"Особенности обучения детей дошкольного возраста рассказыванию об игрушке"

Автор: Кощеева Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №4" КГО
Населённый пункт: город Камышлов, Свердловской области
Наименование материала: обобщение опыта работы
Тема: "Особенности обучения детей дошкольного возраста рассказыванию об игрушке"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рассказывание по игрушке. Младшая группа. Приемы.
*Занятие по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста проходит в виде дидактических игр: «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?» и т.д. *Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и т.д.)
Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей
и развитие связной речи на основе использования приема сравнения. *Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель должен обратить внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал). *Описание игрушки должно вестись по вопросам педагога. Дети младшего дошкольного возраста не дают развернутых ответов, поэтому с помощью вопросов педагог объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ об игрушке. Этот рассказ является образцом. *Постепенно дети подходят к составлению описательного рассказа по образцу,
фактически

повторяя его.
*
Приемы, используемые
при составлении описательных рассказов, воспитатель может использовать:
--
художественное слово: чтение рассказов, прибауток, потешек, стихотворений, загадок. (Разнообразные литературные вставки оживляют занятие, повышают эмоциональный настрой, воспитывают образность речи.)
Обучению рассказыванию в младших группах на занятиях по развитию речи можно

проводить только после подготовительной работы
. - дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в
игровой форме:
- показ игрушек может происходить в виде инсценировки, какого - либо сюжета. Цель. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированнее, эмоциональнее. В младшей группе ребята
описывают предметы, опираясь на последовательно

задаваемые педагогом вопросы.
Цель. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них - припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Далее педагогом
предлагается совместное составление описания и завершается придумыванием оценок - рассказов. Занятия по описанию игрушек с детьми младшего дошкольного возраста идёт в
эмоциональной форме обычно в виде простых дидактических игр
(« Чудесный мешочек», « Кто это», « Что ты нашёл».) Занятия по описанию игрушек начинается с их
рассматривания
(цвет, форма, материал), следит за
правильным использованием слов
при их определении.
Описание идёт по вопросам педагога
. Малыши не дают законченного рассказа, а высказываются отдельными фразами, поэтому воспитатель с помощью вопросов объединяет отрывочные детские фразы, слова, реплики в связный рассказ. После ответов детей педагог
делает обобщение, предлагая послушать рассказ про игрушку. Этот рассказ

является образцом.
Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке. ( н - р, рассматривание игрушечных петушка, цыплёнка, курочки можно закончить чтением рассказа К.Д,Ушинского «Петушок с семьёй». Использование разнообразных литературных выставок очень оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
В средней группе -
вопросы, речевой образец, указания - ведущие приёмы обучения рассказыванию в средней группе. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. воспитатели могут использовать дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Выставка», «Почтальон принес посылку» и т.д. *с помощью педагога, придумывают загадки об игрушке. *Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ по игрушке, можно предложить им составлять сюжетные рассказы
по набору игрушек
. (Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию. (Девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя должны помочь построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого могла встретить девочка в лесу? Что девочка могла найти в лесу? Что она принесла из леса в корзинке? *В образец педагога целесообразно вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания. Занятие, на котором составляются сюжетные рассказы по набору игрушек, состоит из двух частей: 1) рассматривание игрушек, 2) составление рассказов.
Цель первой - научить детей составлять описательный рассказ по игрушке. Во второй части дети учатся составлять сюжетные
рассказы по плану воспитателя.
В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: *описание игрушки, *сюжетный рассказ по набору игрушек, *сюжетный рассказ по одной игрушке. В старшей группе шире используются занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки об игрушках», «Расскажем о своей любимой игрушке». Вопрос «Какая игрушка?» должен побуждать детей к детальному рассматриванию и описанию предмета (по форме, величине, цвету, материалу и т.д.). В старшем дошкольном возрасте можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель обязательно дает образец такого рассказа. Рассказ сопровождается действиями игрушек. Педагог предлагает детям подумать, о каких игрушках они будут рассказывать («Мальчик и собачка», «Заяц и лиса», "Кукла и машина" и т.д.), напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя дается лишь в том случае, если в нем есть необходимость.
Виды рассказывания в детском саду
: 1.Рассказывание по игрушкам и предметам. 2. Рассказывание по картине 3. Рассказывание из личного опыта 4. Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Приемы рассказывания
*
Совместное рассказывание.
Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний,
когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он

применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе,
а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию
– планирует

высказывание,
задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»).

*Образец рассказа
– это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец рассказа наиболее широко применяется на
первоначальных этапах обучения
и предназначен для подражания детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.
Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко.
Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Образец относится к прямым приемам обучения и
используется в начале занятия
и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом
поощряет элементы

самостоятельности детей
, однако допускает на первых порах, особенно в
младшей и

средней группах, буквальное подражание образцу
. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя. Некоторые методисты
не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия,
поскольку дети не смогут уже ему подражать.
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или

конец рассказа.
Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
*Анализ образца
рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
*План рассказа
– это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.
План рассказа используется во всех видах рассказывания.
При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает
решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана,
воспитатель постепенно

приучает их к определенной последовательности в рассказе,
обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
*Коллективное составление
рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами –

«командами».
Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.
*Составление рассказа по частям
– по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы. К каждой из них составляются план, а затем 2 – 3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

*Моделирование
используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой). Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко (СНОСКА: Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10). Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания. Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители. Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются
обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
*Оценка детских монологов
направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.
В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы:
*вспомогательные вопросы, (как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи.) *указания, (могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). *исправление ошибок, *подсказ нужных слов, *прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.(Повышает самоконтроль в работе над текстом.) В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.
В младшей и

средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика,

который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки

про»).
В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»). Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Составлено основываясь на материале: Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978 Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М., 1966