"Решение текстовых задач"

Автор: Мухина Наталья Андросьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Маарская СОШ
Населённый пункт: с.Маар Нюрбинского района РС (Якутия)
Наименование материала: программа элективного курса
Тема: "Решение текстовых задач"
Дата публикации: 13.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Элективный курс по математике

«Решение текстовых задач»

Пояснительная записка
Математика в наши дни проникает во все сферы жизни. Овладение практически лю- бой профессией требует тех или иных знаний по математике. Особое значение в этом смысле имеет умение смоделировать математически определённые реальные ситуации, выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать. Применение на практике различных задач на составление уравнений позволяет со - здавать такие учебные ситуации, которые требуют от учащегося умения смоделировать ма - тематически определённые физические, химические, экономические процессы и явления, составить план действия (алгоритм) в решении реальной проблемы. Таким образом, разви - тие мышления, формирование предметных компетенций, систематизация знаний происхо - дит уже на уровнях межтемного и межпредметного обобщения. Кроме того, практика по - следних лет говорит о необходимости формирования умений решения задач на составле - ние уравнений различных типов ещё и в связи с включением их в содержание ЕГЭ и ГИА. Однако анализ образовательной практики по данному направлению говорит о том, что значительная часть учащихся испытывает серьёзные затруднения при решении задач на составление уравнений. В большей степени это связано с недостаточной сформирован - ностью у учащихся умения составлять план действий, алгоритм решения конкретной зада - чи, культурой моделирования явлений и процессов. Большинство учащихся решают такие задачи лишь на репродуктивном уровне. В связи с этим, целями предлагаемой программы являются: 1. Расширение и углубление знаний о способах решения задач на составление урав - нений и средствах моделирования явлений и процессов. 2. Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и мате - матической интуиции. Содержание предлагаемой программы направлено на решение следующих
задач
: 1. Расширение знаний о методах и способах решения математических задач. 2. Формирование умения моделировать реальные ситуации. 3. Формирование креативных умений при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования. 4. Развитие коммуникативных умений. Программа элективного курса по выбору «Решение текстовых задач» адресована учащимся 7 классов и рассчитана на 34 часа, включая теоретический материал, практиче - ские и контрольные задания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Задачи на движение (7 часа). Задачи на проценты (6 часа). Задачи на работу (6 часа). Задачи на концентрацию (5 часа). Торгово-денежные отношения (6 часа). Графические задачи (4 часа) Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
При успешной реализации задач курса учащиеся должны знать: 1. Основные способы решения задач. 2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов. При успешной реализации задач курса учащиеся должны уметь: 1. Работать с текстами задачи, определять её тип. 2. Составлять план решения задачи. 3. Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений. 4. Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений. 5. Работать в группе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема Кол-во часов Тема занятий Сроки Корректировка 1 Задачи на движение (7 ч). 2 2 1 2 Движение в одном направле - нии. Движение в разных направле - ниях. Задачи с переводом европей- ских единиц измерения скоро- сти движения в наши. Задачи олимпиадного харак- тера. сентябрь - октябрь 2 Задачи на проценты (6 ч). 2 2 2 Основная формула процентов. Средний процент изменения величины. Общий процент изменения ве- личины. октябрь - ноябрь 3 Задачи на работу (6 ч). 2 3 1 Производительность. Совместная работа. Разноуровневый контроль. декабрь - январь 4 Задачи на концен- трацию. (5 ч) 3 2 Процентное содержание веще- ства. Количество вещества. февраль - март 5 Торгово-денежные отношения. (6ч) 2 2 2 Тарифы. Услуги. Прикладные задачи. март - ап- рель 6 Графические зада- чи. (4 ч) 2 1 1 Точечные диаграммы. Столбчатые диаграммы. Разноуровневый контроль. май Литература: 1. С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И. Пасиченко «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств.- М.: «Изд-во Московского университета», 1991. 2. И.С. Петраков «Математика для любознательных». – М.: «Дрофа», 2002. 3. Н.Я. Виленкин и др. «За страницами учебника математики». – М.: «Просвещение», 2000.