"Экскурсия в прошлое нашего города"

Автор: Дорина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №19
Населённый пункт: город Сердобск, Пензенская область
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Экскурсия в прошлое нашего города"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации



муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19 г. Сердобска Конспект

непосредственной образовательной деятельности с детьми Педагог: Дорина Светлана Николаевна Предмет: познавательное развитие Возраст детей: 6-7 лет Тема: « Экскурсия в прошлое нашего города» Задачи: Воспитательные: обогащать знания детей об истории возникновения Сердобского поселения, г. Сердобска, формировать историческое сознание детей, способность ощущать себя в потоке времени, сформировать понятие «архитектурный памятник», познакомить с одним из памятников архитектуры города. Развивающие: развивать интерес к фактам, связанным с историей возникновения родного города, развивать любознательность, расширять кругозор детей, стимулировать развитие творческого мышления. Воспитательные: воспитывать умение оценивать предметы, объекты музейного значения, бережное отношение к ним. Предварительная работа: посещение краеведческого музея города, рассматривание альбома «Какие бывают музеи», фотоальбома «Наш город». Оборудование: медиапроектор, экран; кроссворд «Наш музей»; слайды «Наш город»; мультипликационный фильм «Легенда о Сердобе»; презентация «Прошлое нашего города»; макет церкви, рама, бревна. Содержание деятельности: Воспитатель: Ребята, помогите мне , пожалуйста, разгадать кроссворд. Тогда мы узнаем, что нас сегодня ожидает. Кроссворд «Наш музей»: 1.Учреждение, собирающее и выставляющее предметы старины (музей).
2.Предметы старины, картины, фотографии, выставляемые музеем (экспонаты). 3.Работник музея, который рассказывает об экспонатах(экскурсовод) 4.Что пишут художники? (картины). 5.Как называется 1-й зал в нашем краеведческом музее? (природы). 6.Хитрая плутовка, кур ворует ловко (лиса). 7.Кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк). 8.Рыжий маленький зверек по деревьям скок-поскок. Теперь давайте попробуем прочитать слово, появившееся в красном столбике. Дети:Экскурсия. Воспитатель: Что такое экскурсия? Дети: Посещение музея, какого-нибудь другого места, для того, чтобы узнать что-то новое. Воспитатель: А какая экскурсия нам предстоит, спросим у Ольги Леонидовны, экскурсовода нашего краеведческого музея , она сегодня пришла к нам в сад. Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Обычно вы приходите к нам в музей, сегодня я у вас в гостях. Я принесла фотографии, рассказывающие о том, как появился наш город. (Показ слайдов) -Как называется наш город? -Сколько ему лет? -Что за герб вы здесь видите? -Почему на нем изображены рыбы и дыни? Но сегодня экскурсию начну не я, помощницей моей будет Даша. (Представление презентации «Прошлое нашего города», ведущая Ручнова Даша):
Давно, на реке Сердобе появилось поселение людей. Оно стало называться Сердобинской слободой. Первыми жителями поселения были солдаты. Они охраняли границы Русского государства и лес, который шел на изготовление кораблей. А еще они разводили домашних животных, собирали урожай хлеба и дынь, ловили рыбу, собирали мед диких пчел. Жили они в землянках с земляным полом и маленькими окошками. Потом это поселение стало называться город Сердобск. Воспитатель: Ребята, а землянки, в которых тогда жили люди, похожи на те дома, в которых живете вы? -А как обогревались дома зимой? -А электричества в то время тоже не было, что же делали без него люди темными вечерами? -А где они брали воду? -Изменился город с тех пор? Даже не верится, что когда – то наш город выглядел вот так, как на фотографиях. Экскурсовод: Наш город постепенно рос, землянки исчезли, появились деревянные и каменные дома. Помните, в краеведческом музее мы с вами говорили об архитектурных памятниках? Давайте вместе вспомним , что это такое: архитектурный памятник – это дом, который построен очень давно, а теперь он украшает наш город. Вот перед вами фотографии старинных зданий г Сердобска. Эти здания нельзя разрушать, перестраивать, они должны выглядеть так, как выглядели раньше, их охраняет государство, и мы, все горожане, должны бережно к ним относиться. Я расскажу вам об одном из памятников архитектуры нашего города. (Показ слайдов) Раньше в нем находилось Дворянское Собрание. Там собирались богатые дамы, господа, беседовали, угощались, там проводились концерты и балы .
Воспитатель: Ребята, хотите на несколько минут перенестись в то время, побывать на балу? Закрывайте глаза, и ,как я только сосчитаю до 3-х, вы окажетесь там… Динамическая пауза: Танец «Полонез». Воспитатель: Дамы и господа! Вы великолепно танцевали, но нам пора возвращаться. Закрывайте глаза …Вот мы и опять на нашей экскурсии. Экскурсовод: Но в Дворянском Собрании не только развлекались и танцевали. Там люди собирали деньги, чтобы помочь бедным, построить новые дома, больницы, школы. Теперь давайте рассмотрим это здание. -Сколько этажей? -Какой формы окна? -Чем это здание интересно ? Оно построено 150 лет назад. Когда его строили, использовали раствор, замешанный на куриных яйцах, наверное, поэтому оно стоит так долго. Сейчас в нем РДК. Воспитатель: Сколько интересного в нашем маленьком городе! А знаете ли вы откуда произошло название нашего города и реки? По- разному историки и краеведы объясняют происхождение этого слова: одни -от мордовского слова «сердо» -лось, другие от русского слова «сердобольный», «сердечный». Есть такая легенда: (показ мультипликационного фильма «Легенда о Сердобе») Воспитатель: В нашем городе и сейчас много добрых, отзывчивых, сердобольных людей. Экскурсовод: А еще у нас народ славится трудолюбием и смекалкой. В нашем городе на горе стояла деревянная церковь .Город рос, становился все больше, а церковь была маленькая. И тогда народ решил ее перенести, т.к. ломать ее было нельзя, а на ее месте построить большую каменную церковь. А как ее перенести?
Вызвался тогда один из крестьян – Никита Евдокимов. С товарищами они рычагами они приподняли церковь, установили на раму, под которой лежали бревна и по доскам перекатили на новое место. Об этом чуде писали многие газеты и журналы по всему миру. (Детям предлагается провести эксперимент по перемещению макета церкви с помощью рамы и бревнышек) Воспитатель: Экскурсия наша подошла к концу. Что вам запомнилось ? Что понравилось больше всего? Впереди у нас еще много разных и интересных экскурсий, которые помогут нам узнать еще больше о нашем городе и крае.