"Галогены и их соединения"

Автор: Вивюрская Анна Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Галогены и их соединения"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема 1 урока «Общая характеристика галогенов».

Тип урока
изучение нового материала.
Цели урока

Образовательные:
1. обеспечить усвоение учащимися характерных свойств галогенов и закономерностей изменения неметаллических свойств в подгруппе, 2. продолжить формировать умение составлять окислительно- восстановительный баланс уравнений химических реакций.
Развивающие:
1. формировать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, 2. формировать познавательную активность учащихся на основе результатов собственных рассуждений.
Воспитательные:
1. развивать навыки самостоятельной работы в группах, 2. создать условия для успешного взаимодействия в группах. Средства обучения (материалы к уроку и оборудование) : учебник О. С. Габриелян Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2009, документ камера.
1.Организационный этап:
учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Учащиеся садятся за парты по группам. Группы сформированы по умственным возможностям.
2.Мобилизация знаний.
Учитель не сообщает тему урока, а пытается добиться от учащихся самостоятельной формулировки темы. Применяется
прием «Вызов».
Учитель дает краткое описание 7 группы главной подгруппы: Эти соединения являются двухатомными молекулами, летучие. Это типичные неметаллы, общая формула внешнего энергетического уровня ns²n p 5 . Это
сильные окислители. Учащиеся определяют, о каких соединениях пойдет речь на уроке. Это галогены.
3.Постановка учебной задачи:
1. на примере галогенов показать характерные свойства неметаллов. 2. выявить закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе.
4.Изучение нового материала.

Прием «Взаимообучение».
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других. В результате этого приема всем ученикам дается возможность оказаться в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом. Прием применим в работе с информативным текстом. У всех один и тот же текст(§17). Учащиеся по очереди (по абзацам) играют роль «учителя», которая требует выполнения определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее: 1. суммирует содержание абзаца, 2. придумывает вопрос по тексту и просит других учащихся ответить на него, 3. растолковывает то, что для других осталось неясным. После осмысленного прочтения текста, ученики обсуждают ответы на вопросы, готовят план своего выступления. Работа по группам. Каждая группа получает конверт с заданием. На конвертах в виде загадок, анаграммы (загадки, ответы на которые состоят из одних и тех же букв) и логогрифа (загадки, решающиеся путем удаления или добавления букв или слов к зашифрованному слову) зашифрованы названия галогенов. Учащиеся определяют эти названия, вскрывают конверты и получают задания.
1 группа
: Горючий продукт я, « Живу» на болотах. Но есть одна буква В названье коротком. Прыжок ее быстрый – И все изменилось: Я стал элементом. Так чудо свершилось!
(
фтор и его свойства)

2 группа
: В свободном виде он всех убивает. Если «связать», то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнем, То дружно со всеми песню споем. (хлор и его свойства)
3 группа
: У меня дурная слава, Я – известная отрава, Даже имя говорит, Что я страшно ядовит! (бром и его свойства)
4 группа:
Он с морской капустой дружит, И лекарством людям служит, Знает млад и стар народ – Коль ушиб, то нужен … 1 (иод и его свойства)
5 группа:
Сравните химическую активность галогенов (закономерности изменения неметаллических свойств) Задания группам.
1-4 группы
: для соответствующего загадке галогена определите тип химической связи, тип кристаллической решетки, подтвердите физическими свойствами; докажите химические свойства галогена, подтвердив уравнениями окислительно-восстановительных реакций с балансом:
1группа
: H 2 + F 2 HF Zn + F 2 ZnF 2 Si + F 2 SiF 4 F 2 + H 2 О HF+O 2
2 группа
: Н 2 + Сl 2 HCl Fe + Cl 2 FeCl 3 P + Cl 2 PCl 3 Cl 2 + KOH КCl + КClO 3 + H 2 O
3 группа
: H 2 +Br 2 HBr Cu + Br 2 CuBr 2 C + Br 2 CBr 4 Br 2 + H 2 S HBr + S
4 группа
: H 2 + I 2 HI Al + I 2 AlI 3 1 1 стихи: Шукайло А. Д. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003
S + I 2 SI 2 I 2 + HClO 4 HIO 4 + Cl 2
5 группа
: Почему все галогены, кроме фтора могут проявлять и восстановительные свойства? Как изменяется химическая активность в подгруппе? Подтвердите уравнениями окислительно-восстановительных реакций с балансом. F 2 + KCl KF + Cl 2 Cl 2 + KBr KCl + Br 2 Br 2 + KI KBr + I 2 О чем говорит способность галогенов вытеснять друг друга из растворов солей? Учащиеся ищут ответы на вопросы в учебнике, обсуждают, делают выводы. Составляют план ответа, схему ОВР для проецирования через документ камеру. Проводится первичная систематизация знаний. Учитель контролирует работу групп.
5.Закрепление.
Учащиеся обсуждают блок-схему изменения химической активности галогенов в подгруппе. Делается вывод о причинно-следственной зависимости строения и свойств.
Сравнительная характеристика галогенов.
ns²n p 5 F Cl Br Cl I Br I
F
- трудно сжижающийся газ
F

2


уменьшается прочность связи в простом веществе
Cl
- легко сжижающийся газ
Cl

2


ослабление неметаллических свойств
Br
– жидкость
Br

2


уменьшение окислительных свойств +3 +1 -1 +1 +7 +5

I
– твердое вещество
I

2
увеличение восстановительных свойств предыдущий элемент вытесняет последующий из его солей и кислот
6.

Итоговая диагностика.
Учитель предлагает учащимся каждой группы решить кроссворд, где закрепляются рассмотренные вопросы урока. При получении правильных ответов, по вертикали получается слово «галогены» в переводе с греческого. 1 2 3 4 5 6 7 8 1. Кем являются галогены по своей химической активности? 2. Ядовитый газ, раздражающий слизистые оболочки даже в очень малых дозах. 3. Галогены, кроме фтора могут проявлять и восстановительные свойства при взаимодействии с более электроотрицательными элементами. Что происходит с восстановительными свойствами от хлора к йоду? 4. Что происходит с окислительными свойствами от фтора к йоду? 5. Самый активный из галогенов, вода горит в нем фиолетовым цветом. 6. Галоген, в свободном состоянии являющийся жидкостью. 7. Галоген, находящийся в нашем организме в виде органических соединений в щитовидной железе. 8. Галогены способны вытеснять друг друга из растворов солей. Каким является фтор по отношению к другим галогенам по способности вытеснять их из растворов солей?
7.Рефлексия.
и
с
о и л е т и л к р х
о
л
ы
й о
д
б р м
р

о
т о ф м е н ь ш
е
и н е и н е ч и
л
е в у у е й и щ у д п р е д

Прием «Вырази свое отношение к полученным знаниям».
Способность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, которая включает формирование способности определить свою степень усвоения новых знаний. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Ученики в группах составляют синквейны, критически осмысливая данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали идеи других, которые они могут увязать со своими. Правила написания синквейна: 1. в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) 2. вторая строчка – это описание темы в двух словах (обычно прилагательные) 3. третья строчка – это описание действия (или состава) в рамках этой темы тремя словами 4. четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме 5. последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Учащиеся резюмируют информацию. Появляется синтез коротких выражений, которые показывают суть проведенной работы. Галогены Двухатомные молекулы, летучие Неметаллы, сильные окислители Рождающие соли Солероды
8.Домашнее задание.
Учитель предлагает учащимся закончить уравнение реакции Cl2 + H2O и заполнить таблицу, которую они продолжат после второго урока изучения галогенов:
Название галогена (перевод с греческого) Открытие галогена (год открытия, ученый) В результате домашнего задания учащиеся знакомятся со свойством отбеливания и именами ученых, открывших галогены.
Тема 2 урока «Соединения галогенов».

Тип урока
комбинированный.
Цели урока

Образовательные:
1. сформировать знания о химических свойствах галогеноводородов и галогенидов металлов, 2. отработать навык написания уравнений ионного обмена на примере качественной реакции на галогениды.
Развивающие:
1. формировать умение находить причинно-следственные связи на основе сравнения галогеноводородных кислот, 2. развивать навыки работы в группах.
Воспитательные:
1. продолжить формировать познавательную активность учащихся при взаимодействии в группе, 2. познакомить с практической направленностью свойств соляной кислоты, т. е. иметь представление о ее применении. Средства обучения (материалы к уроку и оборудование): учебник О. С. Габриелян Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2009, документ камера.
1.Организационный этап
: учащиеся садятся за парты по группам.
2. Мобилизация знаний.
Учитель устанавливает связь с предыдущим уроком. Организует включение в урок. Предлагаются стихотворения про изученные галогены и вопросы по их свойствам.
Хлор
хвалился: «Нет мне равных! Галоген я самый главный. Зря болтать я не люблю: Все на свете отбелю!»
Вопрос: какие реакции доказывают отбеливающее действие хлора? Cl 2+ H2 O HCl + HClO (HClO HCl + O образование атомарного кислорода объясняет окисляющее и отбеливающее действие хлора, в хлорной воде погибают микроорганизмы)
Бром
разлился океаном, Хоть зловонным, но - румяным. Бил себя он грозно в грудь: «Я ведь бром! Не кто-нибудь!» Вопросы: каково агрегатное состояние брома? Что происходит с температурой плавления и кипения галогенов с увеличением молекулярной массы? С чем это связано? (буро-коричневая жидкость с резким зловонным запахом, температуры кипения и плавления повышаются, т. к. увеличиваются размеры атомов и молекул галогенов, возрастают силы межмолекулярного взаимодействия)
Иод
красой своей гордился, Твердым был, но испарился. Фиолетовый, как ночь, Далеко умчался прочь. Вопросы: о каком свойстве йода говорится в стихотворении? Реакция йода с порошком алюминия протекает бурно и сопровождается выделением фиолетовых паров, почему? (при нагревании - возгонка или сублимация)
Фтор
молчал и думал: «Эх!.. Ведь приду – окислю всех..» 2 Вопросы: какие свойства проявляет фтор в химических реакциях? Какая степень окисления характерна для него? (фтор проявляет только окислительные свойства, для него характерна степень окисления -1) Происходит выявление уровня осознанности знаний. Активизируется познавательная мыслительная деятельность, учащиеся включаются в работу.
3. Постановка учебной задачи:
1. изучить химические свойства галогеноводородов и галогенидов металлов, 2. познакомиться с качественной реакцией на галогениды. 2 2 стихи: Харлампович Г. Д., Семенов А. С., Попов В. А. Многоликая химия. – М.: Просвещение,1992

4. Изучение нового материала.
П
риемом

«Зигзаг».
Параграф урока поделен на пять частей. Учитель объясняет механизм работы групп. Класс делится на пять групп по пять человек. Ребятам предлагается рассчитаться на 1,2,3,4,5 таким образом, у каждого члена группы появляется свой номер. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока. Это может быть параграф учебника, статья, отдельно отпечатанный материал, задачи по определенной теме. Кратко обсуждается тема, ставиться задача – разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковывать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа сможет понять ее в целом. Весь материал делиться на пять частей. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть (они садятся за стол №1), вторые – за вторую (стол №2) и так далее. Теперь это уже экспертные группы, их задача: изучить материал, обсудить его и объяснить потом своим партнерам по изучению в группе 2-ого состава. По завершению первого этапа работы вновь формируются группы, в составе которых есть учащиеся с номерами 1, 2, 3, 4, 5. В результате каждый член группы понимает изучаемый материал. Работа по группам. Задания:
1 часть
§18: галогеноводороды и галогеноводородные кислоты (с.83-84 до 3 абзаца). Рассмотреть физические свойства галогеноводородов, указать изменение способности галогеноводородных кислот к электролитической диссоциации от HF к HI и силу кислот от HF к HI (объяснить причины изменения)
2 часть
§18:хлороводород и соляная кислота (с.84 с 3абзаца до солей галогеноводородных кислот). Указать способы получения соляной кислоты в промышленности и в лабораторных условиях. Каковы свойства НС l как типичной кислоты? Где применяется соляная кислота?

3 часть
§18: соли галогеноводородных кислот (с. 84-85 до 3 абзаца). Как называются соли галогеноводородных кислот? Какой реактив используют для определения хлорид-, бромид-, иодид- ионов? Как распознать фторид-ион?
4 часть
§18: особое свойство плавиковой кислоты (с 85-86 до галогенов в природе). В чем смысл названия плавиковая кислота? Где используется уникальное свойство плавиковой кислоты?
5 часть
§18: галогены в природе (с. 86 до конца). В каком состоянии присутствуют галогены в природе? Перечислите важнейшие природные соединения галогенов.
5. Закрепление.
По окончании работы групп учитель предлагает по очереди любому из учеников ответить на вопросы (задания для групп) для выявления достигнутых результатов.
6.

Итоговая диагностика.
Учащимся предлагается три вопроса по изученному материалу. 1. В лаборатории хлор получают по реакции между концентрированной соляной кислотой и кристаллическим перманганатом калия: KMO 4 + HCl Cl 2 + KCl + MnCl 2 + H 2 O . Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. 2. Переведите отрывок из поэмы Гете «Фауст» на язык химии, учитывая, что алхимики называли красным львом оксид ртути ( II), а белой лилией - соляную кислоту: Являлся красный лев - и был он женихом, И в теплой жидкости они его венчали С прекрасной лилией, и грели их огнем, И из сосуда их в сосуд перемещали. (HgO + 2HCl HgCl2 + H2O) 3.С помощью плавиковой кислоты на стекло наносят надписи и рисунки. При этом протекает реакция между плавиковой кислотой и оксидом кремния,
который входит в состав стекла: SiO 2 + HF SiF 4 + H 2 O. Расставьте коэффициенты. То, что плавиковая кислота разрушает стекло, послужило причиной утверждения: «Плавиковая кислота – самая сильная из всех кислот» Согласны ли вы с этим утверждением. Ответ аргументируйте.
7. Домашнее задание.
Учитель просит учащихся заполнить 3 и 4 колонки таблицы: Название галогена (перевод с греческого) Открытие галогена (год открытия, ученый) Биологическое значение галогена Применение галогена В результате домашнего задания учащиеся знакомятся с биологическим значением галогенов и областями их применения. При использовании групповой формы работы развивается познавательный интерес и навыки работы коллективного труда, развивается самостоятельность учащихся в работе с учебником. Учащиеся на основе анализа, синтеза легче устанавливают взаимосвязи в учебном материале, делают обобщающие выводы.