Автор: Яворский Виктор Александрович Должность: преподаватель специальных дисциплин художественного цикла
Учебное заведение: МАУ ДО города Тулуна "Детская художественная школа"
Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рисование фигуры человека"
Образовательный портал «Мой университет» -
Виртуальная образовательная среда МУ
Учитель: Яворский Виктор Александрович
Место работы: МАУ ДО города Тулуна «Детская художественная школа»
Предмет: рисунок
Класс: 4
Тема урока:
«Рисование фигуры человека»
Цель урока:
создать условия для освоения техники исполнения краткосрочных
зарисовок фигуры человека мягкими материалами.
Задачи урока:
Р: - развивать умения технического исполнения набросков; развивать способность к
образному мышлению и воображению; развивать глазомер, композиционное решение и
стилизация образа.
В: - формировать ценностные представления обучающихся о человеке; эстетическое
воспитание; художественный вкус; способность ценить произведения искусств.
О: - познакомить обучающихся с особенностями изображения краткосрочных зарисовок
фигуры человека; научить использовать умения работы мягким материалом; научить
анализировать передаваемый образ; сформировать умение обобщать, стилизовать и
распределять свет и тень в наброске.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных умений.
Оборудование:
мультимедийное оборудование ,
графитные карандаши, уголь, кнопки,
бумага А3, мольберты, живая натура, презентация, карточки «Критерии оценки наброска»
(самоанализ работ учащимися)
Технологическая карта урока
№
п/п
Учебные
эпизоды (этапы
урока)
№ слайда
Вид
деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
1
2
3
4
5
Организационный
момент. Учебная
мотивация и
совместное
целеполагание.
Слайды 1-4
Познавательная
деятельность –
приобретение
новых знаний и
освоение новых
способов их
получения.
- Приветствие, фиксация
отсутствующих;
- Проверка подготовленности
студентов к учебному занятию;
- Организация внимания
обучающихся.
- Тема учебного занятия:
У нас начинается большая тема по
композиции «Многофигурная
композиция», которая рассчитана
на 10 академических часов». Для
творческого исполнения этой
Приветствие
Подготовка к занятию.
Учащиеся слушают
вопрос преподавателя
и отвечают на
поставленный вопрос.
Цель занятия –
познакомиться с
изображением
набросков в
нескольких техниках.
Образовательный портал «Мой университет» -
Виртуальная образовательная среда МУ
темы нам необходимо повторить и
выполнить наброски фигуры
человека.
«Выполнение набросков фигуры
человека мягкими материалами»
- Исходя из названия темы, вам
предлагается несколько целей.
Как вы считаете, какова цель
данного учебного занятия?
(«Повторить конструктивное
построение фигуры человека»;
«Познакомиться с техникой
исполнения краткосрочных
зарисовок фигуры человека»;
(мягким материалом)
- Преподаватель снова
проговаривает цель занятия и
план его проведения.
- На выполнение заданий вам
будет отведено 20 минут, по 10
минут на одну постановку.
- Практическая значимость
проведения данной темы
(мотивация)
- Длительный рисунок является
основной формой обучения
рисунку фигуры человека. Он
вырабатывает умение видеть и
анализировать сложную форму
человеческого тела, чувство
пропорции и тонального
соотношения, умение подчинять
детали целому.
- Наброски могут служить вам
вспомогательным материалом,
например: для стилизации.
Развить остроту зрения и умения
выявить и зафиксировать на
бумаге главное в пластике
фигуры человека. Трактовка
форм в наброске обычно
отличается значительной
обобщённостью, так как цель его
– дать общее представление о
натуре. Набросок часто имеет
самостоятельное значение, но
может быть и
подготовительным наброском
для картины.
Обучающиеся
выслушивают
теоретическую часть
данной темы.
Формулирование
учебных задач и
определение
вариантов их
решения
Слайды 5-11
Исследовательская
деятельность:
анализ и
алгоритмизация
учебного процесса
Предлагает рисунки – образцы,
проводит эвристическую беседу
по теме
Наблюдают т и
анализируют
содержание учебного
материала,
формулируют
индивидуальные
Образовательный портал «Мой университет» -
Виртуальная образовательная среда МУ
учебные задачи, исходя
из собственной оценки
готовности к
практической работе
Изучение
ресурсов по теме,
в том числе
Интернет
Слайд 12
Исследовательская
деятельность:
анализ и
алгоритмизация
учебного процесса
Предлагает ресурсы по теме:
Книги и иллюстрации
Электронную
презентацию
Ресурсы сети Интернет
(самостоятельный поиск
в поисковой систем
Яндекс)
Выбор источника.
Усвоение новых
знаний и
способов
действий.
Исследовательская
деятельность:
анализ и
алгоритмизация
учебного процесса
Основная идея изучаемого
материала в словесной и
иллюстративной формах (техника
изображения набросков, мягкий
материал – уголь).
- При выполнении наброска
необходимо помнить о
композиции, размещении
изображения на листе бумаги.
Конструкция, пластическая
анатомия, перспектива,
пропорции, характер движения.
Главным средством выражения в
набросках и зарисовках является
линия, контур. (Объяснение
исполнения наброска углём, с
показом).
Включение в содержание
изучаемого материала
субъективного опыта
обучающегося.
Обучающиеся
выслушивают
теоретическую часть
учебного материала и
анализируют
показанную
презентацию и
собственный ресурс
5.
Основной этап
Творческая
деятельность на
основе
сформированных
репродуктивных
действий
Проверка преподавателем
понимания обучающимися того,
что является сущностью
основного содержания (опрос).
- Организация деятельности
учащихся, для выполнения
заданий используя систему
знаний, предусмотрено
постепенное нарастание
сложности задания.
(Практическая часть урока).
Обучающиеся
отвечают на
поставленные
преподавателем
вопросы.
Учащиеся приступают
к выполнению задания.
Контроль и
самоконтроль
знаний и
способов
действий.
Слайд 13
Оценочная
деятельность
- Организация активной
деятельности всей группы в ходе
проверки знаний пройденной
темы (выставляются мольберты в
ряд с работами).
- Разъяснение подхода к
оцениванию (из группы
выбираются 2-3 человека которые
будут проводить анализ работ по
предложенным критериям
(карточки).
Учащиеся выставляют
свои мольберты с
работами для
самоанализа.
Выявление «+» и «-» в
работах своих
одноклассников.
Образовательный портал «Мой университет» -
Виртуальная образовательная среда МУ
- Корректировка анализа и
похвала.
Рефлексия.
Слайд 14
Рефлексивная
деятельность и
самооценка
В процессе окончания
выполнения набросков
организует самооценку
учениками собственной
учебной деятельности на
уроке.
Учащимся предлагается
продолжить предложения:
1.
сегодня я узнал…
2.
было интересно…
3.
было трудно…
4.
теперь я могу…
5.
я научился…
6.
у меня получилось …
7.
я смог…
8.
я попробую…
9.
меня удивило…
10.
мне захотелось…
Рассматривают
выполненные рисунки,
оценивают качество
выполненной работы
по критериям:
аккуратность,
оригинальность и т. д.
Продолжают
предложения
Домашнее
задание
Слайд 15
Рефлексивная
деятельность и
самооценка
Информация о домашнем
задании, инструктаж
- Наброски фигуры человека в
различных техниках исполнения в
количестве 5 штук.
Обучающиеся
запоминают или
записывают домашнее
задание.
Подведение
итогов занятия.
Слайд 16
Рефлексивная
деятельность и
самооценка
- Качественная оценка работ
(похвалить всех учащихся о
проделанной работе)
- Снимают свои работы
с мольбертов и сдают
на проверку
преподавателю, вместе
с карточками
самоанализа.