Напоминание

"Методики исследования нравственных качеств младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Демина Оксана Владимировна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: ГБОУ РМЖ "С(К)ОШ г.Йошкар-Олы № 1 для обучающихся, воспитанников с ОВЗ VIII вида"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: Выступление на методическом объединении
Тема: "Методики исследования нравственных качеств младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики

Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г.

Йошкар-Олы №1 для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья VIII вида»

Выступление на методическом объединении

воспитателей на тему: «Методики исследования

нравственных качеств младших школьников с

ограниченными возможностями здоровья»

(05.12. 2014 года)
Воспитатель 3 «А» класса Демина О.В.
Йошкар-Ола, 2014


Уважаемые коллеги!
Сегодня я расскажу вам о теме, над которой я работаю «Особенности нравственных качеств учащихся младшего школьного звена с альтруистиче - ской и эгоистической установкой». Актуальность выбора данной темы определяется следующими обстоятельствами. Именно с нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. Нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы. В младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение его круга общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся нравственными ценностями. Важным новообразованием младшего школьного возраста является формирование направленности личности. Именно тип направленности личности является ее стержнем, при этом направленность личности понимается как доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения. Направленность личности стимулирует развитие одних комплексов свойств личности и ограничивает развитие других. Перечисленные обстоятельства требуют психолого-педагогического осмысления проблемы нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ путем преодоления эгоизма и воспитания альтруистической направленности личности у младших школьников. План работы над методической темой (3 учебных года) - 1 год (2013-2014 учебный год) - проанализировать существующие подходы к понятию нравственной сферы личности (изучение литературы; подбор диагностических методик); - 2 год (2014-2015 учебный год): а) провести эмпирическое исследование нравственных качеств детей 3 А класса; б) разработать программу развития нравственной направленности личности младших школьников; в) 4 четверть - провести повторную диагностику нравственных качеств младших школьников, сравнить полученные результаты. - 3 год (2015-2016 учебный год) организация и проведение воспитательных мероприятий в 4 «А» классе. Направленных на повышение уровня нравственной воспитанности учащихся; 4 четверть – диагностика нравственной воспитанности. Для изучения нравственной сферы младших школьников я подобрала следующие психологические методики: методика «Незаконченный тезис», адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для
младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), методика «Что такое хорошо и что такое плохо», методики «Диагностика личностной установки «альтруизм- эгоизм» Н.П. Фетискина. В ходе работы над данной темой мною были сделаны следующие выводы: 1.Нравственность человека составляет ядро его личности. В современной отечественной психологии (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) нравственность рассматривается как сущностная интегральная характеристика личности, которая приводит в действие все составляющие образующие личность как систему. 2. Одним из критериев нравственности является направленность личности (Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, И.Д, Егорычева и др.). Нравственная направленность личности - сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. 3. Направленность личности может быть альтруистической (общественной) или эгоистическ ой. В первом случае человеком движут мотивы бескорыстного служения другим людям, обществу, своей Родине и т.д. Во втором случае мотивы связаны личным благополучием, личными выгодами. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом. Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. 4. Период поступления ребенка в школу является наиболее благоприятным для усвоения и проявления в деятельности нравственных норм и правил поведении, принятых в обществе, которые ими были усвоены в детстве. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Младших школьников отличает особая готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат, что составляет неповторимые предпосылки обучаемости в младшем школьном возрасте. Следовательно, такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как интенсивное усвоение нравственных норм и правил поведения и начало формирования направленности личности, позволяют заключить, что воспитание альтруизма наиболее целесообразно начинать в младшем школьном возрасте, тогда есть все предпосылки, что
альтруизм в дальнейшем станет устойчивым образованием в структуре личности ребенка. 6. С целью изучения влияния целенаправленного воздействия на формирование альтруистической или эгоистической направленности у младших школьников мною было проведено тестирование среди обучающихся 3 «А» класса: на первом этапе с помощью методики «Незаконченный тезис» мы выявили уровень сформированности нравственных представлений у учащихся 3 класса. Высокий уровень овладения нравственными понятиями присущ 13% учащихся у 87% учащихся уровень овладения средний и ниже среднего, также с помощью методики «Размышляем о жизненном опыте» было выяснено, что у большинства детей в классе (83%) нравственная позиция не сформирована. По результатам начального этапа эксперимента был сделан вывод о необходимости коррекционной воспитательной работы в классе. 7. С учетом возрастных особенностей младших школьников я разработала программу развития нравственной направленности личности младших школьников она включает в себя занятия, включенные в план-сетку (понедельник – личностное развитие и пятница социализация и общение), также дополнительно я планирую провести ряд воспитательных мероприятий на темы (продолжительностью 30-40): 1. Беседа «Что такое этика, нравственность, мораль». 2. Внеклассное мероприятие «Ежели вы вежливы?». 3. Час общения «Как признаться в серьезной проблеме или ошибке» 4. Час общения «Как строить отношения с теми, кто на нас не похож» 5. Час общения «Я и мои друзья» 6. Час общения «Отношения с родителями» 7. Беседа «Кто такой эгоист?» 8. Нравственный час «Кто такой альтруист?» 9. Познавательно-игровая программа на тему «Совесть» 10. Час общения «Терпение и труд все перетрут». После реализации данной программы я планирую провести повторную диагностику сформированности нравственных представлений и сравнить результаты.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель -
диагностика сформированности нравственных представлений
Тестовый материал
Учащихся просят привести примеры:  помощи близким;  зла, сделанного тебе другими;  доброго дела, свидетелем которого ты был;  справедливого поступка твоего знакомого;  безвольного поступка;  проявления безответственности.
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:  1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;  2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;  3 балла – если сформировано полное и четкое представление. Затем баллы за все 6 ситуаций суммируются. Все испытуемые делятся на пять групп по уровню сформированности нравственных представлений: Нулевой уровень – от 0 до 6 баллов. Низкий уровень - от 6 до 8 баллов. Ниже среднего - от 9 до 10 баллов Средний уровень – от 11 до 14 баллов Высокий уровень – от 15 до 18 баллов.

Бланк ответов методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
ФИО_________________________________________________ Подумайте и приведите, пожалуйста, примеры:
Ситуация

Баллы
1. Помощи близким 2. Зла, сделанного тебе другими; 3. Доброго дела, свидетелем которого ты был; 4. Справедливого поступка твоего знакомого; 5. Безвольного поступка; 6. Проявления безответственности.
Диагностика личностной установки «альтруизм – эгоизм»

Назначение.
Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Инструкция.
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
Опросник
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 2. Вам легче просить за других, чем за себя? 3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят? 4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? 6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей? 7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей? 8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? 9. Ваша отличительная черта - бескорыстие? 10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? 11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям? 14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других? 15. Вы обычно много времени уделяете своей особе? 16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться? 17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени? 18. Свободное время вы используете только для своих увлечений? 19. Вы можете назвать себя эгоистом? 20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
Обработка результатов теста:
Начислите по 1 баллу при ответах «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 17. Начислите по 1 баллу при ответах «нет» на вопросы: 5, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов. Если Вы набрали больше 10 баллов, то в вашем поведении выражен альтруизм, желание помочь людям. Чем больше баллов вы набрали, тем сильнее выражена альтруистическая установка. Результат менее 10 баллов свидетельствует об эгоистической направленности личности. Средние значения (8-12 баллов) могут также свидетельствовать о вашей гибкости, стремлении учитывать как свои собственные интересы, так и интересы и потребности других людей. Дополнительно следует отметить, что люди с высоким уровнем эгоизма часто бывают конфликтными и испытывают иные трудности в межличностном общении. Высокий уровень эгоизма может проявляться в прагматизме и в попытках использовать других людей для удовлетворения собственных потребностей. Низкий уровень эгоцентризма нередко является следствием постоянного подавления личности авторитетами. Дома такими людьми становятся родители, а в школе - учителя и некоторые ученики. В отдельных случаях высокий уровень эгоцентрической направленности может быть ситуативным, вызванным очень значимым для человека событием. Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.

Бланк ответов теста «Диагностика личностной установки

«Альтруизм-эгоизм»

ФИО
_____________________________________________________
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет», исходя

из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.
1. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе? 2. Вам легче просить за других, чем за себя? 3. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят? 4. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности? 5. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других? 6. Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей? 7. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей? 8. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других? 9. Ваша отличительная черта - бескорыстие? 10. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе? 11. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе? 12. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений? 13. Ваша отличительная черта - стремление помочь другим людям? 14. Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других? 15. Вы обычно много времени уделяете своей особе? 16. Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться? 17. Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени? 18. Свободное время вы используете только для своих увлечений? 19. Вы можете назвать себя эгоистом? 20. Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

для младших школьников
(составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В.Павловой,Е.Н. Степановым)
Цель
: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4-х классов.
Инструкция
: вопросы теста должны быть прочитаны поочерёдно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трёх предложенных ответов и обозначить его в таблице знаком *. 1. на пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Ты: а) обойду, не потревожив. б) отодвину и пройду. в) смотря, какое будет настроение. 1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Твои действия: а) ничего, какое моё дело. б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства. в) подойду и непременно заговорю. 2. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Ты: а) тороплюсь в школу. б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду. в) звоню по телефону «03», останавливаю прохожих… 3. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Ты: а) предложу свою помощь. б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь. в) если попросят, я конечно, помогу. 4. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Твоя реакция: а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами. б) ничего: жизнь вообще несправедлива. в) вступаюсь за обиженного. 5. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашёл деньги: а) они мои, раз я их нашёл. б) завтра спрошу, кто потерял. в)может быть, возьму себе. 6. Ты пишешь контрольную работу. При этом рассчитываешь: а) на шпаргалки. б) на усталость учителя. в) на свои знания. 7. Ты пришёл на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Ты: а) поболтаюсь немного, потом видно будет. б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих. в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним. 8. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Твой ответ: а) соглашусь с благодарностью. б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование. в) отказываюсь решительно.
9. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Твои действия: а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчёт. б) выполняю, конечно. в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться. 10. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Твои действия: а) непременно скажу друзьям и постараюсь сводить их в музей. б) не знаю, как придётся. в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо. 11. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Варианты действий: а) поднимаю руку и сообщаю о своём желании сделать работу. б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию. в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 12. Уроки закончились, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Варианты действий: а) напомню о праве на отдых. б) делаю, раз надо. в) посмотрю, что скажут остальные. 13. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Ты: а) отвечаю тем же. б) не замечаю, это не имеет значения для меня. в) разрываю все отношения с этим человеком. 14. Ты знал, что школу закрыли по каким-то причинам. Твоя реакция: а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью. б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться. в) я буду ждать новых сообщений. 15. На твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников: а) ужасно завидую, мне неудобно. б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства. в) мне всё равно. 16. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Ты: а) отдаю - здоровье дороже. б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет. в) подарков не отдаю, сражаюсь. 17. Когда ты уезжаешь из дома надолго, как ты себя чувствуешь вдали. Варианты: а) быстро начинаю скучать. б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома. в) не замечал (не замечала). 18. Тебя просят послать книги в детский дом. Твои действия: а) отбираю интересное и приношу. б) ненужных книг у меня нет. в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
19. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? Варианты: а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес. б) человеку просто повезло прославиться. в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
Обработка полученных результатов.
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующем о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является суммарное количество соответствующих выборов от 10 и более при ответах на вопросы: 1,4,11,12,18,19 (пункт а)), 6,10,13,15,16 (пункт б)), 23,5,7,8,9,14,17,20 (пункт в)). Показателем, свидетельствующем о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более при ответах на вопросы: 2,3,6,7,9,10,13,15,16,17,20 (пункт а)), 1,4,5,8,14,18,19 (пункт б)), 11,12 (пункт в)). Показателем, свидетельствующем о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где явно предпочтение не обнаруживается.
Бланк ответов на тест «Размышляем о жизненном опыте»
Ф.И.уч-ся______________________________________ № вопроса Буква ответа
а)
Буква ответа
б)
Буква ответа
в)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
Количество ответов