"Построение пространства в пейзаже. Воздушная перспектива"

Автор: Янтилина Лилия Наилевна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: ГБОУ Ишимбайская коррекционная школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: город Ишимбай, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Построение пространства в пейзаже. Воздушная перспектива"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока:
Построение пространства в пейзаже. Воздушная перспектива. 7 класс.
Цель:
Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные: Расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы, сформировать навыки в передаче образа пейзажа. Повторить и закрепить изученный материал. 2. Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие памяти, речи, мелкой моторики кистей рук, мыслительной деятельности. 3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение и чуткое отношение к природе, интерес к предмету. 4. Здоровьесберегающие: закрепление правильной посадки при рисовании, осанки, развитие душевного здоровья с помощью музыкитерапии.
Оборудование:
Таблица с разновидностями перспективы, план-конспект, набор картинок-элементов пейзажа, творческие работы обучающихся.
Ход урока:

1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку учащихся.
2. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.
Перспектива -
это учение о том, как передавать на плоскости листа бумаги ощущения глубины пространства, то есть передавать окружающий мир таким, как мы его видим. Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы. «Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства».
Давайте последовательно разберемся в ее законах на примере работ художника Шишкина. Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид. Шишкин в рисунке «Дубы» изображает старый дуб. Его кора испещрена глубокими трещинами, ветви широко раскинутые, закрыли небо на коре, ветвях и листьях играют мелкие пятна света и тени, дробя и оживляя их. Поодаль художник изображает группу деревьев. Он очерчивает всю из массу и закрывает темно – зеленым тоном. Не видно деталей, все дается цельно, большими пятнами. Еще обобщеннее показывают самые дальние деревья, слившиеся в одну зелено – серую полосу. Если в средней группе деревьев светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то здесь мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни, тем более листьев. Вся глубина пространства разделилась на три плана – ближний, средние и дальний. Из сказанного можно вывести первый закон воздушной перспективы (на листе отпечатанный закон помещается рядом с картиной).
Первый закон
: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно. В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов. Из этих наблюдений можно вывести второй закон.
Второй закон:
Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.
Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Если сравнить освещенные солнцем камни первого плана с деревьями на дальнем плане, в картине Шишкина «Лесные дали» можно заметить, как велика разница в их яркости. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненные воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Из этих наблюдений можно вывести третий закон.
Третий закон:
Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять. В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.
Четвертый закон:
Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско. Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей. При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок. С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых. Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их
удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине Шишкина «Лесные дали», Где пространство как бы делится на несколько цветовых зон. На первом плане ярко – зеленая группа деревьев; на втором такие же деревья кажутся менее зелеными; на третьем – синими, на дальних планах – голубыми разной насыщенности. Шишкин в картине «Дождь в дубовом лесу» передает состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали – белесыми и расплывчатыми. Наблюдения этих явлений позволяют сформулировать пятый закон воздушной перспективы.
Пятый закон:
Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными. Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой. Так в траве на первом плане мы видим различные оттенки зеленого желтоватые в освещенных местах листья и бело – желтые соцветия. Посмотрим теперь живописное состояние удаленных предметов. Художник использует всего лишь два – три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев. Это особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы.
Шестой закон :
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми. Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.
Физминутка

Упражнение для шейного отдела позвоночника Каждое упражнение выполнять 6-8 раз.  Наклоны головы вперед-назад  Наклоны головы вправо-влево  Повороты головы вправо-влево  Круговые движения головой в одну и другую сторону. Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника  Поднимание и опускание плеч вверх-вниз  Круговые движения плечами вперед-назад  Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
3. Закрепление знаний
Перечислите законы воздушной перспективы, рассмотренные на уроке (на доску вывешиваю лист бумаги формата А-3, имитирующий пространство, небо и землю. Зная законы линейной и воздушной перспективы из картинок-призов мы сейчас составим свой пейзаж. Приклейте свои картинки на листе, соблюдая законы перспективы. ( Учащиеся составляют пейзаж).
4. Практическая работа.
Выполнение композиции на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти», «Пейзаж, который хотел бы видеть вокруг себя». Во время творческой работы прохожу помогаю, объясняю, слежу за осанкой, правильностью сидения за партой, индивидуальная работа. Материалы: пастель, бумага, карандаш, ластик.
5. Анализ работы:
Учащиеся располагают работы на парте. Один из желающих анализирует.
6. Итог урока:
Что научились рисовать? Что такое перспектива? Каким мягким материалом рисовали?
Сколько законов перспективы вы знаете? Оценки:
7. Домашнее задание:
присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть, изменение цвета по мере удаления предметов.
8. Рефлексия.

Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче. Третий закон: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять
Четвертый закон: Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.
Пятый закон: Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко
окрашенными, а удаленные – бледными.
Шестой закон:
Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету
красками, а удаленные – одинаковыми.