"Проектная деятельность на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Автор: Наумчик Светлана Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 им. Т.Г.Мазура
Населённый пункт: город Пугачев Саратовская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Проектная деятельность на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Дата публикации: 11.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема:
«Проектная деятельность на уроках обществознания

как способ развития познавательного интереса учащихся»

слайд 2
Одной из форм работы с одаренными детьми является организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».
Есть ли такое эффективное педагогическое средство, которое позволило бы вовлечь учащихся в процесс обучения и развития? Безусловно, таким средством является метод проектов. В последние годы в педагогике мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов XX столетия методу проектов. Мы все понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни.
Слайд 3
Какие требования предъявляет общество к современному человеку?  Умение работать в команде.  Умение самостоятельно добывать, обрабатывать информацию оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники.  Умение выполнять исследовательскую работу.  Гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях.  Развитые коммуникационные навыки. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе
собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные.
Слайд 4
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн- проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Они такие разные, что просто оторопь берет: почему все они называются одинаково? Что же такое проект? Проект – это «пять П»: • Проблема • Проектирование(планирование) • Поиск информации • Продукт • Презентация Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Метод проектов - это один из современных активных методов обучения. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Итак, в методе проектов на первое место ставится деятельность. Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, каковой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.
Слайд 5

Какова роль учителя в проектной деятельности?

Какие роли предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом?


Энтузиаст
, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. 
Специалист
, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. 
Консультант
, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. 
Руководитель
, который может четко спланировать и реализовать проект. 
«Человек, который задает вопросы»
, который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. 
Координатор
, который поддерживает групповой процесс решения проблем. 
Эксперт
, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов .
Слайд 6

Что думают о проектной деятельности ученики?
На вопрос «чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники дают следующие ответы:  «распределять правильно время»;  «анализировать собственные действия»;  «презентовать результаты своего труда»;  «доделывать всё до конца»;  «рассматривать тему с разных точек зрения»;  «достигать поставленной цели».
Слайд 7
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы. Типология учебных проектов 1. Информационный проект 2. Исследовательский проект 3. Практико-ориентированный проект
4. Творческий проект
Слайд 8

Этапы проекта:

1-й этап
— погружение в проект. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, формулирует проблему проекта
2-й этап
— организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы.
3-й этап
— осуществление деятельности. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Например, в социальном проекте: составление опросника, проведение опроса, обработка результатов опроса — все это требует умения и навыков использования технологий социологии и социальной психологии
4-й этап
— презентация. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать в первую очередь, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-
шоу, видеосюжеты, веб- сайт, газета, альманах, костюмы, макеты, сценарии и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных и областных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения, сначала на уроках, а потом и на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», и на педагогических советах, и на классных и на общешкольных родительских собраниях. Учебный проект Вера Засулич – преступница или героиня? Предмет, класс История России, 10 класс Краткая аннотация проекта Проект предназначен для учащихся 10 классов. На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно- демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок. Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос:
 Кто должен править государством?
Проблемные вопросы:
 Зачем Вера Засулич стреляла в Трепова?
 Для чего народникам нужно было стрелять в Александра II?  Можно ли назвать идеи народников утопическими?  Оправданы ли были средства достижения поставленной цели?
Учебные вопросы:
 Дайте определение термину "монархия".  Кто был теоретиком революционного народничества и автором "Исторических писем"?  Как называется учение, в котором в качестве цели и идеалов выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства?  Что такое капитализм?  Кто был главной движущей силой революции?  Назовите основоположника утопического социализма в России?  В каком году был убит Александр II? План проведения проекта Этап 1. Подготовительный : Название проекта, определение учителем целей проекта, формулирование основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов по выбранной теме. Этап 2. Содержательный : Формирование из учащихся групп для проведения исследования, определение учителем формы представления результатов проекта, корректировка плана работы групп учителем. Этап 3. Итоговый : Подготовка каждой группой учащихся презентации и доклада по проекту, выступление перед аудиторией учеников, оценка преподавателем результатов деятельности учащихся
Примеры проектной деятельности учащихся:
1 группа - женщины в революционном движении – буклет –Вера Засулич, Софья Перовская, Вера Фигнер, презентация «Вера Засулич» 2 группа – сообщения, презентация «Три течения в народничестве» 3 группа – террор как метод борьбы – презентация, сообщение
Перед изучением темы "Права человека" (примерно за месяц) был дан старт исследовательскому проекту
"Я и мои ПРАВА".

Данный проект:
 Практико-ориентированный  Категория учащихся - 9-й класс  групповой  срок реализации - 1 месяц  реализуется по УМК - 9 класс (автор Боголюбова, Матвеев).  направлен на реализацию следующих задач:
Образовательные цели:
 Актуализировать знания учащихся по разделу "Права ребенка"
Развивающие цели:

Способствовать формированию -
 развитию критического мышления  информационной культуры
Воспитательные цели:

Способствовать -

формированию коммуникативной культуры

формированию основ правой культуры

воспитанию толерантности

Основополагающим вопросом проекта
стал вопрос:
Свободен ли свободный мир?
В ходе вводного занятия учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы. В группах выделились лидеры. Первой группе предложена тема исследования -
Зачем человеку права?
Второй группе -
Перед какой "статуей" снимают шляпу, а равнодушные

проходят мимо?
Третьей -
Что делать, если твои права нарушены?
Проектный месяц включил три основных этапа: 
подготовительный
(организационный, или период запуска); 
основной
(выполнение проекта); 
презентационный
(публичная защита выполненной работы, представление полученного на основном этапе "продукта", ответы на вопросы учащихся и педагога.

Ресурсы проекта:

А) внутренние
 Все учащиеся 9-х классов  Учитель обществознания
Б) технические
 Сеть персональных компьютеров  Фотоаппарат  Видеомагнитофон  Видеокамера
В) внутренние
 учебная, методическая, научная литература по вопросам гражданского и правового образования и воспитания  интернет В ходе реализации проекта учащиеся сумели создать достаточно компетентные работы.
I группа
подготовила: Лента времени (сообщение) К+К (сообщение, презентация о конституции) Мои права - моё богатство (кроссворд, буклет, тест)
II группа:
Я - гражданин (буклет, тест) Сказка ложь, да в ней намек (презентация)
III группа:
Защити меня (буклет) Дядя Степа - милиционер (сообщение)
Итогом реализации
этого проекта стал урок - "Круглый стол" (продолжительность 2 часа), который должен был подвести детей к следующим выводам: Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать: права человека реализуются только через его волю. 1. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. 2. Каждое право порождает определенную ответственность. Права без обязанностей приводят к вседозволенности, а обязанности без прав - к произволу.
3. Каждый имеет прав столько прав, сколько он хочет и может иметь. 4. Человек государство общаются друг с другом только письменно. Самое оживленное обсуждение вызвала презентация - игра "Сказка-ложь, да в ней намек", которую создали учащиеся не только дл я себя, но и для того чтобы рассказать о Правах ребенка и младшим учащимся. В ходе проектной деятельности образовательными продуктами учеников являются исследовательские работы учащихся. Как правило, лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной научно-практической конференции "Маленькое открытие". Таким образом, практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся. О практической значимости проекта "ТВОИ ПРАВА" учащиеся поделилась в газетной заметке школьной прессы. Темы исследовательских работ разнообразны и отражают индивидуальный подход к учащимся при выборе темы исследования. Данный опыт социальной практической деятельности передается ученикам, формируя у них ответственное отношение к себе и своим поступкам, умение приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия с другими людьми.