Автор: Исхакова Екатерина Фёдоровна Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Сидорская СОШ"
Населённый пункт: г. Михайловка, Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Элективный курс по математике в 10 классе"
для учащихся 10-го класса
«Функция: просто,
сложно, интересно»
Подготовил учитель
Математики
Исхакова Е.Ф.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится
понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов,
выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют
показать в полном объёме все многообразие задач, требующих для своего
решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и
использовать свойства функции; нет времени изложить историю
возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе
математики.
С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ
уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства
функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты
итоговой аттестации по математике за курс основной школы предполагает
наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы
этих знаний необходимо начинать как можно раньше.
Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания
учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания
функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания
об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций,
выходящие за рамки школьной программы.
Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля
обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в
освоении математического материала на основе расширения
представлений о свойствах функций.
Задачи:
- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
- расширение представлений о свойствах функций;
- формирование умений «читать» графики и называть свойства по
формулам;
- вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую
деятельность как фактор личностного развития.
Курс предназначен для учащихся 10 классов средних
общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную
подготовку. Рассчитан на 17 часов.
Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для
учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие
своей обобщенности и практической направленности. Развёртывание
учебного материала чётко структуировано и соответствует задачам курса.
Формами итоговой аттестации являются представление «Портфель
достижений», а также дидактическая игра «Восхождение на вершину
знаний».
«Портфель достижений», на наш взгляд, должен включать:
- конспекты занятий;
- схему исследования функции;
- самостоятельные исследования свойств функций (не менее четырех);
- «Применение функций в природе и технике» (информация в любой
форме);
-тесты (не менее двух);
- анализ собственных успехов (в любой форме);
-описание своего участия в игре, баллы, набранные в ней.
Требования к усвоению курса.
Учащиеся должны знать:
- понятие функции как математической модели, описывающей
разнообразие реальных зависимостей;
- определение основных свойств функции (область определения, область
значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
- правильно употреблять функциональную терминологию;
- исследовать функцию и строить её график;
- находить по графику функции её свойства.
Тематическое планирование учебного материала.
Номер
урока
Тема
Ко-во
часов
Дата
план
Дата
факт
Технология
реализации
1
Подготовительный этап:
постановка цели,
проверка владения
базовыми навыками
1
Беседа,
тестирование
2
Историко-генетический
подход к понятию
«функция»
1
Лекция
3
Способы задания
функций
1
Беседа,
практикум
4-5
Четные и нечетные
функции
2
Беседа,
практикум
6-7
Монотонность функции
2
Лекция,
практикум,
тестирование
8-9
Ограниченные и
неограниченные
функции
2
Семинар,
практикум
10-11
Исследование функции
элементарными
способами
2
Практикум,
тестирование
12-13
Построение графиков
функций
2
Практикум,
тестирование
14-15
Функционально –
графический метод
решения уравнений
2
Беседа,
практикум
16
Функция: просто,
сложно, интересно
1
Дидактическая
игра
«Восхождение
на вершину
знаний».
17
Функция: просто,
сложно, интересно
1
Презентация «
Портфеля
дотижений»