Напоминание

"Проектная деятельность на уроках немецкого языка"

Автор: Субботина Марина Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ Терновская ООШ
Населённый пункт: село Терновое Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность на уроках немецкого языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ Терновская ООШ Доклад на тему : «
Проектная

деятельность

на

уроках

немецкого

языка»



Подготовила

:

учитель



немецкого

языка



МКОУ

Терновская

ООШ

СубботинаМ

.

Н

.

2015

г

В настоящее время в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение. Метод проектов – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ: Проектная деятельность - предполагает наличие значимой проблемы, решение которой требует интегрированных знаний. Он вытекает из определённой ситуации. Она может возникнуть в процессе работы над какой-либо темой, обсуждения текста и т.д., когда обнаружится дефицит знаний и желание глубже исследовать эту проблемой; - предполагает ориентацию на интерес уч-ся, их самоорганизацию и ответственность; тема проекта не должна быть навязана учащимся, инициатива должна исходить от них, учитель же лишь оказывает языковую или организационную помощь. Проектное обучение – это обучение, в центре которого стоит ученик, он – субъект деятельности. Для участия в проектной работе он должен владеть умениями самостоятельной работы – читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, пользоваться компьютером, вести дискуссию и т.д. Этот фактор предполагает воспитание у школьников чувства ответственности и желание хорошо выполнить порученную работу. Проектная методика повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности учащихся, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой
информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения эффективной коммуникации всех участников проекта. Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Метод проектов – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем. Общие цели проектной деятельности: - воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; - развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества; - развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; - развитие критического мышления. Следует выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: - исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); - социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь); - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает); - презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); - менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Проект от латинского “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “замысел, предварительный набросок, план, намерение, которое будет осуществлено в будущем”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Кильпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В России данный метод получил распространение почти в то же время, в начале XX-го века. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого и других советских педагогов. Но однобокое применение его привело к снижению теоретических знаний учащихся, в результате чего проектный метод был осужден и не применялся в практике до 90-х годов.
Существуют следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико- ориентировочные. Рассмотрим каждый из них. Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения Творческие проекты. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д. Ролевые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая. Информационные проекты. Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и
сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем. Практико-ориентировочные проект Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, агрохимии, истории, литературы и др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.) По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года). Основные требования к проекту. 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения). 2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.) 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время; 4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.) Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его: 1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике; 2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез; 3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов; 4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
5)Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих; Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач: -занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка; -учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников; -в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом; -в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности; -усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности; -совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документацию учащиеся выбирают сами.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I. Подготовительный этап, который включает в себя следующие шаги: 1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ; 2)Выдвижение идеи учителем на уроке; 3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте). II. Основной этап: 1)Формирование микро-групп; 2)Распределение заданий в микро-группах; 3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.
III. Заключительный этап: 1)Промежуточный контроль (при длительном проекте); 2) Обсуждение способа оформления проекта; 3)Документирование проекта; 4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.; 5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д. (IV.) Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.) Отправной точкой при выборе этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением учащихся проявить инициативу, что-то сделать самим. По средствам своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельность и добиваться результатов. Учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют у учащихся познавательной активности, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умения вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей. На младшем этапе я предлагаю учащимся краткосрочные проекты, упрощенные по оформлению. Дети с удовольствием рисуют, оформляют фотоальбом. Первые проектные работы были у меня в пятом классе. Они защищали проекты по теме: «Улица, на которой я живу». Они делали рисунки, готовили сообщения и защищали свои проекты. В среднем звене дети делают проекты при изучении тем: 6 класс «На улице листопад». Во время работы над проектом ребята делают рисунки, готовят карточки с изображением овощей и фруктов, собирают стихи и загадки на немецком языке об овощах, фруктах, цветах. Защиту организуем в форме ярмарки. Покупатели покупают овощи и фрукты (диалог между продавцом и покупателем происходит на немецком языке); В 7 классе ребята работают над проектами «Моё любимое место», «Мое родное село» и др.; В 8 классе по теме «Летом было прекрасно» учащиеся выпускают стенгазеты, в которых рассказывают о том, как они провели лето. Каждому находится дело: кто-то рисует, кто-то подбирает стихи и песни по теме, кто- то составляет тексты
рассказов, кто-то защищает проект. При изучении темы «Путешествие в Германию» основой презентации проектов о городах Германии была выбрана выставка докладов, фотоальбомов. В старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом соответственно, увеличивается время на их подготовку. В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения: - общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана, доклада, сообщения, выступления по теме; - специальные: умение сокращать текст, осуществлять подбор лексики, делать краткие записи, составлять сообщения и др. Темы проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема. На этом этапе выявляются знания школьников, которые определяют возможность выполнения проекта. Она должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнования проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект». Результатами проектной деятельности учащихся могут быть мультимедиа – презентация, альбом, стенгазета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, музыкальная подборка, наглядные пособия, плакат, реферат, серия иллюстраций, сказка, справочник, сценарий праздника и т.д. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проблемы. Работая над проектом, уч-ся учатся работать в «команде». Ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты труда (своего и своих товарищей). Реализация проектного метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Список литературы
1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.-№5 2. Филатов В.М. Время подумать //Класс! 1994, №3. 3. Huth, Manfred. 77 Fragen und Antworten zum Projektunterricht. AOL-Verein, Hamburg. 1988 4. Nalepa, Christine. Projekte in der Grundschule. – Bremen. 1994. 5. Lazarou, Elisabeth. Projektorientierter Unterricht. “Denkmal”//Fremdsprache Deutsch. Goethe-Institut. 1998, №1. 6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001, № 5. 7. Полат Е.С. Метод пректов на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2000,№2. 8. Проектирование как педагогический феномен. Педагогика 2002 №6 Интернет-ресурсы:: Прошколу.ру; nsportal, поисковая система яндекс.