"Методическая система работы педагога (из опыта работы)"

Автор: Коновалова Галина Владимировна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МКОУ "Кузнецовская СОШ"
Населённый пункт: п. Кузнецовский, Талицкий р-он, Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Методическая система работы педагога (из опыта работы)"
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016 учебный год
Методическая

система

работы

педагога

(

из

опыта

работы

)
Ведущая педагогическая идея – формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики и информатики в виду ускоренного темпа развития общества, который определяет новый образ современного человека: уверенного, сильного, эрудированного, толерантного, творческого, а главное, умеющего и желающего учиться, осваивать новое. Центральное место в системе моей работы занимает не педагог, а ученик, практическую деятельность которого организует педагог. Цель: создание педагогически обусловленной адаптационной среды для эффективной реализации ведущей педагогической идеи. Теоретическая база  технология проблемно-диалогического обучения (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев и др.);  личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская);  принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев);  исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский);  идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.);  основные виды и уровни организации учебно-познавательной деятельности учащихся (Б.И. Коротяев, Н.А. Половникова, Н.С. Пурышева, А.В. Усова, З.Ф. Чехлова, Э.Т. Изергин и др.) Ведущие принципы: научность и доступность, проблемность и действенность; мотивация и практическая значимость, открытость и системность. Задачи: - анализ и систематизация педагогической деятельности с точки зрения применяемых педагогических технологий и дидактических систем, выделение противоречий и недостатков; - поиск и выявление наиболее эффективных способов и приёмов педагогических действий; - прогнозирование трудностей и ошибок, возникающих в процессе обучения, как у педагога, так и обучающихся; - организация изучения предмета на основе принципов научного познания и развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой);
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016 учебный год - организация форм деятельности обучающихся (индивидуальная, парная, фронтальная, групповая); - создание условий для творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности; - организация проектно-исследовательской деятельности учащихся; - стимулирование мотивации обучающихся к саморазвитию; - повышение собственного научного уровня в области преподавания физики, пополняя накопленный методический и дидактический материал, исследуя современные ЭОР, возможность дистанционного обучения; - оценка эффективности применяемых форм, методов и средств обучения, путём использования разнообразных форм контроля; проведения диагностики состояния различных видов деятельности. Система работы: учебная, внеурочная и внеклассная деятельность по предметам физика и информатика, методическая работа (см. схему 1). Схема 1
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016 учебный год Содержательный компонент:  составление рабочих программ по предмету (РП для основной школы по физике на основе УМК Фадеевой А.А., Засова А.В., Киселёва Д.Ф. в соответствии с требованиями ФГОС ООО от 2011 года), программ Цель: формирование УУД при обучении физике и информатике. Учебный цикл Акты учебной и внеурочной деятельности Формирование внутренней мотивации Построение абстрактной модели изучаемого явления Практическое применение полученных знаний М е т о д и ч е с к а я р а б о т а Методическая работа Ориентационно- мативационная Поисково- исследовательская Практическая Цели деятельности Субъекты: учитель физики, другие учителя, администрация Субъекты: учащиеся, родители Сотрудничество Рефлексивно- оценочная Развитие рефлексии учащихся Средства деятельности Внешние групповые мотивационные установки, проблемные методы обучения, урочные, внеурочные и внеклассные мероприятия. Знаковые средства наглядности, абстрактные модели. Демонстрационный эксперимент, СМИ, кинофильмы, литературные произведения. Рейтинговая система оценок, организация самоконтроля, взаимоконтроля.
Г.В. Коновалова, учитель физики и информатики МКОУ «Кузнецовская СОШ», 2015-2016 учебный год дополнительного образования (элективный курсы «Электроника», «Электроника и электротехника»);  использование электронных образовательных ресурсов;  интеграцию основного и дополнительного образования;  интеграции физического содержания с содержанием других областей знаний, реализуемых в школьной программе. Методический компонент (комплексное использование различных форм средств, методов и технологических приемов в учебно-воспитательной работе): Классно-урочные формы обучения: традиционный урок, лекция, беседа, семинар, симпозиум, лабораторная работа, практическая работа, самостоятельная работа, урок контроля знаний, урок игра и т.д. Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Методы и технологии: кроме всех традиционных, используются также проблемное обучение, проектная и учебно-исследовательская деятельность, ИКТ, критическое мышление. Технические средства обучения: АРМ учителя и учащихся, интерактивная доска, ТСО, лабораторное оборудование. Информационные средства обучения: учебно-методическая литература (учебники, рабочие тетради учащихся, методические пособия для учащихся и учителя, энциклопедии, справочники, журналы и т.д.), ЭОР, образовательные ресурсы сети Интернет. Результаты: совокупность форм обучения, средств и методов позволяет решить, выше поставленные, задачи и добиться хороших результатов в обучении учащихся.  Повышение креативного потенциала учащихся (от индивидуальных творческих работ к авторским проектам).  Рост познавательного интереса (желание участвовать не только в школьных олимпиадах, но и в различных конкурсах, научно- практических конференциях).  Успешная социализация выпускников: поступление в ВУЗы и техникумы на специальности технического цикла.  Участие в региональных конкурсах творческих и исследовательских работ детского и юношеского творчества.  Призовые места в районных, региональных, Международных олимпиадах по предметам.  67 баллов – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ.  положительная динамика учебных достижений (с 56% качества до 58%). М е т о д и ч е с к а я р а б о т а Педагогическое стимулирование: одобрение, перспектива, поддержка, авансированное доверие, ситуации примера, ситуации успеха, свободный выбор.  Внешние групповые мотивационные установки, проблемные методы обучения, урочные, внеурочные и внеклассные мероприятия. Знаковые средства наглядности, абстрактные модели. Демонстрационный эксперимент, СМИ, кинофильмы, литературные произведения. Рейтинговая система оценок, организация самоконтроля, взаимоконтроля. Действия Создавать учебные проблемы, повышать значимость социальных групп с позитивными установками к учебной деятельности. Выделять абстрактную сущность изучаемого материала, ограничивать количество эмпирической информации. Обеспечивать доступ учащихся к максимально разнообразной эмпирической информации. Обеспечивать учащимся возможность анализа своих действий и исправления ошибок. Результаты Высокая внутренняя мотивация, выражающаяся постоянной интенсивной учебно- познавательной деятельности. Внутренняя настройка когнитивно- репрезентативных структур мышления учащегося, позволяющая выделять существенное в многообразии внешней информации. Умения учащихся использовать теоретические знания для решения практически возникающих проблем. Способность учащегося объективно оценить и скорректировать свою деятельность.