Напоминание

"Рисунок простых геометрических форм"

Автор: Дербуш Наталья Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Брянская детская художественная школа"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: методическая разработка практического занятия по учебному предмету "Рисунок"
Тема: "Рисунок простых геометрических форм"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка практического занятия

Выполнила: преподаватель МБОУ ДОД «БДХШ» Дербуш Н.В.

План-конспект

Тема:
Рисунок простых геометрических форм
Дисциплина:
Рисунок
Цель занятия :
ознакомление учащихся с приемами и принципам конструктивного построения и тонального решения формы в рисунке простых геометрических форм.
Задачи обучения:
1. Ознакомить учащихся с основными объемно-пространственными характеристиками простых геометрических форм. 2. Обучить приемам и принципам конструктивного построения в рисунке простых геометрических форм на плоскости.
Задача воспитания:
1. Воспитывать аккуратность в работе над рисунком. 2. Воспитывать у учащихся чувство меры в изображении простых геометрических форм.
Задачи развития:
1. Развивать у учащихся навыки рисунка простых геометрических форм. 2. Развивать специфические виды мышления (наглядно-образное, объемно-пространственное).
Материально-техническое оснащение :
специализированная учебная мебель – мольберты, рабочие столы; подиум, софит, гипсовый куб, цилиндр и шар, каркасные модели геометрических тел.
Дидактическое оснащение:
учебная и дополнительная литература по теме, инструкционные, учебные, технологические карты, рисунки из методического фонда, электронный авторский учебник «Основы академического рисунка».

Место проведения
: учебные мастерские с дневным светом (36 КВ.М. на подгруппу 10-13 человек).
Ход лабораторной работы

I.

Организационный момент
1. Подготовка к занятию. 2. Проверка отсутствующих. 3. Сообщение темы и цели занятия.
II.

Актуализация знаний
1. Дайте сравнительную характеристику понятий «простой формы» и «сложной формы», приведите примеры. 2. Назовите основные правила верного композиционного расположения рисунка на листе бумаги. 3. Приведите примеры применения метода визирования при выполнении построения рисунка. 4. Дайте определение понятию «метод сравнения».
III.

Объяснение нового материала
Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом. Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое. Для основательного изучения геометрические формы лучше всего следует рассматривать в виде прозрачных каркасных моделей. Это позволяет лучше проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкций и перспективного сокращения форм простых геометрических тел: куба, цилиндра, шара.
Для последовательного изучения, анализа форм и выполнения рисунка геометрических тел следует рассмотреть приемы и принципы их построения на плоскости.
Рисование куба
Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы – точки, невидимые на обычных телах. Рис.1 Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, студентам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта (рис.1). Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии – ребра. Для завершения построения, как и в
первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной. Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением (рис.2). Рис. 2. Перспективное построение куба
Рисование цилиндра
Цилиндр – геометрическое тело, форма которого состоит из трех поверхностей: двух одинаковых по форме плоских кругов и одной, образующей форму, цилиндрической поверхности. Изучение в рисунке каркасных моделей позволяет студентам лучше освоить конструктивную сущность предмета, его взаимосвязь и пространственность формы.
Рис.3. Перспективное построение окружностей оснований цилиндра: а - с одной точкой схода; б - с двумя точками схода Изображение цилиндра следует начинать с определения основных пропорциональных величин, а именно диаметра оснований и высоты. Рис.4 Ось вращения тела (ось цилиндра) всегда перпендикулярна к плоскостям кругов основания. При прорисовывании окружности в квадратах их вертикальные и горизонтальные оси попадают своими концами в середины сторон квадрата, т.е. в точки касания окружности со сторонами поверхности цилиндра (рис. 3,4). При изображении окружностей оснований эллипса на гипсовом цилиндре его нижнее основание следует прорисовывать насквозь, т.е.
видимым, с последующим его удалением для продолжения работы с помощью светотеней. Завершив перспективное построение окружностей оснований цилиндра, приступайте к прорисовке краев формы образующей поверхности, соединяющей оба круга. При этом линии не должны быть чрезмерно контрастными, так как они находятся дальше, чем ближние поверхности цилиндра – ближние края эллипса и его изображающая поверхность. Однако без усиления линий ближних краев оснований получить в рисунке достаточное впечатление объемно-пространственной формы невозможно. По окончании работы над построением рисунка цилиндра необходимо приступить к его проверке (рис. 5). Проверять следует, отходя от своего места на расстояние не менее 2-4 м, в зависимости от размера рисунка. Рис.5. Последовательность рисования цилиндра Изображение цилиндра в горизонтальном положении имеет свои особенности в отличие от построения цилиндра в вертикальном положении. Цилиндр в горизонтальном положении можно строить на основе прямоугольной призмы. Определив линию горизонта и положение предмета в пространстве относительно угла зрения (в этом случае цилиндр находится несколько сбоку, а точка зрения выше цилиндра), нужно наметить его местоположение. При построении очень важно правильно определить углы
горизонтальных направлений предмета на плоскости, поэтому изображение призмы начинают с построения ее основания, у которого все стороны попарно равны высоте цилиндра и диаметру оснований окружностей. Итак, определив прямой угол, приступайте к вписыванию окружностей оснований цилиндра. Здесь большая ось будет определять наибольший диаметр основания, а малая, которая располагается по оси цилиндра, - наименьший. Рис.6 Построив, таким образом, основания и дополнительно уточнив окружности (эллипсы), соединяют их образующими. В завершающей стадии построения изображения следует придать рисунку большую пространственность за счет усиления линий близлежащих и ослабления линий дальних форм (рис.6). Завершив построение, следует непременно его проверить. Внимательно проверив возможные ошибки, допущенные в процессе построения, и исправив их (если таковые имеются), следует перейти к длительному рисунку с помощью света, тени, полутени и рефлекса.

Рисование шара
Шар имеет замкнутую сферическую поверхность, особенность строения которой заключается в том, что все ее конструктивные точки находятся на равном удалении от центра (рис.7). Таким образом, поверхность шара рассматривается как форма, образованная вращением окружностей (образующих) вокруг оси (диаметра). Линейно-конструктивное построение шара не представляет особой сложности, значительно сложнее выявить его форму светотенью. На рис.7 наглядно показаны приемы и методы построения шара с двумя и более образующими. Рис.7 Для построения достаточно ограничиться двумя-тремя пересекающимися образующими. Отложив от центра радиусы шара, проводят замкнутую кривую – контур шара, после чего можно приступить к лепке его формы светотенью, удалив предварительно вспомогательные линии построения. Сложность объемного построения шара тоном связана с богатством светотеневых колебаний (градаций светотени) на его поверхности по сравнению с другими телами, что обусловлено не только характером сферической поверхности, но одновременно и степенью освещенности. Освещенная поверхность постепенно убывает, огибая круг, переходя от света
к тени – к увеличивающимся границам собственных теней и на затененный участок шара, где тон постепенно высветляется рефлексом и мягко переходит из одной тональности в другую – к падающей тени. Падающая тень темнее собственной, особенно у его основания. Рис.8 Сложность при передаче формы шара светотенью возникает в процессе выявления тональных отношений между его контуром и фоном, т.е. при создании иллюзии объемности. Контуры шара на видимом фоне должны быть нарисованы мягко и убедительно, чтобы края формы не вырывались из глубины пространства, а вызывали впечатление ее закругленности. Рис.9. Этапы построения шара
IV. Практическая работа
Вводный инструктаж 1. Повторение правил организации рабочего места на занятиях по дисциплине «Рисунок».
2. Повторение правил техники безопасности и личной гигиены. 3. Рисование группы геометрических тел с натуры (рис. 10). 4. Последовательное выполнение работы над рисунком, взаимоконтроль знаний. Этапы рисования геометрических тел группы (рис. 10.): I этап. Компоновка, размещение группы предметов на плоскости листа. Наметив на листе бумаги местоположение группы предметов, следует приступить к определению размеров отдельных предметов. Соотнося их, друг с другом, с учетом взаимного расположения, следует наметить легкими линиями основные контуры предметов. II этап. Перспективное построение конструкций объемных тел. Строя изображение предметов в перспективе, важно уделять особое внимание пропорциональному соотношению частей предметов между собой и с целым, так как правильно взятые пропорции в рисунке во многом предопределяют исход всей работы над построением изображения и всего рисунка в целом. Чтобы проследить за ходом построения отдельного предмета, нужно прорисовывать легкими линиями все его основные очертания, а затем нанести на теневые участки легкую светотень, тем самым подготавливая рисунок к полной светотональной проработке форм. Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, необходимо проверить правильность решения предыдущих этапов работы. От того, насколько правильно построен и подготовлен рисунок к завершающему этапу, будет зависеть дальнейший ход работы. По мере завершения двух первых этапов работы не следует считать рисунок окончательным и безошибочным, так как в процессе рисования, как правило, допускаются те или иные ошибки. Поэтому переходить к детальной проработке форм следует, исправив ошибки и еще раз проверив пропорции, построение и перспективу.
III этап. Светотеневая проработка форм и подведение итогов работы. Данный этап можно отнести к одним из самых трудоемких и длительных, когда студенту предстоит довести рисунок до определенной степени завершенности, применяя все свои знания и умения практического выражения характера формы светотенью. Рис. 10. Последовательность рисования группы геометрических тел Текущий инструктаж 1. Индивидуальная работа с каждым учащимся. 2. Обход рабочих мест с целью контроля и оказания помощи учащимся.
V. Контроль формирования знаний и умений
- взаимоконтроль и самоконтроль выполнения рисунка по установленным критериям; - контроль знаний полученных в ходе занятия в виде контрольных вопросов;
Контрольные вопросы

1. Перечислите этапы работы над рисунком гипсового куба. 2. Назовите стадии процесса рисования гипсового шара. 3. В чем особенности рисования изображение цилиндра в горизонтальном положении.
VI. Подведение итогов занятия
1. Анализ типичных ошибок. 2. Оценка и самооценка качества работ каждого учащегося.
VII. Уборка рабочих мест

Литература
1. Александр Барщ ."Рисунок в средней художественной школе". 2-е изд, доп. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963 г. 2. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995. 3. Ли. Академический рисунок. – М., 2005. 4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М., 1992. 5. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., 1970. 6. Кузин B.C. Наброски и зарисовки. - М., 1970.