"Организация развивающей ППС, оптимально способствующей формированию и развитию у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности"

Автор: Мартынова Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 142" города Рязани
Населённый пункт: Рязанская область, город Рязань
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Организация развивающей ППС, оптимально способствующей формированию и развитию у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация развивающей предметно-пространственной среды,

оптимально способствующей формированию и развитию у детей

позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей

действительности
А.В.Мартынова, педагог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 142» г.Рязани
П
едагогическая работа согласно федеральному государственному образовательному стандарту диктует изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная, партнерская деятельность взрослых и детей, способствующей формированию и развитию у детей позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Р
ебенок по своей природе – исследователь, а познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование – один из важнейших и привлекательных для детей видов деятельности.
К
акие же особые условия необходимо создать в детском саду для того, чтобы ребенок мог реализовать свои желания и возможности в исследовательской деятельности?
В
нашем детском саду для этих целей созданы:  экологическая лаборатория,  мини-лаборатория в группах,  временные лаборатории на участке детского сада.
Э
кологическая лаборатория – относительно новый элемент развивающей предметной среды.
Н
аличие в детском саду специально оборудованной экологической лаборатории даёт возможность организовывать детскую исследовательскую и познавательную деятельность в любое время года, моделировать проблемные ситуации, пользоваться коллекциями животных, рыб и растений, тематической библиотекой.
О
сновы экологического мировоззрения, формируемые у детей, должны включать:  мотивации к исследовательской деятельности и отношению к природным объектам;  навыки экспериментальной работы с объектами живой и неживой природы;  представление о том, что новые знания о природных явлениях можно добывать, но это требует упорного труда, использования специальных приспособлений, а также знаний, полученных людьми ранее.
Л
аборатория – это специально приспособленное и оснащенное место для проведения исследовательской работы. 1

В экологической лаборатории нашего ДОУ
:  созданы специальные условия для содержания живых коллекций;  имеются необходимые приспособления для проведения простейших экспериментов;  обеспечена методическая поддержка для проведения с детьми лабораторно-практических работ, включающая в себя:  перспективные планы опытно-экспериментальной работы с детьми разного возраста,  схемы экспериментов,  консультативные материалы для педагогов, родителей, детей,  методическую и научную библиотеку и видеотеку.
Л
аборатория не только способствует познавательному развитию детей, повышению их интереса к исследовательской деятельности. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
К
сожалению, в последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей, в том числе и дети, представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами, в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в пакете. Его окружают колбы, пробирки с ярко окрашенными веществами, компьютеры и непонятные приборы, которые периодически взрываются.
Д
а и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах.
П
сихологи бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством.
П
оэтому крайне важно уже с детства сформировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем.
И
сследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной работе и доверие к наукам.
П
едагоги нашего детского сада отмечают, что дети с огромным нетерпением ждут занятий в лаборатории, с удовольствием рассказывают о том, чем они занимались в лаборатории, что могут попробовать сделать дома.
К
ак же устроена экологическая лаборатория нашего детского сада?
Д
ля лаборатории выделено помещение площадью 16 квадратных метров.
Н
а дверях лаборатории вывешена табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название дети придумали вместе с педагогом. 2

О
чень важно оборудовать лабораторию современно, научно и достаточно для занятий детей.
У
лаборатории есть «хозяин» - сказочный герой, который даёт детям задания: капелька «Капитошка», птичка Каркуша, старичок-Лесовичок.
Д
ля детей предусмотрены специальные халаты, фартуки, бейджи, которые дети надевают в зависимости от тематики и содержания деятельности.
Д
идактический материал, оборудование, технические и методические средства удобно и доступно расположены в шкафах.
Д
идактический материал систематизирован по темам: 1. живая природа: растения и их приспособление к окружающей действительности; 2. неживая природа: вода, воздух, почва, песок, глина, свет, звук, магнит, их свойства и использование.
Н
а стеллажах размещены комнатные растения, животные, птицы, земноводные для детских наблюдений и ухода.
Н
а подоконнике стоят ящики с растениями для наблюдений, мини-теплица, в весенний период создается мини-огород.
Н
а полках размещаются стеклянные емкости разного цвета: пробирки, колбы, бутылочки. Для придания загадочности, особой эстетики мы расставили крупные красивые камни, раковины, глобусы, «старинные» свитки.
Б
ольшая емкость с песком служит местом хранения кладов, которые дети так любят отыскивать. Здесь же можно проводить археологические и палеонтологические раскопки.
В
лаборатории хранятся энциклопедии и другие книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы-задания, тетради, блокноты, простые и цветные карандаши, фломастеры для оформления результатов наблюдений.
М
ы советуем повесить на стену географическую карту, портреты известных ученых, барометр, часы, комнатный термометр.
Н
астенное зеркало зрительно увеличит пространство и поможет организовать ряд исследований.
Е
сли позволит место, разместите в этом помещении и разнообразные макеты, с которыми можно экспериментировать и играть, в том числе макеты ландшафтов, а также небольшой аквариум, в котором нет ничего искусственного.
В
центре нашей лаборатории по кругу расставлены столы и стулья. На наш взгляд это удобно для организации детей, позволяет детям свободно двигаться, обращаться за помощью к педагогу и товарищам. В зависимости от целей столы можно расставлять по-разному.
Перечень оборудования нашей лаборатории:
 видео и телеаппаратура, магнитофон;  аудиозаписи, видеофильмы, слайды, иллюстрации, картины, настенные календари природы;  лупы, микроскопы, барометры;  флюгеры, вертушки, вентилятор;  фонарики, компасы, настенные лампы;  термометры для измерения температуры воды и воздуха и температуры человека; 3
 песочные часы;  зеркала разного размера;  «волшебный мешочек» для определения предметов на ощупь, ящик ощущений;  резиновые и матерчатые перчатки;  пластиковые бутылки, стаканчики, прозрачные коробки, баночки разного размера;  палочки, трубочки для коктейля, одноразовые чайные и столовые пластмассовые ложки для сыпучих продуктов;  небольшие подносы или клеенчатые салфетки, для размещения оборудования и материалов;  ножницы, клейкая лента;  лопатки, совочки;  емкость для фильтрования воды, воронки;  металлические и пластиковые ситечки разного размера, бумажные и тканевые фильтры;  тазики, миски;  полиэтиленовые мешки разного размера и цвета;  пульверизаторы, лейки;  специальное детское оборудование для экспериментирования;  салфетки, губки.
Н
аша лаборатория хорошо оснащена техническими средствами, которые позволяют детям знакомиться со специальными научными экологическими проектами для дошкольников, наблюдать за животными и растениями, слышать натуральные звуки природы, видеть изменения в природе, которые представлены в скоростном изображении, например, появление цветка из бутона, появление на свет птенцов и так далее.
В
качества оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности, упаковочные, материалы разного размера и формы. К подбору оборудования мы привлекли детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории имеет воспитательное значение.
Д
ля проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках имеются лупы по числу детей группы, это повышает эффективность работы. К тому же ребенку удобнее и интереснее рассматривать объект самостоятельно, без ограничения во времени.
В
качестве дополнительного оборудования приобретены микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований.
К
омплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка педагогом заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке. 4

Е
сли в дошкольном учреждении нет возможности выделить для лаборатории отдельное помещение можно выделить часть комнаты или коридора, разместить шкафы и полочки, на которых расположить оборудование и материалы. А исследования можно проводить за столами, в зоне обучения.
Л
аборатория в коридоре имеет свои преимущества: родители, ежедневно проходя мимо этой лаборатории, осведомлены об исследовательской деятельности детей. Более того, можно оставлять информацию о заданиях, которые папы и мамы могут выполнить вместе с детьми.
В
групповых блоках для детей с четырех лет мы рекомендуем организовать
мини-лабораторию.

К
сожалению, деятельность современного ребенка в детском саду сильно регламентирована, а самостоятельной деятельности отводится крайне незначительная роль. Очень часто на нее просто не хватает времени, нет подходящих условий. Да и воспитателю проще дать ребенку ценное указание, чем постоянно поддерживать его инициативу.
Р
азвитию самостоятельной исследовательской деятельности способствует создание небольших лабораторий.
В
детском саду такая лаборатория может занимать часть группового помещения или раздевалки. Мини-лаборатория в группе обеспечивает не только проведение опытов детьми под руководством взрослого, но и создает условия для проявления инициативы ребенка, предоставляет ему возможность для самостоятельных исследований.
Н
аличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужны мини-лаборатории. Наоборот, их сочетание является оптимальным для организации исследовательской деятельности детей, так как в группах продолжают проводить опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории.
П
оставьте в помещении небольшой столик, придумайте вместе с ребятами эмблему своей лаборатории и приготовьте самое простое оборудование и материалы. Важно, чтобы к столику был свободный доступ. Оборудование и материалы нужно время от времени менять, что-то убирать, что-то добавлять. Для самостоятельных исследований можно разработать различные схемы проведения опытов. Помогают детям в исследовательской деятельности и рисунки-символы (ладошка, глаз, рот, нос, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
Наиболее проблематичным для нашего коллектива оказалось создание

лаборатории на участке детского сада.
Это обусловлено, прежде всего, отсутствием муниципальной системы охраны детских организация, обеспечивающей полную сохранность посадок, построек, оснащения территории. Тем не менее, нами проведен целый ряд предварительных действий: 1. Намечено место для организации лаборатории. 2. Разработана модель такой территории. 3. Осуществлены определенные посадки растений: лиственные деревья и хвойники. 5

Л
аборатория на территории детского сада может функционировать круглый год, хотя ее использование особенно эффективно в теплое время. Лабораторию нужно огородить или отметить каким-либо специальным знаком. Лучше всего расположить ее вблизи водоема. Хорошо, если по соседству с ней располагается огород, компостная куча, крупные валуны, кормушки.
У
нас имеется опыт оформления временных летних лабораторий на веранде группы. На летнее время выносятся шкафчики с оборудованием и материалами, удобные столики для самостоятельного экспериментирования. Главное, чтобы в лаборатории был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать, и вода.
М
ы активно используем крупные емкости: старые протекторы автомобилей, ванночки, тазы для различных материалов. В качестве такого материала можно использовать песок разного цвета, состоящий из зерен разного размера, глину, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки, крупные плоды растений.
Н
а выносном столе удобно располагается оборудование: лупы, дождемер, барометр, настольный флюгер. При необходимости на столе можно рассматривать картосхемы территории, экологической тропинки, фиксировать наблюдения.
П
ри проведении исследований дети сами приносят необходимое оборудование: совочки, лопатки, ведерки, стаканчики из-под йогурта, тазики, коробки, пластиковые ситечки и т.п.
Д
ети с удовольствием используют разнообразные флюгеры в наблюдениях за ветром, научились сами их изготавливать, с радостью подарили их малышам.
М
ы активно привлекаем малышей к экспериментальной работе как к способу получения новых знаний и представлений. При этом у детей пробуждаются и активизируются способности предвидения и предсказания, чувство ожидания результата. В ходе лабораторных занятий они приобщаются к культуре планирования деятельности, выбора нужных средств, проверки правильности выполнения работы. Дети учатся доказывать правильность или неправильность утверждений экспериментальным путем, демонстрируя свойства конкретных объектов.
С
озданная нами развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ постоянно развивается и изменяется. Немало этому способствует изучение опыта дошкольных образовательных учреждений города Москвы и других регионов страны в рамках ежегодного Московского педагогического марафона. Мы желаем всем коллективам детских садов успешного воплощения передовых идей, педагогических находок, гарантирующих успех маленьким россиянам. 6