Напоминание

"Состав слова"

Автор: Асабина Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Окуневская СОШ"
Населённый пункт: д.Усть-Тарсьма
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Состав слова"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКУНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Мой лучший урок»
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс «Состав слова» Автор-составитель: Асабина Наталья Васильевна, учитель начальных классов Усть-Тарсьма 2015 г.
Тема : Состав слова Тип урока: урок открытия новых знаний Класс: 2 Учитель: Асабина Наталья Васильевна Планируемые результаты: Предметные: объединить разрозненные знания о частях слова в целостное представление о том, что у каждого есть определённая структура, состав. Личностные: ценностное отношение к учению, к умению правильно писать, к знанию состава слова . Познавательные: формировать умение поиска информации в Обратном словаре; понимать и преобразовывать информацию; осуществлять анализ слов с выявлением их существенных лингвистических признаков. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: умение договариваться Оборудование: учебник «Русский язык» Н.А.Чураковой 2 и 3 часть, тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку Т.А.Байковой, О.В.Малаховской, карточки со словарными словами, индивидуальные карточки с буквами о-а, и-е, макеты «вагончиков» с изображением частей слова. № Этап Цель Деятельность педагога Деятельность учащихся Планируемые результаты 1 Организац ионный момент Организация направленного внимания на начало урока Приветствие, доброе пожелание. Прозвенел опять звонок. Начинается урок. Должно на парте всё лежать: Дневник, учебник и тетрадь, Карандаш, линейка, ручка. Вижу класс готов. Проверка готовности к уроку Ноги? –На месте! Руки? –На месте! Локти?-У края! Спина?-Прямая! Формальная готовность к уроку. Привлечение произвольного внимания 2 Словарная работа Повторить правописание словарных слов -Ребята, если вы затрудняетесь в написании какого-нибудь слова, можете воспользоваться помощью своего словарика. На доске подготовлены словарные слова с пропусками безударных о или а. С помощью карточек о или а показывают правильное написание словарных слов. Если возникают сомнения, то обращаются к словарику. Контроль и самоконтроль правописания словарных слов
..рбуз, ..дежда, обл..ко, ст..лица, з..вод, л..пата, п..суда, р..бота, к..рова, м..г..зин, м..л..ко с..рока, в..рона, в..р..бей, м..шина, ..г..рд., 2 Проверка домашнего задания, корректир овка усвоенных ЗУНов Воспроизведение раннее усвоенных орфографических знаний, умений и навыков; знаний об особенности суффикса –ть у слов- названий действий Запишите у доски данные словосочетания, объясните, как правильно их записать? -Определите слово-командир и слово- солдат. -Сравните слова-командиры в этих словосочетаниях, что общего у этих слов? -Какая особенность есть у них? По одному комментируют и записывают на доске словосочетания, объясняя правила.
Смотреть в цирке, не выгладить

вещь, убегать на речку.
Анализируют слова. -Слова-командиры в этих словосочетаниях называют действия предметов в начальной форме. -У них есть суффикс –ть-, который показывает, что они в начальной форме. Повторение орфографически х изученных знаний и умений, корректировка. 3 Формулир овка темы и определен ие цели Сформировать представление о том, что нового узнают на уроке, чему научатся А теперь откройте учебники и познакомимся с темой нашего урока -Как вы думаете, какие цели должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке? Открывают учебник на с. 74, знакомятся с темой урока. С помощью слов-подсказок, расположенных на доске, ставят цели урока. Слова-подсказки:
Узнать…..

Определять…

Научиться…

Распознавать…
Осознание учащимися основной цели урока, зафиксирована и сформулирована цель. 4 Актуализа ция знаний Повторить знания о частях слова, необходимые для изучения новой темы -Какой ещё бывает состав? Посмотрите иллюстрацию, прочитайте, что об этом говорит Анишит Йокоповна? -Тогда, как вам кажется, что такое состав слова? -Прочитайте, что об этом думает Миша? -Вы согласитесь с этой догадкой? -А вы знаете, из каких частичек состоят слова? На доске располагает макеты Высказывают предположения Рассматривают иллюстрацию, читают интригу в учебнике с.74 Высказывают предположения Воспроизведени е информации о частях слова, необходимой для успешного усвоения состава слова
вагончиков с изображением частей слова. -Рассмотрите состав слова проводник. -Проверьте, правильно ли выделено окончание. -Докажите, что правильно определили корень. -Прочитайте, сколько частей в этом слове нашли Маша и Миша, вы с кем согласитесь? -Почему? Называют части слова. Дают им определение Знакомятся с составом слова проводник в учебнике с.75 Изменяют слово, чтобы увидеть окончание. Подбирают родственные слова. Определяют количество частей в слове. 5 Первичное восприяти е усвоения новых знаний Сформировать целостное представление о том, что каждое слово имеет определённую структуру, состав. -Молодцы! Давайте попробуем применить свои знания. Посмотрите упражнение 79 -Что вы можете сказать о составе этих слов? -Из каких частей состоят эти слова? -Есть в них одинаковые части? -Какие именно? -Одинаковый суффикс придаёт им что- то общее? Что? -Одинаковые окончания делают их чем- то похожими? Чем? Какого они рода? -Разберите по составу три слова из этого списка. Договоритесь с соседом по парте, кто будет разбирать первых три слова, а кто три последних. Внимательно изучите образец. Разбирайте, опираясь на алгоритм. (Алгоритм на плакате на доске) -Если у кого-то есть затруднения, то поднимите руку. -Проверьте работу, выполненную на доске. Все ли слова разобраны правильно? Читают задание упражнения 79, открывают Обратный словарь, находят группу слов на –иха. Анализируют состав данных слов. Определяют, что суффикс -их- указывает на лиц женского пола. Определяют, что окончание -а- указывает на предмет женского рода. Разбирают слова по составу. Один ученик у доски разбирает 3 оставшихся слова в середине. Проверяют, выполненную на доске работу. Осознанное усвоение понятия состав слова и алгоритма разбора слова по составу 6 Динамичес кая пауза Смена вида деятельности
Игра «Найдите лишнее»
Среди родственных слов будут лишние
слова, как только вы услышите такое- сразу же хлопайте. Вода, водяной, подводник, водить Лес, лесной, лестница. Море, моряк, морской, приморский, мокрый. Работа, работник, робот. Кот, кит. -Хорошо, у вас получается. Посмотрите, сможете ли вы справиться с заданием упражнения 80 самостоятельно. -Вы согласны с мнением Маши и Миши? -Всем понятно задание? Вы справитесь? Кому непонятно задание поднимите руки. Помогает тем, у кого возникли затруднения. -А теперь задание посложнее, попробуем справиться с ним вместе. Найдите упражнение 81, познакомьтесь с заданием. Помогите Летучей Мыши, объясните ей, что значит слово зачитать. -Внимательно посмотрите на эти родственные слова, в чём особенность их состава? --Какая часть является общей у всех этих слов? Подберите ещё родственные слова, чтобы правильно определить корень этих слов. -В чём ещё особенность этих слов? -Посмотрите на образец разбора одного из родственных слов. Какую особенность вы заметили? Знакомятся с заданием упражнения 80 на с.76. Открывают Обратный словарь на – ик. Разбирают по образцу три любых слова самостоятельно. Читают задание упражнения 81. Открывают Обратный словарь на – ь, на –ть. Находят слово читать и родственные ему слова. Устно объясняют смысл этих слов, включая их в контекст. Объясняют значение слова зачитать в данном предложении. Анализируют родственные слова. Определяют, что в составе есть суффикс –ть, который указывает на начальную форму слов-названий действий. -Подбирают родственные слова и определяют корень в родственных словах
-Когда у слова нет окончания? Давайте попробуем изменить эти слова. -При изменении понаблюдайте за суффиксом –ть. -Какой можно сделать вывод? -Кто теперь сможет разобрать данные слова по составу? -Сделайте это самостоятельно, а один учащийся выполнить его у доски с обратной стороны, а потом проверим. -Обращают внимание, что у слов нет окончаний. Вспоминают, что окончаний не бывает у слов, которые не изменяются. Изменяют слово читать, результаты записывают в столбик. Читать Читал Читает Анализируют и делают вывод, что при изменении суффикс –ть исчезает, это уже другое слово, а начальная форма не изменяется. Значит, у этих слов нет окончания Самостоятельно разбирают данные слова по образцу. Выполняют проверку, выполненного на доске и самопроверку. 7 Рефлексия деятельнос ти Итог урока Сформировать личную ответственность за результаты своего труда -Вы справились со всеми заданиями, молодцы. -Какие цели мы ставили в начале урока? -Что вы можете сказать в конце урока? Выставляет отметки за урок -Вы сегодня хорошо потрудились, думаю вы легко справитесь с домашним заданием. Тетрадь для самостоятельной работы с.38 упр.51. Посмотрите, понятно ли вам задание? Молодцы! Спасибо вам за урок. Продолжают высказывания, расположенные на доске.
Я знаю…

Я могу…

Я научился…

Я умею…

Мне было интересно на уроке..
Знакомятся с домашним заданием, оценивают свои знания: достаточно ли их для выполнения этого задания Самооценка личного вклада в общий результат деятельности, соотнесение цели и результатов деятельности
Приложение I.
II .Алгоритм разбора слова по составу 1. Окончание. 2. Основа. 3. Корень. 4. Приставка (если есть). 5. Суффикс (если есть).