"Готовимся к ГИА: Работа с текстом"

Автор: Лаздан Нина Анатольевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ "Иштанская ООШ"
Населённый пункт: село Иштан Кривошеинского района Томской области
Наименование материала: учебная программа элективного курса для 9 класса
Тема: "Готовимся к ГИА: Работа с текстом"
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иштанская основная общеобразовательная школа»

Утверждена
приказ №_________ от «_____»______________2015г. директор школы__________Изотова Г.Г.


ПРОГРАММА

элективного курса

«Готовимся к ГИА: Работа с текстом»
для обучающихся IX классов (1 час в неделю, всего 34 часов) Составитель программы: Лаздан Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
с. Иштан

2015


Готовимся к ГИА: Работа с текстом
(Программа элективного курса для подготовки к ГИА-9 по русскому языку)
Пояснительная записка
Завершение IX класса для школьника можно рассматривать как определённый рубеж в изучении курса русского языка. Объём знаний, круг умений, которыми должны владеть обучающиеся к этому моменту, зафиксирован в нормативных документах:  Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998г. №1236)  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. №1089). На основе этих нормативных документов разработана новая форма экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации. Экзаменационная работа по русскому языку в новой форме нацелена на проверку сформированности не только элементов «предметных» компетенций (лингвистической, языковой и коммуникативной), но и ряда важнейших общеучебных умений, связанных прежде всего с извлечением информации, поступающей по аудитивному и визуальному каналам из различных источников, с умением работать с текстом.[1] Новая форма итоговой аттестации предполагает разработку и введение в учебный план новых элективных занятий. Программа элективного курса «Готовимся к ГИА: Работа с текстом» направлена на подготовку обучающихся к написанию творческой составляющей ОГЭ: сжатого изложения на основе прослушанного текста и сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Цель данного курса:
Формирование у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:  извлекать информацию при аудировании и чтении;  адекватно понимать и интерпретировать в письменной форме информацию, извлечённую из прослушанного и прочитанного текстов, аргументируя собственную точку зрения, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
 соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Задачи:

Обучающие:
обучать умению определять микротемы и понимать основную мысль текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; обучать приёмам компрессии (сжатия) исходного текста; обучать умению писать сочинения-рассуждения.
Развивающие:
развивать общеучебные умения работы с текстом, развивать творческие способности и письменную речь обучающихся;
Воспитательные задачи
связаны с художественно-эстетическим и нравственным воспитанием обучающихся посредством анализа художественных особенностей и проблематики текстов разных стилей.
Общая характеристика учебного процесса
Практико-ориентированный элективный курс предполагает использование разных методов и приёмов обучения.
По источнику получения знаний:
 Словесные (сообщения, беседа)  Информационные (работа со сборниками для подготовки к экзамену, памятками)  Практические (практикумы по анализу текстов, работа над созданием шаблонов для написания сочинений)
По уровню активности познавательной деятельности:
 Объяснительно-иллюстративный (беседа, подготовленные сообщения, чтение учебных пособий)  Репродуктивный (работа над техникой сжатия текста по заданному шаблону, составление памятки «Как работать над сочинением- рассуждением», написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по заданному плану)  Проблемное изложение материала (анализ проблемной информации, извлечённой из прочитанного текста, написание сочинения- рассуждения на осмысление одного из ключевых фрагментов текста, на осмысление нравственно-этического понятия). На занятиях используются интерактивные формы работы : практикумы, групповая работа, дискуссия, творческая работа.
Курс рассчитан на 34 часа.

Содержание образования:
1. Введение. Экзамен в новой форме – что это такое? – 1 час Знакомство со структурой экзаменационных материалов для подготовки к ГИА -9 по русскому языку в новой форме. Демонстрационные материалы. 2. Анализ текста. – 1 час Тема текста. Основная мысль текста. Стиль и функционально- смысловой тип речи текста. План текста (микротемы).
3. Как сократить текст? Работа над написанием сжатого изложения - 6 часов Приёмы компрессии (сжатия) текста: объединение, замена конкретного общим, удаление несущественного. Работа над техникой сжатия текста по заданным шаблонам (по упражнениям из сборника). 4. Работа над написанием сочинения-рассуждения по прочитанному тексту – 16 часов Составляющие сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Анализ высказываний (цитат) известных лингвистов о различных языковых средствах. Определение функций указанных языковых средств в текстах: аргументы, извлечённые из исходного текста. Сочинение-рассуждение на осмысление одного из ключевых фрагментов текста. Самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста. Аргументы: собственные и извлечённые из исходного текста. Сочинение-рассуждение на осмысление нравственно-этического понятия. Работа с «Толковым словарём» по определению лексических значений рассматриваемых в экзаменационных текстах нравственно- этических понятий. Аргументы: из жизненного опыта, из прочитанных текстов. Использование языковых средств при написании сочинения- рассуждения в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом. 5.Творческие работы – 7 часов Обучающие работы: сжатое изложение на основе прослушанного текста, сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Контрольные работы: сжатое изложение на основе прослушанного текста, сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. 6. Работа над ошибками, допущенными в обучающих творческих работах – 3 часа.
Межпредметные связи
прослеживаются со следующими учебными дисциплинами: литература, мировая художественная культура, история.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:
Обучающиеся в процессе элективных занятий
должны получить

представление
о новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классах общеобразовательных учреждений по русскому языку. Обучающиеся
должны знать
основные речеведческие понятия (тема, микротема, основная мысль, стиль и функционально-смысловой тип речи, приёмы компрессии (сжатия)), необходимые для анализа и переработки текста. Обучающиеся
должны уметь
при написании сжатого изложения:  воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, идею, определять микротемы, видеть авторскую позицию;
 вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами;  правильно, точно и лаконично излагать содержание текста, используя языковые средства обобщённой передачи содержания; при написании сочинения-рассуждения:  вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать замысел автора  строить собственное высказывание на основе прочитанного в соответствии с типом речи рассуждение;  интерпретировать смысл ключевого фрагмента текста, формулировать тезис и приводить в качестве доказательства как собственные аргументы, так и извлечённые из исходного текста;  давать толкование нравственно-этического понятия, свои комментарии к нему, приводить аргументы из жизненного опыта и из прочитанных текстов;  уместно и целесообразно использовать языковые средства в соответствии с темой, стилем и коммуникативным замыслом высказывания;  соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Формы контроля:
 Устная монологическая речь (подготовленные сообщения, участие в дискуссии)  Письменные работы (обучающие и контрольные творческие работы)
Методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Используется традиционная пятибалльная система оценивания учебных знаний, умений и навыков обучающихся. При выставлении итоговой отметки по элективному курсу особое внимание обращается на выполнение практической части курса (письменные творческие работы). Отметка по данному курсу может учитываться при выставлении годовой отметки по русскому языку. Учебно-тематический план


Тема урока

Кол-

во

часов

Формы организации учебной

деятельности учащихся
1 Введение. Экзамен в новой форме – что это такое? 1 Фронтальная работа. Знакомство с демонстрационными материалами экзаменационных работ за предыдущие годы. Знакомство со сборником для подготовки к ГИА- 9. 2 Тема. Основная мысль текста. Стиль и тип речи. План текста 1 Индивидуальная работа . Подготовленные сообщения о
(микротемы). стилях и типах речи. Групповая работа: анализ текстов по плану. 3-4 Как сократить текст? Приёмы компрессии (сжатия) текста. 2 Презентация «Приёмы компрессии (сжатия) текста» Практическая работа . Работа над техникой сжатия текста по заданным шаблонам (по упражнениям из сборника) 5-8 Сжатое изложение. Задание1. 4 Прослушивание аудиозаписей текстов для изложения, Работа с черновиком. Ключевые слова (словосочетания), формулирование микротем. 9 Обучающее сжатое изложение 1 Творческая работа. 10 Анализ работы над сжатым изложением. 1 Беседа, работа над ошибками. 11 Составляющие сочинения- рассуждения: тезис, аргументы, вывод. 1 Практическая работа Составление памятки -алгоритма «Как работать над сочинением- рассуждением». 12- 16 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Анализ высказываний (цитат) известных лингвистов о различных языковых средствах. Определение функций указанных языковых средств в текстах: аргументы, извлечённые из исходного текста. 15.1 5 Работа в парах и индивидуальная работа (Д/З). Создание шаблонов сочинений- рассуждений на лингвистическую тему (по упражнениям из сборника) 17- 21 Сочинение-рассуждение на осмысление одного из ключевых фрагментов текста. Формулировка тезиса на основе ключевых слов и фраз. Аргументы, извлечённые из исходного текста. 15.2 5 Дискуссия. Анализ проблемной информации, извлечённой из прочитанного текста. Индивидуальная работа . Самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста. 22- 26 Сочинение-рассуждение на осмысление нравственно- этического понятия. 15.3 5 Работа с «Толковым словарём» по осмыслению понятий . Создание словарика. Создание шаблонов сочинений- рассуждений на осмысление нравственно-этического понятия.
27- 29 Обучающие сочинения- рассуждения (15.1, 15.2, 15.3) 3 Творческая работа 30 Анализ пробного сочинения- рассуждения. 1 Беседа, работа над ошибками 31- 33 Репетиционный экзамен. Контрольные творческие работы. 3 Контрольное сжатое изложение и контрольное сочинение- рассуждение. 34 Анализ контрольных творческих работ 1 Работа над ошибками (фронтальная и индивидуальная работа)
Литература для обучающихся
1. Русский язык: материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы (новая форма). 9 кл. / авт.-сост. О.М. Александрова, С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. -122 с. 2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/авт.-сост. И.П. Цыбулько и др./ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2010. – 208с. 3. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.- 89с. – (Федеральный институт педагогических измерений).
Литература для учителя
Русский язык: материалы для подготовки к экзамену по русскому языку за курс основной школы (новая форма). 9 кл. / авт.-сост. О.М. Александрова, С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. -122 с. 1. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации./ Л.А. Мартынова. – М.: Айрис-пресс, 2005. -288с. – (Методика). 2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/авт.-сост. И.П. Цыбулько и др./ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 208с. 3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010/авт.-сост. И.П. Цыбулько и др./ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2010. – 208с. 4. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. –М.: АСТ: Астрель, 2010.- 89с. – (Федеральный институт педагогических измерений). 5. Интернет-ресурсы.
Приложение
Учебно-тематический план элективного курса по русскому языку

для 9 класса «Подготовка к ГИА: работа с текстом»

34 часа (1 час в неделю)



Тема урока

Кол-

во

часов

Формы организации учебной

деятельности учащихся
1 Введение. Экзамен в новой форме – что это такое? 1 Фронтальная работа. Знакомство с демонстрационными материалами экзаменационных работ за предыдущие годы. Знакомство со сборником для подготовки к ГИА- 9. 2 Тема. Основная мысль текста. Стиль и тип речи. План текста (микротемы). 1 Индивидуальная работа . Подготовленные сообщения о стилях и типах речи. Групповая работа: анализ текстов по плану. 3-4 Как сократить текст? Приёмы компрессии (сжатия) текста. 2 Презентация «Приёмы компрессии (сжатия) текста» Практическая работа . Работа над техникой сжатия текста по заданным шаблонам (по упражнениям из сборника) 5-8 Сжатое изложение. Задание1. 4 Прослушивание аудиозаписей текстов для изложения, Работа с черновиком. Ключевые слова (словосочетания), формулирование микротем. 9 Обучающее сжатое изложение 1 Творческая работа. 10 Анализ работы над сжатым изложением. 1 Беседа, работа над ошибками. 11 Составляющие сочинения- рассуждения: тезис, аргументы, вывод. 1 Практическая работа Составление памятки -алгоритма «Как работать над сочинением- рассуждением». 12- 16 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Анализ высказываний (цитат) известных лингвистов о различных языковых средствах. Определение 5 Работа в парах и индивидуальная работа (Д/З). Создание шаблонов сочинений- рассуждений на лингвистическую тему (по упражнениям из сборника)
функций указанных языковых средств в текстах: аргументы, извлечённые из исходного текста. 15.1 17- 21 Сочинение-рассуждение на осмысление одного из ключевых фрагментов текста. Формулировка тезиса на основе ключевых слов и фраз. Аргументы, извлечённые из исходного текста. 15.2 5 Дискуссия. Анализ проблемной информации, извлечённой из прочитанного текста. Индивидуальная работа . Самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста. 22- 26 Сочинение-рассуждение на осмысление нравственно- этического понятия. 15.3 5 Работа с «Толковым словарём» по осмыслению понятий . Создание словарика. Создание шаблонов сочинений- рассуждений на осмысление нравственно-этического понятия. 27- 29 Обучающие сочинения- рассуждения (15.1, 15.2, 15.3) 3 Творческая работа 30 Анализ пробного сочинения- рассуждения. 1 Беседа, работа над ошибками 31- 33 Репетиционный экзамен. Контрольные творческие работы. 3 Контрольное сжатое изложение и контрольное сочинение- рассуждение. 34 Анализ контрольных творческих работ 1 Работа над ошибками (фронтальная и индивидуальная работа)