Напоминание

"Развитие одаренности учащихся средствами внеклассной работы в школе"

Автор: Белкова Елена Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства и черчения
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Зима, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие одаренности учащихся средствами внеклассной работы в школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие одаренности учащихся средствами внеклассной работы в школе» Белкова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» город Зима, Иркутская область Зима, 2015
«Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни самовыражение, самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» В. А. Сухомлинский В наше время изобразительное творчество детей вызывает живой интерес у людей разных профессий и возрастов. Создаются музеи, где детские работы хранятся как большая художественная ценность. Рисункам посвящаются книги, статьи, научные исследования, кинофильмы и телепередачи. Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентаций. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. Одаренный ребенок – это достояние страны, поэтому считаю абсолютно неважно в какой школе он учиться, главное то, кто ему будет оказывать поддержку. Сама жизнь подсказывает нам, что необходимо больше уделять внимания выявлению одарённых детей и работе с ними. Конечно, существуют различные мнения по поводу того, кого считать одарённым. Думаю, что каждый ребёнок может быть способным, а в последствии и одарённым в какой-то области. Наша задача определить интерес ребёнка и направить его в нужное русло. Современному ученику недостаточно получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета. Работа с одарёнными детьми – это чаще всего внеклассная работа. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа (класс) остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассные занятия, в которых учитель не связан жёсткими временными и плановыми рамками. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное – умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Наука и передовой опыт интересует учителя, как способ раскрытия стиля профессиональной деятельности. Я стремлюсь анализировать свой опыт и опыт коллег по работе, фиксирую развитие интересов учеников, выполнение ими различных заданий. Всегда в творческом поиске, знаю пути достижения цели, постоянно анализирую результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Работаю с перспективой, ставлю перед собой достаточно сложные психолого- педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладение мастерством – задача каждого педагога, она вполне достижима. Главная задача такого учителя – выявить скрытые в мозгу каждого ребёнка уникальные знания о мире. Есть великая “формула” родоначальника космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и,
наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные”. Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. В мире не раскрыто огромное количество талантливых людей, это примерно 80-90% населения страны. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайн возникновения и развития человеческих способностей, – люди научатся выращивать… таланты! Недаром научные и практические поиски в этом направлении идут во всех крупнейших странах мира. И результаты этих поисков удивительны. Биологи нашли, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15-20%. Психологи признают, что “человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко неиспользуемую избыточность природных возможностей”. И что “гениальность – это не отклонение, не аномалия человеческого ума, как склонны считать некоторые, а, напротив, высшая полнота его проявления, обнажение природных возможностей”. Внеучебная изобразительная деятельность должна строиться с учетом передачи опыта творческой деятельности, нравственно-эстетического и профессионального опыта учителя и должна служить средством развития личности ребёнка. Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от неё строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьников. Считаю, что именно у учителя изобразительного искусства и черчения есть широкие возможности в формировании у учащихся интереса к изобразительной и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству. Именно работа с одарёнными детьми успешно культивирует у них те качества, без которых творческая личность может не состояться. Внеклассная работа по изобразительному искусству проводится каждый год – это наши школьные выставки, конкурсы рисунков, плакатов и стенгазет: «Рисование – способ познания мира»; «С днём Учителя!»; Конкурс новогодних рисунков, открыток и стенгазет «С Новым годом!»; «Гордимся мы очарованием красавиц русских и славим мужество богатырей»; «Ничего на свете нет милей улыбки мамочки моей»; «1 апреля – день юмора и смеха»; «В глубинах Вселенной»; «Мы – за здоровый образ жизни!»; «Все профессии нужны, все профессии важны»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «Нам нужен мир!». Очень важно работы одаренных детей показывать другим, от своей творческой работы учащиеся должны получить удовлетворение. Любая выставка в школе вызывает живой интерес не только у ребят-авторов, но и у остальных зрителей: одноклассников, учащихся других классов, учителей, родителей и гостей школы. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Во всех проектах, связанных с художественным оформлением интерьеров детских учреждений, главным является совместное творчество. Например, наш проект – панно «Победа», посвященный 65-летию Великой Победы. Это панно выполнено с открытки художника Л.Непомнящих. Под моим руководством группа из 8 девочек в течении трех недель после уроков с творческим энтузиазмом рисовали это панно. Участники проекта стали девочки: Щвец Ирина 9а кл., Сафонова Анна 9а кл., Попова Вера 9а кл., Городникова Лариса 9б кл., Бояринцева Алёна 8а кл., Жудик Зоя 8а кл., Завьялова Полина 8а кл., Шамай Анна 8а кл. Панно «Победа» вызвало большой интерес и удивление учащихся, учителей и гостей школы на выставке рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященной 65-летию Великой Победы. Ещё один совместный проект оформления сцены к смотру художественной самодеятельности (март 2012 г.) Участниками проекта стали взрослые и дети-ученики
7-8 классов. Главное, всем было интересно, в течение месяца совместная творческая деятельность по изготовлению домов и церкви сплотила и сдружила всех. Участие наших учеников в городских НПК, в городских, областных и региональных конкурсах рисунков, плакатов – это очень полезное, интересное творческое дело, на которое уходит немало свободного времени, терпения и сил. Например, работа Куклиной Анастасии 5а кл. «Жостовский поднос» заняла III место в НПК в 2010 г. Лунина Анна 6а кл. за работу «Городецкая роспись разделочной доски» получила диплом за участие в НПК в 2011 г. На VII НПК «За страницами учебника» г. Тулуне в 2012 г. ученица Валькова Ульяна 8а кл. за свою работу «Декоративные вазы» получила свидетельство участника. Фидикова Екатерина – ученица 9а класса за проект «Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина» награждена грамотой за участие в городской НПК 2013 г. Эти сказочные иллюстрации украшают теперь вестибюль нашей школы. Проявление творческой инициативы способствует развитию у ребят художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности, самостоятельности, фантазии, воображения, образного мышления. Печать таланта педагога очень ярко отражается на детском творчестве Учащиеся нашей школы неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского творчества. Ставлю перед собой задачу: вовлечение большего количества учащихся в эту творческую деятельность. Статистические данные участия учащихся школы в конкурсах детского художественного творчества Учеб . год Уровень участия в конкурсе Муниципальный Региональный Всероссийский Международный Кол-во участ- ников Кол-во победи- телей Кол-во участ- ников Кол-во победи- телей Кол-во участ- ников Кол-во победи- телей Кол-во участ- ников Кол-во победи- телей 2010- 2011 28 1 55 4 48 6 2011- 2012 56 4 31 4 24 2012- 2013 46 7 10 6 2013- 2014 45 10 27 65 46 2014- 2015 16 7 1 1 37 28 24 Считаю, что такое понимание художественной одаренности, которое присуще всем детям и получает особое развитие у некоторых, имеет главное значение в повседневной практике педагогики искусства. Это позволит решить важнейшую задачу художественного образования – формирование художественной культуры учащихся как части их духовной культуры, а также является ничем не заменимым средством воспитания мыслящей, творчески активной личности. И тогда одни дети выделятся в тех, кто «рожден для искусства», а все остальные получат максимум, соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нем, искать общения с ним.