"Принцип вариативности развивающего образования: свободный выбор содержания, форм и методов обучения, стимулирующих обучающихся к активной учебной деятельности"

Автор: Солодовникова Арина Львовна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: ЧОУ "Прогимназия "Идеал"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Принцип вариативности развивающего образования: свободный выбор содержания, форм и методов обучения, стимулирующих обучающихся к активной учебной деятельности"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ «ИДЕАЛ» Принцип вариативности развивающего образования: свободный выбор содержания, форм и методов обучения, стимулирующих обучающихся к активной учебной деятельности. Подготовила: учитель французского языка Солодовникова Арина Львовна Саратов 2015 г.
Одной из отличительных черт образовательной политики новых стандартов является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования. Вариативность системы начального образования традиционна для отечественной образовательной практики, определяет ее на всем протяжении существования, будучи обусловленной закономерностями общественно - исторического развития. В разные исторические периоды акценты вариативности начального образования смещались от организационных до содержательных и методических. На современном этапе вариативность начального образования заключается в единстве многообразия систем и программ обучения, типов и видов образовательных учреждений, достигаемом их соответствием целям и принципам образования, требованиям к его качеству, представленным в Государственном общеобразовательном стандарте. Принцип вариативности предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем обучающимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации обучающихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок. Для того чтобы обучающийся захотел принять активное участие в учебном процессе и выборе содержания и форм, необходимо его заинтересовать. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности. Например, при изучении темы «Экология. Защита окружающей среды» на уроках английского и французского языка мы разбирали недавнюю трагедию на японской атомной станции. Методы, с помощью которых учитель добивается активности обучающихся на уроке, могут быть разнообразны: словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы.
Остановлюсь кратко на некоторых из них. Слово учителя — самый доступный и распространенный инструмент обучения. С помощью слова он может вызвать в сознании детей яркие картины. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся. На первом этапе обучения, пока дети не научились пользоваться книгой, слово является почти единственным инструментом познания мира. Среди приемов можно выделить рассказ, объяснение, эвристическую беседу. В ходе эвристической беседы учитель путем умело поставленных вопросов заставляет обучающихся на основе имеющихся знаний, наблюдений, формулировать новые понятия, выводы, правила. Обучающиеся как бы сами открывают новые знания. Такая работа доставляет им большое удовлетворение и стимулирует познавательную активность. Например, при изучении спряжения глаголов 1 группы я демонстрирую спряжение нескольких глаголов и прошу гимназистов самих сформулировать правило спряжения, основываясь на схожести спряжения рассматриваемых глаголов. Наблюдения проводятся обучающимся ежедневно. Характер их может быть различным: рассматривание движения рыб в банке, наблюдения за ростом растений, наблюдения за животными и т. д. Наблюдения могут проводиться по определенной, сформулированной учителем вместе с учащимися программе. Они могут быть предваряющими изучение материала или итоговыми, заключительными. К примеру, я прошу обучающихся наблюдать за погодой в течение недели, а потом подготовить сообщение о погоде за неделю: в понедельник солнце светит, во вторник ветренно и т.д. Среди практических методов я бы хотела остановиться на методе упражнений. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса. Важна систематичность проведения упражнений. Сначала учитель предлагает типичные упражнения, в которых изученные обучающимися признаки выступают наиболее ярко. Когда же новый материал усвоен прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета. Постепенное нарастание трудности упражнений — одно из основных правил их проведения. При этом очень важна вариативность форм заданий. Необходимо учитывать личностные и психологические особенности обучающегося. Приступая к выполнению упражнений, учитель может сам варьировать задания, давая сильным ученикам более сложные упражнения. А может предоставить выбор детям. Каждый может выбрать упражнение по своим силам или желанию.
При выполнении заданий по темам «Виды спорта», «Еда» и др. гимназисты могут выбрать сами, будут ли они составлять отдельные словосочетания, отдельные предложения или небольшой рассказ. При стимуляции активности важную роль играют творческие задания. Они могут быть связаны с обобщением имеющихся в той или иной области знаний и созданием на их основе новых оригинальных идей, проектов и т. д. К примеру, в заключение темы «Внешность» УМК « Alex et Zoe» предлагает выполнение творческого задания. Каждому обучающемуся предлагается создать своего монстра и описать его. При этом происходит повторение тем «Цвета» и «Одежда». Развитие активности обучающихся и ее поддержание в течение всего периода обучения является непременным условием эффективности современного процесса обучения.