Напоминание

"Использование ИКТ при создании младшими школьниками творческих работ на уроках литературного чтения"

Автор: Ахмедова Арина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 64"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ при создании младшими школьниками творческих работ на уроках литературного чтения"
Дата публикации: 11.01.2017







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование ИКТ при создании младшими школьниками

творческих работ на уроках литературного чтения
Исследователи называют несколько наиболее популярных направлений использования информационных компьютерных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ позволяют: - наглядно представить визуальную информацию; - предоставить учащимся возможность выполнять упражнения, работать с опорными схемами, таблицами, понятиями в интерактивной форме; - выступают тренажером; - помогают организовать тестирование с отслеживанием индивидуальных результатов достижений учащихся; - организовать самостоятельную поисковую, творческую работу школьников. Остановимся подробнее на тех возможностях, которые связаны именно с созданием творческих работ младшими школьниками на уроках литературного чтения. Творческие работы, выполняемые детьми на уроках литературного чтения, разнообразны. Основные из них – это иллюстрирование (словесное и графическое), драматизация (инсценирование), пересказ (рассказывание). Кроме того, занимаясь творчеством, младшие школьники на уроках литературного чтения пишут стихи и сказки, готовят выпуски познавательных журналов, оформляют сборники «классных» сочинений, пишут воображаемые письма литературным героям, выполняют творческие исследовательские проекты и т.д. Использование ИКТ как на уроках литературного чтения помогает создать условия для переноса полученных учащимися знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность, так как в процессе такой работы дети создают собственные творческие работы.
Представим, как современные ИКТ помогают в раскрывать творческие способности младших школьников на уроках литературного чтения. Интересным видом творческой работы в начальной школе является создание таких творческих работ, как аудиоспектакли. Для работы над аудиоспектаклями можно использовать программу Movie Maker. Так, при изучении во 2 классе темы «Братья наши меньшие» младшие школьники знакомятся с несколькими произведениями о жизни животных. К примеру, изучаются фольклорные произведения о животных (загадки, считалки), рассказ К. Ушинского «Кот Васька», а также стихотворение Е. Благининой «Голоса леса». Выполняя домашнее задание, каждый ученик готовил свою небольшую роль: выразительное чтение отрывка, создание иллюстрации к нему. Эти рисунки были заранее отсканированы. Отличительной чертой аудиоспектакля является наличие звука. Поэтому самый ответственный момент связан с записью звука. У детей важно сформировать представление о том, что в аудиоспектакле артисту не могут помочь ни мимика, ни жесты, ни костюм, ни декорации, можно разнообразно «работать» только голосом. Поэтому особое внимание на этапе подготовки уделяется выразительному, красивому, четкому чтению. Каждый ребенок старается исполнить «свою роль» как можно лучше. Звуковые файлы можно записать и сохранить на компьютере в различных форматах (MP3 и WAV). После записи звука можно приступать к монтажу фильма в программе Movie Maker. Младшим школьникам очень нравится работать над подобными аудиоспектаклями. Большинство направлений работы с использованием ИКТ в начальной школе связаны с применением программы MS Power Point. К каким формам творчества обращаются сами дети при создании оригинального творческого «продукта»?
На уроках литературного чтения учитель часто обращается к цифровым носителям, чаще всего использует презентации, рассказывающие о жизни и творчестве детских писателей. Электронные иллюстрации, видео- и аудиозаписи создают особую атмосферу во время урока. Учитель нередко обращается к детям с просьбой найти и подготовить дополнительный материал о писателе или произведении. В таком случае презентация, подготовленная младшим школьником, является его творческой работой. При ее создании ученик может использовать непосредственно интернет, на полезных сайтах которого есть много интересных цифровых носителей в широком доступе. Изучив информацию с сайтов, младший школьник создает собственный творческий продукт. Работа над презентацией способствует развитию самостоятельности выбора, умения логически строить будущее сообщение, предоставляет возможность оригинально преподнести подготовленный материал, а главное – выявляет творческий потенциал ребенка в оценке литературных имен и событий. Ведь создание презентации не подразумевает механическое копирование различных форм медианосителей из интернета, а является творческим процессом, в результате которого создаются оригинальные тексты в разных жанрах и стилях. В современном образовательном пространстве много базовых цифровых ресурсов, необходимых для подготовки презентации о детском писателе. Ученик может обратиться в поисках информации для презентации к таким электронным ресурсам, как учебные сайты, аудио- и видеоколлекции, интернет- библиотеки, виртуальные музеи. Например, существует интересный электронный альманах о книгах для детей «Библиогид», созданный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и предназначенный для руководителей детского чтения, в том числе родителей. Важно, что Интернет-сайт «Библиогид» каждую неделю пополняется новыми материалами, подготовленными специалистами - библиографами.
На других образовательных сайтах младшие школьники также могут найти необходимую информацию о детских писателях. Так, сайт «Библиотека детской литературы» представляет информацию о наиболее популярных в настоящее время детских книгах, дает возможность прочитать несколько страниц книги и даже скачать весь текст. К произведениям прилагаются биографии писателей и их фотографии. Готовясь к урокам литературного чтения, дети могут совершить экскурсию по виртуальным музеям, чтобы ощутить атмосферу определенной эпохи или побывать в кабинете известного писателя. Интересно младшим школьникам будет побывать в «Виртуальном музее литературных героев», обратиться за справкой в коллекцию «Русская и зарубежная литература для школы», узнать о творчестве современных писателей в содержательном обзоре. Кроме того, в Интернете есть множество сайтов, посвященных творчеству определенных писателей. Безусловно, подобные сайты создают перед младшими школьниками живые образы писателей, делают мир их произведений ярким, запоминающимся. Изучив информацию о писателях, школьник может представить презентационный материал на платформах различного программного обеспечения. Самой популярной и удобной является программа PowerPoint, ее возможности позволяют создавать слайдовую презентацию с текстовыми, иллюстрационными, аудио и видеовставками, а также отмечать гиперссылками сайты, которые могут дополнить основной материал презентации. При подготовке презентации на литературном материале ребенок анализирует информацию, учится видеть взаимосвязь одних произведений с другими, его интересуют дополнительные ссылки. В процессе такой работы речь детей обогащается литературоведческими терминами, у них формируется особая художественная картина мира и, самое главное, проявляющие интерес к литературному творчеству дети импровизируют: создают оригинальные тексты, подбирают иллюстрации, соотносят текст и аудио-, видео- вставки, все это
требует проявления творческих способностей. Талантливо созданные презентации могут включать анализ произведения, небольшие необычные тесты, придуманные самими детьми. Естественно, первые творческие опыты в форме презентаций на литературном материале отличаются наивностью, не представляют собой литературной ценности, но если такая работа предлагается младшим школьникам систематически и целенаправленно, со временем презентации будут творческими, отличающимися друг от друга, выражающими творческую индивидуальность школьника. Бесспорно, что в современной школе, в том числе в начальной, информационные компьютерные технологии не решают всех проблем. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методами и приемами обучения создают условия для реализации младших школьников в творчестве.