"Использование метода проектов для формирования интереса к математике"
Автор: Хидирова Ирина Мухадзировна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОО СОШ №1
Населённый пункт: с. Чикола, РСО-Алания
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Использование метода проектов для формирования интереса к математике"
Использование метода проектов для формирования
интереса к математике
Часто учитель оказывается в ситуации, когда учебный материал не
вызывает у учащихся интереса. Это происходит потому, что школьное
обучение, в том числе и обучение математике, во многом было направлено
на передачу готовых знаний детям, а ученику отводилась пассивная роль
слушателя.
Для развития интереса к математике используется метод проектов.
Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям
выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям,
и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Разрабатывая
и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска
информации, анализа, экспериментирования, принятия решений,
самостоятельной работы и работы в группах, приобретают опыт решения
творческих задач. В контексте образования, проект – это результативная
деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию
личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых
качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо
интересующей его проблемы.
При реализации метода проектов учитель становится организатором
исследовательской деятельности учеников, основанной на познавательном
интересе, создает условия, при которых ученики самостоятельно
приобретают знания из разных источников и используют новые знания для
решения различных познавательных и практических задач. И всё это при
непосредственной поддержке учителя, который помогает не только при
определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его
реализации. Учитель становится другом, помощником ученика.
Метод проектов не только формирует интерес к предмету, он развивает
память, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности.
Он помогает ребятам научиться сортировать, обрабатывать информацию,
выделять главное. Метод проектов развивает навыки взаимодействия и
коммуникативные навыки: учит ребят работать в парах, в группе, общаться
со сверстниками и взрослыми.
Подготовка к такой работе начинается с выбора типа проекта, тем
проектов, количества участников в группах. Ученики с помощью учителя
придумывают темы.
Учитель продумывает варианты проблем для каждой темы. Но проблемы
не выкладываются ученикам в готовом виде, ученики приходят к ним
самостоятельно с помощью учителя.
В 5 классе ребята выполняли краткосрочные проекты, направленные на
формирование интереса к геометрическому материалу. Были реализованы
проекты по темам «Многоугольники» и «Треугольники».
Они исследовали свойства треугольника, виды треугольника, использование
свойств треугольника на практике. Интересным был проект « Математика и
поэзия».
В 8 классе проекты выполнялись в парах. В этом возрасте нужно помочь
ученику развивать исследовательские умения: выявление проблемы,
построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ,
обобщение. Ребята уже могут делать проекты, носящие исследовательский
характер. По времени выполнения такие проекты относятся к долгосрочным,
поэтому работа шла в течение нескольких месяцев.
Мы с учениками выбрали темы, объединённые общей идеей. Вот примеры
тем, над которыми работали учащиеся: « Проценты в нашей жизни»,
«Решение задач на смеси и сплавы», «Решение систем уравнений способом
Крамера», «Лента Мёбиуса», «Комплексные числа». Эти темы не входят в
школьную программу или недостаточно освещены. Именно это вызывает
интерес и желание узнавать, искать, сравнивать и делать выводы. При защите
проектов ученики в отведённое время должны рассказать об этапах
реализации проекта, чётко формулировать свои мысли, показать результаты
работы, аргументировано отвечать на вопросы слушателей. Каждая работа
сопровождалась компьютерной презентацией.
Используется метод проектов и на уроке. При изучении темы «Квадратное
уравнение» ученикам даются несколько уравнений с суммой
коэффициентов, равной 0. Составляется таблица, в которую записываются
уравнения, коэффициенты и их сумма, а также полученные корни. Учащиеся
выдвигают гипотезу:
Если в квадратном уравнении сумма всех его
коэффициентов равна нулю (
), то корнями такого уравнения
являются
и отношение свободного члена к старшему коэффициенту (
).
Возникшую проблему предлагаю решить самостоятельно к следующему
уроку. Учащиеся находят нужную для работы информацию, проводится
консультация, затем на уроке демонстрируется обоснование гипотезы.
Делается вывод:
прежде, чем решать уравнение стандартными методами,
следует проверить применимость к нему этой теоремы: сложить все
коэффициенты данного уравнения и посмотреть, не равна ли нулю эта
сумма.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся
помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни:
способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением.
Умение работать над учебными проектами поможет ученику планировать
собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
При использовании метода проектов я убедилась в том, что можно изменить
отношение учащихся к одному из самых сложных предметов школьной
программы, помочь им увидеть красоту мира математики, ее присутствие в
окружающей нас природе.
Хидирова И.М. учитель математики СОШ №1 с.Чикола