"Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Автор: Погорелова Галина Николаевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 10.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя Опыт работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Составила воспитатель Погорелова Г.Н. г. Ставрополь-2014
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя
мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи
В настоящее время проходит активный процесс информатизации дошкольных учреждений, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. В Концепции модернизации российского образования сказано: «Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным потребностям общества и государства». 28 ноября 2013 г. на совещании в Правительстве РФ по вопросам электронного обучения в России председатель Экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования при Комитете Государственной Думы по образованию Владимир Тихомиров отметил: "Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. Электронным технологиям - быть. Уже определены и конкретные шаги по их развитию. К концу января 2014 года будет подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года». Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ. В рамках принятого в стране федерального государственного стандарта дошкольного образования одной из составных частей стандарта являются: формирование образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора; разработка, апробация и внедрение информационно- коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей. Наше дошкольное учреждение является базой федеральной стажировочной площадки, одним из направлений деятельности которой является изучение и использование программно-методического обеспечения для организации педагогического процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий /ИКТ/. Уровень оснащения техническими средствами учреждения позволило мне использовать компьютерные технологии как интерактивное средство развития дошкольников. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Если говорить о познавательном развитии, то основными его показателями выступают: 1/ формирование системы первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; 2/ формирование познавательных действий, становление сознания; 3/ развитие воображения и творческой активности; 4/ развитие интересов детей, любознательности, и познавательной мотивации. Мой опыт работы с детьми – это использование ИКТ в разных формах работы с детьми: Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя  В непосредственно образовательной деятельности;  В совместной деятельности детей и взрослого /фронтальной, подгрупповой и индивидуальной/;  В самостоятельной деятельности детей. Значительным фактором компьютеризации является понимание того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в интерьер детского сада как инструменты. Компьютер в нашем учреждении стал частью развивающей среды, как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Компьютер- центр информационно-коммуникационных технологий – технологий обмена информации и коммуникации. Подразумевается использование информации в электронном формате:  текст, видео, аудио,  анимация, изображение Информационных носителей:  DVD, CD, флэш-памяти Мультимедиа:  игровые компьютерные программы, презентации и др. Аудиовизуального оборудования:  компьютера, ноутбука,  ЖК-телевизора, проектора,  интерактивной доски Использование ИКТ позволило поднять образовательный процесс на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка. В группе, где я работаю, появился мультимедийный комплекс, состоящий из интерактивной доски, проектора и ноутбука, который активно используется при проведении с воспитанниками непосредственно образовательной деятельности. Ознакомление детей с окружающим миром, художественной литературой является именно той областью, где использование визуальных и аудиоэффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала. Под управлением интерактивного программного обеспечения на интерактивной доске детям с легкостью преподносится разноплановая и точная информация, например, о животных и растениях, природных явлениях и т.д. Использование мультимедийных средств в деятельности с дошкольниками не меняет методов работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации преподносимой детям. Использование современных мультимедийных технологий , объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяет создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире, демонстрировать воспитанникам, например, явления природы, всех ее обитателей. Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой информации, создавая более четкие представления. Интегрированное занятие по изучению Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя окружающего мира с применением раздаточного материала, выходами на улицу и использованием мультимедиа технологий вызывает у детей не только восторг, но и способствует лучшему запоминанию информации. В рамках реализации проектной деятельности мною были разработаны информационно-дидактические игровые комплексы: «Детям о Победе», «Детям о Космосе», «детям о профессиииях» и другие. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office PowerPoint, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических представлений, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации, она расширяет возможности моделирования игровых ситуаций. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, и он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Всё это способствует формированию познавательной мотивации, повышает интерес детей к более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя. Благодаря использованию ИКТ я перешла от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок стал активным субъектом деятельности. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей. С внедрением информационно-коммуникационных технологий возник целый ряд новых детских деятельностей тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д.), в них во всей полноте проявляются такие познавательные процессы, как произвольное внимание, запоминание мышление, представление, память, восприятие. В совместной деятельности с воспитанниками я использую в основном развивающие игры. Среди развивающих игр можно выделить:  игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать", "Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей";  игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится читать", "Букварь";  игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского".  на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы", "Маленький искатель".  прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать", "Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир информатики". В результате, я сделала вывод, что использование компьютерной среды является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (повышение уровня развития у детей мелкой моторики, оптико- пространственной ориентации, зрительно-моторная координации); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (повышение уровня познавательной активности, самостоятельности, произвольности); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. Особое место в моей работе занимает проектная деятельность, которая интегрирует компьютерно – игровое творчество детей. Так, например, в компьютерном классе дети придумывают, создают на компьютере героев сказок или своих выдуманных историй. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол и игра готова! Специальные программы позволяют создавать удивительные авторские мультфильмы, творческие рисунки. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве. Особое место в данном направлении играет возможность раскрытия ребенком всей неповторимой палитры образов и красок, созданных в творческой мультимедийной среде. Самостоятельная игровая деятельность детей способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на выбор игр и игрушек для детей, в том числе компьютерных. Дети очень любят играть самостоятельно за интерактивным столом, где также собраны разнообразные развивающие игры на развитие способностей детей. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы. В рамках этого направления мною разработаны тематические рекомендации для родителей, проводятся консультации «Зачем дошкольнику компьютер?», «Правильный выбор компьютерной игры», активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий». В учреждении активно ведется работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Интересной формой работы с родителями я считаю создание информационного видеожурнала для родителей в виде видеоинформации на информационном табло. Периодичность выпуска - по необходимости обеспечения информацией, празднично-тематические выпуски. Доступ родительской общественности к нормативной информации, фото и видеоотчетам о деятельности группы осуществляется через интерактивный киоск. Материалы освещают различные виды деятельности детей, фотоотчеты, тематическую информацию. Наиболее эффективной информационно- просветительской формой работы является сайт дошкольного учреждения. Электронная газета группы, созданная мною на сайте, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, о достижениях детей. Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя В заключении можно сделать вывод, что по сравнению с традиционными технологиями работы с дошкольниками компьютер обладает рядом преимуществ:  предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес и повышает мотивацию к деятельности;  компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;  компьютер является отличным средством для решения задач развития;  постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;  компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха". Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанника. Грамотное использование компьютера ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005. Е.И.Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005. Г.М.Водопьянов, А.Ю.Уваров, Об одном инструменте управления процессом информатизации школы, Вопросы образования, 5-2007. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы, М, Педагогика, 1997. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность», Информатика и образование,3 - 2001. Еляков, А. Информационные технологии и современная война, Свободная мысль, 1 - 2008. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008. Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17 города Ставрополя И.И.Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005. Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996. Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения, М, Педагогика, 1998. Митченко М.М., Т.В.Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005. Микляева Н.В., Толстикова С.Н. «Детский сад будущего». М. ТЦ «Сфера», 2010. А.Л.Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007. И.Д.Фрумин, К.Б.Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005. Воспитатель Погорелова Галина Николаевна