"Использование данных профдиагностического тестирования в комплексной социально-психологической диагностике обучающихся"
Автор: Величко Елена Владимировна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №1"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Использование данных профдиагностического тестирования в комплексной социально-психологической диагностике обучающихся"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ПРОФДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В
КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Особое место среди методов психодиагностики занимают компьютеризированные
технологии. Набор теоретически обоснованных и надежных психодиагностических
методик имеется в каждой школьной психологической службе. Для наиболее полного и
достоверного исследования необходимо использовать несколько проверенных опытом
методик, дополняющих друг друга и апеллирующих к разным личностным структурам
(эмоции, мотивация, общение, интеллект). Однако существуют готовые тестовые
комплексы, позволяющие совместить анализ интересов, способностей и личностных
качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.
Инструментом многогранной оценки степени выраженности свойств индивидуальности
служит компьютеризированный комплекс
«Профориентатор» , позволяющий изучить
мозаику личности учащегося во всех ее оттенках, конструируя из разных показателей
целостную личность.
Методика делает возможным оценить уровни интеллектуального, мотивационно-
потребностного и эмоционального развития учащихся, выявить неравномерность, а у
многих учащихся и недостаточность развития некоторых психологических образований и
на основе анализа этих факторов сформулировать некоторые психологические
рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Информационные материалы, полученные с помощью комплекса
профдиагностического тестирования «Профориентатор» используются:
- заместителем директора по учебно-воспитательной работе
- в качестве
критериев отбора при организации профильных классов,
-
заместителем директора по учебно – производственной работе
- в
профориентационном консультировании,
- психологом - для разработки программ коррекционной и развивающей работы с
учащимися,
- классным руководителем - для определения особенностей взаимоотношений с
одноклассниками и педагогами, выявления проблем обучения и воспитания
-
социальным педагогом – для организации социально-ценной деятельности
обучающихся.
ОСТАНОВИМСЯ ПОДРОБНЕЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ
ПРОГРАММ.
Тестовый комплекс «Профориентатор» включает 3 блока вопросов и заданий:
11 . Оценка структуры интересов
. Данный блок направлен на диагностику
интересов учащегося к различным сферам профессиональной деятельности
по восьми
факторам: «Техника»
(нравится алгебра, физика, информатика, любит работать
руками, хорошее пространственное мышление, хорошая память на движнния,
хорошие показатели внимания, высокий невербальный интеллект),
«Наука» (интерес
к учебе, вербальные способности, любопытство, аналитическое мышление),
«Искусство» (эмоциональность, образное мышление, впечатлительность ), «Общение»
( коммуникативные и организаторские способности, тенденция к экстраверсии)
,
«Бизнес» (
лидерские качества, высокая самооценка, аналитический ум,
практичность) , «Знак» (
хорошее развитие внимания, памяти, усидчивость,
стабильность) и «Риск»
(индикатор ситуативного благополучия подростка, жажда
острых ощущений, тенденция к рискованному поведению, ситуативная
тревожность, напряженность и стремление к агрессивным способам решения
проблем ). Выбор областей осуществлялся с опорой на теоретические подходы
отечественной психологии труда (Е. А. Климов) и американской психологии
1
профессионального выбора (Дж. Холланд). Интересы к определенным занятиям, видам
деятельности отражают желания, потребности тестируемого
2. Оценка структуры интеллекта . В блоке представлены задания, определяющие
уровни развития способностей (факторы умственной деятельности), таких как вычисления
(математические способности), лексика (объем и легкость актуализации словарного
запаса), эрудиция (широта кругозора), зрительная логика (пространственное мышление),
абстрактная логика (абстрактное мышление), внимание (концентрация, устойчивость).
Кроме того, представляется возможным оценить показатель уровня обучаемости и
умственной работоспособности, технический и гуманитарный индексы.
3. Оценка структуры личности.
Блок ориентирован на выявление личностных
качеств: активность (экстраверсия, интроверсия), согласие (стиль межличностного
взаимодействия), самоконтроль (организованность, сознательность, честность/
импульсивность, неаккуратность, гибкость моральных принципов), эмоциональная
стабильность (тревожность, стрессоустойчивость, способность к адаптации).
Методика дополнена специальным
блоком развития , отражающим перечень
рекомендуемых школьнику тренинговых (развивающих) программ. Данный блок создан с
целью обеспечения консультирования школьников не только по вопросам
профессионального, но и личностного развития, а также с целью рекомендации
конкретных тренинговых программ и направлений для такого развития.
Система
«Профнавигатор» позволяет проводить комплексное
профориентационное тестирование школьников средних классов, выявляя потенциал и
ведущую направленность ребенка в профессиональной сфере, показывая его интересы,
способности и склонности к тем или иным видам деятельности.
Комплекс состоит из трех блоков. Первый блок – диагностика интересов ребенка.
Позволяет определить основные сферы профессиональных интересов ребенка, отражает
познавательную направленность и развитость человека.
Второй блок
– диагностика
интеллектуальных способностей. Определяет структуру интеллекта ребенка, профиль
способностей, общий уровень интеллектуального потенциала. Третий блок – диагностика
личностных качеств и темперамента.
Определение склонностей к активности и
общительности, эмоциональности, эстетичности и т.д. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
включают :
- ф акторный профиль, который является
индивидуальным психологическим и
профессиональным портретом ребенка, на основании которого можно строить прогноз
будущей профессиональной успешности в той или иной профессии;
- к каждой шкале теста выдается 5-ти уровневая интерпретация в зависимости от
набранного балла;
- сходные профили, которые позволяют определить те кружки и секции, которые
будут максимально подходить данному конкретному школьнику.
Отчет по системе «Профнавигатор» включает в себя диаграмму рекомендуемых
профилей обучения. Диаграмма позволяет в целом определить общую профессиональную
направленность школьника, выделить наиболее приоритетные направления получения
профессионального образования (к примеру, творческие, гуманитарные, технические и
т.п.).
Система тестирования
«Профмастер» включает в себя батарею из двух
профориентационных тестов. Основное назначение системы - профориентация
школьников и абитуриентов, выбирающих профессию и профиль обучения в учебных
заведениях среднего профессионального образования.
Комплекс состоит из двух блоков, тестирование проводиться по всей батарее в
целом. Общее время тестирования по всем двум блокам составляет в среднем 30-40 минут.
Первый блок: диагностика интересующих условий работы.
Позволяет определить
основные требования и предпочтения ребенка к условиям будущей работы: готовность
или неготовность выполнять однообразную, монотонную работу, готовность к физическим
2
условиям труда и т.п. Определяет условия труда.
Второй блок – диагностика
профессиональных склонностей.
Определяет структуру склонностей ребенка,
направления его интересов и личностных качеств: склонности к ручному труду, работе с
природными объектами, с творческим материалом, общением, риском, информацией и т.п.
Определяет предмет труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ включают :
Факторный профиль, словесные интерпретации, список рекомендуемых профессий.
Таким образом, методика исследования личности старшеклассника на основе
комплексов профдиагностического тестирования «Профориентатор», «Профнавигатор»,
«Профмастер» могут рассматриваться в качестве инструментария для получения
комплексных критериев отбора в профильные классы и при разработке конкретных
программ организации социально - психологического сопровождения обучающихся.
Применение компьютерных версий психодиагностических тестов значительно
облегчает задачу психологического и профориентационного консультирования, к тому же
выдаваемые программой интерпретация данных и рекомендации по выбору
предпочитаемого профиля обучения и сферы деятельности являются достаточно надежной
информационной базой для того, чтобы сделать необходимые выводы. Представленная
методика «Профориентатор» и ее возможности в контексте решения проблем, связанных с
оптимизацией социально-психологического сопровождения учащихся средней и старшей
школы, значительно ускоряет процедуру обследования, упрощает подсчеты и выведение
результата – в виде графических профилей, диаграмм и подробной интерпретации.
3