"Методическая система работы педагога (из опыта работы)"
Автор: Коновалова Галина Владимировна Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МКОУ "Кузнецовская СОШ"
Населённый пункт: п. Кузнецовский, Талицкий р-он, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система работы педагога (из опыта работы)"
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016
учебный год
Методическая
система
работы
педагога
(
из
опыта
работы
)
Ведущая педагогическая идея – формирование и развитие универсальных
учебных действий на уроках физики и информатики в виду ускоренного темпа
развития общества, который определяет новый образ современного человека:
уверенного, сильного, эрудированного, толерантного, творческого, а главное,
умеющего и желающего учиться, осваивать новое.
Центральное место в системе моей работы занимает не педагог, а ученик,
практическую деятельность которого организует педагог.
Цель:
создание педагогически обусловленной адаптационной среды для
эффективной реализации ведущей педагогической идеи.
Теоретическая база
технология проблемно-диалогического обучения (И.А. Ильницкая,
В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев и др.);
личностно-деятельностный подход (Б.
Г. Ананьев, Л.
С. Выготский,
В. В. Давыдов, Т.
А. Иванова, Г.
И. Саранцев Д.
Б. Эльконин,
И. С. Якиманская);
принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л.
С. Выготский,
Л. В. Занков, П. М. Эрдниев);
исследования в области научно-технического творчества школьников
(Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский);
идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI
веке
(И. П. Волков, А.
А. Гин, В.
К. Дьяченко, М.
М. Зиновкина,
А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.);
основные виды и уровни организации учебно-познавательной
деятельности учащихся (Б.И. Коротяев, Н.А. Половникова, Н.С.
Пурышева, А.В. Усова, З.Ф. Чехлова, Э.Т. Изергин и др.)
Ведущие принципы: научность и доступность, проблемность и
действенность; мотивация и практическая значимость, открытость и
системность.
Задачи:
-
анализ и систематизация педагогической деятельности с точки зрения
применяемых педагогических технологий и дидактических систем,
выделение противоречий и недостатков;
-
поиск и выявление наиболее эффективных способов и приёмов
педагогических действий;
-
прогнозирование трудностей и ошибок, возникающих в процессе
обучения, как у педагога, так и обучающихся;
-
организация изучения предмета на основе принципов научного познания и
развивающего обучения (научности, наглядности, доступности,
системности, сознательности и активности, связи теории с практикой);
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016
учебный год
-
организация форм деятельности обучающихся (индивидуальная, парная,
фронтальная, групповая);
-
создание условий для творческой деятельности на уроках и во внеурочной
деятельности;
-
организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;
-
стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию;
-
повышение собственного научного уровня в области преподавания физики,
пополняя накопленный методический и дидактический материал, исследуя
современные ЭОР, возможность дистанционного обучения;
-
оценка эффективности применяемых форм, методов и средств обучения,
путём использования разнообразных форм контроля; проведения
диагностики состояния различных видов деятельности.
Система работы: учебная, внеурочная и внеклассная деятельность по предметам
физика и информатика, методическая работа (см. схему 1).
Схема 1
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016
учебный год
Содержательный компонент:
составление рабочих программ по предмету (РП для основной школы по
физике на основе УМК Фадеевой А.А., Засова А.В., Киселёва Д.Ф. в
соответствии с требованиями ФГОС ООО от 2011 года), программ
Цель: формирование УУД при обучении физике и информатике.
Учебный цикл
Акты учебной и внеурочной деятельности
Формирование
внутренней мотивации
Построение абстрактной
модели изучаемого
явления
Практическое
применение
полученных знаний
М
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
а
я
р
а
б
о
т
а
Методическая работа
Ориентационно-
мативационная
Поисково-
исследовательская
Практическая
Цели деятельности
Субъекты: учитель физики,
другие учителя, администрация
Субъекты: учащиеся, родители
Сотрудничество
Рефлексивно-
оценочная
Развитие рефлексии
учащихся
Средства деятельности
Внешние групповые
мотивационные
установки, проблемные
методы обучения,
урочные, внеурочные и
внеклассные
мероприятия.
Знаковые средства
наглядности,
абстрактные модели.
Демонстрационный
эксперимент, СМИ,
кинофильмы,
литературные
произведения.
Рейтинговая система
оценок, организация
самоконтроля,
взаимоконтроля.
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016
учебный год
дополнительного образования (элективный курсы «Электроника»,
«Электроника и электротехника»);
использование электронных образовательных ресурсов;
интеграцию основного и дополнительного образования;
интеграции физического содержания с содержанием других областей
знаний, реализуемых в школьной программе.
Методический компонент (комплексное использование различных форм средств,
методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе):
Классно-урочные формы обучения: традиционный урок, лекция, беседа,
семинар, симпозиум, лабораторная работа, практическая работа,
самостоятельная работа, урок контроля знаний, урок игра и т.д.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная,
индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Методы и технологии: кроме всех традиционных, используются также
проблемное обучение, проектная и учебно-исследовательская деятельность, ИКТ,
критическое мышление.
Технические средства обучения: АРМ учителя и учащихся, интерактивная
доска, ТСО, лабораторное оборудование.
Информационные средства обучения: учебно-методическая литература
(учебники, рабочие тетради учащихся, методические пособия для учащихся и
учителя, энциклопедии, справочники, журналы и т.д.), ЭОР, образовательные
ресурсы сети Интернет.
Результаты: совокупность форм обучения, средств и методов позволяет
решить, выше поставленные, задачи и добиться хороших результатов в обучении
учащихся.
Повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных
творческих работ к авторским проектам).
Рост познавательного интереса (желание участвовать не только в
школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно-
практических конференциях).
Успешная социализация выпускников: поступление в ВУЗы и
техникумы на специальности технического цикла.
Участие в региональных конкурсах творческих и исследовательских
работ детского и юношеского творчества.
Призовые места в районных, региональных, Международных
олимпиадах по предметам.
67 баллов – максимальный результат итоговой аттестации в форме
ЕГЭ.
положительная динамика учебных достижений (с 56% качества до
58%).
М
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
а
я
р
а
б
о
т
а
Педагогическое стимулирование: одобрение, перспектива, поддержка, авансированное доверие,
ситуации примера, ситуации успеха, свободный выбор.
Внешние групповые
мотивационные
установки, проблемные
методы обучения,
урочные, внеурочные и
внеклассные
мероприятия.
Знаковые средства
наглядности,
абстрактные модели.
Демонстрационный
эксперимент, СМИ,
кинофильмы,
литературные
произведения.
Рейтинговая система
оценок, организация
самоконтроля,
взаимоконтроля.
Действия
Создавать учебные
проблемы, повышать
значимость социальных
групп с позитивными
установками к учебной
деятельности.
Выделять абстрактную
сущность изучаемого
материала,
ограничивать
количество
эмпирической
информации.
Обеспечивать доступ
учащихся к
максимально
разнообразной
эмпирической
информации.
Обеспечивать
учащимся
возможность
анализа своих
действий и
исправления
ошибок.
Результаты
Высокая внутренняя
мотивация,
выражающаяся
постоянной
интенсивной учебно-
познавательной
деятельности.
Внутренняя настройка
когнитивно-
репрезентативных
структур мышления
учащегося,
позволяющая выделять
существенное в
многообразии внешней
информации.
Умения учащихся
использовать
теоретические знания
для решения
практически
возникающих
проблем.
Способность
учащегося
объективно оценить
и скорректировать
свою деятельность.