"Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Автор: Погорелова Галина Николаевна Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
Опыт работы
на тему
«Информационно-коммуникационные технологии как интерактивное средство
познавательного развития детей дошкольного возраста»
Составила
воспитатель Погорелова Г.Н.
г. Ставрополь-2014
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
мы украдём у наших детей завтра”
Джон Дьюи
В настоящее время проходит активный процесс информатизации дошкольных
учреждений, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к
обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы.
В Концепции модернизации российского образования сказано: «Главная задача российской
образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе
соответствия актуальным потребностям общества и государства».
28 ноября 2013 г. на совещании в Правительстве РФ по вопросам электронного обучения в
России председатель Экспертного совета по информационным технологиям в сфере
образования при Комитете Государственной Думы по образованию
Владимир Тихомиров
отметил: "Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных
технологий просто не существует. Электронным технологиям - быть. Уже определены и
конкретные шаги по их развитию. К концу января 2014 года будет подготовлен план
развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная
рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года».
Поэтому, перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка
проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
В рамках принятого в стране федерального государственного стандарта дошкольного
образования одной из составных частей стандарта являются: формирование
образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность,
творчество, свободу выбора; разработка, апробация и внедрение информационно-
коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.
Наше дошкольное учреждение является базой федеральной стажировочной
площадки, одним из направлений деятельности которой является изучение и
использование программно-методического обеспечения для организации педагогического
процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий /ИКТ/.
Уровень
оснащения техническими средствами учреждения позволило мне использовать
компьютерные технологии как интерактивное средство развития дошкольников.
Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное развитие
ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных
новообразований возраста. Если говорить о познавательном развитии, то основными его
показателями выступают:
1/ формирование системы первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой
Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
2/ формирование познавательных действий, становление сознания;
3/ развитие воображения и творческой активности;
4/ развитие интересов детей, любознательности, и познавательной мотивации.
Мой опыт работы с детьми – это использование ИКТ в разных формах работы с детьми:
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
В непосредственно образовательной деятельности;
В совместной деятельности детей и взрослого /фронтальной, подгрупповой и
индивидуальной/;
В самостоятельной деятельности детей.
Значительным фактором компьютеризации является понимание того, что компьютер
и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в
интерьер детского сада как инструменты. Компьютер в нашем учреждении стал частью
развивающей среды, как
средство интерактивного обучения, которое позволяет
стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
Компьютер- центр информационно-коммуникационных технологий – технологий обмена
информации и коммуникации.
Подразумевается использование информации в электронном формате:
текст, видео, аудио,
анимация, изображение
Информационных носителей:
DVD, CD, флэш-памяти
Мультимедиа:
игровые компьютерные программы, презентации и др.
Аудиовизуального оборудования:
компьютера, ноутбука,
ЖК-телевизора, проектора,
интерактивной доски
Использование ИКТ позволило поднять образовательный процесс на качественно
новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию
именно в такой форме.
Основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с
традиционными средствами развития ребенка.
В группе, где я работаю, появился мультимедийный комплекс, состоящий из
интерактивной доски, проектора и ноутбука, который активно используется при
проведении с воспитанниками непосредственно образовательной деятельности.
Ознакомление детей с окружающим миром, художественной литературой является именно
той областью, где использование визуальных и аудиоэффектов создает наиболее полную
картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала. Под
управлением интерактивного программного обеспечения на интерактивной доске детям с
легкостью преподносится разноплановая и точная информация, например, о животных и
растениях, природных явлениях и т.д. Использование мультимедийных средств в
деятельности с дошкольниками не меняет методов работы (использование наглядного и
пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем
информации преподносимой детям. Использование современных мультимедийных
технологий
,
объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом
представлении, позволяет создать наиболее точное представление у детей об окружающем
мире, демонстрировать воспитанникам, например, явления природы, всех ее обитателей.
Возможна демонстрация не только изображения той или иной особи, или явления, но и
видеоматериалов, прослушивать звуки, что, несомненно, повышает интерес к новой
информации, создавая более четкие представления. Интегрированное занятие по изучению
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
окружающего мира с применением раздаточного материала, выходами на улицу и
использованием мультимедиа технологий вызывает у детей не только восторг, но и
способствует лучшему запоминанию информации.
В рамках реализации проектной
деятельности мною
были разработаны информационно-дидактические
игровые
комплексы: «Детям о Победе», «Детям о Космосе», «детям о профессиииях» и другие.
Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office
PowerPoint, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют
множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной
образовательной деятельности по формированию у детей элементарных математических
представлений, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с
ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием
мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию
на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный
элемент в презентации, она расширяет возможности моделирования игровых ситуаций.
Движение отдельных частей слайда привлекает внимание ребёнка, и он заостряет свое
внимание на анимированной части информации. Всё это способствует формированию
познавательной мотивации, повышает интерес детей к более качественному усвоению
нового материала, а это и является целью работы воспитателя. Благодаря использованию
ИКТ я перешла от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к
деятельностному, при котором ребенок стал активным субъектом деятельности. Детям
нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо
большей отдачей.
С внедрением информационно-коммуникационных технологий возник целый ряд
новых детских деятельностей тесно связанных с компьютером (компьютерное
конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д.), в них во
всей полноте проявляются такие познавательные процессы, как произвольное внимание,
запоминание мышление, представление, память, восприятие. В совместной деятельности с
воспитанниками я использую в основном развивающие игры. Среди развивающих игр
можно выделить:
игры на развитие математических представлений: "Баба Яга учится считать",
"Остров Арифметики", "Лунтик. Математика для малышей";
игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению "Баба Яга учится
читать", "Букварь";
игры для музыкального развития, например, "Щелкунчик. Играем с музыкой
Чайковского".
на развитие основных психических процессов: "Звериный альбом", "Снежная
королева", "Русалочка", "Спасем планету от мусора", "От планеты до кометы",
"Маленький искатель".
прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого
развития детей: "Мышка Мия. Юный дизайнер", "Учимся рисовать",
"Волшебные превращения". В качестве обучающих игр можно привести
пример игр "Форма. Секреты живописи для маленьких художников", "Мир
информатики".
В результате, я сделала вывод, что
использование компьютерной среды является
фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность
к обучению (повышение уровня развития у детей мелкой моторики, оптико-
пространственной ориентации, зрительно-моторная координации); обогащение кругозора;
помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие
личностных компонентов познавательной деятельности (повышение уровня
познавательной активности, самостоятельности, произвольности); формирование
соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация);
организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Особое место в моей работе занимает проектная деятельность, которая интегрирует
компьютерно – игровое творчество детей. Так, например, в компьютерном классе дети
придумывают, создают на компьютере
героев сказок или своих выдуманных историй.
Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол и игра готова! Специальные
программы позволяют создавать удивительные авторские мультфильмы, творческие
рисунки. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и
практическом, продуктивном творчестве. Особое место в данном направлении играет
возможность раскрытия ребенком
всей неповторимой палитры образов и красок,
созданных в творческой мультимедийной среде.
Самостоятельная игровая деятельность детей способствует развитию воображения,
мышления, речи и других психических функций
ребенка. В игре дети учатся понимать
друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его
сложности. Это накладывает большую ответственность на выбор игр и игрушек для детей,
в том числе компьютерных. Дети очень любят играть самостоятельно за интерактивным
столом, где также собраны разнообразные развивающие игры на развитие способностей
детей.
Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно
компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы. В рамках этого
направления мною разработаны тематические рекомендации для родителей, проводятся
консультации «Зачем дошкольнику компьютер?»,
«Правильный выбор компьютерной
игры», активно используется наглядная информация, проводятся тематические
родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий». В
учреждении активно ведется работа по созданию единого творческого пространства в
рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития
ребенка в современном информационном обществе. Интересной формой работы с
родителями я считаю создание информационного видеожурнала для родителей в виде
видеоинформации на информационном табло. Периодичность выпуска - по
необходимости обеспечения информацией, празднично-тематические выпуски. Доступ
родительской общественности к нормативной информации, фото и видеоотчетам о
деятельности группы осуществляется через интерактивный киоск. Материалы освещают
различные виды деятельности детей, фотоотчеты, тематическую информацию.
Наиболее эффективной информационно- просветительской формой работы является
сайт дошкольного учреждения. Электронная газета группы, созданная мною на сайте,
предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах
воспитания и обучения дошкольников, о жизни группы, о проводимых мероприятиях,
праздниках, развлечениях, о достижениях детей.
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
В заключении можно сделать вывод, что
по сравнению с традиционными
технологиями работы с дошкольниками компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей
огромный интерес и повышает мотивацию к деятельности;
компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в
совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
компьютер является отличным средством для решения задач развития;
постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении
самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в
работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок
выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его
за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения
необходимую "ситуацию успеха".
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с
помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в
жизнь ребёнка; позволяет вести обучение и воспитание в зоне ближайшего развития;
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанника.
Грамотное использование компьютера ставит ребёнка в совершенно новую,
качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая
для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения,
расширяет границы познаваемого мира.
Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального
человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет
воспитателя, а не заменяет его.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Б.С.Беренфельд, К.Л.Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с
использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
Е.И.Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных
учреждений, Вопросы образования, 3-2005.
Г.М.Водопьянов, А.Ю.Уваров, Об одном инструменте управления процессом
информатизации школы, Вопросы образования, 5-2007.
Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы, М,
Педагогика, 1997.
Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность», Информатика и образование,3 -
2001.
Еляков, А. Информационные технологии и современная война, Свободная мысль, 1 - 2008.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш.
учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №17
города Ставрополя
И.И.Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных
технологий, Вопросы образования, 3-2005.
Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы, М, Знание, 1996.
Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения, М,
Педагогика, 1998.
Митченко М.М., Т.В.Туранова, Формирование единого информационного пространства:
концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.
Микляева Н.В., Толстикова С.Н. «Детский сад будущего». М. ТЦ «Сфера», 2010.
А.Л.Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007.
И.Д.Фрумин, К.Б.Васильев, Современные тенденции в политике информатизации
образования, Вопросы образования, 3-2005.
Воспитатель Погорелова Галина Николаевна