разделу «Славные люди Чувашской земли» на уроках чувашского языка и культуры родного края. В ходе урока используются следующие методы и приемы – наблюдения, сравнения аналогии, частично – поисковые.
План урока:
1.Знакомство с учащимися. 2.Вводная беседа по теме урока. 3. Заочная экскурсия по музею о жизни и творчестве И.Я.Яковлева. 4.Опрос учащихся. 5. Итоги работы.
Практическая реализация:

Конспект урока

Тип урока:
урок – экскурсия.
Цели:
Образовательная: ознакомить с жизнью и творчеством выдающегося педагога – просветителя И.Я.Яковлева , из раздела «Знаменитые люди Чувашии» с применением ИКТ, развивать навыки наблюдения. Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности, формирование выводов;
развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний с помощью компьютера. Воспитательные: повышение духовно – нравственного воспитания учащихся, уважения истории и культуры родного края и страны, воспитать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.
Задачи:
- получить новую информацию к уже имеющейся; - повторить с учащимися имена известных людей Чувашии. - применить полученные знания в поисково – исследовательской работе.
Методы:
практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование:
Компьютер с операционной системой Windows, мультимедийный проектор, учебник чувашского языка 7 класса. I. Организация урока. 1. Приветствие и знакомство. 2. Дежурный сообщает об отсутствующих и рассказывает о погоде на улице и времени года. 3. Учитель знакомит учащихся темой урока и предстоящей работе. 4. Учитель приглашает на заочную экскурсию по музею И.Я.Яковлева. II. 5. Экскурсия. 1слайд. Тема урока и фотография учениц в чувашской национальной одежде. 2 с. Портрет И.Я.Яковлева, годы жизни. 3 с. Фотография главного корпуса Чувашского Педагогического Университета им. И.Я.Яковлева. 4 с. Учебные корпуса ЧГПУ. 5 с. Музей. 6 с. Вопрос и приглашение учащихся на экскурсию. 7 с. Обзор первой комнаты музея. 8 с. Экспонаты первой комнаты: -книжный шкаф, -письменный стол, -макет сельской школы, - вышитый портрет И.Я.Яковлева. 9 с. Фотография учительского коллектива 1902-1903 г. 10 с. Ученики в учебном классе. 11 с. Обзор второй комнаты. 12 с. Стенд «Детство и годы учебы И.Я.Яковлева». 13 с. Деревня Кошки – Новотембаево, где родился И.Я.Яковлев. 14 с. И.Я.Яковлев в детстве. 15 с. Симбирская мужская классическая гимназия. 16 с. И.Я.Яковлев среди выпускников гимназии. 1870 г.
17 с. Свидетельство об окончании гимназии, дающее право на преподавание в частных домах. 18 с. И.Я.Яковлев – студент Казанского университета. 1870 г. 19 с. Казанский государственный университет. 20 с. Стенд «Зарождение новой письменности». 21 с. Эпиграф стенды и первые чувашские печатные учебники. 22 с. И.Я.Яковлев – инспектор чувашских школ Казанского учебного округа. 1875 г. 23 с. И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в Ходарской сельской школе. 24 с. Инспекторский маршрут И.Я.Яковлева. 25 с. Класс мальчиков. 26 с. 1878 г. Открылось женское отделение под руководством Екатерины Алексеевны, супруги И.Я.Яковлева. 27 с. Один из корпусов школы. 28 с. Стенд «Семья И.Я.Яковлева и его потомки».общий вид 29 с. Стенд «Семья И.Я.Яковлева и его потомки». 30 с. Семейные фотографии: 1) И.Я.Яковлев с сыном Алексеем, 2) В семейном кругу за столом, 3) Внучки и няньки, воспитанницы школы. 4) И.Я.Яковлев с женой и внучкой Катей. 1910 г. 31 с. Потомки. 32 с. Эпиграф стенда: «Берегите семью…» 33 с. М.О.Ефремов – правнук И.Я.Яковлева. 34 с. Скульптура. 35 с. Скульптура. 36 с. Следующие стенды второй комнаты музея. 37 с. «Воспитанники Симбирской учительской школы» 38 с. 1) С.М.Максимов (1892-1951) – видный чувашский композитор, воспитанник Симбирской учительской школы; 2) Т.М.Матвеев (1884-1936) – исследователь чувашского языка, 39 с. 1) К.В.Иванов и И.Я.Яковлев за чтением поэмы «Нарспи»; 2) Образ Нарспи. 40 с. 1) Г.Т.Трофимов (1878-1938) – учитель, видный чувашский этнограф, 2) Ф.П.Павлов (1892-1931) – видный чувашский композитор, музыковед, драматург, деятель культуры, 3) Н.В.Васильев (Шубоссинни) (1889-1938) – видный чувашский поэт и деятель культуры, 4) М.Д.Турбина (1888-1956) – заслуженная учительница школы Чувашской АССР и РСФСР, чувашская писательница, 41 с. 1) Т.С.Кривов (1886-1966) – выпускник Симбирской чувашской школы, участник трех революций, Герой Социалистического Труда. 2) П.О.Афанасьев – профессор МГУ, автор «Методики русского языка».
42 с. Картина художника Комарова « И.Я.Яковлев и его ученики», встречающая в главном корпусе в фае 1 этажа. 43 с. «Симбирская чувашская школа» картина Н.А.Марковой. 44 с. Н.В.Овчинников « Женский хор Чувашской Симбирской школы». 45 с. «И.Я.Яковлев у государя Николая II» Н?В? Овчинников: посвещенная150-летию И?Я.Яковлева, на реальных событиях 1905 г. 46 с. Работа учениц к 40-летию школы. 47 с. Стенд «Личные вещи И.Я.Яковлева» 48 с. 1) гусли 2) чувашское женское платье и деревянные вещи. 3) Ордена и медали. 49 с. Учебники и книги. 50 с. Рассказы И.Я.Яковлева. 51 с. Буквари. 52 с. Документы И.Я.Яковлева и книга о нем, написанная П. Тихоновым 53 с. Портрет И.Я.Яковлева. 54 с. Эпиграф «цель жизни». 55 с. М.О.Ефремов (правнук И.Я.Яковлева) и кинофильмы, в которых снимался. III Опрос учащихся по экскурсии ( вопросы на другом слайде): - Кто такой И.Я.Яковлев? - Что значила для И.Я.Яковлева СЕМЬЯ? Какую роль сыграла Чувашская Симбирская школа в просвещении «инородцев»? - Кого из выпускников данной школы вы запомнили? Почему? - Какие рассказы И. Я. Яковлева вы читали? - Как называется сейчас город Симбирск? - Где находится музей, в котором вы сегодня побывали? - Ваши впечатления. IV. Знакомство с книжной выставкой. V. Подведение урока. Оценка ответов учащихся. Домашняя работа. Попрощаться с учащимися, поблагодарив их.
Урок конспекч.

Тллевсем
1 И.Я.Яковлевён пурнё=.пе тата .=.-х.л.пе паллаштарасси 2 Ачасен тавра курёмне \стересси 3 Тёванъен культурипе историне упрама тата хисеплеме в.рентесси 4 Илн. п.л\пе т.пчев .=.нче усё курма в.рентесси
Кирл. хат.рсем
И.Я.Яковлев =инчен пичетлен. к.некесем: унён вулав к.некисем: халал: музей =инчен буклет
Доска =инче
«Ырё =ынна ырёпа асёна==.»(ваттисен сёмах.)
«Юрататёп чёвшсене: в.сене п.т.м чунтан ырлёх сунатёп. Чёвашсене телейл. тёвас теннис.р пу=не манён пурнё=ра урёх ним.нле т.ллев те пулман.» И.Я.Яковлев
Урок юхём.
I. 1 Ачасене урока хат.рлесси? - Сывлёх сунни тата паллашни? - Дежурнёй кала=ать? 2 Урок темипе: т.ллев.семпе: .=.семпе паллаштарни% Эпир сир.нпе паян И?Я?Яковлев яч.лл. Чёваш патшалёх педагогика университетенчи И?Я?Яковлев музейне =итсе курёпёр: унён пурнё=.пе: .=.- х.л.пе: в.ренекен.семпе: =емьипе паллашёпёр? II. Экскурсии:(доска =инче пёхмалла) 1с? Урокён теми% «Эпир – И?Я?Яковлев в.ренекен.сем» 2с? И?Я?Яковлевён портреч.: пурённё =ул.сем? 3с? ЧППУ т.п корпус.: историнчен илн. й.ркесем? 4с? Университетён ытти в.рен\ =урч.сем? 5с? Музей вырна=ни? 6с? Ыйту? Ачасене экскурсие ч.нни? 7с? 1-м.ш п\л.м? 8с? 1-м.ш п\л.мри экспонатсем? 9с? 1902-1903 =?=? в.рентекенсен сён \керч.к.? 10с? В.рен\ п\л.м.нчи \керч.к.? 11с? 2-м.ш п\л.ме ч.нни? 12с? «Ача чухнехи тата в.рен\ =ул.сем» стенд? 13с? И?Я?Яковлев =уралнё Кённа – Кушки ял.? 14с? Ача чухнехи? 15с? Ч.мперти ар=ын ачасен гимназин =урч.? 16с? И?Я?Яковлев гимназире п.рле в.ренекенсен хушшинче? 17с? Свидетельство \керч.к.? 18с? 1870 =улта И?Я?Яковлев Хусан университеч.н студенч.? 19с? Хусанти университет =урч.? 20с? «+.н. =ырулёх =урални» стенд? 21с? Стендри уйрём \керч.ксем% - эпиграф: - чёвашла п.ррем.ш пичетлен. в.рен\ к.некисем? 22с? 1875=? \керч.к? И?Я?Яковлев Хусан в.рен\ окрук.н инспектор.? 23с? И?Я?Яковлевпа И?Н?Ульянов Хутар шкул.нче? 24с? И?Я?Яковлев инспекторён =ул-й.р карти? 25с? Ч.мперти чёваш шкул.нчи ар=ын ачасен класс.? 26с? 1878 =улта шкулта х.р ачасен уйрём. у=ёлни? Иван Яковлевичпа Екатерина Алексеевна х.рачасен .= урок.нче? 27с? В.рену =урч.сенчен п.ри?
28с? 2-м.ш п\л.мри «И?Я?Яковлевён =емьи» \керч.к? 29с? «И?Я?Яковлев тата унён йёх.н малашлёх.» стенд? 30с? +емье \керч.к.сем% 1. И?Я?Яковлев ывёл.пе 2. =емье с.тел хушшинче 3. И?Я?Яковлевён х.р.семпе мёнук.сем 4. «Иван Яковлевичпа Екатерина Алексеевна тата Катя мёнук.» 1910=? К?В?Иванов тунё сён укрч.к? 31с? Яковлев =емьинчен тухнё ытти мёнук.сен сён укерч.к.сем? 32с? «+емьене сыхлёр???» эпиграф? 33с? М?О?Ефремов (И?Я?Яковлевён мёнук.н ячи)? 34с? скульптура 35с? И?Я?Яковлев скульптури тата «пурнё= т.ллев.» эпиграф? 36с? 2-м.ш п\л.мри ытти стендсем? 37с? «В.сем Ч.мпрти чёваш шкул.нче в.ренн.» стенд? 38с? 1) С?М?Максимов (1892-1951) – паллё чёваш композитор.; 2) Т?М?Матвеев (1884-1936) тепчев=. 39с? 1) К?В?Иванов «Нарспи» поэмёна вуласа пани; 2) П?Сизов укерн. Нарспи сён.? 40с? 1) Г?Т?Тимофеев (1878-1938) в.рентекен: этнограф; 2) Ф?П?Павлов (1892-1931) композитор: драматург; 3) Н?В?Васильев (Шупу==инни)(1889-1938) паллё сёвё=: культура .=чен.; 4) М?Д?Трубина (1888-1956) тава тив.=л. в.рентекен: =ырав=ё? 41с? 1)Ви=. Революцие хутшённё: Социаллё ,= Герой. – Т?С?Кривов (1886-1966)? 2) О?Афанасьев - «Вырёс ч.лхин методтки» к.неке автор.: Мускаври Патшалёх Университеч.н профессор.? 42с? Коваров художник тунё «И?Я?Яковлевпа унён паллё в.ренекен.сем» .=? ЧППУ т.п корпусра к.тсе илекен \керч.к? 43с? Н?А?Маркова \нер=.н «Ч.мп.рти чёваш шкул.»? 44с? Н?В?Овчинников .=.? 45с? Н?В?Овчинников художник «И?Я?Яковлев 1905 =улта II Микулай патша пат.нче» тунё .=? И?Я?Яковлев 150 =ул тултарнё т.ле? 46с? Ч.мперти чёваш шкулне 40 =ул яч.пе в.ренекенсем тунё .=? 47с? И?Я?Яковлевён япалисем? 48с? 1) к.сле: 2) чёваш к.пипе йыё=ран ёсталанё япаласем: 3) И?Я?Яковлевён медал.семпе орден.сем? 49с? И?Я?Яковлевён в.рен\ к.некисем: ун =инчен пичетленн. к.некесем? 50с? И?Я?Яковлевён калав.сем: т.пчев .=.сем? 51с? Букварьсем? 52с? И?Я?Яковлевён докуменч.сем тата Тихён Пет.рккин «Кушкё ачи» к.неки? 53с? И?Я?Яковлевён портреч.?
54с? «Пурнё= .м.ч.» эпиграф? 55с? М?О?Ефремовён сён \керч.к.?
3?
Экскурсие п.т.млетсе ыйтусемпе .=лемелле - И?Я?Яковлев кам вёл? - И?Я?Яковлевшён =емье м.нле вырён йышённё? - Ч.мп.рти чёваш шкул. халёха =утта кёларас .=ре м.нле вырён йышённё? - Ч.мп.рти чёваш шкул.нче в.ренн. паллё =ынсенчен кама астуса юлтёр? М.нш.н? - И?Я?Яковлевён м.нле калав.сене эсир вуланё? - Ч.мп.р хули хал. м.н ятлё? - Эпир пулса курнё музей ё=та вырна=нё?
4?
К.некесен выставкипе паллаштарни?
5?
Урока п.т.млетни: ачасен .=не хаклани: киле .= пани? Киле .=% к.некери 198:202:205 страницёсенчи ыйтусене хурав-ламалла? Ирттерн. урокшён тав туса сывпуллашмалла?