"Интерактивные технологии образования как основа развития творческих способностей"

Автор: Бирюлина Галина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО "Центр дополнительного образования "Эдельвейс"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интерактивные технологии образования как основа развития творческих способностей"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Обобщённый педагогический опыт

педагога дополнительного образования МАОУ ДО «Эдельвейс»

Бирюлиной Галины Сергеевны

Тема: «Интерактивные технологии образования как основа развития

творческих способностей учащихся»

(из опыта работы на занятиях по программе «Бисероплетение»)
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии. Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего клуба и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах. Воспитанники, участвующие в проектной деятельности: -проявляют творческую активность в познании окружающего мира; -самостоятельны и гибки в принятии решений; -сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач; -осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); -способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий; -воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность. Педагог, использующий в своей деятельности проектный метод:
-проявляет способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса; -обладает умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов воспитанников; -осуществляет поисковую педагогическую деятельность; -реализует свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности). Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений клуба: -наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей; -получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения; -смогли реализовать свои творческие способности. В практике нашего Центра используются следующие виды проектов: -исследовательские-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации с детьми, занимающимися в других детских объединениях; -ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); -информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы; -творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в клубе «Юность» Железнодорожного района г.Улан-Удэ, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления учащихся. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой, у них развивается способность радоваться каждому моменту в жизни не только в детстве, но и в зрелые годы. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. Во-вторых, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от учащихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером , бусинами и т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.
Цель программы:

научить детей делать работы из бисера, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
Нравственное и художественно-эстетическое воспитание учащихся; Освоение знаний, умений и навыков в бисерном рукоделии и связанных с ним предметах декоративно-прикладного искусства; Выявление и развитие творческих способностей учащихся; Поддержка одаренных и талантливых детей; Познакомить учащихся с древнейшим промыслом нашего народа, вызвать к нему интерес; Обучить основным приемам и навыкам плетения из бисера, составлению схем плетения в графической форме и цвете; Формировать представления учащихся о значении орнамента; Использовать в работе с бисером национально-региональный компонент; Развивать терпение, фантазию, а также аккуратность в выполнении своих работ; Формировать навыки аккуратности и чувство ответственности за свое рабочее место и его состояние; Развивать у ребят навыки общения в совместной деятельности в разновозрастной группе; Научить ребят распределять работу между собой при оформлении композиции; Формировать представление о том, что от работы каждого зависит общий результат; Вызвать желание сделать приятное своим родным и близким; Дать учащимся представления об устройстве выставки (подбор изделий, размещение их для просмотра).
Педагогические идеи и принципы
Процесс обучения основывается на правиле – работа ради детей, для детей, в интересах детей.
Задача личностно-ориентированного обучения решается на основе нескольких принципов: опора на уже имеющийся социально-полезный опыт ребенка; учет индивидуально-познавательных и реактивных особенностей учащихся; доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и развития детей. Обучение построено по принципу «от жизни – через искусство – к жизни», что способствует творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей. Тема самовыражения человека в искусстве акцентируется в каждом задании учащимся и закрепляется через процесс восприятия и процесс созидания. Одна из форм воспитательной работы – игра «Ищем положительное» как средство ненавязчивого формирования у детей способности видеть в окружающей реальности прежде всего положительные образы.
Особенности организации образовательного процесса
Данная программа по бисероплетению создавалась и реализовывалась 3 года, корректировалась педагогом по соответствию содержания программы психофизиологическим возрастным особенностям детей, на которых она рассчитана. Предлагаемая программа предусматривает постепенный переход от одной техники бисероплетения к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной). Изучая технику бисероплетения, воспитанники обучаются практическим умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами. Поэтому программа включает тему материаловедения, с которой она и начинается. Чтобы познакомить учащихся с истоками бисероплетения, в программу входит тема «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Без обучения основам композиции и цветоведения нельзя научить детей создавать гармоничные украшения из бисера. Поэтому этот раздел и темы проходят через весь процесс обучения.
Все эти темы – «сквозные», так как они плавно переходят от одного этапа обучения к другому по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться между собой и взаимопроникать друг в друга. Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3-х лет детьми разных возрастных групп: 6—8 лет (1-ый год обучения), 9 -11 лет (2-ой год обучения), 12 – 14 (3-й год обучения). В зависимости от желания и способностей ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок, но не раньше 10 лет. Особенность курса обучения по программе в том, что она рассчитана на психофизические возможности детей не моложе 6 лет. Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности предмета бисероплетения, для эффективности выполнения данной программы группы 1-го года обучения должны состоять из 10-12 человек, 2-го и 3-го года обучения – не более 8-10 человек. Основной учебно-тематический план составлен на 504 академических часа из расчета для первого года обучения 144 часа занятий в год, для второго года обучения 216 часов в год, и для третьего года обучения 144 часа в год. По каждой теме учебного плана определено общее количество часов, часы практических и теоретических занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способности усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции, которые также специально указаны в плане работы. Учитывая возрастные особенности детей обучающиеся по данной программе первого года обучения могут заниматься до 4 часов в неделю (2 раза по 2 часа), второго года обучения до 6 часов в неделю. А учитывая полученные навыки и возрастные особенности обучающихся третьего года обучения, детям достаточно заниматься до 4-х часов в неделю (2 раза по 2 часа). Дети, успешно прошедшие обучение в течение 3-х лет, работают далее по индивидуальным планам над авторскими проектами.
Дети разного возраста и разных лет обучения могут объединяться в общей работе над одной творческой темой, сюжетной композицией. Курс обучения бисероплетению тесно связан с курсом ручной вышивки. Многие учащиеся приходят в коллектив бисероплетения, пройдя обучение вышивке. И в конце 2-го года обучения бисерному рукоделию есть тема «вышивка бисером».
Формы и методы образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы «Бисероплетение» предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это занятия в группах и подгруппах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области рукоделия. По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала. По подгруппам проводятся занятия с учащимися, которые работают над собственным авторским проектом, коллективной работой. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности. По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды: Занятие – знакомство с историей бисероплетения, русским народным декоративно- прикладным искусством, основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала курса). Занятие - практическая работа, задание, упражнение (занятие освоения практических умений и навыков курса). Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков). Занятие – беседа, диспут, игра (занятие решения воспитательных задач). Главный критерий отбора методов обучения по программе
«Бисероплетение» - это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в занятиях творческим трудом. Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития). В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной темы поэтапно в течение 3-х лет обучения от простого к сложному. Например, тема «Техника бисероплетения» начинается с простых схем, украшений, а заканчивается техникой бисерного мха с полудрагоценными камнями. В процессе занятий бисероплетением в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно- иллюстративные: показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем. Для гармонизации монотонных заданий, упражнений, для создания положительного эмоционального настроя в группе на занятиях прослушиваются: классическая музыка, народные и бардовские песни, (только с созидающими установками). Особенностью данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера, внимания, мелкой моторики, мышления и т.д. В процессе обучения по программе «Бисероплетение» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса. Для снятия утомляемости при длительной нагрузке во время занятий учащимся предлагается несложная гимнастика для глаз, которая занимает около 3-х минут. Также предлагается игра-упражнение для укрепления зрения и шейного отдела
позвоночника под названием «Пишем носом, пишем глазками» по методике профессора Л.И.Латохиной. Упражнения выполняются в два этапа, сидя прямо сначала «прописываются» в пространстве диктуемые педагогом 7-10 слов только глазами, а затем – носом. В конце упражнений обучающиеся, по желанию, выполняют и называют все слова в заданном порядке. Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании клуба и в целом Центра. Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности центра «Эдельвейс»– основной механизм оптимизации развития системы дополнительного образования. Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества В своей образовательной деятельности за основу мною взята педагогика сотрудничества («проникающая технология»), гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А., игровые технологии, технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность. Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению, стараюсь постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными. Целенаправленно развиваю у обучающихся подвижность и гибкость мышления, учу их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы к изготовлению продукта своей деятельности, обучаю посредством современных педагогических технологий, разработанных учебных заданий,упражнений.
Условия формирования опыта.


На идею формирования собственного опыта преподавания мастерству бисероплетения на меня оказали следующие факторы : -изучение опыта работы коллег. - достижение результатов в работе с детьми в объединении «Рукодельница» по программе «Бисероплетение» . -подборка интересного материала и идей в методической литературе и в Интернете по теме бисероплетения и дизайну в современном интерьере. Важно для формирования педагогического опыта то, что именно в подростковом периоде закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Дети в подростковом возрасте открыты к восприятию нового, интересного. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками . К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроках в школе. В объединении воспитанники активно знакомятся с тем, что на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры, что бисероплетение известно с глубокой древности как
вид художественных ремёсел, что из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Народное искусство и в настоящее время сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Воспитанники в объединении не только обучаются бисероплетению, но и изучают этикет, обряды, отдельные предметы культуры, принимают активное участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир славянской культуры и культуры других народов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной работы. Занятия бисероплетением вызывает у обучаемых большой интерес, Пользуясь техникой бисероплетения, без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: украшения из бисера, сувениры (ручки, брелоки, игрушки), декоративные панно и предметы интерьера: подсвечники, подстаканники, рамки под фотографии и т.д. Изучение особенностей бисероплетения и приёмы плетения в традиционной технике, знакомство с секретами бисерного мастерства помогают многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению нашего народного творчества.
Актуальность и перспективность опыта


Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве, в частности, в бисероплетении. Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. Бисероплетение, как один из видов декоративно- прикладного искусства , является одним из проявлений национальной культуры.
Все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В общеобразовательной школе на уроках технологии учащиеся знакомятся с азами декоративно - прикладного искусства, но этого недостаточно, чтобы удовлетворить запросы родителей и детей, поэтому для наиболее заинтересованных детей и подростков в центре «Эдельвейс» на базе структурного подразделения подросткового клуба «Юность» вот уже 5 лет открыто детское объединение «Рукодельница» где дети углубленно изучают основы и технику бисероплетения. Именно декоративно-прикладное искусство готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности. В этой связи считаю опыт весьма актуален, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных качеств. Актуален сегодня и такой важный вопрос, как развитие творческих способностей учащихся в теории и практике обучения, так как исследования последнего времени выявили у детей и подростков значительно больше возможности, чем предполагалось ранее, усваивать новое как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. Организация метода проектов требует от педагога большой работы по конструированию специальных условий для обучающихся с целью выявления и развития их творческого потенциала. Практически это заключается в
искусственном конструировании проблем и проблемных задач для их решения на занятиях по бисероплетению. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Проектным продуктом, который явился воплощением результата работы педагога и коллектива воспитанников объединения, стало панно « Сказочное дерево». Большая часть работы на занятиях по бисероплетению отводится активной форме обучения – коллективному творческому делу (КТД), требующему объединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале, связанной с художественным оформлением панно, интерьеров. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения воспитанников к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Перспективность данного опыта и в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений детей.
Новизна опыта
Под новизной опыта понимается организация скоординированной совместной деятельности обучающихся на занятиях объединения, в результате которой они приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться
приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для саморазвития. Работая с детьми, раскрываю их природный потенциал и готовлю к продуктивному труду. Занятия построены таким образом, чтобы воспитывать у детей и подростков постоянную устремлённость совершать что-то новое, делать лучше, чем раньше. В творческой деятельности на занятиях по бисероплетению обучаемые приобретают социальный опыт, раскрывают свои природные дарования и способности, удовлетворяют интересы и потребности. В контексте внедрения ФГОС широко используется деятельностный подход. Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем : ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал . Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания». Данную идею и воплощаю в жизнь со своими воспитанниками. Проектная деятельность способствует развитию у детей проектного мышления. Именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, искусства, бизнеса, спорта. Стараюсь так построить свою работу, чтобы воспитанник мог чувствовать, что проект – это его работа, его создание, реализация его собственных идей и замыслов, а я с уважением отношусь к его точке зрения. И если сегодня воспитанник делает проект вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно. Примерами коллективного творческого дела можно назвать создание декоративного панно «Летний венок», «Рождественский венок»; «Весенние цветы»;
объёмный букет с элементами бисероплетения «Осень»,; дерево «Бансай», панно «Сказочное дерево» цветы «Фуксия», «Фиалка».
Технология опыта
Работа объединения «Рукодельница» в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Реализация идеи развития творческих способностей учащихся проявляется в двух направлениях.

В детском объединении одновременно занимаются 10-12 учащихся. Учебное занятие в объединении рассчитано на 2часа (1 год обучения) 3часа (2 год обучения) Особенности организации процесса занятий в объединениях позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи: -Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности; -Развивать художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей; -Формировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию; -Учить анализу произведений искусства. Продумываю каждое занятие: с чего начать занятия? Какие упражнения дать обучающимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для создания эскиза? Чаще всего воспитанники стремятся сразу начать работать с материалом Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, мало выразительным картинкам, которые они спешат воплотить в жизнь Есть несколько моментов, которые учитываю в работе с детьми. Во- первых, считаю обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять одни и те же упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема подбираю 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию учитываю такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей обучаемые стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому подбирается изделие и величина материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех обучаемых оно было бы готово. В-третьих, учитываю то, что для обучаемых игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, используемые в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание воспитанниками технологических приемов происходит быстрее. В-четвертых, учитываю психологические особенности обучаемых и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, подбираю более сложные изделия.
Результативность опыта.


Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, задача гораздо сложнее - необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях.

Художественное образование призвано вовлечь каждого обучающегося в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение декоративно- прикладному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности. Оно помогает учащимся в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает их широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни.

Хочу отметить высокую социальную активность воспитанников объединения «Рукодельница» при проведении различных выставок, ярмарок, мастер-классов, смотров-конкурсов декоративно-прикладного искусства.

По итогам работы детского объединения можно сделать следующие

выводы:
Методы и формы работы способствуют профессиональному становлению, формированию конкурентноспособного специалиста, несут не только воспитательную, но и идеологическую составляющую. Занятия бисероплетением в объединении «Рукодельница» способствуют: 1. созданию благоприятного нравственно-психологического микроклимата как важного фактора для формирования мировоззрения , 2. развитию самопознания, желанию самосовершенствоваться, 3. расширению кругозора, познавательных и профессиональных интересов учащихся, 4. созданию условий для проявления учащимися своих умений, способности, талантов.




План-конспект занятия объединения «Рукодельница»

Тема:
Изготовление панно «Летний венок».
Цель занятия
: изготовить панно в технике круговой композиции.
Задачи:


Дидактические
:  сформировать знания о композиции, круговой композиции и технике панно.
Развивающие:
 продолжить формирование положительных мотивов учения,  -развивать самостоятельность при выполнении упражнений.
Воспитательные
:  развивать эстетический вкус на примере изготовления панно «Летний венок».
Учебно-материальное оснащение занятия
: натуральные образцы, презентация,образцы цветов и листьев, круг из картона, шерстяная нить.


Ход занятия.
1.Актуализация прежних знаний. -игра «Кроссворд» 2.Усвоение новых понятий и способов действия -Чему вы научились на занятиях по бисероплетению?— ответы детей -Этого достаточно чтобы стать мастером своего дела?— ответы детей -Для чего вы изучаете технику бисероплетения? — ответы детей -знакомство с новыми терминами : Панно (фр. panneau от лат. pannus — кусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели. Компози́ ция ( лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение. Соединять нечто для последующего запланированного взаимодействия). Композиция в архитектуре ,Композиция (в литературоведении) Композиция в изобразительном искусстве. Музыке. -презентация: «Как изготовить панно?» 3.
Самостоятельная работа

-скручивание букетиков, - оплетение венка с последовательным присоединением элементов, 4
Физминутка
(игра на повторение терминов) 3.
Анализ работы, (рефлексия)

Проект:
Панно «Сказочное дерево» Авторы проекта: Учащиеся объединения «Рукодельница» Руководитель проекта: Бирюлина Галина Сергеевна

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Мы пришли в объединение по бисероплетению, чтобы научиться плести не только украшения для себя, но и разные красивые вещи для дома. Чтобы изготовить панно или дерево бонсай ,требуется много времени, т.к. эта работа очень трудоёмкая. Поэтому мы решили выполнить коллективный проект по изготовлению панно под рабочим названием «Сказочное дерево» и проверить наши силы и возможности. Большинство из нас занимается в объединении только первый год, но мы уже овладели разными приёмами бисероплетения на проволоке, надеемся, что наших знаний будет достаточно для того, чтобы справиться с этой задачей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Как и любой вид рукоделия, бисероплетение имеет свою историю. Почти VI тысяч лет тому назад благодаря счастливому случаю возникло стеклоделие. И с этого момента стеклянные бусы разных форм, размеров и цветов стали использоваться как украшение. Постепенно бусы становились все мельче и ровнее и превратились в бисер, которым стали украшать одежду древнеегипетских фараонов. Бисер – мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстием для продевания нити. Родина бисера – Древний Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По-арабски фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла назывался "бусра", а во множественном числе – "бусер". Первоначально бисер изготовляли из вязкой стекломассы: металлическим прутиком вытягивали нить из стекломассы и обвивали ее вокруг медного стержня, диаметр которого соответствовал диаметру отверстия бусинки. Далее стержень убирали и вручную обрабатывали полученную бусинку. Таким же способом получали длинную стеклянную трубочку, которую потом разрезали на нужные по длине кусочки.
Сначала бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология изготовления стекла, люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное стекло, бесцветное и цветное. Из Древнего Египта и Сирии технология производства стекла и бисера распространилась на Римскую империю. В I веке до нашей эры в Александрии открыли способ выдувания стекла с помощью металлической или тростниковой трубки. Постепенно стеклоделие распространялось по миру и в начале нашей эры появилось в Италии, Греции, Германии, Испании, Португалии и Франции. В конце V века н. э. центр стеклоделия переместился в Византию, а затем в Венецию. Именно в Венеции стеклоделие достигает большого расцвета, особенно начиная с XIII века, после падения Византии. В течение многих веков Венецианская республика хранила секреты производства стекла. Мастера - стеклоделы пользовались исключительными привилегиями, но в случае разглашения секретов стеклоделия они могли быть казнены. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, его обменивали на золото, пряности, шелка, использовали как разменную монету в Африке. Устраивались бисерные ярмарки, на которых особенно ценился мелкий и блестящий бисер. В XV веке стекольные мастерские появляются в Германии, Франции, Чехии. Именно Чехия (Богемия) стала соперницей Венеции. Там научились варить стекло высокой чистоты, прозрачности, очень твердое и блестящее. В XVII-XVIII веках особым способом пользовались граненый богемский бисер, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус, покрытые цветными эмалями. В первой четверти XIX века благодаря соперничеству Венеции и Чехии появилось огромное количество бисера, удивительно разнообразного по размеру и окраске. Во второй половине XIX века бисер стали изготовлять с помощью машин, что снизило его стоимость, и бисер распространился по многим странам мира. Но постепенно, с развитием машинного производства, рукоделия приходят в упадок, в том числе и бисероплетение, снижается выпуск бисера, он становится более грубым, менее разнообразным по окраске.
С давних времен стеклоделие было известно и в нашей стране, это подтверждают археологические находки. Большое число стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров Древней Руси. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер, разнообразны по цвету. Некоторые из них могли быть местного производства. Об этом говорят раскопки стеклодеятельных мастерских с остатками сырья, полуфабрикатов и различных поделок, в том числе и бус. В период татаро-монгольского нашествия производство стекла на Руси было прервано, и только в XVI веке началось его возрождение. Но бисер на Руси еще производить не умели. Наряду с другими предметами торговли бусы и бисер привозили из западных стран – Венеции и Германии. Он использовался русскими рукодельницами наравне с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер стоил очень дорого, и его применяли в основном для изготовления предметов культового значения, при дворе и среди знати. В архивных материалах встречается упоминание о покупке в 1635 году бисера для Царицыной Мастерской Палаты, который предназначался для декора одежды шутихи. Широкого распространения бисер еще не получил. Первые попытки наладить производство бисера и стекляруса в России относятся к XVII веку. В 1668-1669 годах в подмосковном селе Измайлово началось строительство стекольного завода, который работал до 1706 года. Большое внимание развитию отечественного стеклоделия оказывал Петр I. В 1724 году был подан проект о приглашении в Россию различных мастеров из иностранцев, в том числе и мастеров- стекольщиков. В Италию для обучения искусству изготовления бисера посылались молодые люди. Исследования М.В.Ломоносова в области теории цвета, его многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрики по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок. В 1753 году началось строительство фабрики в Усть-Рудице под Ораниенбаумом (г. Ломоносов) близ Петербурга. В 1754 - 1755 годах фабрика выдала свою первую
продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики. С момента возникновения бисероплетения изделия из бисера и стекляруса использовались для украшения одежды и интерьера. Им расшивали праздничные одежды в деревнях и селах, плели пояса, серьги, ожерелья. В XVIII веке использование бисера становится более разносторонним. Он все чаще встречается на предметах культового обихода: им расшивают оклады икон, украшают покровцы, подвешивают в виде кистей под лампады и паникадила. В быту русских дворян появляются стеклярусные и бисерные панно, картины. Бисерно-стеклярусная вышивка стала использоваться при обивке мебели. Большое распространение получили предметы роскоши из бисера – сумочки, мешочки, чехлы для зонтиков, книг, курительных трубок, подстаканники и многое другое. В конце XIX – начале XX века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Бисерные изделия демонстрировались на Всероссийских кустарных выставках и за рубежом – в Стокгольме, Льеже, Париже, Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Огромный успех бисерные изделия имели на Лейпцигской ярмарке, что побудило начать обучение бисерным работам (низанию и вышивке) в школе народного искусства в Петербурге и в школе Ребениц в Ревеле (Таллинн). Великолепные работы с бисерными и стеклярусными вышивками выполнялись в известных русских фирмах А.Т.Ивановой в Петербурге и Н.П.Ламановой в Москве. Изделия этих фирм демонстрировались на выставке в Штутгарте в 1910 году, что способствовало развитию бисероплетения в мюнхенских рукодельных школах в Германии. Деятельность школ и мастерских в России прекратилась в связи с империалистической, а затем и гражданскими войнами. На долгое время искусство бисероплетения было забыто. Лишь в конце ХХ века бисерное дело начало возрождаться. В настоящее время бисерные изделия пользуются большим спросом. Их выполняют на нитях, леске, проволоке. Но, к сожалению, ассортимент изделий стал менее разнообразным. Как правило, это украшения: серьги, ожерелья, броши,
кулоны и т. д. Значительно реже встречаются оплетенные вазочки, книги, яйца, и уж совсем редко – бисерные панно и другие декоративные изделия больших размеров.Сократилось и количество способов исполнения бисерных работ. В основном это плетение и низание, реже – ткачество и вышивка.
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.

1. Бисер
– шарики округлой формы, мельче бус, чуть приплюснутые со сторон сквозного отверстия. Бисер бывает гладким и граненым, с отверстием круглой или квадратной формы. Выпускается бисер разных цветов и оттенков, он может быть стеклянным, металлическим, стеклянным с напылением в отверстии, цельноокрашенным, перламутровым и матовым. Стеклянный бисер легче металлического, более разнообразный по цвету. Металлический бисер выпускается в основном желто-коричневых оттенков и встречается в продаже довольно редко. В
цельноокрашенном
бисере краска вводится в стекло и бисер окрашивается равномерно. В
поверхностно-окрашенном
краска наносится только на поверхность бисера.
Цельноокрашенный
бисер лучше
поверхностно-окрашенного
, так как при некачественном окрашивании в процессе бисероплетения или носки изделия краска с верхнего слоя поверхностно-окрашенного бисера может стереться, изделие потеряет свой первоначальный вид и будет испорчено. Особенно это характерно для цветного бисера с металлическим блеском. После того, как верхний слой такого бисера сотрется, бисер приобретет бело-желтый цвет, местами с пятнами первоначальной окраски.
Прозрачный
бисер получают из цветного прозрачного стекла. Такой бисер играет на солнце, создавая ощущение воздушности, невесомости. Необычно смотрится прозрачный бисер с напылением в отверстии какого-либо оттенка. Такой бисер кажется двойным, и изделие из него выглядит объемным и необычным.
Перламутровый
бисер получают путем нанесения на внешнюю поверхность бисера перламутрового слоя. При некачественном нанесении перламутр стирается, и под ним остается матовый бисер того же оттенка.

Стеклярус
– кусочки стеклянной трубочки длиной 5 – 10 мм.
Рубленый бисер (рубка) –
стеклярус длиной 2 – 3 мм.
2.
Медная проволока.
3.
Ткань «Дерюжка»
4.
Тесьма декоративная и тонкая лента.
5.
Клей ПВА столярный.
6.
Деревянная рамка.
7.
Игла и нитки хлопчато-бумажные.
ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ.
Чтобы получить красивые изделия из бисера, надо знать возможности сочетаемости цветов. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов.
Теплые
тона (желтый, красный, оранжевый и их оттенки) выигрывают рядом с темными, а
холодные
(синий, зеленый, фиолетовый) – рядом со светлыми в окружении менее ярких.
Ахроматические цвета
(черный, серый, светлыми. Если надо заставить "заиграть" тот или иной цвет, его берут белый) хорошо сочетаются между собой и с другими цветами. Сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенностью (одноцветная гармония), два-три близких по тональности цвета (розовый – красный – малиновый), дополнительные цвета (контрастные). С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное значение. Вероятнее всего, существует язык цветов, понятный всем народам во все времена. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности и его характера. Великий Гете соответственно типу создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание.
Красный цвет
считается мужским цветом. Это – цвет жизни. Символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность. Красный в сочетании с белым ассоциируют с чистотой и гармонией. Красный не должен быть вместе с зеленым. Известно, что красный
цвет действует болеутоляюще, лечит неврастению, регулирует пищеварение. По этой причине спортсменам перед соревнованиями рекомендуется носить красные очки.
Розовый цвет
– цвет оптимизма. Розовый – это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. Розовый цвет считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, сентиментальность, привлекательность. Этот цвет расслабляет, как никакой другой.
Желтый цвет
связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам желтый цвет означает богатство, смелость, юность, а также ревность. Мутно-желтый цвет – это тоска, печаль, разлука. Те, кто в детстве отдает предпочтение этому цвету, более всего предрасположены к творчеству.
Оранжевый цвет
означает здоровье. Обычно его связывают с медициной. По своим качествам он символизирует энергию, теплоту, радость. Сочетание оранжевого и черного цветов – героизм и отвага. Оранжевый и голубой цвета соединять вместе нельзя.
Зеленый цвет
означает состояние здоровья. Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве, постоянстве. Человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды и убеждения. Зеленый цвет – цвет владения собой, психического равновесия. Бледно – зеленый цвет означает восторженность, утонченность чувств.
Голубой цвет
символизирует космический дух, истину, одухотворенность, а также невинность, миролюбие, благополучие. Этот цвет считается цветом мальчиков. В нем проявляются такие черты характера, как свобода, дружественность, беззаботность, склонность к перемене мест.
Синий цвет
означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. Человек, предпочитающий этот цвет, склонен к задушевной дружбе с самоотдачей, самопожертвованием.
Сине-зеленый цвет
является индикатором нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы напряжены, кому он нравится больше всего – перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый – имеет уже истощенную нервную систему.

Фиолетовый цвет
является очень сильнодействующим. Он означает мистику, внушаемость, скромность, а также печаль, бедствие, старость. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет, чувствительны, легковозбудимы, стремятся производить впечатление и при этом способны смотреть на себя со стороны. Они очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении.
Лиловый цвет
– это фиолетовый цвет, разбавленный белым. Этот цвет предпочитают девочки. Здесь проявляются слабость, нежность, сильное чувство одиночества и при этом беззащитность, погружение в собственный внутренний мир и нередко – музыкальные способности.
Серый цвет
– это символ злости, подлости, отгороженности. Одновременно – это цвет скрытности, важничанья, усталости.
Коричневый цвет
обычно воспринимают как тяжелый, грубый. Это знак страстей и низменных желаний.
Черный цвет
символизирует тьму, мрак, траур, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Этот цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы.
Белый цвет
означает чистоту и невинность, свежесть и прохладу, правдивость и ясность. Белый цвет – это пустота, он заставляет зрачки глаз быстро сужаться и потому быстро утомляет. Очень страстным людям надо чаще концентрироваться на чисто-белом цвете. Надо помнить, что один и тот же орнамент приобретает иное звучание от смены фона. Фон – второстепенный элемент, но важно подобрать его так, чтобы он подчеркивал ритмичность повторения отдельного элемента узора. Таблица критериев выбора. Критерии Дерево «бонсай» Панно «Сказочное дерево» Венок «Лето» Время изготовления 28 часов 20 часов 36 часов Цветовая гамма 3 цвета 4-5 цветов 7-8 цветов Формат работы 50 на 60см. 40 на 50см. D 30 см. Количество участников все все все Виды плетения Круговое Круговое Параллельное Круговое Параллельное
Фигурное Дополнительные материалы Кашпо, Ветка дерева. Ткань, рамка, тесьма, ленты. Картонный круг, шерстяные нити. Вывод: мы обсудили все варианты предлагаемого выбора и пришли к единодушному решению, что нам было бы интересней выполнить вариант №2- «панно «Сказочное дерево».
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.

Как оборудовать рабочее место.
Важно, чтобы стол и стул соответствовали друг другу по высоте. Свет должен падать слева, поэтому стол нужно поставить у окна, а для работы вечером оборудовать стол лампой с лампочкой мощностью 75 Вт. Материалы и нужные инструменты должны храниться в одном месте. Бисер удобно хранить в пакетиках на липучке, тех, которых он продается, либо в прозрачных баночках с крышкой. Можно сшить холщевые мешочки, на которые нашить 2 – 3 бисерины для вида. Во время работы пересыпать бисер в широкие с низкими бортиками мисочки. Чтобы в процессе работы бисер не катался по столу и не падал на пол, стол надо застелить куском ткани с мелким ворсом типа бархата, велюра или плотной тканью с шероховатой поверхностью. Для обрезков ниток, проволоки или лески, бракованного бисера лучше завести специальную коробочку или миску. Мусор не будет мешать, попадая под руку, а по окончании работы быстро убрать свое рабочее место в порядок, вытряхнуть мусор из коробки в мусорное ведро.
Медицинские рекомендации.
Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление. Чрезмерное и длительное напряжение глаз может привести к ухудшению зрения и глазным заболеваниям. Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья. Гимнастику рекомендуется делать через каждые 15 – 20 минут работы с бисером.

Технологическая карта.
№п/п Этап работы Материалы и инструменты Ход работы. 1 Подготовительный Бумага, карандаш. Учащиеся рисуют эскизы изделия. 2 Плетение элемента «Лист» Круглый бисер, проволока. Выполняем параллельное плетение по схеме: 60 элементов. 3 Плетение элемента «Ёлочка» Круглый бисер, стеклярус, проволока Выполняем параллельное плетение по схеме: 60 элементов. (схема в приложение) 4 Плетение элемента «Цветок» Круглый бисер, проволока Выполняем параллельное плетение по схеме: 60 элементов. 5 Изготовление кашпо из ткани. Ткань , тесьма. Вырезать форму кашпо из дублирина и ткани. Приутюжить
ткань к дублирину, нашить тесьму на среднюю часть кашпо. Загнуть края на изнаночную сторону и зашить. 6 Сборка изделия Нитки , иголка, ткань для основы. 1. Пришить все элементы цветов в верхней части панно. Чередовать разные по форме элементы. 2. Пришить ствол дерева из тесьмы. 3. Приклеить кашпо на ствол дерева. 7 Окончательное завершение работы Клей ПВА столярный, рамка.готовое изделие. Закрепить работу в рамку.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Наименование материала Количество Цена (руб.) Стоимость (руб.) Бисер мелкий 30 пакетов 8руб 240 руб. Бисер крупный 1 пакет 6руб. 6 руб. Проволока Из дедушкиных запасов - - Ткань «дерюжка» 50 см. (из запасов) - - Рамка 1 (из запасов) - - Ленточка 2 м. 8руб 16 руб. Итого: 262 руб. Наша работа оказалась недорогой и доставила нам много удовольствия.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
При изготовлении изделий используются материалы, которые не наносят вреда окружающей среде. В процессе работы можно применять материалы уже бывшие в употреблении, что совсем не влияет на качество готового изделия. В связи с тем, что материалы многоразового использования, бисероплетение можно назвать безотходным.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ.
 Чтобы не выгорал цвет бисера, необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей.  Изделия из бисера следует чистить мягкой щеткой или пылесосом.  При сильном запылении можно промыть мягкой щеткой в прохладной воде с гелем или шампунем, а затем протереть мягкой салфеткой или просушить феном или на открытом воздухе.
ВЫВОД ПО РАБОТЕ.
Работа с бисером – это очень увлекательное и интересное занятие. Оно развивает фантазию, прививает человеку чувство красоты, вкуса, понимание прекрасного, изящного. Каждое последующее изделие хочется сделать лучше, элегантней предыдущего. Приятно осознавать, что мы можем сделать своими руками много красивых изделий из бисера, которые украсят наш дом. Любое из них может стать дополнением к интерьеру гостиной, его можно подарить на день рождения близким людям. В настоящее время очень много журналов, брошюр, книг по бисероплетению и вышивке. В них можно найти множество разнообразных и необычных идей. Смело можно экспериментировать с материалами и цветом, создавая свой собственный дизайн. В работе можно использовать бисер, бусины, ракушки, красивые пуговицы, необычные монетки и многое другое. Все идет в дело.
ЛИТЕРАТУРА.

1. Сколотнева Е.И. Бисероплетение. – СПб.: ООО "Диамант", ООО "Золотой век", 1999. 2. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера. – СПб.: Литера, 1999. 3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982. 4. Мещерякова Н. Мелким бисером украсив… - "Крестьянка",