"Дополнительная общеобразовательная программа"

Автор: Конева Лариса Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 32" г. Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дополнительная общеобразовательная программа"
Дата публикации: 12.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Теремок» г. Воркуты
«Челядьöс 32 №-а видзанiн «Теремок» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к. Дополнительная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (художественная направленность) Составители: старший воспитатель Конева Лариса Владимировна 2015 г.

Содержание.
1. Информационная справка 3 2. Пояснительная записка 4 3. Календарно-тематический план (1 год обучения) 8 4. Календарно -тематический план (2 год обучения) 13 5. Календарно -тематический план (3 год обучения) 19 6. Список литературы 23
Информационная справка о муниципальном бюджетном дошкольном

образовательном учреждении «Детский сад № 32 «Теремок» г. Воркуты

Организационная форма: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тип: Дошкольное образовательное учреждение Вид: Детский сад. Учредитель: Администрация МО ГО «Воркута». Заведующий: Егоренкова Людмила Васильевна, первая квалификационная категория. Возглавляет ДОУ с 17.10.2000 года Адрес: 169901, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д.11 Б Телефон: 8(82151)39762 Официальный сайт: Адрес электронной почты: Дата создания ДОУ: 1950 год. Устав: Утверждён постановлением главы МО ГО «Воркута» 18.12.2014 г. № 2218 Лицензия: серия 11 ЛО 1 № 0000315 регистрационный номер 311 - Д, выдан 30 августа 2013 г. Министерством образования Республики Коми Проектная мощность: 80 чел. Фактическая наполняемость: 80 чел. Количество групп: 4 группы. Земельный участок Детского сада делится на зону застройки, зону игровой деятельности Детская игровая площадка оснащена новым безопасным игровым оборудованием . Зона застройки включает основное двухэтажное (+ подземный - 1) здание площадью 975,3 кв. м (площадь помещений для образовательного процесса 401,8 кв. м), которое размещено в центре участка. В Детский сад принимаются дети с 1,5 до 7 лет включительно. Контингент воспитанников формируется в соответствии с возрастом детей, на основании заявления родителей (законных представителей), медицинской карты ребенка. В ДОУ функционирует 4 группы:  1 младшая группа – возраст детей от 1,5 года до 3-х лет;  2 младшая группа – возраст детей от 3-х до 4 лет;  Средняя группа – возраст 4-х – 5 лет  Старшая разновозрастная группа – возраст детей от 5 до 7 лет; Режим работы Детского сада и длительность пребывания в нем детей определяется Уставом и составляет 12 часов (с 7.00 до 19.00) и 12 часов – ночная группа (с 19.00 - 07.00.) при 5-ти дневной рабочей неделе (выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни).
Пояснительная записка

Предметом деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32 «Теремок» г. Воркуты (далее – МБДОУ «Детский сад № 32» г. Воркуты) является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Целями деятельности МБДОУ «Детский сад № 32» г. Воркуты является реализация основной образовательной программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Дополнительная общеобразовательная программа (далее - ДОП) разработана на основе анализа деятельности МБДОУ «Детский сад № 32» г. Воркуты и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Осуществление образовательной деятельности по ДОП не является основной целью деятельности МБДОУ «Детский сад № 32» г. Воркуты. Дополнительное образование детей дошкольного возраста является новым и актуальным направлением развития дошкольного учреждения, и основывается на следующих нормативных документах:  Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.);  Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»;  «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.;  Приказа Миобрнауки России от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрированно в Министерстве России 14.11.2013 № 303884)  Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (подготовленных Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ);  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;  Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32» г. Воркуты (утверждён постановлением руководителя администрации МО ГО «Воркута») № 2218 от 18.12. 2014 г.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МБДОУ «Детский сад № 32» г. Воркуты на 2014- 2015 учебный год. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно- прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду. Разрабатывая программу, попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка мы учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет
поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям. Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Практическая значимость:
Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.
Цель программы:
Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Программа предусматривает реализацию
педагогических, познавательных и

творческих задач.

Педагогические задачи
предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи
реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.

Творческие задачи
- это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи первого года обучения:
 Формировать интерес к бумагопластике.  Практически знакомить со свойствами бумаги.  Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.  Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.  Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.  Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи второго года обучения:
 Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.  Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.  Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.  Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально- положительного восприятия искусства.  Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.  Продолжать поддерживать у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Задачи третьего года обучения:
 Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.  Формировать относительную устойчивость замысла.  Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.  Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.  Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.  Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.  Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.  Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
Используемые методы:
Для качественного развития творческой деятельности дошкольников программой предусмотрено:  объяснительно-иллюстративный;  репродуктивный;  частично-поисковый;  исследовательский.

Организация занятий кружка:
Программа «Фантазёры» рассчитана на 3 года обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю с 18.00 - 19.00 продолжительностью: для детей 4-5 лет (20мин.), для детей 5-6 лет (25 мин.), для детей 6-7 лет (30 мин.). По окончанию каждого занятия организуются еженедельные выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые занятия, участие в выставках детского сада, в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.
Ожидаемый результат обучения детей является развитие:
 Коммуникативных способностей, эмпатии, умения взаимодействовать в коллективе;  Внимания, зрительной, слухоречевой памяти;  Активизации воображения, пространственного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выстраивать последовательность действий и событий;  Словарного запаса, развитие речи, умения формулировать свою мысль, отвечать на вопросы педагога.  Развитие саморегуляции, умения соблюдать правила, подчиняться требованиям, работать самостоятельно и по образцу. Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно- технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Календарно-тематический план 1-го года обучения

месяц

н

е

д

е

л

я

Тема занятия

Задачи

Материалы и оборудование
СЕНТЯБРЬ 1
Знакомство с

бумагой
Знакомить со свойствами бумаги: легко мнется, скатывается, рвется. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины, шары. Коллекция «Виды бумаги», набор различных видов бумаги на каждого ребёнка, клей, ножницы 2
Пирамидка
Развивать ориентацию на плоскости листа. Формировать простые формы из бумаги – толстые жгуты разной длины. Продолжать развивать навыки использования клея. Воспитывать отзывчивость и доброту. Альбомные листы, ножницы, клей 3
Портрет

солнышка
(с элементами аппликации) Учить делить салфетку на равные части. Учить скатывать шарик и жгуты; располагать работу на плоскости листа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Альбомные листы, ножницы, клей, салфетки, изображение солнца (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) 4
Травка
(с элементами рисования) Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. Альбомные листы, ножницы, клей, салфетки, изображение травы (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок), фломастеры, цветные карандаши, гуашь
ОКТЯБРЬ 1
На яблоне

поспели яблоки
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. Цветной картон, гофрированная бумага, клей, изображение яблони, яблок (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) 2
Гусеница
(с элементами аппликации) Учить делить салфетку на 4 части. Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей. Цветной картон, салфетки, клей, ножницы 3
Осень в гости к

нам
пришла (с элементами рисования) Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на основу). Альбомные листы, клей, салфетки, изображение осеннего пейзажа (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок), фломастеры, цветные карандаши, гуашь 4
Ягодки рябины
Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Цветной картон, гофрированная бумага, клей, изображение гроздьев рябины (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) НОЯБРЬ 1
Воздушные

шарики
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Дополнительным материалом (ниточкой). Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки разных цветов
2
Улитка
(с элементами рисования) Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Альбомные листы, клей, салфетки, игрушка улитка, фломастеры, цветные карандаши, гуашь 3
Мышка
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в форму овала. Дополнять деталями изображение. Двухсторонняя бумага серого цвета, ножницы, клей 4
Снег идет
(с элементами аппликации) Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Картон синего цвета с нарисованными заранее деревьями, клей, писчая бумага белого цвета, ДЕКАБРЬ 1
Снеговик
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Скатывание тонкого и остроконечного жгутиков. Белые салфетки, клей, фломастеры 2
Маленькая елочка
Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Шаблоны ёлочек на каждого ребёнка, салфетки зелёного цвета, клей, паетки, конфетти 3
Новогодняя

открытка
Композиционное решение - цветом, формой. Изготовление праздничной открытки с использованием вырази- тельных средств бумажной пластики. Продемонстрировать детям выразительные возможности компо- зиционного решения. Различные виды бумаги, картон (основа), клей, ножницы 4
Бусы на елочку
(коллективная работа) Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков одной величины. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Форма из картона в виде ёлки (формат А3), гофрированная бумага
разного цвета ЯНВАРЬ 1
Елочка нарядная

в гости к нам

пришла
Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм. Двухсторонняя цветная бумага зелёного цвета, клей, ножницы, альбомные листы, изображение ёлки (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) 2
Вот зима кругом

бело
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике. Салфетки, клей, ножницы, картон, изображение ёлки (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) 3
Зайчик
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Дополнять деталями изображение. Салфетки, клей, ножницы, картон, изображение зайчонка (репродукции картин, фото, иллюстрации из сказок) 4
Бусы в подарок
Закреплять приемы лепки из фольги и цветной бумаги простых форм. Развивать чувство ритма и чувство цвета; мелкую моторику пальцев рук, Цветная бумага, фольга, клей, шило (для воспитателя), леска ФЕВРАЛЬ 1
Валентинка
Познакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Познакомить детей с новым видом работы - плетением из цветной бумаги, учить детей делать валентинки. Воспитывать интерес к ручному труду. Цветной картон, ножницы, шаблоны формы сердца, клей
2
Кораблик
(с элементами рисования) Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Развивать точность и координацию движений. Альбомные листы, клей, салфетки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, игрушка-кораблик, изображение кораблей (репродукции картин, фото, иллюстрации) 3
Самолеты
Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. Продолжать учить детей дополнять композиции. разнофактурная бумага, альбомные листы, клей 4
Светофор
Продолжать учить детей скатывать бумагу в форме шара, наносить на них клей, умение работать с ножницами. Развивать точность и координацию движений. Учить детей дополнять композиции. Цветная бумага, картон, клей, ножницы, изображение светофора (фото, иллюстрации) МАРТ 1
Цветок в вазе
(с элементами аппликации) Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой. разнофактурная бумага, альбомные листы, клей 2
Мимоза
Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги. Салфетки жёлтого цвета, цветная бумага зелёного цвета 3
Подснежник
(с элементами рисования) Продолжать обучать композиционному освоению листа. Использовать приемов и способов бумажной пластики в изображе- нии цветов. Альбомные листы, клей, салфетки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение подснежников (репродукции картин, фото, иллюстрации)
4
Рыбки в

аквариуме
(коллективная работа) Формировать форму капельки из бумаги, создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Работать коллективно. Лист ватмана с изображением аквариума, цветная бумага, клей, ножницы АПРЕЛЬ 1
Ландыши
Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Создавать образы путем соединения простых геометрических форм. Альбомные листы, клей, салфетки, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение ландышей (репродукции картин, фото, иллюстрации) 2
Цып, цып,

цыплятки желтые

ребятки
(коллективная работа) Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобра- зительного материала. Лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы 3
Жил был ежик
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Цветная бумага, клей, фигурки изображающие животных 4
Ледоход
Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон). Цветной картон, цветная бумага, клей МАЙ 1
Радуга-дуга
(с элементами аппликации) Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Альбомные листы, клей, цветная бумага, изображение радуги (репродукции картин, фото, иллюстрации)
2
Божья коровка
Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. Учить скатывать комочки округлой формы разной величины. Использование элемента — дорисовывания. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение божьей коровки (фото, иллюстрации) 3
Бабочка
Совершенствовать навыки работы с бумагой: складывание, перекручивание, скатывание, учить передавать образы через выра- зительные средства изобразительного материала. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение божьей коровки (фото, иллюстрации) 4
Одуванчики
(коллективная работа) Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик. Использование элемента — дорисовывания. Лист бумаги формата А3, гофрированная бумага, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение одуванчика (фото, иллюстрации)
Календарно-тематический план 2-го года обучения

месяц

н

е

д

е

л

я

Тема занятия

Цель

Материалы и оборудование
СЕНТЯБРЬ 1
Листопад
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, Альбомные листы, клей,
сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. цветная бумага, сухие листья, изображение различных деревьев (репродукции картин, фото, иллюстрации) 2
Корзина
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, корзинка с фруктами 3
Чудо-дерево
Учить детей делить бумагу на равные части – разрывание. Развивать умение формировать несложные формы из бумаги – скатывать небольшие жгуты; располагать работу по всей плоскости листа. Развивать точность и координацию движений. Старые журналы, альбомные листы с изображением дерева, клей, иллюстрация к сказке К. Чуковского «Чудо-дерево» 4
Яблоки в вазе
Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине. Развивать ориентацию на основе. Воспитывать любовь к природе. Цветная бумага, красного, зелёного, жёлтого цветов, цветной картон вырезанный в виде вазы, клей, ножницы ОКТЯБРЬ 1
Жучки и паучки
(с элементами рисования) Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение насекомых (фото, иллюстрации) 2
Ладошка –

осьминожка
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, игрушка-
осминог 3
Лодочки под

солнцем
(с элементами рисования) Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь 4
Полосатый

коврик
(с элементами аппликации) Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Картон с прорезями, полоски картона разных цветов, клей, ножницы НОЯБРЬ 1
Рыбки играют
(с элементами рисования) Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. Цветная бумага, альбомные листы, гуашь, клей, ножницы 2
Украсим

рукавичку
(с элементами аппликации) Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Шаблон «варежка» (на каждого ребёнка), простые карандаши, цветная бумага, клей, ножницы, изображения различных орнаментов 3
Бусы на ёлку
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Разнофактурная бумага, клей, ножницы, ёлочка
4
Наша ёлочка
(с элементами аппликации) Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Гофрированная бумага, шаблон «ёлка», простые карандаши, ножницы, клей, ёлочка ДЕКАБРЬ 1
Снеговичок
(с элементами аппликации) Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобра- зительного материала. Цветная бумага, клей, ножницы 2
Весёлый поезд
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики (оригами). Передавать образы цветом, формой, объемом. Вагончики (на каждого ребёнка), двухсторонняя цветная бумага, клей, ножницы, карточки-схемы 3
Парусник
(с элементами рисования) Совершенствовать навыки в бумажной пластике. Формировать форму шара, маленького конуса. Передача характера образа через выразительные средства изобра- зительного материала. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображения кораблей (фото, иллюстрации) 4
Ракета
Учить детей выделять характерные в образе средствами бумажной пластики. Совершенствовать приемы скатывания бумаги в толстые жгуты и тонкий жгутик, закручивания в жгут. Дополнять деталями изображение. Альбомные листы, клей, цветная бумага, изображение ракеты (фото, иллюстрации) ЯНВАРЬ 1
Красивые

салфетки
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Разнофактурная бумага, клей, ножницы, 2
Букет роз
Создавать образы цветов с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Гофрированная бумага, ножницы, клей, цветной
картон (для фона), изображение роз (фото, иллюстрации) 3
Сосульки на

крыше
(с элементами рисования) Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа. Ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка. Выделяя передний и дальний план. Альбомные листы, клей, цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение зимнего пейзажа (фото, репродукции картин, иллюстрации) 4
Космический

коллаж
(коллективная работа) Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Лист ватмана заранее затонированный под звёздное небо, цветная бумага, клей, ножницы ФЕВРАЛЬ 1
Снегири
(коллективная работа с элементами рисования) Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. Лист ватмана, клей, цветная бумага, заготовки птиц из картона, фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение зимнего пейзажа (фото, репродукции картин, иллюстрации) 2
Поздравительная

открытка для

папы
Учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. Разнофактурная бумага, бусины, паетки, заготовки для открыток 3
Валентинка
Продолжать знакомить с праздником всех влюбленных Днем Святого Валентина. Воспитывать интерес к ручному труду. Заготовка в форме сердца, разнофактурная бумага,
клей, ножницы 4
Подарок другу
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Разнофактурная бумага, альбомные листы, клей, ножницы МАРТ 1
Открытка для

бабушки
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Разнофактурная бумага, бусины, паетки, заготовки для открыток 2
Гиацинты
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины в технике торцевание. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. Альбомный лист, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клей, ножницы, шпажки 3
Красивый букет
Создавать образы цветов с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Альбомный лист, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клей, ножницы, шпажки 4
Часы
Совершенствовать умение работать ножницами, создавать выпуклые изображения из бумаги на горизонтальной поверхности. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Альбомные листы, клей, цветная бумага, изображения различных видов часов (фото, репродукции картин, иллюстрации) АПРЕЛЬ 1
Кактус
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Двухсторонняя цветная бумага, клей, одноразовые стаканчики, гофрированная бумага. салфетки с рисунком 2
Веточка вербы
Совершенствовать умение вырезать круги из квадратов. Развивать Веточки, салфетки, клей,
(с элементами рисования) чувство композиции. ножницы 3
Пасхальное яйцо
Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умение восхищаться природными формами и красками. Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. Заготовка яица из картона, фломастеры, цветные карандаши, разнофактурная бумага, клей, ножницы 4
Сорока-белобока

(
с элементами рисования) Учить детей складывать квадратный лист бумаги по диагонали , загибать углы. Дорисовывать глаза, клюв и т. д. до завершения образа. Двухсторонняя цветная бумага, клей, фломастеры МАЙ 1
Панно

«Ландыши»
(коллективная работа) Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Картон цветной формата А3, бумага белого, голубого и зелёного цвета, клей, ножницы 2
Тучи по небу

бежали
(коллективная композиция с элементами рисования) Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. Формировать умение работать над замыслом. Мысленно представлять содержание своего рисунка. Развивать творческую фантазию. Лист ватмана, разнофактурная бумага, фломастеры, цветные карандаши, клей, ножницы 3
Кошка
(с элементами аппликации) Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Двухсторонняя цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей 4
Бабочка

красавица
Расширить представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Альбомные листы, клей, цветная бумага,
фломастеры, цветные карандаши, гуашь, изображение различных видов бабочек (фото, иллюстрации)
Календарно-тематический план 3-го года обучения

месяц

н

е

д

е

л

я

Тема занятия

Цель

Материалы и

оборудование
СЕНТЯБРЬ 1
Солнышко из

тарелочки
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Цветная бумага жёлтого цвета, картон, клей, ножницы 2
Осень золотая
Создавать образы не живой природы с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Альбомные листы, бумага разной фактуры, природный материал, клей, ножницы, изображение осеннего пейзажа (фото, репродукции картин, иллюстрации) 3
Кисть винограда

на тарелочке
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать Бумажные одноразовые тарелочки, двухсторонняя
объемно-пространственное мышление. цветная бумага, клей, изображение винограда (фото, репродукции картин, иллюстрации) 4
Подсолнух

(бумага+крупа)
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Картон, цветная бумага, гречневая крупа, клей, ножницы ОКТЯБРЬ 1
Корзина с

цветами
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. Альбомный лист, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клей, ножницы, шпажки 2
Еж
Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. Цветная бумага, клей ножницы, 3
Рыбка из

тарелочки
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Бумажные одноразовые тарелки, ножницы, клей, гуашь, фломастеры, паетки (для глаз) 4
Утка
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Цветной картон, альбомный лист, ножницы, клей, фломастер, изображение косяка уток (фото, репродукции картин) НОЯБРЬ 1
Овечка из

тарелочки
Совершенствовать умение работать с бумагой; учить детей превращать прямоугольник в цилиндр. Совершенствовать умение делать бахрому из бумаги. Одноразовые бумажные тарелки, цветная бумага, гофрированная бумага, дырокол, шерстяная
нитка, клей, ножницы 2
Пингвин
Учить составлять сюжетную коллективную композицию из вылепленных фигурок. Передавая взаимоотношения между ними. Цветная бумага, клей, ножницы 3
Лев из тарелочки
Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. Одноразовые бумажные тарелки, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей 4
Снеговик из

тарелочек
Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение частей. Продолжать умение вырезать круги из квадратов, путем сложения его пополам. Одноразовые бумажные тарелки, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей ДЕКАБРЬ 1
Елочка из

ладошек
(коллективная работа) Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Цветная бумага зелёного цвета, простой карандаш, ножницы, картон формата А3, клей 2
Елочная игрушка
Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике. Формировать умение работать с гофрированным картоном, совершенствовать умение работать ножницами. Цветной картон, цветной гофрированный картон, клей, ножницы, паетки 3
Рождественский

венок
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. Бумага разной фактуры, природный материал, клей, ножницы 4
Змея из тарелочки
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Одноразовые бумажные тарелки, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей
ЯНВАРЬ 1
Новогодняя маска
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Цветной картон, альбомный лист, ножницы, клей, фломастер, цветная бумага 2
Снежинка
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Двухстороння цветная бумага пастельных тонов (холодная гамма), ножницы 3
Заяц из тарелочки
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Одноразовые бумажные тарелки, цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей 4
Морозные узоры
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные образы морозных узоров. Ассоциации с собственным опытом восприятия морозных узоров. Учить детей самостоятельно придумывать композицию. Картон тёмных холодных тонов, белая бумага, ножницы, клей, простой карандаш, ластик ФЕВРАЛЬ 1
«Валентинка»
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Двухсторонняя цветная бумага (розовая, красная, бордовая и т.п.), картон, шаблон в форме сердца, клей, различные художественные материалы для оформления (на выбор) 2
«Рамка для фото

из тарелочки»
Познакомить детей с одним из видов работы с бумагой – оригами; с приемами сгибания бумаги; развивать мелкую моторику рук; учить читать рисунок. Одноразовые тарелки разных размеров, художественные материалы для оформления (на выбор),
клей, кисти 3
«Открытка к 23

февраля»
Продолжать учить детей делать подарок папе из бумаги в виде объемной аппликации. Закреплять навык работы с бумагой. Развивать творческие способности, фантазию детей. Картон, цветная бумага, клей, простой карандаш, ластик, картинки с изображением различных видов военной техники 4
«Медведь из

тарелочки»
Учить детей делать объемные картины, вырезая прямоугольники и сворачивая их трубочкой. Совершенствовать навык работы ножницами, клеем. Развивать умение работать по образцу. Одноразовые тарелки, двухсторонняя цветная бумага МАРТ 1
«Розы на диске»
Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Компакт диски, цветная бумага, лоскутки ткани, клей, бусины 2
«Ромашки из

ватных дисков»
Продолжать умение работать с бумагой, ватными дисками, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Картон, ватные диски, клей ПВА, кисть для клея 3
«Украсим вазу»
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Полоски гофрированного картона, силуэт вазы из цветного картона, клей 4
«Дракончик из

тарелочки»
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Одноразовые тарелки, двухсторонняя цветная бумага АПРЕЛЬ 1
«Пасхальный

сувенир»
Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Художественный материал на выбор детей 2
«Подснежники»
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Гофрированная бумага, деревянные шпажки, клей, ножницы
3
«Пудель»
Учить детей создавать выпуклые полуобъемные картины. Учить воспринимать красоту объемных форм через практическую деятельность. Силуэт «пуделя», салфетки, клей, ножницы 4
«Черепашка из

тарелочки»
Учить детей создавать диковинных животных из бумаги. Совершенствовать умение работать ножницами. Одноразовые тарелки, двухсторонняя цветная бумага МАЙ 1
«Курочки из

тарелочки»
Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Одноразовые тарелки, двухсторонняя цветная бумага 2
«Цыплята»
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Салфетки жёлтого цвета, клей, фломастеры 3
«Цветы в

горшочке»
Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Гофрированная бумага, деревянные шпажки, клей, ножницы 4
«Золотая рыбка»
Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Цветная бумага, салфетки, клей, кисть для клея
Список литературы: 1. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980.-96 с.; 2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая) 3. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ; СПб.;Сова, 2009. 5. Новикова И.В. Конструирование из бумаги. Цветочная поляна. М.: Издательство АСТ, 2010.