МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОКУНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Мой лучший урок»
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
«Состав слова»
Автор-составитель:
Асабина Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
Усть-Тарсьма
2015 г.
Тема : Состав слова
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 2
Учитель: Асабина Наталья Васильевна
Планируемые результаты:
Предметные: объединить разрозненные знания о частях слова в целостное представление о том, что у каждого есть определённая структура, состав.
Личностные: ценностное отношение к учению, к умению правильно писать, к знанию состава слова .
Познавательные: формировать умение поиска информации в Обратном словаре; понимать и преобразовывать информацию; осуществлять анализ слов
с выявлением их существенных лингвистических признаков.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль по результату.
Коммуникативные: умение договариваться
Оборудование: учебник «Русский язык» Н.А.Чураковой 2 и 3 часть, тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку Т.А.Байковой,
О.В.Малаховской, карточки со словарными словами, индивидуальные карточки с буквами о-а, и-е, макеты «вагончиков» с изображением частей слова.
№ Этап
Цель
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
1
Организац
ионный
момент
Организация
направленного
внимания на начало
урока
Приветствие, доброе пожелание.
Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Должно на парте всё лежать:
Дневник, учебник и тетрадь,
Карандаш, линейка, ручка.
Вижу класс готов.
Проверка готовности к уроку
Ноги? –На месте!
Руки? –На месте!
Локти?-У края!
Спина?-Прямая!
Формальная
готовность к
уроку.
Привлечение
произвольного
внимания
2
Словарная
работа
Повторить
правописание
словарных слов
-Ребята, если вы затрудняетесь в
написании какого-нибудь слова, можете
воспользоваться помощью своего
словарика.
На доске подготовлены словарные
слова с пропусками безударных о или а.
С помощью карточек о или а
показывают правильное написание
словарных слов. Если возникают
сомнения, то обращаются к
словарику.
Контроль и
самоконтроль
правописания
словарных слов
..рбуз, ..дежда, обл..ко, ст..лица, з..вод,
л..пата, п..суда, р..бота, к..рова,
м..г..зин, м..л..ко с..рока, в..рона,
в..р..бей, м..шина, ..г..рд.,
2
Проверка
домашнего
задания,
корректир
овка
усвоенных
ЗУНов
Воспроизведение
раннее усвоенных
орфографических
знаний, умений и
навыков; знаний об
особенности
суффикса –ть у слов-
названий действий
Запишите у доски данные
словосочетания, объясните, как
правильно их записать?
-Определите слово-командир и слово-
солдат.
-Сравните слова-командиры в этих
словосочетаниях, что общего у этих
слов?
-Какая особенность есть у них?
По одному комментируют и
записывают на доске
словосочетания, объясняя правила.
Смотреть в цирке, не выгладить
вещь, убегать на речку.
Анализируют слова.
-Слова-командиры в этих
словосочетаниях называют
действия предметов в начальной
форме.
-У них есть суффикс –ть-, который
показывает, что они в начальной
форме.
Повторение
орфографически
х изученных
знаний и
умений,
корректировка.
3
Формулир
овка темы
и
определен
ие цели
Сформировать
представление о том,
что нового узнают на
уроке, чему научатся
А теперь откройте учебники и
познакомимся с темой нашего урока
-Как вы думаете, какие цели должны
поставить перед собой на сегодняшнем
уроке?
Открывают учебник на с. 74,
знакомятся с темой урока.
С помощью слов-подсказок,
расположенных на доске, ставят
цели урока.
Слова-подсказки:
Узнать…..
Определять…
Научиться…
Распознавать…
Осознание
учащимися
основной цели
урока,
зафиксирована и
сформулирована
цель.
4
Актуализа
ция знаний
Повторить знания о
частях слова,
необходимые для
изучения новой темы
-Какой ещё бывает состав?
Посмотрите иллюстрацию, прочитайте,
что об этом говорит Анишит
Йокоповна?
-Тогда, как вам кажется, что такое
состав слова?
-Прочитайте, что об этом думает Миша?
-Вы согласитесь с этой догадкой?
-А вы знаете, из каких частичек состоят
слова?
На доске располагает макеты
Высказывают предположения
Рассматривают иллюстрацию,
читают интригу в учебнике с.74
Высказывают предположения
Воспроизведени
е информации о
частях слова,
необходимой
для успешного
усвоения
состава слова
вагончиков с изображением частей
слова.
-Рассмотрите состав слова проводник.
-Проверьте, правильно ли выделено
окончание.
-Докажите, что правильно определили
корень.
-Прочитайте, сколько частей в этом
слове нашли Маша и Миша, вы с кем
согласитесь?
-Почему?
Называют части слова. Дают им
определение
Знакомятся с составом слова
проводник в учебнике с.75
Изменяют слово, чтобы увидеть
окончание.
Подбирают родственные слова.
Определяют количество частей в
слове.
5
Первичное
восприяти
е усвоения
новых
знаний
Сформировать
целостное
представление о том,
что каждое слово
имеет определённую
структуру, состав.
-Молодцы! Давайте попробуем
применить свои знания. Посмотрите
упражнение 79
-Что вы можете сказать о составе этих
слов?
-Из каких частей состоят эти слова?
-Есть в них одинаковые части?
-Какие именно?
-Одинаковый суффикс придаёт им что-
то общее? Что?
-Одинаковые окончания делают их чем-
то похожими? Чем? Какого они рода?
-Разберите по составу три слова из этого
списка. Договоритесь с соседом по
парте, кто будет разбирать первых три
слова, а кто три последних.
Внимательно изучите образец.
Разбирайте, опираясь на алгоритм.
(Алгоритм на плакате на доске)
-Если у кого-то есть затруднения, то
поднимите руку.
-Проверьте работу, выполненную на
доске. Все ли слова разобраны
правильно?
Читают задание упражнения 79,
открывают Обратный словарь,
находят группу слов на –иха.
Анализируют состав данных слов.
Определяют, что суффикс -их-
указывает на лиц женского пола.
Определяют, что окончание -а-
указывает на предмет женского
рода.
Разбирают слова по составу.
Один ученик у доски разбирает 3
оставшихся слова в середине.
Проверяют, выполненную на доске
работу.
Осознанное
усвоение
понятия состав
слова и
алгоритма
разбора слова
по составу
6
Динамичес
кая пауза
Смена вида
деятельности
Игра «Найдите лишнее»
Среди родственных слов будут лишние
слова, как только вы услышите такое-
сразу же хлопайте.
Вода, водяной, подводник, водить
Лес, лесной, лестница.
Море, моряк, морской, приморский,
мокрый.
Работа, работник, робот.
Кот, кит.
-Хорошо, у вас получается. Посмотрите,
сможете ли вы справиться с заданием
упражнения 80 самостоятельно.
-Вы согласны с мнением Маши и
Миши?
-Всем понятно задание? Вы справитесь?
Кому непонятно задание поднимите
руки.
Помогает тем, у кого возникли
затруднения.
-А теперь задание посложнее,
попробуем справиться с ним вместе.
Найдите упражнение 81, познакомьтесь
с заданием.
Помогите Летучей Мыши, объясните ей,
что значит слово зачитать.
-Внимательно посмотрите на эти
родственные слова, в чём особенность
их состава?
--Какая часть является общей у всех
этих слов? Подберите ещё родственные
слова, чтобы правильно определить
корень этих слов.
-В чём ещё особенность этих слов?
-Посмотрите на образец разбора одного
из родственных слов. Какую
особенность вы заметили?
Знакомятся с заданием упражнения
80 на с.76.
Открывают Обратный словарь на –
ик.
Разбирают по образцу три любых
слова самостоятельно.
Читают задание упражнения 81.
Открывают Обратный словарь на –
ь, на –ть. Находят слово читать и
родственные ему слова. Устно
объясняют смысл этих слов,
включая их в контекст.
Объясняют значение слова зачитать
в данном предложении.
Анализируют родственные слова.
Определяют, что в составе есть
суффикс –ть, который указывает на
начальную форму слов-названий
действий.
-Подбирают родственные слова и
определяют корень в родственных
словах
-Когда у слова нет окончания?
Давайте попробуем изменить эти слова.
-При изменении понаблюдайте за
суффиксом –ть.
-Какой можно сделать вывод?
-Кто теперь сможет разобрать данные
слова по составу?
-Сделайте это самостоятельно, а один
учащийся выполнить его у доски с
обратной стороны, а потом проверим.
-Обращают внимание, что у слов
нет окончаний.
Вспоминают, что окончаний не
бывает у слов, которые не
изменяются.
Изменяют слово читать, результаты
записывают в столбик.
Читать
Читал
Читает
Анализируют и делают вывод, что
при изменении суффикс –ть
исчезает, это уже другое слово, а
начальная форма не изменяется.
Значит, у этих слов нет окончания
Самостоятельно разбирают данные
слова по образцу.
Выполняют проверку,
выполненного на доске и
самопроверку.
7
Рефлексия
деятельнос
ти
Итог урока
Сформировать
личную
ответственность за
результаты своего
труда
-Вы справились со всеми заданиями,
молодцы.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Что вы можете сказать в конце урока?
Выставляет отметки за урок
-Вы сегодня хорошо потрудились,
думаю вы легко справитесь с домашним
заданием.
Тетрадь для самостоятельной работы
с.38 упр.51.
Посмотрите, понятно ли вам задание?
Молодцы! Спасибо вам за урок.
Продолжают высказывания,
расположенные на доске.
Я знаю…
Я могу…
Я научился…
Я умею…
Мне было интересно на уроке..
Знакомятся с домашним заданием,
оценивают свои знания: достаточно
ли их для выполнения этого задания
Самооценка
личного вклада
в общий
результат
деятельности,
соотнесение
цели и
результатов
деятельности
Приложение
I.
II
.Алгоритм разбора слова по составу
1.
Окончание.
2.
Основа.
3.
Корень.
4.
Приставка (если есть).
5.
Суффикс (если есть).