Автор: Дорина Светлана Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №19
Населённый пункт: город Сердобск, Пензенская область
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: "Экскурсия в прошлое нашего города"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 г. Сердобска
Конспект
непосредственной образовательной деятельности с детьми
Педагог: Дорина Светлана Николаевна
Предмет: познавательное развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Тема: « Экскурсия в прошлое нашего города»
Задачи:
Воспитательные: обогащать знания детей об истории возникновения
Сердобского поселения, г. Сердобска, формировать историческое сознание
детей, способность ощущать себя в потоке времени, сформировать понятие
«архитектурный памятник», познакомить с одним из памятников
архитектуры города.
Развивающие: развивать интерес к фактам, связанным с историей
возникновения родного города, развивать любознательность, расширять
кругозор детей, стимулировать развитие творческого мышления.
Воспитательные: воспитывать умение оценивать предметы, объекты
музейного значения, бережное отношение к ним.
Предварительная работа: посещение краеведческого музея города,
рассматривание альбома «Какие бывают музеи», фотоальбома «Наш город».
Оборудование: медиапроектор, экран; кроссворд «Наш музей»; слайды
«Наш город»; мультипликационный фильм «Легенда о Сердобе»;
презентация «Прошлое нашего города»; макет церкви, рама, бревна.
Содержание деятельности:
Воспитатель: Ребята, помогите мне , пожалуйста, разгадать кроссворд. Тогда
мы узнаем, что нас сегодня ожидает.
Кроссворд «Наш музей»:
1.Учреждение, собирающее и выставляющее предметы старины (музей).
2.Предметы старины, картины, фотографии, выставляемые музеем
(экспонаты).
3.Работник музея, который рассказывает об экспонатах(экскурсовод)
4.Что пишут художники? (картины).
5.Как называется 1-й зал в нашем краеведческом музее? (природы).
6.Хитрая плутовка, кур ворует ловко (лиса).
7.Кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк).
8.Рыжий маленький зверек по деревьям скок-поскок.
Теперь давайте попробуем прочитать слово, появившееся в красном
столбике.
Дети:Экскурсия.
Воспитатель: Что такое экскурсия?
Дети: Посещение музея, какого-нибудь другого места, для того, чтобы узнать
что-то новое.
Воспитатель: А какая экскурсия нам предстоит, спросим у Ольги
Леонидовны, экскурсовода нашего краеведческого музея , она сегодня
пришла к нам в сад.
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята! Обычно вы приходите к нам в музей,
сегодня я у вас в гостях.
Я принесла фотографии, рассказывающие о том, как появился наш город.
(Показ слайдов)
-Как называется наш город?
-Сколько ему лет?
-Что за герб вы здесь видите?
-Почему на нем изображены рыбы и дыни?
Но сегодня экскурсию начну не я, помощницей моей будет Даша.
(Представление презентации «Прошлое нашего города», ведущая Ручнова
Даша):
Давно, на реке Сердобе появилось поселение людей. Оно стало называться
Сердобинской слободой. Первыми жителями поселения были солдаты. Они
охраняли границы Русского государства и лес, который шел на изготовление
кораблей.
А еще они разводили домашних животных, собирали урожай хлеба и дынь,
ловили рыбу, собирали мед диких пчел. Жили они в землянках с земляным
полом и маленькими окошками.
Потом это поселение стало называться город Сердобск.
Воспитатель: Ребята, а землянки, в которых тогда жили люди, похожи на те
дома, в которых живете вы?
-А как обогревались дома зимой?
-А электричества в то время тоже не было, что же делали без него люди
темными вечерами?
-А где они брали воду?
-Изменился город с тех пор?
Даже не верится, что когда – то наш город выглядел вот так, как на
фотографиях.
Экскурсовод: Наш город постепенно рос, землянки исчезли, появились
деревянные и каменные дома.
Помните, в краеведческом музее мы с вами говорили об архитектурных
памятниках? Давайте вместе вспомним , что это такое: архитектурный
памятник – это дом, который построен очень давно, а теперь он украшает
наш город.
Вот перед вами фотографии старинных зданий г Сердобска. Эти здания
нельзя разрушать, перестраивать, они должны выглядеть так, как выглядели
раньше, их охраняет государство, и мы, все горожане, должны бережно к ним
относиться.
Я расскажу вам об одном из памятников архитектуры нашего города.
(Показ слайдов)
Раньше в нем находилось Дворянское Собрание. Там собирались богатые
дамы, господа, беседовали, угощались, там проводились концерты и балы .
Воспитатель: Ребята, хотите на несколько минут перенестись в то время,
побывать на балу? Закрывайте глаза, и ,как я только сосчитаю до 3-х, вы
окажетесь там…
Динамическая пауза: Танец «Полонез».
Воспитатель: Дамы и господа! Вы великолепно танцевали, но нам пора
возвращаться. Закрывайте глаза …Вот мы и опять на нашей экскурсии.
Экскурсовод: Но в Дворянском Собрании не только развлекались и
танцевали. Там люди собирали деньги, чтобы помочь бедным, построить
новые дома, больницы, школы.
Теперь давайте рассмотрим это здание.
-Сколько этажей?
-Какой формы окна?
-Чем это здание интересно ?
Оно построено 150 лет назад. Когда его строили, использовали раствор,
замешанный на куриных яйцах, наверное, поэтому оно стоит так долго.
Сейчас в нем РДК.
Воспитатель: Сколько интересного в нашем маленьком городе! А знаете ли
вы откуда произошло название нашего города и реки? По- разному историки
и краеведы объясняют происхождение этого слова: одни -от мордовского
слова «сердо» -лось, другие от русского слова «сердобольный»,
«сердечный».
Есть такая легенда: (показ мультипликационного фильма «Легенда о
Сердобе»)
Воспитатель: В нашем городе и сейчас много добрых, отзывчивых,
сердобольных людей.
Экскурсовод: А еще у нас народ славится трудолюбием и смекалкой.
В нашем городе на горе стояла деревянная церковь .Город рос, становился
все больше, а церковь была маленькая. И тогда народ решил ее перенести, т.к.
ломать ее было нельзя, а на ее месте построить большую каменную церковь.
А как ее перенести?
Вызвался тогда один из крестьян – Никита Евдокимов. С товарищами они
рычагами они приподняли церковь, установили на раму, под которой лежали
бревна и по доскам перекатили на новое место. Об этом чуде писали многие
газеты и журналы по всему миру.
(Детям предлагается провести эксперимент по перемещению макета церкви с
помощью рамы и бревнышек)
Воспитатель: Экскурсия наша подошла к концу. Что вам запомнилось ? Что
понравилось больше всего? Впереди у нас еще много разных и интересных
экскурсий, которые помогут нам узнать еще больше о нашем городе и крае.