"Система творческих заданий - первооснова проявления творческой активности детей дошкольного возраста"
Автор: Анисимова Светлана Викторовна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система творческих заданий - первооснова проявления творческой активности детей дошкольного возраста"
Система творческих заданий - первооснова проявления
творческой активности детей дошкольного возраста.
Творческая деятельность детей на занятиях музыкой подчинена единой системе творческих
заданий, через которую раскрываются специфические связи с окружающим миром в широком
смысле, и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование
навыков – в более узком.
Система творческих заданий, существенным образом влияет на мышление, речь,
воображение, активность ребенка. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий
характер. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и
продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи
музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие
задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких
заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой
настроения.
Исследования показали, что уже в дошкольном возрасте формированию музыкального
мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения,
динамику. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными
ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При
этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается
образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают
музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая
определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфики
его выразительных средств. Для максимального восприятия и усвоения музыкальных средств
выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи
между конкретными художественными образами и средством воплощения.
Существует множество типов творческих заданий:
Перевод образа из одного художественного ряда в другой;
Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать;
Построение заданий от частного к общему.
В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым,
графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения.
Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности,
художественного решения с характером музыкального образа. Графическое, цветовое
моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенности восприятия
дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно
характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям.
Объектами словесного рисования являются описание природы, внешнего облика персонажа
в программных музыкальных произведениях. Второй вариант творческих заданий важен для
формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа
посредством рассуждения. Например: на что похоже это облако? (ветка, звук – музыкальный
мотив и т.д).
Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, шелест листвы) с
тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все
эти задания способствуют развитию видения, слушания и умения замечать выразительные
свойства предметов и явлений.
В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задание, которые
помогли бы ребенку прийти к осмыслению художественной целостности конкретной темы.
Например: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от
перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостности образа.
Поскольку один из видов музыкальной деятельности на занятиях музыкой является пение, то
целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования
мелодии: одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует
соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения и т.д. Подобные вариативные
творческие задание даём и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию,
обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создавать поисковые ситуации,
способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Ребенок с раннего
детства осваивает музыку движением. Пластическое движение, пластические этюды дают
возможность детям выразить свое восприятие музыки, помогают педагогу направить свое
духовное внимание в глубину произведения.
Применение проблемных методов требует от детей самостоятельности в своем поиске,
творчестве. Приобретенные ими знания становятся ценнее, гораздо заманчивее, так как дети
приучаются мыслить, искать, верить в свои силы.
Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом
созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и
восприятия.
Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в
подпитке в виде открытых концертных исполнений на праздниках, на театрализованных
представлениях.
Исполнительская деятельность как разновидность творчества заполняется, например,
музицированием – игрой на шумовых ударных инструментах, игрой на металлофоне и т.д.
Творчество в театрализованной деятельности приводит к преображению всего духовного
мира детей. У каждого театрализованного спектакля есть конкретная педагогическая и
нравственная цель. К этой цели педагог должен направлять все творческие задания. Основой этих
творческих заданий становится упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой
театральной школы. Остановимся на заданиях, в которых тесно соприкасаются разные виды
искусства. С большим удовольствием дети берутся за сочинение небольших стихотворений. Суть
заключается в следующем: педагог читает несложное стихотворение, пропуская последние слова
строк, а дети, исходя их ощущения рифмы, тут же заполняют пропуски.
Отыскивание нужного слова по рифме – не просто приятная забава, подготавливающая
ребенка к сочинению стихотворения. Она учит ощущать структурные закономерности в поэзии и,
что важно для нас как музыкантов, в музыке. Родство с поэтической рифмой будет рассмотрено в
вопросно-ответных соотношениях музыкальных мотивов и фраз.
Педагог на театрализованных праздниках, развлечениях одновременно и драматург и
режиссер, артист и зритель спектакля, а в определенный момент он передает ведущую роль
детям, и сами дети продолжают «путешествие» в воображаемый мир театра, получая при этом
эстетическое наслаждение.
Использование ребусов на музыкальном материале дает возможность детям без утомления
постигать сведения из области музыкального языка.
Ребусы – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже
переходит в игру, что характерно для детского возраста.
Ребусы способствуют развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для
ребенка личностных свойств. Они учат поиску, варьированию, всему тому, что детям приходится
использовать в процессе сочинения стихотворения и музыкальных мелодий.
Ценно в ребусе также то, что он привносит с собою живую эмоцию, с которой процесс
познания становится короче и эффективнее, ибо, как замечает С.Рубинштейн, «эмоционально
ограниченный материал запоминается при прочих равных условиях лучше, чем эмоционально
безразличный».
Итак, творческие музыкальные занятия призваны сыграть немалую роль в творческом и
общем развитии личности. Эти занятия не только оснащают ребенка знаниями, умениями и
навыками, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке, отзывчивости на
нее, потребности в ней.