"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов"

Автор: Шарапова Гульфия Замилевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

с использованием игровых приемов
Ритмическая организация является основой жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы. Но что же такое «ритм»? Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) - чередование различных длительностей звуков в музыке. Равномерно падающие капли воды еще не образуют ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. То есть не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении раздражений. Без акцентов нет ритма. Ритм - равномерное чередование сильных и слабых долей. Чувство ритма – это способность воспринять и воспроизвести музыкальный ритм на основе эмоционального критерия (умение чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным. Существует также понятие «музыкально-ритмическое чувство». Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает. Ритмическая способность формируется в процессе развития детей, особенно на стадии с 2 до 9-10 лет.
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Игры для младшего дошкольного возраста.
Они направлены на овладение чувством ритма, что способствует формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОТИК»
Я- котик музыкальный, Я музыку люблю. Послушайте, ребята, Как нежно я пою: Мяу-мяу, мур - мур - мур! 2 удара по коленям, 3 хлопка Мяу-мяу, мур – мур - мур! 2 удара по коленям, затем 3 хлопка А я, щенок веселый, Люблю я петь, ребята, Послушайте, друзья, Как громко лаю я: Тяф-тяф, тяф-тяф, 4 удара по коленям в ритме четвертей, Ав-ав-ав-ав-ав-ав-ав! хлопки восьмыми.
«СЛЕДЫ»
Скачет зайка – скок-поскок, Скок-поскок, скок поскок! Прохлопывают ритм в ладоши А лисичка – топ-топ, Поочередно ударяют по коленям Топ-топ, топ-топ! отстукивая ритм Ну, а мишка - топотун Поочередно стучат ногами по полу, Топ-туп, топ-туп!

«ДОЖДИК»
(2-3года) Дождик, дождик, припусти, Дети взмахивают кистями рук сверху вниз 4 раза, проговаривая закличку А я сяду под кусты. Садятся на пол Кап-кап, тук-тук. Сидя на полу, ударяют указательным пальцем Дождик по дорожке по ладони в медленном темпе, затем Ловят дети капли эти, в быстром темпе. Выставив ладошки
«НЕПОСЛУШНЫЙ ДОЖДИК»
(3-4 года) Дождик-кап! Дождик - кап! Ударяют указательным пальцем по ладони То сильней, то тише. Не стучи, не стучи, Грозят пальцем Не стучи по крыше! Непослушный какой! Укоризненно качают головой Погоди, не лейся! Заходи к малышам, Манят руками Ты в тепле погрейся! Кладут ладони на плечи, скрестив руки на груди
Игры для старшего дошкольного возраста.
«ВЕСЁЛАЯ МАТРЁШКА» Игровой материал: большая и маленькая матрёшка. Ребёнок и мама сидят за столом. У мамы большая матрёшка, у ребёнка маленькая. Мама отстукивает матрёшкой ритмический рисунок, ребёнок повторяет.
«ПУТЕШЕСТВИЕ» Игровой материал: металлофон или деревянные ложки, барабан. Совместно мама и ребёнок придумывают рассказ. К примеру. Оля пошла гулять и спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Во дворе она увидела подружку, которая прыгала через скакалку вот так (играет на барабане). Она побежала за скакалкой домой, прыгая через ступеньку (играет на ложках или металлофоне). Рассказ продолжите или придумайте свой.