"Использование мнемотехники в развитии речи детей"

Автор: Жусова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 83
Населённый пункт: г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники в развитии речи детей"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Жусова Елена Викторовна, воспитатель

МБДОУ д/с № 83 г.Таганрога

Использование мнемотехники в развитии речи детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении со взрослыми и сверстниками, а также специальные занятия, направленные непосредственно на развитие речи. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой деятельности и др. Специальные занятия по развитию речи направлены на формирование готовности ребенка к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о
языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности. Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала результат развития речи в разных формах работы. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит в немалой степени готовить их к успешному обучению. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать мнемотехника. В формировании связной речи у детей дошкольного возраста используются различные модели, схемы, мнемотаблицы. Мнемотехника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание. Мнемотехника используется:  при обучении составлению рассказов,  при пересказах художественной литературы,  при отгадывании и загадывании загадок,  при заучивании стихов. Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Основным мнемотехническим приёмом является моделирование рассказа с помощью графических символов, путем трансформации слов и словосочетаний в символы. В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов: I этап. Это введение элементов схем, символов. (Например, обозначения: цвета; формы; величины; действия.) II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах НОД, в различных видах детской деятельности.
III этап. Введение отрицаний. (Например, не большой, не круглый, не съедобный) IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов. V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор. VI этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. VII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. Огромное значение в развитии речи детей имеет умение самостоятельно создавать схемы, таблицы при обучении пересказу. При работе со схемами, которые дети рисуют самостоятельно, развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи. В процессе обучения дошкольников пересказу моделирование служит средством планирования высказывания. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Так наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Проведение работы по активизации и обогащению словаря, формированию лексико-грамматического строя, готовит как нельзя лучше детей к школьному обучению.