"Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Автор: Жусова Елена Викторовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 83
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Использование мнемотехники в развитии речи детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования среди направлений развития и образования детей
выделена образовательная область «Речевое развитие», которая
предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте».
Введение Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых
подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Организация работы и основные методы развития речи детей
дошкольного возраста определены образовательной программой.
Традиционно в существующих программах дошкольного образования
выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи
детей в свободном общении со взрослыми и сверстниками, а также
специальные занятия, направленные непосредственно на развитие речи.
Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в
различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской
деятельности, трудовой деятельности и др.
Специальные занятия по развитию речи направлены на формирование
готовности ребенка к усвоению речи как средства общения и познания, так и
средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить
свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о
языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной
речевой деятельности.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей
дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна
возрастным возможностям детей, но и обеспечивала результат развития речи
в разных формах работы.
Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать,
сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит
в
немалой степени готовить их к успешному обучению. В дошкольной
педагогике инструментом познания как раз может стать мнемотехника.
В формировании связной речи у детей дошкольного возраста
используются различные модели, схемы, мнемотаблицы. Мнемотехника -
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.
Мнемотехника используется:
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных
рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах,
животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно
определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета,
установить последовательность изложения выявленных признаков;
обогащают словарный запас детей. Основным мнемотехническим приёмом
является моделирование рассказа с помощью графических символов, путем
трансформации слов и словосочетаний в символы.
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
I этап. Это введение элементов схем, символов. (Например, обозначения:
цвета; формы; величины; действия.)
II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах
НОД, в различных видах детской деятельности.
III этап.
Введение отрицаний. (Например, не большой, не круглый, не
съедобный)
IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
V этап.
Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих
какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск
изображений, умение аргументировать свой выбор.
VI этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из символов в образы.
VII этап.
После перекодирования осуществляется пересказ сказки или
рассказа по заданной теме.
Огромное значение в развитии речи детей имеет умение
самостоятельно создавать схемы, таблицы при обучении пересказу. При
работе со схемами, которые дети рисуют самостоятельно, развивается мелкая
моторика, что способствует
развитию речи.
В процессе обучения
дошкольников пересказу моделирование служит средством планирования
высказывания.
Пересказ предполагает умение выделить основные части
услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой
схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная
модель.
Так наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,
использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной
монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и
перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Проведение работы по активизации и обогащению словаря, формированию
лексико-грамматического строя, готовит как нельзя лучше детей к школьному
обучению.