"Использование данных профдиагностического тестирования в комплексной социально-психологической диагностике обучающихся"

Автор: Величко Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №1"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Использование данных профдиагностического тестирования в комплексной социально-психологической диагностике обучающихся"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ПРОФДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ Особое место среди методов психодиагностики занимают компьютеризированные технологии. Набор теоретически обоснованных и надежных психодиагностических методик имеется в каждой школьной психологической службе. Для наиболее полного и достоверного исследования необходимо использовать несколько проверенных опытом методик, дополняющих друг друга и апеллирующих к разным личностным структурам (эмоции, мотивация, общение, интеллект). Однако существуют готовые тестовые комплексы, позволяющие совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств учащихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей. Инструментом многогранной оценки степени выраженности свойств индивидуальности служит компьютеризированный комплекс
«Профориентатор»
, позволяющий изучить мозаику личности учащегося во всех ее оттенках, конструируя из разных показателей целостную личность. Методика делает возможным оценить уровни интеллектуального, мотивационно- потребностного и эмоционального развития учащихся, выявить неравномерность, а у многих учащихся и недостаточность развития некоторых психологических образований и на основе анализа этих факторов сформулировать некоторые психологические рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Информационные материалы, полученные с помощью комплекса профдиагностического тестирования «Профориентатор» используются:
- заместителем директора по учебно-воспитательной работе
- в качестве критериев отбора при организации профильных классов, -
заместителем директора по учебно – производственной работе
- в профориентационном консультировании, -
психологом - для
разработки программ коррекционной и развивающей работы с учащимися, -
классным руководителем
- для определения особенностей взаимоотношений с одноклассниками и педагогами, выявления проблем обучения и воспитания -
социальным педагогом
– для организации социально-ценной деятельности обучающихся. ОСТАНОВИМСЯ ПОДРОБНЕЕ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Тестовый комплекс «Профориентатор»
включает 3 блока вопросов и заданий: 11
. Оценка структуры интересов
. Данный блок направлен на диагностику интересов учащегося к различным сферам профессиональной деятельности по восьми факторам: «Техника»
(нравится алгебра, физика, информатика, любит работать

руками, хорошее пространственное мышление, хорошая память на движнния,

хорошие показатели внимания, высокий невербальный интеллект),
«Наука»
(интерес

к учебе, вербальные способности, любопытство, аналитическое мышление),
«Искусство»
(эмоциональность, образное мышление, впечатлительность
), «Общение» (
коммуникативные и организаторские способности, тенденция к экстраверсии)
, «Бизнес» (
лидерские качества, высокая самооценка, аналитический ум,

практичность)
, «Знак» (
хорошее развитие внимания, памяти, усидчивость,

аккуратность, самоконтроль)
, «Природа» (
наблюдательность, эмоциональная

стабильность)
и «Риск»
(индикатор ситуативного благополучия подростка, жажда

острых ощущений, тенденция к рискованному поведению, ситуативная

тревожность, напряженность и стремление к агрессивным способам решения

проблем
). Выбор областей осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е. А. Климов) и американской психологии 1
профессионального выбора (Дж. Холланд). Интересы к определенным занятиям, видам деятельности отражают желания, потребности тестируемого 2.
Оценка структуры интеллекта
. В блоке представлены задания, определяющие уровни развития способностей (факторы умственной деятельности), таких как вычисления (математические способности), лексика (объем и легкость актуализации словарного запаса), эрудиция (широта кругозора), зрительная логика (пространственное мышление), абстрактная логика (абстрактное мышление), внимание (концентрация, устойчивость). Кроме того, представляется возможным оценить показатель уровня обучаемости и умственной работоспособности, технический и гуманитарный индексы. 3.
Оценка структуры личности.
Блок ориентирован на выявление личностных качеств: активность (экстраверсия, интроверсия), согласие (стиль межличностного взаимодействия), самоконтроль (организованность, сознательность, честность/ импульсивность, неаккуратность, гибкость моральных принципов), эмоциональная стабильность (тревожность, стрессоустойчивость, способность к адаптации). Методика дополнена специальным
блоком развития
, отражающим перечень рекомендуемых школьнику тренинговых (развивающих) программ. Данный блок создан с целью обеспечения консультирования школьников не только по вопросам профессионального, но и личностного развития, а также с целью рекомендации конкретных тренинговых программ и направлений для такого развития. Система
«Профнавигатор»
позволяет проводить комплексное профориентационное тестирование школьников средних классов, выявляя потенциал и ведущую направленность ребенка в профессиональной сфере, показывая его интересы, способности и склонности к тем или иным видам деятельности. Комплекс состоит из трех блоков.
Первый блок
– диагностика
интересов ребенка.
Позволяет определить основные сферы профессиональных интересов ребенка, отражает познавательную направленность и развитость человека.
Второй блок
– диагностика
интеллектуальных способностей.
Определяет структуру интеллекта ребенка, профиль способностей, общий уровень интеллектуального потенциала.
Третий блок
– диагностика
личностных качеств и темперамента.
Определение склонностей к активности и общительности, эмоциональности, эстетичности и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

включают
: - ф акторный профиль, который является индивидуальным психологическим и профессиональным портретом ребенка, на основании которого можно строить прогноз будущей профессиональной успешности в той или иной профессии; - к каждой шкале теста выдается 5-ти уровневая интерпретация в зависимости от набранного балла; - сходные профили, которые позволяют определить те кружки и секции, которые будут максимально подходить данному конкретному школьнику. Отчет по системе «Профнавигатор» включает в себя диаграмму рекомендуемых профилей обучения. Диаграмма позволяет в целом определить общую профессиональную направленность школьника, выделить наиболее приоритетные направления получения профессионального образования (к примеру, творческие, гуманитарные, технические и т.п.). Система тестирования
«Профмастер»
включает в себя батарею из двух профориентационных тестов. Основное назначение системы - профориентация школьников и абитуриентов, выбирающих профессию и профиль обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования. Комплекс состоит из двух блоков, тестирование проводиться по всей батарее в целом. Общее время тестирования по всем двум блокам составляет в среднем 30-40 минут.
Первый блок: диагностика интересующих условий работы.
Позволяет определить основные требования и предпочтения ребенка к условиям будущей работы: готовность или неготовность выполнять однообразную, монотонную работу, готовность к физическим 2
условиям труда и т.п. Определяет условия труда.
Второй блок – диагностика

профессиональных склонностей.
Определяет структуру склонностей ребенка, направления его интересов и личностных качеств: склонности к ручному труду, работе с природными объектами, с творческим материалом, общением, риском, информацией и т.п. Определяет предмет труда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ включают
: Факторный профиль, словесные интерпретации, список рекомендуемых профессий. Таким образом, методика исследования личности старшеклассника на основе комплексов профдиагностического тестирования «Профориентатор», «Профнавигатор», «Профмастер» могут рассматриваться в качестве инструментария для получения комплексных критериев отбора в профильные классы и при разработке конкретных программ организации социально - психологического сопровождения обучающихся. Применение компьютерных версий психодиагностических тестов значительно облегчает задачу психологического и профориентационного консультирования, к тому же выдаваемые программой интерпретация данных и рекомендации по выбору предпочитаемого профиля обучения и сферы деятельности являются достаточно надежной информационной базой для того, чтобы сделать необходимые выводы. Представленная методика «Профориентатор» и ее возможности в контексте решения проблем, связанных с оптимизацией социально-психологического сопровождения учащихся средней и старшей школы, значительно ускоряет процедуру обследования, упрощает подсчеты и выведение результата – в виде графических профилей, диаграмм и подробной интерпретации. 3