"Различные задачи на проценты"

Автор: Евстафьева Марина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 им.Г.В.Зимина" г.Калуги
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Различные задачи на проценты"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Г.В.Зимина»г.Калуги Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №3им.Г.В.Зимина» г.Калуги Шурхаленко Н.А. Программа Различные задачи на проценты. (Предметно-ориентированный курс для предпрофильной подготовки с ориентацией на естественно-математический профиль) 18 часов, 2 часа в неделю. Автор программы Учитель математики Евстафьева М.И. Калуга 2013г

Пояснительная записка
. Программа курса по математике рассчитана для учащихся 9 класса. Задачи на проценты часто вызывают затруднения у учащихся, так как тема «Проценты» изучается в младших классах, причем непродолжительно, а в старших классах к ней совсем не возвращаются. Тем не менее, данная тема широко используется при решении задач по химии, физики, экологии, экономики т.д. Данный курс поможет успешному обучению в классах экономического, естественно-научного, физико-математического профиля.
Цели курса:
 Сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения задач различного характера, показав широту применения полученных знаний в реальной жизни;  Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для продолжения образования, готовности его к конкуренции в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
 Расширить знания о методах и способах решения математических задач на проценты;  Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;  Сформировать креативные умения при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования;  Развить у учащихся коммуникативные умения;  Помочь учащимся оценить свои возможности для работы на более высоком уровне сложности. Курс предполагает различные формы изучения материала: лекции, семинарские занятия, доклады учащихся. Для успешного усвоения содержания элективного курса необходимо опираться на знания учащихся по изученному ранее материалу: Математика. (Рациональные уравнения, системы рациональных уравнений, проценты.) Физика. (Равномерное движение, работа.) Химия. (Концентрация вещества, количество вещества.) Экономика. (Цена, стоимость.) Эффективность реализации программы легко определяется после окончания прохождения всего цикла на разных уровнях, по отдельным типам задач и в целом по курсу. По итогам курса учащиеся должны получить отметку «зачтено». В результате изучения курса
учащиеся должны
:  Понимать содержание и значение математического термина «процент»;  Уметь работать с текстом задач разного уровня, определять ее тип, составлять план решения;
 Уметь моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах; знать о широте применения процентных вычислений в жизни
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1. Исторические сведения. Различные подходы к введению процентов. Переход о т частей к процента, перевод процентов в десятичную дробь, десятичной дроби в проценты .Решение задач по нахождению процента от числа, числа по его процентам используя определение процентов. Использование свойств пропорции в решении задач. Решение простых задач. ( Историческая справка о процентах. Перевод десятичной дроби в процент и процента в десятичную дробь. Простейшие задачи на проценты, определение процента от числа и определение числа по известной его части, выраженной в процентах). 2. Процентное содержание. Процентный раствор. Основные соотношения, используемые при решении задач. (Решение более сложных задач на процентное содержание, выполнение творческих заданий, связанных с основными соотношениями.) 3. Концентрация. Задачи на смеси и сплавы (Знакомство учащихся с понятиями концентрации вещества, процентного раствора, раствора и сплава, абсолютного и относительного содержания вещества в смеси Усвоение учащимися различных форм записи относительного содержания вещества: в долях и процентах). 4. Простой процентный рост. Сложный процентный рост. Проценты банковских вкладов. Годовой процент. (Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение основных понятий экономики. Решение задач, связанных с банковскими операциями.)
Учебно-тематический

план:
№блока, урок Тема Количество часов Теория/практика Виды деятельности 1-2 Историческая справка о процентах. Перевод десятичной дроби в % и % в десятичную дробь. Простейшие задачи на %, определение процента от числа и определение числа по известной его части, выраженной в процентах. 1/1 Устная работа Сообщения учащихся Решение задач. Тестирование с помощью ИКТ 3-4 Решение более сложных задач. 0\2 Групповая работа 5-9 Процентное содержание. Процентный раствор. Концентрация Растворы и сплавы. 2\3 Практикум По решению задач зачет 10-13. Банковский процент 2\2 Работа в группах зачет 14-16 Решение задач. 3 Групповая работа
17-18 Зачетная работа 2
Список учебно-методической литературы
: 1. В.И.Жохов, В. Н. Погодин «Математический тренажер» 5 кл,6кл.- пособие для учителей и учащихся. - М,;000 «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2010. 2. А.В.Шевкин «Обучение решению текстовых задач» в 5-6 классах - книга для учителя. М., «Русское слово».2002. 3. Контрольные измерительные материалы для подготовки к единому государственному экзамену «Математика» 2012. -М.,Центр тестирования Минобразования России.20012. 4. Единый государственный экзамен6Математика;Контрольные измерительные материалы, Денищева Л.О,Бойченко Е.М.,Глазков Ю.А. и др. – М., Просвещение 2003. 5. Петерсон, Дорофеев Математика 5-6 кл. 6. «Сборник для письменного экзамена по математике в 9 классе».ЧудовскийА.Н.,Сомова Л.А. – М., «Мнемозина»1995. 7. «Сборник для письменного экзамена по математике в 9 классе».Звавич Л.И.,Аверьянов Д.И.,Пигарев Б.П. Трушина Т.Н., - М.,Просвещение, 1994. 8. Статья из газеты, «Математика», №4 2006 год «Материалы к занятию кружка по теме «Проценты».