МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Автор: Закирова Светлана Загитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 76"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дата публикации: 11.01.2017







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Для обсуждения предложены предпосылки создания особой организации учебного материала, интенсификации процесса языкового обучения, указаны основные методы работы. Ключевые слова: методика преподавания русского языка как иностранного; полиэтнический класс; индивидуализация и дифференциация обучения; методы работы со словом; активизация резервных возможностей личности. Современная ситуация в образовании требует использования в методике преподавания русского языка элементов методики русского как иностранного. Это связано с тем, что многие школы России по составу учащихся стали полиэтническими, чему способствовала перестройка, повлиявшая как на распад СССР, так и на политику стран Восточной Европы, тем самым усилившая миграцию представителей различных этносов. Миграционный процесс коснулся и учебных заведений Перми. Здесь появились школы, в которых состав учащихся до 25% является многонациональным. Например, в школе №76 Свердловского района на 1 сентября 2015 года 32% от общего числа учеников составили армяне, грузины, узбеки, азербайджанцы, украинцы, татары. Но, к сожалению, это лишь собственный мониторинг, поскольку статистики по полиэтническим школам Перми, собственно, равно как и необходимых программ, курсов и учебных материалов нет. В полиэтнических классах реализуется российский национальный образовательный стандарт, но учителю трудно справиться с выполнением программы, так как в одном классе учатся и дети с
родным русским языком, и дети с неродным русским языком. Соответственно, в таких классах неодинаковый исходный уровень владения русским языком, а значит, условия обучения неоднозначные. Именно поэтому осуществление полноценного обучения детей мигрантов русскому языку в общеобразовательных школах Перми (и России в целом) проблематично, то есть несёт за собой ряды проблем, среди которых невозможно не отметить проблему овладения словом (интересен факт: ребёнок не знает русского, прибыл в середине учебного года, переведясь из 6 класса армянской школы в 6 класс школы Перми), что влечёт за собой новую проблему - падение интереса к русскому языку (которая кроется для одних в трудности его усвоения, для других-в неумении запомнить правило, для третьих-применить эти правила), когда же нет интереса к предмету, тогда нет и активности в том, чтобы его познавать. Вот ещё одна из ярких и частых проблем - активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в полиэтнических классах. Понятно, что в содержании языкового образования для решения хотя бы обозначенных выше проблем необходимы новые задачи, чтобы дополнить недостаток методического комплекса. Отсутствие методического обеспечения - тоже немаловажная проблема. Понятно, что требуются и особая организация учебного материала, и общефедеральные учебники, предполагающие обучение русскому языку в условиях полиэтнического наполнения. Всё это, возможно, на пути к реализации. Но время не ждёт. Так, не отказываясь от классических методов преподавания, но для того чтобы преодолеть барьер между языками, ищем новые приёмы
подачи материала и пути активизации познавательной деятельности. В качестве примера удачного использования в дидактических целях для решения указанных выше трёх проблем (овладение словом, падение интереса, активизация познавательной деятельности) можно привести следующее предложение. Психологи проблемой называют болезнь, «лечение» которой предлагают начать с диагностирования причины, только потом искать методы «лечения болезни». Согласившись с мнением психологов, начинаем комплексную работу, рассчитанную на поэтапную реализацию, поуровневое изучение, включающее в себя несколько пластов. 1.Диагностическое тестирование по предмету (с учётом возраста/класса) Результат позволит дифференцировать учащихся по уровням владения русским языком. Он же покажет, какие ошибки для учащихся, каких национальностей наиболее частотны. Индивидуализация обучения позволит правильно выбрать приёмы работы, которые будут способствовать более лёгкому и прочному изучению материала и выходу в самостоятельную работу (но необходимо помнить, что достижению лучшего эффекта в обучении служит чередование коллективных форм обучения с индивидуализированными!) 2.РНО (работа над ошибками, допущенными в тесте) Определит, почему возникли ошибки и что можно сделать для их устранения. 3. «Уроки слова»:
а) формирование чувства слова через возможность изучения культуры страны проживания и знакомство с особенностями быта, воспитания детей разных национальностей. Что помогает избежать конфликта культур, проявление межнациональной неприязни и создаёт психологический комфорт, приобщает к ценностям других народов, позволяет не отчуждаться от родной культуры. Идёт работа с наглядностью. На уроках такую функцию могут выполнить просмотр фотографий/картин/презентаций и рассказы по ним, просмотр художественных/документальных фильмов- пересказы, сценки, чтение/анализ рассказов/небольших текстов. Для анализа вполне подходящими в данном ключе станут тексты подобного типа. Масленица…Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие звоны, пылающие печи. Она стояла на большом круглом прянике, от которого пахло мёдом. Всё это блистало… Прощай, зима! б) формирование чувства слова через умение одним словом передать целую картину или сюжет, через создание новых слов, через преодоление в себе художника. Примером таких заданий могут быть следующие: - (поисковая работа) собрать материал о слове из энциклопедии, учебников истории, словарей (толкового, этимологического, словообразовательного, фразеологического), можно с оформлением в виде презентации с иллюстрациями; - (выборочная работа) выписать незнакомые слова из упражнений, разговора учителя и провести поисковую работу, например, лишь по словарям; -(работа над «портретом слова») составить/собрать слово по картинкам.
в) формирование чувства слова возможно и через игровую деятельность: - найти в кабинете (в сказке/любом другом произведении) 10 спрятавшихся слов на букву К; -диктант-кроссворд по картинке с начальной буквой; - какие из слов можно использовать в разговоре о спорте, цветах…; -найти, какие из слов отвечают на вопросы кто/что? 4. Работа над активностью ученика Перечень оценочных материалов, используемых для оценки успешности обучения учащегося (общий, независимо от темы) Фамилия Понедельник вторник среда четверг пятница Плюсы за устный ответ Плюсы за выполнение письм.заданий Количество плюсов Оценка Нормативы: 6-7 плюсов «5 » 4-5 плюсов «4 » 2-3 плюса «3 » 3 минуса «2 » Психологи говорят, что если ребёнок не осознаёт, зачем ему надо учиться, если он не понимает, как использовать полученные знания на практике, если учитель в работе применяет лишь устаревшие методики, то познавательная деятельность учащихся приблизится к нулю. Однако, по их же мнению, всё ещё можно исправить, если вспомнить о трёх составляющих активности: мотивация, целеполагание, инструментарий.
Следуя советам психологов, уже несколько лет я применяю необычную оценочную систему - работа на плюсы, собирание плюсов на определённую отметку в течение всего урока. 1. Если говорить о мотивации, то зарабатывание плюсов формирует мотив достижения результата, ситуацию успеха, активизирует для предстоящей деятельности положительные эмоции, нейтрализует отрицательные (страх, равнодушие), т.е. создаёт условия психологического комфорта, когда каждый учащийся, независимо от уровня общеучебной подготовки, превращается из объекта обучения в полноправный субъект педагогического процесса, связанного с активизацией овладения знаний и умений. Ученик не боится ошибаться (несёт на проверку письменную работу и отвечает устно, зная, что если даже будет минус за неверно выполненную работу, то в любую минуту его можно закрыть плюсом). Таким образом, ребёнок имеет возможность на основе полученных ранее знаний приобрести новые в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. Сначала, конечно, действует мотив «победить соперника», но так как победу приносят знания, то включается и другой мотив – изучить глубже ту или иную тему. А это и есть мотивация учебной деятельности. В таком случае ученики чувствуют потребность в овладении новыми знаниями. 2. О целеполагании. Известно, что потребность-источник познавательной активности. Чтобы удовлетворить свои потребности, нужно достичь цели. Именно поэтому нужно формирование целеполагания. Так, работая на плюсы, дети сами для себя определяют, что будет высшей наградой за их знания, умения, навыки. Значит, знают к чему нужно стремиться. Это, во- первых. А во-вторых, оценочная таблица рассчитана на всю
рабочую неделю, что позволяет каждому ученику видеть и анализировать свой каждодневный труд, т.е. с пониманием относиться к результатам своего труда, а значит, озадачиться: что выполнил, а что-нет, почему, что ещё нужно сделать. 3
.
Об инструментарии. Необходимо помнить о том, что главное на уроке – не само задание, а процесс выбора: ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется и активность на уроке и даже вне его. К сожалению, выбор на сложных заданиях - большая редкость. Как правило, устные задания ( т.е. теоретические) легче письменных ( т.е. тех, что предполагают применить полученные теоретические знания на практике). Именно поэтому все письменные задания оцениваются большим количеством плюсов. А ребята, помня об этом, без всякой боязни с азартом выполняют их. Каждый из учеников знает, что желаемую им отметку можно заработать, если он будет работать и устно, и письменно. Выбор работы в полиэтнических классах – непростая методическая задача. Он определяется не только пристрастиями и предпочтениями самого учителя, но и психологическими закономерностями – особенностями усвоения слова, бытования его в системе языка, психологическими факторами его восприятия. Только в этом случае метод будет работать, а методика будет действенной.