"Жизнь и творчество И.Я.Яковлева" ("И.Я.Яковлев пурнăçěпе пултарулăхě")
Автор: Ильина Татьяна Валериановна Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 55" г.Чебоксары
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики
Наименование материала: План конспект урока
Тема: "Жизнь и творчество И.Я.Яковлева" ("И.Я.Яковлев пурнăçěпе пултарулăхě")
Учителя чувашского языка МБОУ «СОШ №55» г. Чебоксары
Чувашской Республики
Ильиной Татьяны Валериановны
2013 г.
Предмет: чувашский язык, урок – экскурсия.
Тема: «И.Я.Яковлев пурнăç
ě
пе пултарулăх
ě
» « Жизнь и творчество
И.Я.Яковлева»
Продолжительность: один урок, 45 минут
Класс: 7 «Б»
Технологии: Демонстрация музейных экспонатов, фотографий. Пакет
прикладных программ Microsoft Office: графический редактор PowerPoint.
Описание методики использования ИКТ
на уроке – экскурсии «Эпир – И.Я.Яковлев ачисем»
Компьютер используется во время урока как средство демонстрации
музейных экспонатов и источник информации в процессе обучения.
Класс совместно с учителем принимает участие в заочной экскурсии по
музею И.Я.Яковлева, находящегося в Чувашском государственном
педагогическом университете имени И.Я.Яковлева города Чебоксары
Чувашской Республики.
С помощью
мультимедийного проектора на экране появляются стенды и
экспонаты музея.
Аннотация: данный урок в учебном процессе относится к разделу «Славные
люди Чувашской земли» на уроках чувашского языка и культуры родного
края. В ходе урока используются следующие методы и приемы – наблюдения,
сравнения аналогии, частично – поисковые.
План урока:
1.Знакомство с учащимися.
2.Вводная беседа по теме урока.
3. Заочная экскурсия по музею о жизни и творчестве И.Я.Яковлева.
4.Опрос учащихся.
5. Итоги работы.
Практическая реализация:
Конспект урока
Тип урока: урок – экскурсия.
Цели:
Образовательная: ознакомить с жизнью и творчеством выдающегося педагога
– просветителя И.Я.Яковлева , из раздела «Знаменитые люди Чувашии» с
применением ИКТ, развивать навыки наблюдения.
Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам
самостоятельной познавательной деятельности, формирование выводов;
развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении
знаний с помощью компьютера.
Воспитательные: повышение
духовно – нравственного воспитания
учащихся, уважения истории и культуры родного края и страны, воспитать
географическую культуру и эстетическое
восприятие географических
объектов.
Задачи:
- получить новую информацию к уже имеющейся;
- повторить с учащимися имена известных людей Чувашии.
- применить полученные знания в поисково – исследовательской работе.
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование: Компьютер с операционной системой Windows,
мультимедийный проектор, учебник чувашского языка 7 класса.
I.
Организация урока.
1.
Приветствие и знакомство.
2.
Дежурный сообщает об отсутствующих и рассказывает о погоде
на улице и времени года.
3.
Учитель знакомит учащихся темой урока и предстоящей работе.
4.
Учитель приглашает на заочную экскурсию по музею
И.Я.Яковлева.
II.
5.
Экскурсия.
1слайд. Тема урока и фотография учениц в чувашской национальной
одежде.
2 с. Портрет И.Я.Яковлева, годы жизни.
3 с. Фотография главного корпуса Чувашского Педагогического
Университета им. И.Я.Яковлева.
4 с. Учебные корпуса ЧГПУ.
5 с. Музей.
6 с. Вопрос и приглашение учащихся на экскурсию.
7 с. Обзор первой комнаты музея.
8 с. Экспонаты первой комнаты:
-книжный шкаф,
-письменный стол,
-макет сельской школы,
- вышитый портрет И.Я.Яковлева.
9 с. Фотография учительского коллектива 1902-1903 г.
10 с. Ученики в учебном классе.
11 с. Обзор второй комнаты.
12 с. Стенд «Детство и годы учебы И.Я.Яковлева».
13 с. Деревня Кошки – Новотембаево, где родился И.Я.Яковлев.
14 с. И.Я.Яковлев в детстве.
15 с. Симбирская мужская классическая гимназия.
16 с. И.Я.Яковлев среди выпускников гимназии. 1870 г.
17 с. Свидетельство об окончании гимназии, дающее право на
преподавание в частных домах.
18 с. И.Я.Яковлев – студент Казанского университета. 1870 г.
19 с. Казанский государственный университет.
20 с. Стенд «Зарождение новой письменности».
21 с. Эпиграф стенды и первые чувашские печатные учебники.
22 с. И.Я.Яковлев – инспектор чувашских школ Казанского учебного
округа. 1875 г.
23 с. И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в Ходарской сельской школе.
24 с. Инспекторский маршрут И.Я.Яковлева.
25 с. Класс мальчиков.
26 с. 1878 г. Открылось женское отделение под руководством Екатерины
Алексеевны, супруги И.Я.Яковлева.
27 с. Один из корпусов школы.
28 с. Стенд «Семья И.Я.Яковлева и его потомки».общий вид
29 с. Стенд «Семья И.Я.Яковлева и его потомки».
30 с. Семейные фотографии:
1) И.Я.Яковлев с сыном Алексеем,
2) В семейном кругу за столом,
3) Внучки и няньки, воспитанницы школы.
4) И.Я.Яковлев с женой и внучкой Катей. 1910 г.
31 с. Потомки.
32 с. Эпиграф стенда: «Берегите семью…»
33 с. М.О.Ефремов – правнук И.Я.Яковлева.
34 с. Скульптура.
35 с. Скульптура.
36 с. Следующие стенды второй комнаты музея.
37 с. «Воспитанники Симбирской учительской школы»
38 с. 1) С.М.Максимов (1892-1951) – видный чувашский композитор,
воспитанник Симбирской учительской школы;
2) Т.М.Матвеев (1884-1936) – исследователь чувашского языка,
39 с. 1) К.В.Иванов и И.Я.Яковлев за чтением поэмы «Нарспи»;
2) Образ Нарспи.
40 с. 1) Г.Т.Трофимов (1878-1938) – учитель, видный чувашский
этнограф,
2) Ф.П.Павлов (1892-1931) – видный чувашский композитор,
музыковед, драматург, деятель культуры,
3) Н.В.Васильев (Шубоссинни) (1889-1938) – видный чувашский
поэт и деятель культуры,
4) М.Д.Турбина (1888-1956) – заслуженная учительница школы
Чувашской АССР и РСФСР, чувашская писательница,
41 с. 1) Т.С.Кривов (1886-1966) – выпускник Симбирской чувашской
школы, участник трех революций, Герой Социалистического Труда.
2) П.О.Афанасьев – профессор МГУ, автор «Методики русского
языка».
42 с. Картина художника Комарова « И.Я.Яковлев и его ученики»,
встречающая в главном корпусе в фае 1 этажа.
43 с. «Симбирская чувашская школа» картина Н.А.Марковой.
44 с. Н.В.Овчинников « Женский хор Чувашской Симбирской школы».
45 с. «И.Я.Яковлев у государя Николая II» Н?В? Овчинников:
посвещенная150-летию И?Я.Яковлева, на реальных событиях 1905 г.
46 с. Работа учениц к 40-летию школы.
47 с. Стенд «Личные вещи И.Я.Яковлева»
48 с. 1) гусли
2) чувашское женское платье и деревянные вещи.
3) Ордена и медали.
49 с. Учебники и книги.
50 с. Рассказы И.Я.Яковлева.
51 с. Буквари.
52 с. Документы И.Я.Яковлева и книга о нем, написанная П. Тихоновым
53 с. Портрет И.Я.Яковлева.
54 с. Эпиграф «цель жизни».
55 с. М.О.Ефремов (правнук И.Я.Яковлева) и кинофильмы, в которых
снимался.
III Опрос учащихся по экскурсии ( вопросы на другом слайде):
- Кто такой И.Я.Яковлев?
- Что значила для И.Я.Яковлева СЕМЬЯ?
Какую роль сыграла Чувашская Симбирская школа в просвещении
«инородцев»?
- Кого из выпускников данной школы вы запомнили? Почему?
- Какие рассказы И. Я. Яковлева вы читали?
- Как называется сейчас город Симбирск?
- Где находится музей, в котором вы сегодня побывали?
- Ваши впечатления.
IV. Знакомство с книжной выставкой.
V. Подведение урока. Оценка ответов учащихся. Домашняя работа.
Попрощаться с учащимися, поблагодарив их.
Урок конспекч.