"Рабочая программа "Швейное дело" для 6 класса специального (коррекционного) класса 8-го вида

Автор: Аширова Марина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: с. Пелагиада, Ставропольский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Рабочая программа "Швейное дело" для 6 класса специального (коррекционного) класса 8-го вида
Дата публикации: 20.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

ПО ПРОГРАММЕ «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»

ДЛЯ 6 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VІІІ ВИДА
РАЗРАБОТАНА УЧИТЕЛЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МКОУ «СОШ № 7» С. ПЕЛАГИАДА ШПАКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ АШИРОВОЙ МАРИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида «Швейное дело» для 6 класс а (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) и требований к уровню подготовки обучающихся с учётом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент отражён в содержании заданий и упражнений.
Цель:
создание условий для общетрудовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, овладения данной категорией воспитанников общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды, активной сознательной работы данной категории обучающихся при выполнении практических заданий, обдумывания и осмысления осуществляемого процесса.
Задачи:
 формирование общетрудовых умений и навыков;  формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности;  формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией швеи;  формирование умений создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;  формирование и развитие умений мыслить и работать самостоятельно;  развитие творческого потенциала обучающихся;  развитие познавательно-трудовой активности;
 воспитание трудолюбия, культуры труда, ответственности за его результаты;  коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности;  социальная реабилитация инвалидов со сложной структурой дефекта.
Нормативно-правовые документы
1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. 2. Программа «Швейное дело» 5, 6 классы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида, допущена Министерством образования РФ, 2001 г., автор Л. С. Иноземцева. (Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой). 3. Региональный учебный план Ростовской области. 4. Учебный план ГКОУ РО школы-интерната IV вида № 38 г. Ростова-на-Дону. 5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ РО школе-интернате IV вида № 38 г. Ростова-на-Дону от 01.09.2011 г. Структурная модель программы состоит из модулей. Модуль – целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология объединены в целостную систему. Конструирование каждого модуля учитывает специфику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет альтернативную замену. Принципы отбора содержания неразрывно связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей и возрастными особенностями развития обучающихся. Форма организации учебного процесса: классно-урочная, урок продолжительностью 3–4 учебных часа. Каждый урок имеет коррекционно-развивающую направленность, представляет собой сложную дидактическую систему. Структура уроков обусловлена целями и содержанием. На каждом уроке воспитанники включены в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. Общими элементами для всех типов уроков являются: Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового материала. Практическая работа. Закрепление нового материала. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.
Задание на дом. Основные методы обучения: метод разъяснительного чтения, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические и лабораторные работы, инструктаж. Учитывая особенности детей с проблемами развития, предусмотрены различные виды контроля знаний данной категории обучающихся. Вопросы тестовых заданий на контрольных уроках предварительно включены в содержание предыдущих уроков, чтобы обучающиеся имели возможность прочно усвоить их значение. Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. В сочетании с традиционными средствами обучения (дидактический материал, таблицы) использование на уроке информационно-компьютерных технологий значительно повышает эффективность обучения детей с нарушениями развития, открывает новые резервы образовательного процесса и личности его участников: обучающегося и учителя. В региональном учебном плане по программе предусмотрено: 7 часов в неделю (228 часов в год).
Комплект учебников и учебных пособий для обучающихся:
 Картушина, Г. Б. Швейное дело : учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М. : Просвещение, 2008.  Мозговая, Г. Г. Рабочая тетрадь по швейному делу для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М. : Просвещение, 2010. Программа направлена на решение общих и специфических задач профессионально-трудового обучения на этапе формирования и совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид), составлена с учетом уровня обученности воспитанников на основе индивидуально- дифференцированного подхода и ориентирована не только на приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, но и на коррекцию психофизиологических особенностей данной категории обучающихся, овладение компетенциями с учетом третьего варианта (не цензового) специального стандарта.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать/понимать:  основные технологические понятия;  назначение и технологические свойства материалов;  назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
 виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций. Должны уметь:  организовывать рабочее место;  составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия (детали);  выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;  выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;  соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;  осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;  выполнять мелкий ремонт изделий из различных материалов;  изготавливать швейные изделия с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
 осуществлять контроль качества выполняемых работ с использованием измерительных, контрольных и других инструментов. Компетенции Общеучебные определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов решение учебных и практических задач; самостоятельное, осмысленное выполнение различных работ приведение примеров, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей Предметно- ориентирован ные освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
Дополнительная литература
1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития / O. K. Агавелян. – Челябинск, 2003.
2. Арефьев, И. П. Занимательные уроки технологии для девочек, 6 класс : пособие для учителей / И. П. Арефьев. – М. : Школьная пресса, 2006. 3. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульнева. – М. : Просвещение, 1965. 4. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. – М., 1995. 5. Вязанкина, А. В. Шью сама / А. В. Вязанкина. – Изд-во «Русич», 1998. 6. Гаврилушкина, О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей : кн. для учителя / О. П. Гаврилушкина. – М. : Просвещение, 1991. – 94 с. 7. Гин, А. Приемы педагогической техники / А. Гин. – Изд-во «Вита-Пресс», 2007. 8. Дубинкина, Л. Как заплатка элементом декора стала? / Л. Дубинкина. Статья. 9. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. 10. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1981. 11. Зюзин, А. И. Ремонт бытовых швейных машин / А. И. Зюзин. – Изд-во «Легпромбытиздат», 1992. 12. Картушина, Г. Б. Швейное дело : учебник для 6 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – М. : Просвещение, 2008. 13. Коломинский, Н. А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы / Н. А. Коломинский. – Киев, 2002. 14. Крылов, А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе / А. М. Крылов // Дефектология. – М.: Просвещение, 1969 ; 1993. – № 5. 15. Мальцева, Е. П. Материаловедение швейного производства / Е. П. Мальцева. – М. : Легкая и пищевая промышленность, 1982. 16. Маркуцкая, С. Э. Технология. Обслуживающий труд. 5–7 классы / С. Э. Маркуцкая. – М. : Экзамен, 2006. 17. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 1990. 18. Мирский, С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах / С. Л. Мирский // Дефектология, 1986. – № 1. 19. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 1988. 20. Мирский, С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 1966.
21. Плахова, Н. А. Школа-предприятие : новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками / Н. А. Плахова // Дефектология, 2005. 22. Рослякова, Т. А. Крою и шью / Т. А. Рослякова. – Изд-во «Питер», 2005. 23. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. 24. Труханова, А. Т. Основы технологии швейного производства / А. Т. Труханова. – М. : Высшая школа, 1978. 25. Фиалко, Т. М. Учимся шить и кроить / Т. М. Фиалко. – Изд-во «Хэлтон», 2000. 26. Ханус, С. Как шить? / С. Ханус. – Изд-во «Легпромбытиздат», 1990.

Календарно-тематическое планирование по профессионально – трудовому обучению по программе «Швейное дело»

для 6-го класса специального (коррекционного) обучения VIII вида
№ урока п/п Раздел программы Тема урока Кол- во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Вид контроля Домашнее задание Дата проведения план. факт.
I четверть (63 часа)
1
Вводное

занятие

(1 ч)
Вводное за- нятие. Первичный инструктаж по охране труда 1 Урок- беседа Профессия швеи-мото- ристки. Задачи обучения и план работы на четверть. Распределение рабочих мест. Правила безопасной работы в мастерской Знать: правила безо- пасной работы в мас- терской. Иметь представление о профессии швеи- мотористки. Уметь: организовывать рабочее место Ответы на вопросы 2
Обработка

обтачкой

среза ткани

(9 ч)
Виды обтачек 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Виды срезов ткани. Свой- ства срезов ткани. Обтач- ка: виды и применение в изготовлении белья и легкого платья. Отличи- тельные особенности каж- дого вида обтачек Знать: свойства срезов ткани, виды обтачек и сферу их применения. Уметь: определять вид обтачки Ответы на вопросы 3 - 4 Косая обтач- ка. Соедине- ние косых обтачек 2 Комби- нирован- ный Косая обтачка. Виды ко- сых обтачек. Раскрой ко- сых обтачек. Соединение косых обтачек Знать: отличительные особенности косой об- тачки, ее виды, сферу применения. Уметь: выполнять раскрой косых обтачек, со- единять косые обтачки Ответы на вопросы. Контроль за действиями 5 Раскрой до- левой и попе- речной обта- чек 1 Практи- ческая работа Раскрой и стачивание до- левых, поперечных обта- чек с опорой на операци- онную предметную карту. Требования к качеству вы- полняемой операции Знать: правила стачи- вания частей обтачки, правила раскроя. Уметь: выкраивать долевые, поперечные обтачки и соединять их Контроль за дейст- виями. Контроль качества
6 - 7 Обработка среза детали долевой об- тачкой 2 Практи- ческая работа Обработка среза детали долевой обтачкой на изна- ночную сторону. Требова- ния к качеству выполняе- мой операции Знать: суть термина «выметать». Уметь: выполнять обработку среза детали долевой обтачкой на изнаночную сторону, проверять качество ра- боты Контроль за дейст- виями. Контроль качества 8 Обработка среза детали поперечной обтачкой 1 Практи- ческая работа Обработка среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону. Требо- вания к качеству выпол- няемой операции Уметь: выполнять об- работку среза детали поперечной обтачкой на лицевую сторону, про- верять качество изделия Контроль за дейст- виями. Контроль качества 9 - 10 Обработка деталей косой обтачкой 2 Практи- ческая работа Обработка закругленного среза детали одинарной косой обтачкой. Обработка закругленного среза детали двойной косой обтачкой. Требования к качеству вы- полняемой операции Знать: суть терминов «оттяжка» и «сутюжка». Уметь: выполнять об- работку закругленных срезов косой одинарной и двойной обтачками, контролировать качест- во работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 11
Обработка

долевой

обтачкой

косого сре-

за ткани

(12 ч)
Знакомство с изделием (косынка для работы) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Косынка: фасоны, ткани, используемые для ее изго- товления. Описание изде- лия. Косой срез ткани и его свойства. Учет свойств при обработке изделия Знать: названия тка- ней, используемых для пошива косынок. Уметь: описывать из- делие Ответы на вопросы 12- 13 Построение чертежа и подготовка выкройки косынки к раскрою 2 Практи- ческая работа Построение чертежа вы- кройки косынки. Подго- товка выкройки к раскрою Знать: правила оформ- ления чертежей, подго- товки выкройки к рас- крою. Уметь: выполнять по- строение чертежа вы- кройки, подготовку вы- кройки к раскрою Контроль за дейст- виями. Контроль качества
14 Раскрой косынки 1 Практи- ческая работа Подготовка ткани к рас- крою. Складывание ткани для раскроя косынки; Рас- крой косынки. Определе- ние правильности косого среза на ткани. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила подго- товки ткани к раскрою, раскроя детали. Уметь: выполнять раскрой косынки, проверять качество работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 15 Составление плана пошива косынки 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Подготовка детали косын- ки к обработке. План по- шива косынки Знать: правила подго- товки детали косынки к обработке. Уметь: составлять план пошива косынки Ответы на вопросы 16- 18 Обработка долевого и поперечного срезов ко- сынки 3 Практи- ческая работа Обработка долевого и по- перечного срезов косынки швом вподгибку с закры- тым срезом. Требования к качеству выполняемой операции Знать: технологию вы- полнения шва вподгиб- ку с закрытым срезом. Уметь: обрабатывать долевой и поперечный срезы косынки, прове- рять качество выпол- няемой работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 19- 21 Обработка косого среза косынки 3 Практи- ческая работа Определение размера до- левой обтачки для обра- ботки косого среза косын- ки. Раскрой и соединение долевой обтачки. Обработ- ка долевой обтачкой ко- сынки. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: правила опре- деления размера доле- вой обтачки, раскроя долевой обтачки. Уметь: выполнять рас- крой и соединение до- левой обтачки, обраба- тывать долевой обтачкой косого среза Контроль за дейст- виями. Контроль качества 22 Утюжка гото- вого изделия 1 Практи- ческая работа Утюжка готового изделия. Оценка качества. Склады- вание готового изделия Уметь: выполнять утюжку изделия, оце- нивать качество работы, складывать косынку Контроль за дейст- виями. Контроль качества
23
Обработк

а сборок

(6 ч)
Сборка как отделка на женском и детском легком пла- тье, белье 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде. Способы выпол- нения сборок (ручные и машинные сборки). Правила припуска ткани на сборку Знать: сферу примене- ния сборок, способы их выполнения. Уметь: выполнять расчет расхода ткани на сборку Ответы на вопросы 24- 25 Выполнение сборок ма- шинным спо- собом 2 Практи- ческая работа Положение регулятора строчки на швейной ма- шине для выполнения сбо- рок. Выполнение сборок машинным способом. Рав- номерное распределение сборок. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: правила подго- товки швейной машины для выполнения сборок. Уметь: выполнять сборку машинным спо- собом Контроль за дейст- виями. Контроль качества 26- 28 Выполнение сборок руч- ным спосо- бом 3 Практи- ческая работа Выполнение сборок руч- ным способом. Равномер- ное распределение сборок. Соединение детали со сборкой со второй дета- лью. Требования к качест- ву выполняемой операции Уметь: выполнять сборку ручным спосо- бом, соединять деталь со сборкой со второй деталью (без сборки) Контроль за дейст- виями. Контроль качества 29- 30
Обработка

двойной

косой об-

тачкой за-

кругленно-

го среза в

поясном

изделии

(24 ч)
Ткацкое про- изводство. Полотняное переплетение 2 Комби- нирован- ный Основные операции ткац- кого производства. Полот- няное переплетение: его отличительные особенно- сти и свойства тканей, вы- работанных данным пере- плетением Знать: суть процесса ткачества, особенности полотняного перепле- тения и свойства тканей, выработанных полотня- ным переплетением. Уметь: изготавливать образец полотняного переплетения Ответы на вопросы. Контроль за действиями
31 Хлопчатобу- мажная ткань: ее производ- ство и свой- ства 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Волокно для изготовления хлопчатобумажной ткани. Производство хлопчато- бумажной ткани. Свойства хлопчатобумажной ткани. Распознавание вида хлоп- чатобумажных тканей Знать: свойства хлоп- чатобумажной ткани. Иметь представление о процессе производства хлопчатобумажных тканей. Уметь: распознавать хлопчатобумажную ткань Ответы на вопросы 32 Распознава- ние хлопча- тобумажных тканей 1 Лабора- торная работа Определение хлопчатобу- мажных тканей по внеш- нему виду, на ощупь, по особенности горения нитей Знать: свойства хлоп- чатобумажных тканей. Уметь: распознавать хлопчатобумажные ткани Контроль за действиями 33 Знакомство с изделием (фартук на поясе) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Фартук: назначение, фасо- ны, ткани для пошива. На- звание деталей и контур- ных срезов. Виды отделки. План изготовления фарту- ка Знать: назначение фартука, к какому виду одежды он относится, виды отделки, план из- готовления фартука. Уметь: подбирать ткань для фартука, со- ставлять план изготов- ления изделия Ответы на вопросы. Контроль за действиями 34 Снятие мерок 1 Комби- нирован- ный Название и обозначение мерок. Правила и последо- вательность снятия мерок для построения чертежа фартука на поясе Знать: названия и обо- значения мерок, правила и последовательность их снятия. Уметь: снимать мерки, необходимые для по- строения чертежа фар- тука на поясе Контроль за дейст- виями 35- 36 Построение чертежа вы- кройки фар- тука на поясе. Подготовка деталей вы- кройки к рас- крою 2 Практи- ческая работа Построение чертежа вы- кройки фартука на поясе. Подготовка деталей вы- кройки к раскрою Знать: правила оформ- ления чертежей. Уметь: выполнять по- строение чертежа вы- кройки фартука на поя- се и подготавливать выкройку к раскрою Контроль за дейст- виями. Контроль качества
37- 38 Раскрой фар- тука на поясе 2 Практи- ческая работа Подготовка ткани к рас- крою. Раскладка деталей выкройки на ткани. Рас- крой деталей фартука с учетом припусков на швы. Требования к качеству выполняемых операций. Знать: правила подго- товки ткани к раскрою и выполнения рацио- нальной раскладки де- талей. Уметь: выполнять раскрой деталей фартука, оценивать качество выполненной операции Контроль за дейст- виями. Контроль качества 39 Подготовка деталей кроя к обработке 1 Комби- нирован- ный Определение середины детали. Контрольные ли- нии. Стачивание деталей пояса Уметь: находить сере- дину детали, проклады- вать контрольные линии, соединять детали пояса стачным швом Контроль за действиями. Контроль качества 40 Составление плана пошива изделия 1 Объясне- ние ново- го мате- риала План пошива фартука на поясе. Виды швов, используемых при пошиве изделия Знать: виды швов, ис- пользуемых при поши- ве фартука. Уметь: составлять план пошива фартука на поясе (по образцу) Ответы на вопросы 41 Заготовка косой обтач- ки 1 Практи- ческая работа Определение размера и изготовление из отде- лочной ткани косой обтач- ки. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила раскроя и соединения косой об- тачки. Уметь: определять раз- мер, выкраивать и со- единять косую обтачку, оценивать качество ра- боты Контроль за дейст- виями. Контроль качества
42- 44 Обработка закругленно- го среза ос- новной дета- ли фартука 3 Практи- ческая работа Обработка закругленного среза основной детали фартука двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции Знать: технологию об- работки закругленных срезов косой обтачкой. Уметь: обрабатывать закругленный срез ос- новной детали фартука двойной косой обтач- кой, проверять качество работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 45 - 46 Обработка пояса 2 Комбини рованны й Обтачивание концов пояса. Вымётывание шва на ребро. Требования к качеству выполняемой операции Знать: технологию выполнения обтачного шва, правила вымётывания швов. Уметь: выполнять обработку концов пояса. Контроль за дейст- виями. Контроль качества 47 - 48 Образование сборок по верхнему срезу 2 Практич еская работа Образование сборок по верхнему срезу основной детали машинным способом. Равномерное распределение сборок. Требования к качеству выполняемой операции Знать: способы образования сборок. Уметь: выполнять сборку по верхнему срезу основной детали изделия Контроль за дейст- виями. Контроль качества 49 -50 Обработка верхнего среза фартука поясом 2 Комбини рованны й Определение середины пояса и совмещение его с серединой основной детали. Примётывание и соединение пояса с основной деталью. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила нахождения середины детали. Уметь: выполнять обработку верхнего среза основной детали фартука поясом Контроль за дейст- виями. Контроль качества
51- 52 Отделка фар- тука. Утюжка готового из- делия 2 Комби- нирован- ный Виды отделок фартука. Утюжка фартука. Оценка качества выполненной ра- боты Знать: виды отделок и правила безопасной работы с утюгом. Уметь: выполнять от- делку изделия, его влажно-тепловую обработку Контроль за дейст- виями. Контроль качества 53
Ремонт

одежды

(7 ч)
Заплата: формы, спо- собы приши- вания 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Виды ремонта одежды. Заплаты: формы и способы пришивания Знать: правила подго- товки одежды к ремон- ту, назначение и формы заплат, суть понятия «наложить заплату» Ответы на вопросы 54 Подбор ткани для заплаты 1 Комби- нирован- ный Правила подбора ткани для заплаты из гладкокра- шеной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету и рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера за- платы. Подбор ткани для заплаты. Раскрой заплаты Знать: правила подбора ткани для заплаты, раскроя заплаты. Уметь: подбирать ткань для заплаты на конкрет- ном изделии, выполнять раскрой заплаты Контроль за действиями. Контроль качества 55 - 56 Наложение заплаты руч- ным спосо- бом из глад- кокрашеной ткани 2 Практи- ческая работа Раскрой заплаты из глад- кокрашеной ткани с при- бавкой на швы. Последо- вательность пришивания заплаты из гладкокраше- ной ткани ручным спосо- бом на образце. Требова- ния к качеству выполняе- мой операции Уметь: выполнять рас- крой заплаты с прибав- кой на швы, пришивать заплату из гладкокра- шеной ткани ручным способом Контроль за дейст- виями. Контроль качества
57 - 58 Наложение заплаты из ткани с ри- сунком руч- ным способом на образце 2 Практи- ческая работа Раскрой заплаты из ткани с рисунком. Последователь- ность пришивания заплаты из ткани с рисунком руч- ным способом на образце. Требования к качеству вы- полняемой операции Уметь: выполнять рас- крой заплаты с прибав- кой на швы, пришивать заплату из ткани с ри- сунком ручным спосо- бом Контроль за дейст- виями. Контроль качества 59 Утюжка за- платы 1 Практи- ческая работа Утюжка заплаты. Контроль качества выполненной ра- боты Уметь: выполнять влажно-тепловую обра- ботку заплат, оценивать качество выполненной работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 60 - 61
Самосто-

ятельная

работа (4

ч)
Обработка закругленного среза двойной ко- сой обтачкой 2 Самосто- ятельная работа Последовательность обра- ботки закругленного среза двойной косой обтачкой Уметь: выполнять об- работку закругленного среза двойной косой обтачкой, контролиро- вать качество работы Контроль качества Л 62 - 63 Выполнение сборок ма- шинным спо- собом по по- перечному срезу 2 Самосто- ятельная работа Последовательность под- готовки швейной машины для образования сборок, выполнение сборок ма- шинным способом Уметь: выполнять сборку машинным способом Контроль качества
II четверть (53 ч)
64
Вводное

занятие

(1ч)
Вводное за- нятие 1 Урок- беседа План работы на четверть. Правила безопасной рабо- ты в мастерской Знать: правила безо- пасной работы в мас- терской, с инструмен- тами и другим оборудо- ванием Ответы на вопросы
65
Запошив

очный

шов (5 ч)
Запошивоч- ный шов: конструкция, применение 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Виды соединительного шва. Запошивочный шов: конструкция и сфера при- менения. Условно^ изо- бражение запошивочного шва. Ширина шва Знать: конструкцию и сферу применения запошивочного шва, его условное изображение. Уметь: распознавать запошивочный шов Ответы на вопросы 66 -67 Выполнение запошивочно- го шва на об- разце (первый способ) 2 Практи- ческая работа Сложение ткани с выпус- ком одного среза. Сметы- вание детали с соблюдени- ем установленной ширины шва. Выполнение запоши- вочного шва Уметь: выполнять за- пошивочный шов, кон- тролировать ширину шва и качество работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 68 -69 Выполнение запошивочног о шва на об- разце (второй способ) 2 Практи- ческая работа Вкладывание одной детали в подогнутый срез второй. Сметывание детали с со- блюдением установленной ширины шва. Выполнение запошивочного шва. Уметь: выполнять за- пошивочный шов, кон- тролировать ширину шва и качество работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 70
Построен

ие черте-

жа, изго-

товление

выкройки

и раскрой

плечевого

бельевого

изделия с

закруг-

ленным

срезом (13

ч)
Сатиновое и саржевое переплетения 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Переплетение нитей в са- тине и сарже. Сравнение сатинового и саржевого переплетений с полотня- ным Знать: простейшие пе- реплетения нитей в тка- нях. Уметь: распознавать виды переплетений ни- тей в тканях Ответы на вопросы
71 Свойства тка- ней, вырабо- танных различными видами переплетений нитей 1 Лабора- торная работа Зависимость свойств тка- ней от вида переплетения нитей в них Уметь: сравнивать свойства тканей, выра- ботанных различными видами переплетений нитей Контроль за действиями. Ответы на вопросы 72 Масштаб и масштабная линейка 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Понятие «масштаб». Мас- штабная линейка, приме- нение, приемы работы Знать: суть понятия «масштаб». Уметь: работать с масштабной линейкой Ответы на вопросы. Контроль за действиями 73 Размеры из- делия 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Правила и последователь- ность измерения человече- ской фигуры. Обозначение мерок. Запись мерок. Стандартные мерки. Раз- меры изделия 4 Знать: правила и по- следовательность изме- рения человеческой фигуры. Уметь: определять раз- мер изделия конкретного человека Ответы на вопросы. Контроль за действиями ' 74 Оформление чертежа изде- лия 1 Комби- нирован- ный Обозначения точек, отрез ков и линий чертежа. Де ление отрезков на равные части. Построение перпен дикуляра и кривых линий. Проведение вспомогатель- ных линий Уметь: строить отрез- ки нужного размера, делить отрезки на рав- ные части, строить пер- пендикуляр и кривые линии Контроль за дейст- виями 75 Знакомство с изделием (нижняя со- рочка с круг- лым вырезом) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Плечевые изделия. Сороч- ка с круглым вырезом. Ткани, используемые для изготовления сорочки. Описание изделия. Назва- ние деталей и контурных срезов изделия. План рабо- ты по изготовлению со- рочки Знать: назначение со- рочки, ткани для ее из- готовления, название деталей и контурных срезов. Уметь: описывать из- делие Ответы на вопросы
76 Снятие мерок 1 Комби- нирован- ный Мерки для построения чертежа плечевого белье- вого женского изделия Знать: правила снятия мерок. Уметь: снимать мерки для построения чертежа сорочки Контроль за дейст- виями 77- 78 Построение чертежа пле- чевого белье- вого изделия 2 Комби- нирован- ный Построение чертежа пле- чевого бельевого женского изделия в масштабе 1:4. Прибавки на свободное облегание Знать: правила оформ- ления чертежей. Уметь: выполнять по- строение чертежа изде- лия в масштабе 1:4 Контроль за дейст- виями 79 - 80 Изготовление выкройки изделия. Под- готовка вы- кройки к рас- крою. Расчет расхода ткани на изделие 2 Практи- ческая работа Изготовление выкройки изделия в натуральную величину. Подготовка вы- кройки к раскрою. Расчет расхода ткани на изделие Знать: правила подго- товки выкройки к рас- крою. Уметь: изготовить вы- кройку нижней сороч- ки, подготовить вы- кройку к раскрою, рас- считать расход ткани на изделие Контроль за дейст- виями. Контроль качества 81- 82 Раскрой изде- лия 2 Практи- ческая работа Подготовка ткани к рас- крою. Раскладка деталей на ткани с учетом экономного расходования ткани. Раскрой деталей изделия с учетом припусков на швы. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила подго- товки ткани к раскрою. Уметь: выполнять ра- циональную раскладку деталей на ткани, рас- краивать изделие, оце- нивать качество выполненной операции Контроль за дейст- виями. Контроль качества 83
Обработка

косой об-

тачкой за-

кругленно-

го среза в

плечевом

бельевом

изделии

(16 ч)
Подготовка деталей кроя к обработке 1 Комби- нирован- ный Определение середины деталей путем сложения. Прокладывание контроль- ных линий (по середине деталей) Знать: назначение кон- трольных линий. Уметь: выполнять опе- рации по подготовке деталей кроя к обработ- ке Контроль за дейст- виями. Контроль качества
84 Составление плана пошива сорочки с круглым вырезом 1 Урок- беседа План работы по пошиву сорочки с круглым выре- зом. Швы, используемые при пошиве изделия Знать: швы, использу- емые при пошиве со- рочки. Уметь: составлять план пошива изделия под ру- ководством учителя Ответы на вопросы 85- 86 Обработка плечевых сре- зов сорочки 2 Практи- ческая работа Обработка плечевых сре- зов сорочки с круглым вы- резом запошивочным швом. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: технологию вы- полнения запошивочного шва. Уметь: обрабатывать плечевые срезы запо- шивочным швом, кон- тролировать качество
шва
Контроль за дейст- виями. Контроль качества 87- 89 Обработка среза горло- вины сорочки 3 Практи- ческая работа Правила раскроя и соеди- нения косых обтачек. Оп- ределение размера косой обтачки. Стачивание об- тачки в кольцо. Разновидности обработки срезов косой обтачкой. Назначение надсечки. Об- работка среза горловины сорочки с круглым вырезом двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила раскроя и соединения косых обтачек. Уметь: определять раз- мер обтачки, выполнять обработку среза горло вины сорочки двойной косой обтачкой Контроль за дейст- виями. Контроль качества 90 -91 Обработка боковых сре- зов сорочки 2 Практи- ческая работа Обработка боковых срезов сорочки запошивочным швом. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: технологию вы- полнения запошивочного шва. Уметь: выполнять об- работку боковых срезов сорочки запошивочным швом, контролировать качество выполняемой работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества
92 - 93 Обработка срезов пройм сорочки 2 Практи- ческая работа Заготовка косой обтачки. Определение размера ко- сой обтачки. Обработка срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой. Требования к качеству выполняемой операции Знать: правила раскроя и соединения косых обтачек. Уметь: выполнять об- работку срезов пройм сорочки двойной косой обтачкой Контроль за дейст- виями. Контроль качества 94 -95 Обработка нижнего сре- за сорочки 2 Практи- ческая работа Обработка нижнего среза сорочки швом вподгибку с закрытым срезом. Требо- вания к качеству выпол- няемой операции Знать: технологию вы полнения шва вподгиб ку с закрытым срезом. Уметь: выполнять об работку нижнего среза сорочки, контролиро вать качество выполне- ния операции Контроль за дейст- виями. Контроль качества 96 Окончатель- ная отделка изделия 1 Практи- ческая работа Окончательная сделка изделия. Утюжка готового изделия. Проверка качест- ва готового изделия Знать: операции окон- чательной отделки из- делия, правила безопас- ной работы с утюгом. Уметь: выполнять утюжку готового изде- лия, оценивать качество пошива Контроль за дейст- виями. Контроль качества 97 - 112
Практиче-

ское по-

вторение

(16 ч)
Практическое повторение (изготовление нижней жен- ской и детской сорочки, детского фар- тука, косынки и др.) 16 Практи- ческая работа Технология пошива вы- бранного изделия Уметь: шить выбран- ное изделие Контроль за дейст- виями. Контроль качества
113 - 116
Самосто-

ятельная

работа (4

ч)
Обработка горловины косой двой- ной обтачкой 4 Самосто- ятельная работа Технология обработки сре- за горловины косой двой- ной обтачкой Уметь: обрабатывать срез горловины косой двойной обтачкой Контроль за дейст- виями. Контроль качества
III четверть (70 ч)
117
Вводное

занятие

(1ч)
Вводное за- нятие. По- вторный ин- структаж по охране труда 1 Урок- беседа Обязанности по сохране- нию оборудования в мас- терской. Проверка состоя- ния и подготовка к работе инструментов и швейных машин. Правила охраны труда при работе в мастер- ской Знать: правила охраны труда при работе с ин- струментами, утюгом и на швейной машине Ответы на вопросы 118
Бытовая

швейная

машина с

электро-

приводом

(9 ч)
Бытовая швейная ма- шина с элек- троприводом 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, скорость, виды выполняемых работ Знать: марки бытовых швейных машин, на- значение, виды выпол- няемых работ Ответы на вопросы 119 Устройство электропри- вода 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Роль электропривода в из- менении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с нож- ным приводом и швейной машиной с электроприво- дом. Устройство электро- привода. Правила безопас- ной работы на швейной машине с электроприводом Знать: суть преиму ществ швейной маши- ны с электроприводом, устройство электропри- вода, правила охраны труда при работе на швейной машине с электроприводом Ответы на вопросы 120 Бытовая швейная ма- шина «Чайка» 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Устройство бытовой швейной машины «Чайка». Назначение машины. Осо- бенности швейной машины «Чайка». Рабочие ме- ханизмы бытовой швейной машины Знать: рабочие меха- низмы бытовой швей- ной машины, устройст- во швейной машины «Чайка» Ответы на вопросы
121- 123 Подготовка швейной ма- шины к рабо- те. Выполне- ние строчек на швейной машине с электропри- водом 3 Практи- ческая работа Подготовка швейной ма- шины к работе. Пуск и ос- тановка машины. Выпол- нение строчек на швейной машине с электроприво- дом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали Уметь: работать на швейной машине с электроприводом Контроль за дейст- виями 124 Устройство челночного комплекта 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Устройство челночного комплекта. Разборка и сборка челночного ком- плекта Знать: устройство чел- ночного комплекта. Уметь: разбирать и собирать челночный комплект Контроль за дейст- виями 125 Механизмы регулировки швейной ма- шины 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Механизмы регулировки швейной машину. Регуля- тор строчки: устройство и назначение Знать: устройство ре- гулятора строчки. Понимать, что выбор длины стежка зависит от толщины ткани. Уметь: изменять длину стежка Контроль за дейст- виями 126 Регулятор натяжения верхней нит- ки 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Устройство и назначение регулятора верхней нити. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток. Качество машинной строч- ки Знать: назначение и устройство регулятора натяжения верхней нитки. Уметь: контролировать качество машинной строчки, регулируя натяжение верхней и нижней ниток Контроль за действиями. Ответы на вопросы 127
Обработка

мягких

складок
(5ч) Мягкие складки как один из видов отделки белья, легкого платья 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Значение мягких складок для отделки белья, легкого платья. Конструкция мяг- ких складок. Правила рас- чета ткани, кружев или шитья на мягкие складки при раскрое Знать: сферу примене- ния мягких складок, их конструкцию. Уметь: рассчитывать расход ткани на мягкие складки Ответы на вопросы
128 -129 Выполнение мягких скла- док, заложен- ных в разные стороны 2 Комби- нирован- ный Разметка и выполнение мягких складок, заложен- ных в разные стороны Знать: конструкцию складок. Уметь: размечать и вы- полнять мягкие складки Контроль за дейст- виями. Контроль качества 130 -131 Выполнение мягких скла- док, заложен- ных в одну сторону 2 Комби- нирован- ный Разметка и выполнение мягких складок, заложен- ных в одну сторону Знать: конструкцию мягких односторонних складок. Уметь: размечать и вы- полнять мягкие складки, заложенные в одну сто- рону Контроль за дейст- виями. Контроль качества 132
Обработка

и соедине-

ние на-

кладного

кармана

с основной

деталью

(8ч)
Накладной карман: назначение и фасоны 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Накладной карман: назна- чение и фасоны. Виды на- кладных карманов. Назва- ние срезов детали кармана. Отделка накладных карма- нов Знать: назначение, фа- соны, виды накладного кармана Ответы на вопросы 133 1 Комби- нирован- ный Правила раскроя гладкого накладного кармана пря- моугольной формы. При- пуски на обработку срезов Уметь: выполнять рас- крой гладкого наклад- ного кармана прямо- угольной формы с уче- том припусков на обра- ботку срезов Контроль за дейст- виями. Контроль качества Раскрой гладкого накладного кармана пря- моугольной формы 134 - 135 Обработка гладкого накладного кармана и соединение его с основ- ной деталью 2 Комби- нирован- ный Обработка верхнего среза гладкого накладного кар- мана швом вподгибку с закрытым срезом. Обра- ботка боковых и нижнего срезов накладного кармана прямоугольной формы. Нанесение линии настра- чивания кармана на изде- лие. Соединение кармана с основной деталью Знать: технологию вы- полнения шва вподгиб- ку с закрытым срезом. Уметь: выполнять об- работку срезов гладкого накладного кармана прямоугольной формы и соединять его с изде- лием Контроль за дейст- виями. Контроль качества
136 Раскрой накладного кармана с отворотом 1 Комби- нирован- ный Детали накладного карма- на с отворотом. Раскрой накладного кармана с от- воротом с учетом припус- ков на обработку Знать: детали наклад- ного кармана с отворо- том, правила раскроя. Уметь: выполнять рас- крой деталей кармана с отворотом с учетом припусков на обработ- ку, проверять качество выполненной работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 136 -137 Обработка накладного кармана с отворотом 2 Комби- нирован- ный Обтачивание отворота. Обработка боковых и опе- рации нижнего срезов кар- мана овальной формы с отворотом. Шаблон. Тре- бования к качеству выпол- няемой работы Уметь: выполнять об- работку накладного кармана с отворотом, контролировать качест- во работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 138 Соединение накладного кармана с отворотом с основной деталью 1 Комби- нирован- ный Нанесение линии настра- чивания кармана на изде- лие. Наметывание и соеди- нение кармана с основной деталью отделочной строчкой по заданному размеру. Выполнение за- крепки в отделочной строчке Уметь: выполнять соединение кармана с отворотом с основной деталью отделочной строчкой Контроль за дейст- виями. Контроль качества 139
Обработка

подкрой-

ной обтач-

кой внеш-

него угла

(6ч)
Подкройная обтачка 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Угол в швейном изделии (прямой, тупой, острый). Подкройная обтачка. При- менение подкройной об- тачки. Обтачки из отде- лочной ткани. Ширина об- тачки Знать: назначение подкройной обтачки и сферу ее применения Ответы на вопросы 140 Изготовление выкройки (лекала) под- кройной об- тачки и ее раскрой 1 Комби- нирован- ный Изготовление выкройки (лекала) подкройнрй об- тачки. Раскрой обтачки для обработки прямого внеш- него угла (по лекалу) Уметь: изготовить вы- кройку подкройной об- тачки и раскроить ее Контроль за дейст- виями. Контроль качества
141- 142 Обработка прямых углов подкройной обтачкой на образце 2 Комби- нирован- ный Обработка прямых углов обтачкой на лицевую сто- рону. Значение надсечек. Выметывание канта при обработке детали подкройной обтачкой Знать: назначение над- сечек, технологию вы- метывания канта. Уметь: обрабатывать прямые углы подкройной обтачкой на лицевую сторону Контроль за дейст- виями. Контроль качества 143- 144 Обработка острого угла подкройной обтачкой на образце 2 Комби- нирован- ный Раскрой подкройной об- тачки для обработки ост- рого угла (по крою изде- лия). Обработка острого угла обтачкой на изнаноч- ную сторону Уметь: выполнять рас- крой обтачки по крою изделия, обрабатывать острый угол обтачкой на изнаночную сторону Контроль за дейст- виями. Контроль качества 145- 146
Построени

е чертежа

и раскрой

фартука

для

работы

(12 ч)
Льняное во- локно и его свойства 2 Объясне- ние ново- го мате- риала. Растительные волокна (лен). Обработка стеблей льна и получение льняного волокна. Свойства льняно- го волокна. Действие воды и тепла на льняное волок- но Знать, как получают льняные волокна и ка- ковы их свойства. Уметь: проводить ис- следование свойств во- локна Ответы на вопросы 147 Знакомство с изделием (фартук с на- грудником) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Специальная одежда. Фар- тук: назначение, фасоны, ткани для пошива. Назва- ние деталей и контурных срезов. Одинарные и пар- ные детали Знать: назначение фартука, название его деталей и контурных срезов. Уметь: описывать из- делие Ответы на вопросы 148 Снятие мерок для построе- ния чертежа деталей фар- тука 1 Комби- нирован- ный Правила снятия мерок. Мерки для построений чертежа фартука Знать: мерки для по- строения чертежа фар- тука. Уметь: проводить об- мер фигуры, записывать мерки Контроль «за дейст- виями 149- 150 Построение чертежа фар- тука с на- грудником в масштабе 1:4 2 Практи- ческая работа Построение чертежа фар- , тука с нагрудником Уметь: проводить рас- четы, строить чертеж фартука Контроль за дейст- виями. Контроль качества
151- 152 Построение чертежа фар- тука с нагрудником в натуральную величину 2 Практи- ческая работа Выполнение расчетов по своим меркам. Построение чертежа фартука с нагрудником в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою Уметь: выполнять по- строение чертежа фар- тука с нагрудником в натуральную величину, подготовку выкройки к раскрою Контроль за дейст- виями Контроль качества 153- 154 Подготовка ткани к рас- крою. Рас- крой изделия 2 Комби- нирован- ный Подготовка ткани к рас- крою. Правила экономного расходования ткани при раскрое. Раскладка деталей на ткани. Раскрой деталей изделия. Требования к ка- честву выполняемой опе- рации Знать: правила подго- товки ткани к раскрою, правила экономии ткани при раскладке деталей. Уметь: выполнять под- готовку ткани к рас- крою, раскраивать де- тали, контролировать качество кроя Контроль за дейст- виями. Контроль качества 155- 156 Подготовка деталей кроя фартука к обработке 2 Практи- ческая работа Способы перевода контур- ных линий. Подготовка деталей кроя фартука к обработке. Контрольные линии Знать: способы пере- вода контурных линий. Уметь: подготавливать детали кроя фартука к обработке Контроль за дейст- виями. Контроль качества 157
Соедине-

ние дета-

лей изде-

лия с по-

мощью

пояса и

обработка

отделочной

строчкой

(17 ч)
Виды ткани. Отделка тка- ней 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Виды ткани (суровая, гладкокрашеная, печатная, пестротканая, меланже- вая). Отделка тканей (от- беливание, крашение, пе- чатание) Знать: продукцию ткацкого производства и способы отделки тка- ней Ответы на вопросы 158 Составление плана пошива фартука с на- грудником 1 Урок- беседа Последовательность опе- раций пошива на основе предметно-технологиче- ской карты Уметь: под руковод- ством учителя состав- лять план пошива фар- тука с нагрудником, ориентироваться в ра- боте по образцу изделия Ответы на вопросы
166 - 167 Соединение карманов с нижней частью фар- тука 2 Практи- ческая работа Разметка мест прикрепле- ния карманов. Соединение карманов с нижней частью фартука накладным швом. Требования к качеству выполняемой операции Знать: способы соединения кармана с основной деталью. Уметь: выполнять соединение кармана с нижней частью фар- тука Контроль за дейст- виями Контроль качества 168- 169 Обработка пояса обтач- ным швом 2 Практи- ческая работа Обработка пояса обтачным швом. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: технологию вы- полнения обтачного шва Уметь: выполнять об- работку пояса обтачным швом Контроль за дейст- виями. Контроль качества 170 Обработка верхнего среза нижней части фартука 1 Практи- ческая работа Способы обработки верх- него среза (собирание сбо- рок или закладывание мяг- ких складок). Выполнение сборки машинным спосо- бом. Равномерное распре- деление сборок. Обработка верхнего среза нижней части фартука Знать: способы обра- зования сборок. Уметь: выполнять об- работку верхнего среза нижней части фартука Контроль за дейст- виями. Контроль качества 171- 172 ' Соединение деталей фар- тука 2 Комби- нирован- ный Соединение нижней части фартука с нагрудником и поясом. Выполнение отде- лочной строчки. Требова- ния к качеству выполняе- мой операции Уметь: выполнять со- единение нижней части фартука с нагрудником и поясом Контроль за дейст- виями. Контроль качества 173 Окончатель- ная отделка изделия 1 Комби- нирован- ный Удаление временных/стро- чек. Утюжка готового из- делия. Складывание изде- лия Знать: правила безо- пасной работы с утю- гом. Уметь: выполнять опе- рации по окончатель- ной отделке изделия Контроль за дейст- виями. Контроль качества 174 -184
Практиче

-ское по-

вторение

(11 ч)
Изготовление (по выбору) фартука с на- грудником 11 Практи- ческая работа Последовательность изго- товления выбранного из- делия Знать: технологию об- работки изделия. Уметь: выполнять по- шив изделия Контроль за дейст- виями. Контроль качества 159- 160 Обработка бретелей об- тачным швом 2 Практи- ческая работа Обработка бретелей обтач- ньм швом. Требования к качеству выполняемой операции
Знать:
технологию вы- полнения обтачного шва. Уметь: выполнять об- работку бретелей об- тачным швом, контро- лировать качество ра- боты Контроль за дейст- виями Контроль качества 161- 162 Обработка нагрудника с одновре- менным вта- чиванием бретелей 2 Практи- ческая работа Обработка нагрудника с одновременным втачива- нием бретелей. Отделочная строчка. Требования к ка- честву выполняемой опе- рации Уметь: обрабатывать парные детали нагруд- ника с одновременным втачиванием бретелей, выполнять отделочную строчку, проверять ка- чество выполненной операции Контроль за дейст- виями. Контроль качества 163- 164 Обработка боковых и нижнего срезов ниж- ней части фартука 2 Практи- ческая работа Виды обработки боковых и нижнего срезов нижней части фартука. Обработка боковых и нижнего срезов нижней части фартука подкройной обтачкой из отделочной ткани. Обра- ботка срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Требования к качеству выполняемой операции Знать: способы обра- ботки боковых и ниж- него срезов нижней части фартука. Уметь: выполнять обработку боковых и нижнего срезов нижней части фартука Контроль за дейст- виями. Контроль качества 165 Обработка карманов 1 Практи- ческая работа Способы обработки верх- него среза кармана. Обра- ботка боковых и нижнего срезов кармана, Требова- ния к качеству выполняе- мой операции Знать: способы обра- ботки верхнего среза кармана. Уметь: выполнять об- работку срезов наклад- ного кармана Контроль за дейст- виями. Контроль качества
или без на- грудника для дежурного по столовой, для работы в мас- терских и др. 185- 186
Самосто-

ятельная

работа

(2 ч)
Изготовление накладного прямого кар- мана 2 Само- стоятель- ная работа Технология изготовления накладного прямого кар- мана и соединение его с основной деталью Уметь: обрабатывать срезы кармана, соеди- нять его с основной де- талью с выполнением отделочной строчки с ориентиром на ширину лапки Контроль за дейст- виями. Контроль качества
IV четверть (52 ч)
187
Вводное

занятие

(1ч)
Вводное за- нятие 1 Урок- беседа План работы на четверть. Распределение обязанно- стей. Организация рабоче- го места. Правила безопас- ной работы в мастерской Знать: правила безо- пасной работы в мас- терской. Уметь: организовывать рабочее место Ответы на вопросы 188
Построе-

ние черте-

жа и рас-

крой пояс-

ного спор-

тивного

белья

(10 ч)
Знакомство с изделием (трусы- плавки) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Поясные изделия. Трусы- плавки: фасоны, ткани для пошива. Название деталей и срезов выкройки трусов- плавок Знать: названия дета- лей и контурных срезов трусов-плавок, ткани для пошива трусов- плавок Ответы на вопросы 189 Снятие мерок 1 Комби- нирован- ный Мерки для построения чертежа трусов-плавок. Правила снятия мерок Знать: мерки для по- строения чертежа тру- сов-плавок. Уметь: проводить об- мер фигуры Контроль за дейст- виями 190 -191 Построение чертежа тру- сов-плавок в масштабе 1:4 2 Комби- нирован- ный Построение чертежа тру- сов-плавок. Прибавки на свободное облегание Знать: правила оформ- ления чертежей. Уметь: строить чертеж трусов-плавок Контроль за дейст- виями
192 -193 Построение чертежа тру- сов-плавок в натуральною величину 2 Практи- ческая работа Построение чертежа тру- сов-плавок в натуральную величину. Подготовка де- талей выкройки к раскрою Уметь: выполнять по- строение чертежа тру- сов-плавок, подготав- ливать детали выкройки к раскрою Контроль за дейст- виями 194 Изготовление выкройки накладной ластовицы 1 Комби- нирован- ный Назначение и форма на- кладной ластовицы. По- строение выкройки на- кладной ластовицы Уметь: строить вы- кройку накладной лас- товицы разной формы Контроль за дейст- виями 195 -196 Раскрой тру- сов-плавок 2 Практи- ческая работа Подготовка ткани к рас- крою. Раскладка деталей выкройки трусов-плавок. Раскрой изделия Знать: правила подго- товки ткани к раскрою. Уметь: выполнять ра- циональную раскладку деталей на ткани, рас- крой изделия Контроль за дейст- виями 197 Подготовка деталей кроя к обработке 1 Практи- ческая работа Подготовка деталей кроя к обработке. Способы пе- ревода контурных линий. Контрольные линии. Про- кладывание прямых стеж- ков по линии подгиба верхнего среза Знать: способы пере- вода контурных линий. Уметь: подготавливать детали кроя к обработке Контроль за дейст- виями 198- 199
Пошив по-

ясного

спортивно-

го изделия

(14
ч) Сравнение льняных и хлопчато- бумажных тканей по свойствам 2 Объясне- ние ново- го мате- риала Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам: способность к окраске, прочность, воздухопроницаемость, гигроскопичность. Действие тепла, воды, щелочей на ткани. Учет свойств тканей при использовании Знать: свойства льня- ных и хлопчатобумаж- ных тканей. Уметь: сравнивать ткани по свойствам, распознавать ткани Ответы на вопросы
200 Распознава- ние льняных и хлопчато- бумажных тканей 1 Лабора- торная работа Определение хлопчатобу- мажных и льняных тканей по внешнему виду, разры- ву, на ощупь f Уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани Оформление результатов 201 Составление плана пошива трусов-плавок 1 Урок- беседа Составление плана пошива трусов-плавок с опорой на предметно-технологи- ческую карту Уметь: составлять план пошива трусов-плавок Ответы на вопросы 202 Обработка накладной ластовицы и соединение ластовицы с изделием 1 Практи- ческая работа Подгиб и заметывание сре- зов ластовицы. Наклады- вание ластовицы на основ- ную деталь. Настрачивание ластовицы на основную деталь. Влажно-тепловая обработка шва. Требова- нию к качеству шва Уметь: выполнить об- работку накладной лас- товицы и ее настрачи- вание на основную де- таль, проверять качест- во выполненной работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 203 - 204 Обработка боковых сре- зов трусов- плавок 2 Практи- ческая работа Технология выполнения запошивочного шва. Обра- ботка боковых срезов тру- сов-плавок запошивочным швом. Требования к каче- ству выполняемой опера- ции Знать: технологию вы- полнения запошивочно- го шва. Уметь: выполнять об- работку боковых срезов трусов-плавок запоши- вочным швом, контро- лировать качество ра- боты Контроль за дейст- виями. Контроль качества 205 - 206 Виды отделок нижних сре- зов трусов. Раскрой ко- сой обтачки 2 Комби- нирован- ный Обработка срезов одинар- ной или двойной косой обтачкой, подкройной об- тачкой. Использование отделочной ткани для об- тачки. Раскрой _________________________ Знать: способы обра- ботки нижнего среза трусов-плавок, правила раскроя косой обтачки. Уметь: выполнять рас- крой и соединение -------------------------------- Контроль за действиями.

Контроль качества
и соединение косой обтач- ки из отделочной ткани. Требования к качеству вы- полняемой операции косой обтачки, прове- рять качество кроя 207- 208 Обработка нижнего сре- за трусов- плавок 2 Практи- ческая работа Технология обработки нижнего среза трусов- плавок двойной косой об- тачкой из отделочной тка- ни. Требования к качеству выполняемой операции Знать: технологию об- работки нижнего среза двойной косой обтачкой. Уметь: выполнять обработку нижнего среза трусов- плавок двойной косой обтачкой из отделочной ткани, проверять качество работы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 209 -210 Обработка верхнего сре- за трусов- плавок 2 Практи- ческая работа Обработка верхнего среза трусов-плавок швом впод- гибку с закрытым срезом. Вдевание эластичной тесьмы. Требования к ка- честву выполняемой опе- рации Знать: технологию вы- полнения краевого шва вподгибку с закрытым срезом. Уметь: выполнять об- работку верхнего среза трусов-плавок швом вподгибку с закрытым срезом, вдевать эла- стичную тесьму, кон- тролировать качество шва Контроль за дейст- виями. Контроль качества 211 Окончатель- ная отделка изделия 1 Практи- ческая работа Удаление временных стро- чек. Утюжка готового из- делия. Складывание изде- лия. Оценка качества гото- вого изделия (сравнение с образцом) Знать: правила безо- пасной работы с утю- гом. Уметь: выполнять опе- рации по окончательной отделке изделия Контроль качества 212
Ремонт

одежды

(5ч)
Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Подготовка одежды к ре- монту. Определение вида ремонта одежды. Подбор ниток и тканей для заплат и штопки Знать: виды ремонта одежды, правила под- бора ниток и заплат. Уметь: определять вид ремонта одежды, под- бирать нитки и ткани Ответы на вопросы
213- 214 Наложение заплаты на- кладным швом (на образце) 2 Комби- нирован- ный Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты. Утюжка изделия Уметь: выполнять раскрой и наложение заплаты накладным швом на место разрыва ткани Контроль за дейст- виями. Контроль качества 215- 216 Выполнение штопки на трикотажной ткани 2 Комби- нирован- ный Подготовка места штопки. Подбор ниток по цвету и толщине. Выполнение штопки на трикотажной ткани. Утюжка изделия Уметь: подбирать нитки для штопки, выполнять штопку на трикотажной ткани Контроль за дейст- виями. Контроль качества 217
Построе-

ние черте-

жа и изго-

товление

выкроек

для

деталей

летнего

головного

убора

(6 ч)
Знакомство с изделием (кепи и береты) 1 Объясне- ние ново- го мате- риала Кепи и береты: назначе- ние, фасоны, названия деталей и контурных срезов. Ткани для изготовления летних головных уборов. Материалы для отделки изделия (пуговицы, эмблемы, пряжки и др.). Использование журналов мод для выбора фасона. Плющ изготовления головного убора Знать: назначение го- ловных уборов, их фасоны, названия деталей и контурных срезов, тканей для летних головных уборов. Уметь: выбирать фасон головного убора по журналам мод Ответы на вопросы 218 Снятие мерок для построения чертежа головного убора 1 Комби- нирован- ный Мерки для построения чертежа головного убора. Снятие мерок и их запись Знать: мерки для построения чертежа головного убора. Уметь: выполнять обмер головы Контроль за дейст- виями 219 Построение чертежа кепи в масштабе 1:4 1 Комби- нирован- ный Формулы для расчета конструкции. Построение чертежа кепи в масштабе 1:4. Проверка построения Знать: формулы расчета конструкции. Уметь: выполнять построение чертежа кепи Контроль за дейст- виями
220 Построение чертежа кепи в натураль- ную величину 1 Практи- ческая работа Формулы для расчета конструкции. Изготовление выкройки кепи в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою Знать: правила оформления чертежей. Порядок построения чертежа кепи. Уметь: выполнить построение чертежа кепи в натуральную величину, подготовить выкройку к раскрою Контроль за дейст- виями. Контроль качества 221 - 222 Раскрой деталей кепи 2 Практи- ческая работа Расход ткани в зависимости от фасона изделия и рисунка ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка деталей на ткани Знать: правила расчета количества ткани на изделие, подготовки ткани к раскрою, раскроя изделия. Уметь: выполнить раскрой деталей кепи с учетом рисунка ткани и припусков на швы Контроль за дейст- виями. Контроль качества 223- 224
Пошив

летнего

головног

о убора

(13 ч)
Настрочной шов 2 Практи- ческая работа Настрочной шов: приме- нение, конструкция, ус- ловное изображение. Выполнение настрочного шва на образце. Требования к качеству выполняемой операции Знать: сферу применения настрочного шва, его условное изображе- ние. Уметь: выполнять настрочной шов Контроль за дейст- виями. Контроль качества 225- 226 Расстрочно й шов 2 Комби- нирован- ный Расстрочной шов: применение, конструкция, условное изображение. Выполнение расстрочного шва на образце Знать: сферу применения расстрочного шва, условное изображение. Уметь: выполнять рас- строчной шов Контроль за дейст- виями. Контроль качества 227 Составление плана пошива кепи 1 Урок- беседа План пошива летнего головного убора Уметь: составить план пошива кепи с опорой на предметно-техноло- гическую карту Контроль за дейст- виями. Контроль качества
228- 229 Стачивани е деталей головки 2 Практи- ческая работа Соединение клиньев го- ловки настрочным швом без предварительного за- метывания. Проверка качества работы Знать: технологию выполнения настрочного шва. Уметь: выполнять стачивание клиньев головки настрочным швом Контроль за дейст- виями. Контроль качества 230 -231 Стачивание деталей подкладки 2 Практи- ческая работа Соединение клиньев подкладки настрочным швом без предварительного за- метывания. Проверка качества работы Знать: технологию выполнения настрочного шва. Уметь: выполнять стачивание клиньев подкладки настрочным швом Контроль , за дейст- виями. Контроль качества 232 -233 Обработка козырька 2 Практи- ческая работа Обтачивание отлетных срезов деталей. Назначе- ние надсечек. Выполнение отстрочки с ориентиром на рожок лапки Знать: технологию выполнения обтачного шва. Уметь: выполнять обработку козырька Контроль за дейст- виями. Контроль качества 234 -235 Соединение деталей го- ловки и ко- зырька с подкладкой. Окончатель- ная отделка изделия 2 Комби- нирован- ный Соединение деталей го- ловки и козырька с под- кладкой. Окончательная отделка изделия. Удаление временных строчек. Утюжка готового изделия. Складывание изделия. Оценка качества готового изделия Знать: технологию выполнения обтачного шва, правила безопасной работы с утюгом. Уметь: выполнять со- единение деталей го- ловки и козырька с подкладкой, операции по окончательной отделке изделия, оценивать качество Контроль за дейст- виями. Контроль качества 236 -238
Контрол

ьная

работа (3

ч)
Пошив го- ловного убо- ра по готовому крою 3 Кон- трольная работа Технология пошива летнего головного убора Уметь: выполнить пошив летнего головного убора Контроль за дейст- виями. Контроль качества
Итого:

238