"Организация внеурочной деятельности по литературному чтению"

Автор: Литвин Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 1 города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности по литературному чтению"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Организация внеурочной

деятельности по литературному

чтению.

учитель: Литвин Т.А.
Сейчас, когда детское чтение кричит СОС, перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус. Защитить детское чтение – значит одновременно поддержать и литературу, ибо какой бы развитой, богатой, великой она ни была, если она не читается, она теряет свою созидательную силу, лишается смысла, становится ненужной. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личный смысл в читаемом, когда книга предстанет перед ним в роли пространства для реализации его собственного творческого потенциала. C этой целью организую
конкурсы
, связанные с развитием связной устной и письменной речи.
Пересказы
,
сочинения разных жанров
,
конкурсы чтецов
,
конкурсы рисунков
на различные темы. При проведении внеклассных занятий обязательно учитывается принцип занимательности. Широко использую в своей практике
утренники,

посвящённые прочитанной книге, офрмляю уголок внеклассного

чтения, выпускаю стен газеты, организую литературные викторины,

«минутки поэзии»
Поскольку на внеклассных занятиях нередко предлагаются письменные работы, ученики ведут
специальные тетради
, в которых не только выполняются предложенные учителем задания, но записываются понравившиеся загадки, скороговорки, наклеиваются картинки и т.д. С целью организации систематического ежедневного чтения ребята моего класса
ведут читательские дневники.
1
2
Ежемесячно ребята вносят в свои читательские дневники

результаты техники чтения:
2
3
«Занимательный календарь»
(в материалах к нему даны не только тексты, но и рисунки) оформляется как стенная газета и находится в классе до изучения следующей темы. Форма календаря однотипна. Он завершает ту или иную тему, поэтому его всегда открывает вымышленный персонаж Напоминайкин, который кратко подводит итоги изученной темы, напоминает детям основные сведения по ней. В конце календаря выделены некоторые определения, теоретические положения, предполагаются советы, помогающие учащимся лучше запомнить изученное. Все это объединяется общим названием
«Узелки на память».
В «Занимательном календаре» регулярно помещается материал под рубрикой
«Знаете ли Вы?»,
где сообщаются некоторые интересные факты, так или иначе связанные с темой. «Занимательный календарь» может служить хорошим источником для организации итогового занятия в конце года. Календарь содержит также задания, выполняя которые ученики проверяют свои знания после завершения темы.
Создаю классную библиотеку
, где дети меняются прочитанными личными книгами, делятся своими впечатлениями, дают свою рекламу героям прочитанных книг. Провожу
литературные игры
основанные в первую очередь на эрудиции (знание существующих литературных текстов); К таким играм относятся многочисленные литературные конкурсы, в которых нужно: - угадать прозаическое или стихотворное произведение по отрывку; - назвать литературного героя по краткому (иногда поэтапному) описанию; - указать источник цитат, приводимых в тексте известного автора; - или просто ответить на вопросы по литературному произведению, творчеству известного писателя и т.д. 3
4 Причем основой конкурса могут служить различные литературные источники: и конкретное литературное произведение, и различные произведения одного автора, или, например, литературные стили и направления определенной эпохи – вариантов множество. Литературные конкурсы провожу по сценарию известных телевизионных игр, таких как «Что? Где? Когда?» или «Кто хочет стать миллионером?», викторины, литературные турниры, различные конкурсы и олимпиады, КВН.
Кроссворды
занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самими собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.п. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. актуализируется познавательный интерес. Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст. 4
5 Часто посещаем сребятами моего класса Областную детскую библиотеку. Учавствуем в викторинах и мероприятиях, организованных работниками библиотеки. Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии. При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, Группируют слова по количеству букв, активизируют полученные знания, привлекают свое воображение и фантазию. Незаметно для себя ученики уточняют правописание слов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. Для учащихся соревновательная игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне, позволяющая развивать контактность с окружающим миром. Одним из методов, прививающих детям интерес к чтению и любовь к книге, является
литературная олимпиада.
Тексты заданий построены так, что, не прочитав книгу, правильный ответ дать невозможно (даже если видел фильм, снятый по литературному произведению). Всего за год проводится несколько туров, в которых участвуют все ученики. Один тур включает вопросы по одной книге. В классе вывешивается 5
6 плакат, в котором выставляются полученные баллы за каждый тур, что тоже стимулирует детей. Предлагается прочитать книги: Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот». В. Лагин «Старик Хоттабыч». А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (только эта книга.) А. Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» (все повести.) Список книг оглашаюсразу, чтобы дети могли заранее найти ту книгу, которой нет в их домашней библиотеке. Так же во внеклассной работе по литературному чтению использую
тестовые задания.
Чем же привлекают тесты моё внимание? В первую очередь тем, что они дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Предложенное тестовое задание можно использовать сразу после знакомства с произведением. Детям раздают карточки с вопросами, а свои ответы они фиксируют на листочках. С целью сплочения классного коллектива и повышения интереса к чтению активно участвую в
предметных неделях
по чтению,
инсценировках
литературных произведений. Как правило, при такой форме работы задействован весь класс, каждый ученик старается внести свой вклад при подготовке подобных мероприятий. Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами. 6