"Студия-ассорти "Театр профессий"

Автор: Зайцева Светлана Ивановна
Должность: учитель письма и чтения
Учебное заведение: ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Казанское, Сернурского района
Наименование материала: Программа театрального кружка
Тема: "Студия-ассорти "Театр профессий"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Программа

театрального кружка

«Студия-ассорти «Театр профессий»
Составил: руководитель кружка Зайцева С.И. с.Казанское ,2013г.

Название программы

Театральный кружок

«Студия-ассорти «Театр профессий»
Паспорт программы
Критерии характеристики

программы

Варианты характеристики учебной

программы
1. Возраст учащихся  учащиеся 6-9 классов 2. Пол учащихся  для девочек (девушек) и мальчиков(юно - шей) 3. Продолжи тельность реализа - ции программы  14 часов в год, срок реализации 3 года. 4. Формы организации обуче - ния ─ индивидуальные ─ групповые, коллективные 5. Виды учебной деятельности  художественная 6. Образовательная область  профессионально - трудовое обучение 7. Способы реа лизации содер - жания программы - творческие программы 8. Уровни освоения программы  общекультурный 9. Тип учебной программы  ориентационная

Пояснительная записка
Актуальность программы Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воз - действия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все эта - пы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдель- но взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спек- такля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллектив - ному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне зако - номерный интерес у детей. Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности Достоинством программы драматического кружка является то , что она ориентирована на формирование думающего, чувствующего, любящего и активного человека. Сверх - задачей является развитие личности каждого ребенка. Именно в течение этого времени кружковцы получат необходимые теоретические и практические навыки актёрского мастерства. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями , со словом , его произнесением и звучанием , чистотой интонации , ясной артикуляцией , мимикой, точностью ритмического рисунка , находят нужные краски и средства выразительно - сти для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному со - гласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия , самобытности , самостоятельности каждого ребенка . Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании индивиду - ально-дифференцированного подхода к решению задач технологического образования, художественного развития, воспитания нравственных и эстетических качеств лично - сти, профессиональной ориентации.
Цель программы Формирование и развитие всесторонней, гармоничной личности для успешной социа- лизации и социальной адаптации в обществе. Задачи программы Образовательная: -освоить необходимые навыки актерского мастерства; Развивающая: - способствовать развитию коммуникативной компетентности на основе изучения ак- тёрского мастерства и экспромт постановок; Коррекционная: -коррекция познавательной деятельности на основе использования и применения теат- ральной азбуки ; Воспитательная: - воспитывать интерес к театральному искусству; Связь программы кружка с программой образовательного учреждения Существует связь с программой «ИЗО» , «Музыка», а также видна взаимосвязь с профессионально-трудовым обучением. Состав учащихся Программа разработана для учащихся девочек (девушек) и мальчиков (юношей) 7-9 классов. Продолжительность обучения Программа рассчитана на 3 года обучения, ежегодный курс -14 часов . Из них 16 часов теории , 26 часов практики. Организация самостоятельной работы учащихся Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 26часов , включает в себя участие в концертах , фестивалях, написании сочинений, проведение телепереда- чи, выступление агитбригад

Перечень знаний и умений учащихся
Учащиеся должны знать:
-
что такое театр, элементарные технические средства, об оформлении сцены. - знать о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. - Освоить позицию исполнителя. - Учащиеся должны уметь: уметь согласовывать действия. - направлять свою фантазию по заданному руслу. - образно мыслить. - концентрировать внимание. - ощущать себя в сценическом пространстве. - сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе. - Учащиеся должны владеть: - навыками элементарного актёрского мастерства, коллективного творчества. - адекватно и образно реагировать на внешние раздражители. - умением двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощни- ка.

Примерный тематический план первого года обучения

№ Тема занятий

Кол-во часов
Всего Теория Практи- ка 1. Вводное занятие. Театрализованное мероприятие «Кафе «Мир профессий» 1 1 2 Игровое занятие с элементами драматизации «Профессия овощевод» 1 1 3- Распределение ролей. Репети- ция. 1 1 4 Показ занятия с элементами драматизации на «Празднике урожая» 1 1 5 Театрализованное представле- ние «Принцесса в стране Профтех» 1 6 Распределение ролей . Инсце- нировка. 1 1 7 Репетиция эпизодов спекта- кля с использованием декора- ций, костюмов, музыкального сопровождения. 1 1 8 Выступление с театрализован- ным представлением в рамках недели труда. 1 1 9 Презентация профессий «Я вы- бираю» 1 1 10 Телерепортаж «Дорога в буду- щее» 1 1 11 Знакомство со сценарием агит- бригады «Ориентир» 1 1 12 Распределение ролей. Исцени- рование . 1 1 13 Репетиция сценария агитбри- гады «Ориентир» 1 1 14 Выступление агитбригады «Ориентир» в рамках Респуб- ликанского семинара 1 1 15 Всего по программе 14 6 8

Содержание программы первого года обучения
1.Театрализованное мероприятие «Кафе «Мир профессий» 2. Игровое занятие с элементами драматизации «Профессия овощевод 3. Распределение ролей. Репетиция. 4. Показ занятия с элементами драматизации на «Празднике урожая 5. Театрализованное представление «Принцесса в стране Профтех» 6. Распределение ролей . Инценировка. 7. Репетиция эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. 8. Выступление с театрализованным представлением в рамках недели труда 9. Презентация профессий «Я выбираю»

10. Телерепортаж «Дорога в будущее»

11. Знакомство со сценарием агитбригады «Ориентир» 12. Распределение ролей. Инценирование . 13.Репетиция сценария агитбригады «Ориентир» 14. Выступление агитбригады «Ориентир» в рамках Республиканского семинара
Примерный тематический план второго года обучения


Содержание программы второго года обучения

№ Тема занятий

Кол-во часов
Всего Теория Практи- ка 1. Вводное занятие. Осенняя сказочная сценка "Па- рад овощей" 1 1 2 Сценка «Труд облагораживает человека…» 1 1 3- Инценирование сценки. Показ на концерте. 1 1 4 Разыгрывание сценки по ро- лям «Путаница о профессиях» 1 1 5 Сценка « Профессия «Строи- тель» 1 6 Репетиция сценки с использо- ванием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. 1 1 7 Показ сценки на концерте. 1 1 8 Потешный фольклор (шутки, остроты, загадки о трудовом воспитании 1 1 9 Театральная презентация про- фессии «Штукатур. Строитель- ный маляр» 1 1 10 Сценарий сценки «Школьный ремонт, или при- ключения кота» 1 1 11 Показ сценки на концерте. 1 1 12 Агитбригада «Огород круглый год» 1 1 13 Распределение ролей.Репети- ция сценария. 1 1 14 Участие в районном слёте Юн- нат-2014, посвящённом празд- нику Дню сельского хозяйства. Защита выставочных экспози- ций агитбригадой «Огород круглый год» 1 1 15 Всего по программе 14 6 8
1. Вводное занятие. Осенняя сказочная сценка "Парад овощей" 2.Сценка «Труд облагораживает человека» 3.Инценирование сценки. Показ на концерте. 4.Разыгрывание сценки по ролям «Путаница о профессиях» 5. Сценка « Профессия «Строитель» 6.Репетиция сценки с использованием декораций, костюмов, музыкального сопрово- ждения. 7. Показ сценки на концерте. 8. Потешный фольклор (шутки, остроты, загадки о трудовом воспитании 9. Театральная презентация профессии «Штукатур. Строительный маляр» 10. Сценарий сценки «Школьный ремонт, или приключения кота» 11. Показ сценки на концерте. 12. Агитбригада «Огород круглый год» 13. Распределение ролей. Репетиция сценария. 14. Участие в районном слёте Юннат-2014, посвящённом празднику Дню сельского хо- зяйства. Защита выставочных экспозиций агитбригадой «Огород круглый год»
Примерный тематический план третьего года обучения


Тема занятий

Кол-во часов
Всего Теория Практи- ка 1. Вводное занятие. Культура поведения в театре. 1 1 2 Беседа «Театральная азбука» Современный театр. 1 1 3- Знакомство с драматургами, писав- шими для детей. Разыгрываем этюд « Я б в рабочие пошёл…». 1 1 4 Трудовая агитбригада «Круто ты попал …» 1 1 5 Подготовка и оформление агитбри- гады. Репетиция.. 1 1 6 Репетиция эпизодов спектакля с использованием декораций , ко- стюмов , музыкального сопрово- ждения 1 1 7. Выступление агитбригады 1 1 8 Чтение и обсуждение сценки-теле- передачи «Уборка в классе»» 1 1 9. Распределение ролей . Репетиция 1 1 10. Репетиция . Исценирование . Показ сценки на концерте 1 1 11. Сочинение – репортаж « Женские профессии» 1 1 12. Телепередача «Профессии , кото- рые выбирают нас , профессии , которые выбираем мы» 1 1 13. «Вот и стали мы на год взрослее.» Агитбригада профориентации. 1 1 14. Выступление агитбригады в рам- ках недели труда «Профи-2016» 1 1 15 Всего по программе: 14 5 9

Содержание программы третьего года обучения
Тема 1. Вводное занятие. Культура поведения в театре. . Театральная игра «Чем ин- тересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра. Театрализованные игры и этю- ды: «Покупка театрального билета», «Сегодня мы идем в театр», «О чем рассказала те- атральная программа» Тема 2. Беседа «Театральная азбука» Современный театр .Организация заочных экс- курсий по городу, рассматривание театрального здания; рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением театров. Устройство зрительного зала (партер, балкон, кулисы, сцена и т.д.)
Тема3. Знакомство с драматургами, писавшими для детей. Разыгрываем этюд « Я б в рабочие пошёл…». Показ презентации о драматургах. Тема4. Трудовая агитбригада «Круто ты попал …». Просмотр видеоролика. Тема 5. Подготовка и оформление агитбригады. Репетиция. Изготовление декораций. Тема6. Репетиция эпизодов спектакля с использованием декораций , костюмов , музы- кального сопровождения. Тема7. Выступление агитбригады. Тема8. Чтение и обсуждение сценки-телепередачи «Уборка в классе». Анализ сцениче- ских моментов. Тема 9. Распределение ролей . Репетиция Тема 10. Репетиция .Исценирование .Показ сценки на концерте Тема11. Сочинение – репортаж « Светлый праздник весны». Изучение статей о 8 мар- те. Работа со СМИ. Тема12. Телепередача «Профессии , которые выбирают нас , профессии , которые вы- бираем мы». Анализ просмотренного. Распределение ролей. Тема13. «Вот и стали мы на год взрослее.» Агитбригада профориентации. Подготовка агитационного материала. Репетиция ролей. Тема14. Выступление агитбригады в рамках недели труда «Профи-2016»
Оценка результатов работы по программе кружка
1. Способы подведения итогов работы по учебной программе: Выставки, творческие выступления, концерты. 2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся: Тесты, анкетирование. 3. Способы диагностики удовлетворенности учащихся учебным процессом и его ре - зультатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие уча - щихся: - устный опрос. - выступление на сцене. 4. Основные критерии оценки работ учащихся: - критерии для оценки практической работы учащихся ( уровень актёрского ма - стерства, умение вести себя на сцене, вхождение в образ) - аккуратность исполнения; - знание театральной азбуки;
- актёрское мастерство; - творческий подход к выступлению. - критерии для оценки теоретических работ учащихся (сообщения, сочинения): - качество изложения; - соответствие сроку сдачи.
Учебно-материальная база
- учебно-наглядные пособия (учебно-методические пособия, газеты, журналы, видео - фильмы, иллюстрации, таблицы, картины, схемы, плакаты, карточки-задания) ; - технические (телевизор, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, кино-, видеофильмы) .  Музыкальный зал  Звуковая аппаратура, микрофоны  Музыкальный центр  А/записи  Декорации  Театральные костюмы  Маски  Перчаточные куклы  Конусные куклы  Мягкие игрушки  Книги со сказками  Ширма  Фотографии, картинки, иллюстрации. 
Литература
Для педагога: 1. Козлянинова И.П. Дикция.- М.: ВТО,1999.. 2. Образцов С.В. Моя профессия. – М.: Искусство,2001. 3. Пименов В.А. Театр на ладошках: Репертуарный сборник для дошкольни - ков и школьников. - Воронеж: Издательство Воронежского государственно- го университета.-1999. 4. Саричева Е.Ф. Сценическое слово.- М.: Советская Россия,2010. 5. Ремез О.Я. Мой друг театр, Издательство «Советская Россия» Москва-1999 6. Чернявкая И.С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассные чтения в нач. школе. М.: Просвещение,2002. Для учащихся:
1.Максимова В.А. … И рождается чудо спектакля: Кн.для учащихся.М.:Просвещение 2012. 2.Ремез О.Я. Мой друг театр, Издательство «Советская Россия» Москва,1999 3.Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре-2-е изд., переработ. И доп. Л.: Детская литература,1990.Арсенина Е.Н, Кислова Л.Б. Волгоград: Учитель,2006. 4.Театр экспромт. Для вас, ребята!: Репертуарный сборник. М.:Россия,2000. (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности» №8)