"Развитие детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"

Автор: Кошелева Анастасия Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №397" г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, поселок Береза
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики"
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики
А.А.Кошелева, МБДОУ «Детский сад №397» г.о.Самара, Старший воспитатель В современных стандартах по дошкольному образованию большое внимание уделяется формированию у детей целостной картины окружающего мира. Для того чтобы работа по данному направлению шла более плодотворно, было решено внедрять в работу ДОУ технологии музейной педагогики, которые создают условия для развития личности ребенка путём включения его в разноплановую деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную сферы. В 2014-2015 учебном году в нашем детском саду с целью: - обогащения предметно- развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей, - расширение кругозора детей, - повышение интеллектуальных навыков, - создания творческой площадки, - развития логического и креативного мышления детей, - развития духовно-нравственных качеств, - формирования у дошкольников представлений о музее, - повышение уровня культуры, -социализации детей, -коммуникативно-языкового развития, в отдельном помещении детского сада был оформлен мини-музей «Интересных вещей». Для организации музея были использованы материалы собранные в результате конкурсной проектной деятельности по созданию групповых мини –музеев прошлого учебного года, материал был дополнен и систематизирован.
Мини -музей имеет несколько экспозиций:
1. Мини-музей «Откуда хлеб к нам пришел» Направлен в основном на социально-коммуникативное развитие воспитанников. Его основная задача обогащение знаний детей о том, как выращивают хлеб. Экспозиция помогает сформировать представление о труде хлеборобов, воспитать уважение к людям, которые трудятся на полях нашей страны, развить бережное отношение к хлебу. Материалы собранные в этом мини-музее призваны развивать интерес у детей к народным традициям, воспитывать чувство гордости за свою родину и желание знать больше о ее культуре. 2. Мини-музей «Ложки» Направлен на развитие любознательности и эмоциональности детей, формирование этических норм и правил. Экспозиция помогает сформировать представление об истории ложки, их видах и назначении, и правилах использования. Ознакомление детей с ложкой активизирует речевую активность, стимулирует познавательный интерес, развивает эмоциональную отзывчивость (ложка как произведение художественного искусства), формирует желание участвовать в коллективной деятельности (трудовой, творческой, игровой и пр.) 3. Мини-музей «Пуговка» Направлен на развитие эстетического отношения к окружающему миру формирование художественного вкуса, формирование самостоятельной творческой деятельности. Знакомство с таким предметом, как пуговица, способствует расширению представлений о пуговице и истории ее создания, помогает формировать у детей естественно-научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, развивать мелкую моторику, связную речь, мышление и творческие способности детей.
4. Мини-музей «Береза символ родины моей» Направлен на развитие познавательной активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира. Способствует расширению знаний об особенностях дерева ставшим символом России. Экспозиция помогает воспитывать положительное эмоциональное отношение к миру природы, любовь и бережное отношение ко всему живому. Через сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребенка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений. 5. Мини- музей «Русская народная игрушка» Направлен на социально-коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Выполненная из натуральных материалов, игрушка с ᴨервых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений. В игре ребенок овладевает системой математических знаний и предварением арифметики являются понятия: множество, элемент множества, объединение множеств, дополнение. Ребенка привлекают не только множества собственно предметов, но и множество звуков, движений, форм, оттенков цвета, ритмы узоров и т.д. Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяла сформировать понятие множества и закрепить названия предметов окружающего мира. Гениальная игрушка Богородска - "бьющие молотком по наковальне кузнецы", "клюющие курочки" и др. Двигая одну палочку относительно другой, малыш производит ритмичные движения. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. 6. Мини –музей «Что растет у нас на грядках» Направлен на изучение предметного окружения и социально-коммуникативное развитие воспитанников. Его основная задача обогащение знаний детей о том, как и какие овощи произрастают в нашем регионе, какие орудие труда необходимы для их посадки и ухода ,пополнение словарного запаса. Работа по этому направлению помогает сформировать представление о труде на огороде, расширить знания о инструментах для трудовой деятельности, воспитать уважение к людям выращивающим овощные культуры, развить бережное отношение к продуктам питания. 7. Мини- музей «Русский быт» Социально-коммуникативное и художественно- эстетическое развитие основные задачи этого музея, направленные на воспитание чувства патриотизма и толерантности. Оформленная фольклорная изба и ее макет помогает познакомить детей с устройством русской избы, многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением, помогает расширить словарный запас. Благодаря жителям русской избы дети могут познакомиться с народным костюмом. В игре дети изучают фольклорные формы (сказки, песенки, потешки, пословицы). Учатся любить, понимать и уважать народные традиции. Музей «интересных- вещей» создан для того, чтоб ребенок в полной мере мог ощутить духовную сторону жизни русского народа, принять и понять его историю и культуру. Оформленные экспозиции практически единственная возможность для детей нашего детского сада посетить музей. Это связано с тем, что наш район удален от культурных центров, где они размещены, а так же с тем, что многие родители считают, что посещать музеи с детьми дошкольного возраста еще не целесообразно. Педагоги детского сада стараются подробно воссоздать атмосферу настоящего музея. С этой целью была оформлена касса музея, где ребята могут «купить» себе настоящий билет. За музеем из числа педагогов был закреплен руководитель –экскурсовод, который в
интересной форме знакомит воспитанников ДОУ с содержанием музеев согласно перспективному плану проведения экскурсий. (приложение 1) Такая форма работы соответствует принципам ФГОС о интеграции образовательных областей и в полной мере решает задачу по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. Список литературы: Книга одного автора Ахунов В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов, Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр.: с. 44. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова, Искусство в школе. – 2008. – 3 «. – С. 28-29. Виниченко В. В. Развивающее общение взрослого и ребенка-дошкольника на материале народного декоративно-прикладного искусства / В. В. Виниченко, Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 87-91. Горбатова И. И. Первые шаги в мир культуры : дети и музей / И. И. Горбатова, Обсерватория культуры. – 2009. - № 1. – С. 70-77. Загороднова Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова, Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее : учеб. пособие / О. Л. Некрасова-Каратеева. – М. : Высш. шк., 2005. – 207 с. Нургалиева М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева, Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35. Осорина М. В. Самодельные игрушки в психологическом контексте творческой игры ребенка / М. В. Осорина, Детское творчество и музей. – СПб., 2005. – С. 123-152. Поцелуева А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева, Современный российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М. : Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289. Сапанжа О. С. Основы музейной коммуникации / О. С. Сапанжа. – СПб.,
2007. – 116 с. Книга двух авторов Макарова Н. П. , Т. А. Чичканова Образовательная среда в музее? Да, если этот музей – детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова, Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 133-140. Книга трех авторов А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева – СПб., 2008. – 208 с.