"Система творческих заданий - первооснова проявления творческой активности детей дошкольного возраста"

Автор: Анисимова Светлана Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №83
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система творческих заданий - первооснова проявления творческой активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система творческих заданий - первооснова проявления

творческой активности детей дошкольного возраста.
Творческая деятельность детей на занятиях музыкой подчинена единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи с окружающим миром в широком смысле, и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком. Система творческих заданий, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. Исследования показали, что уже в дошкольном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамику. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфики его выразительных средств. Для максимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретными художественными образами и средством воплощения. Существует множество типов творческих заданий: Перевод образа из одного художественного ряда в другой; Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать; Построение заданий от частного к общему. В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенности восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Объектами словесного рисования являются описание природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях. Второй вариант творческих заданий важен для
формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: на что похоже это облако? (ветка, звук – музыкальный мотив и т.д). Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слушания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений. В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задание, которые помогли бы ребенку прийти к осмыслению художественной целостности конкретной темы. Например: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостности образа. Поскольку один из видов музыкальной деятельности на занятиях музыкой является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения и т.д. Подобные вариативные творческие задание даём и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создавать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Ребенок с раннего детства осваивает музыку движением. Пластическое движение, пластические этюды дают возможность детям выразить свое восприятие музыки, помогают педагогу направить свое духовное внимание в глубину произведения. Применение проблемных методов требует от детей самостоятельности в своем поиске, творчестве. Приобретенные ими знания становятся ценнее, гораздо заманчивее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений на праздниках, на театрализованных представлениях. Исполнительская деятельность как разновидность творчества заполняется, например, музицированием – игрой на шумовых ударных инструментах, игрой на металлофоне и т.д. Творчество в театрализованной деятельности приводит к преображению всего духовного мира детей. У каждого театрализованного спектакля есть конкретная педагогическая и нравственная цель. К этой цели педагог должен направлять все творческие задания. Основой этих творческих заданий становится упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой театральной школы. Остановимся на заданиях, в которых тесно соприкасаются разные виды искусства. С большим удовольствием дети берутся за сочинение небольших стихотворений. Суть заключается в следующем: педагог читает несложное стихотворение, пропуская последние слова строк, а дети, исходя их ощущения рифмы, тут же заполняют пропуски.
Отыскивание нужного слова по рифме – не просто приятная забава, подготавливающая ребенка к сочинению стихотворения. Она учит ощущать структурные закономерности в поэзии и, что важно для нас как музыкантов, в музыке. Родство с поэтической рифмой будет рассмотрено в вопросно-ответных соотношениях музыкальных мотивов и фраз. Педагог на театрализованных праздниках, развлечениях одновременно и драматург и режиссер, артист и зритель спектакля, а в определенный момент он передает ведущую роль детям, и сами дети продолжают «путешествие» в воображаемый мир театра, получая при этом эстетическое наслаждение. Использование ребусов на музыкальном материале дает возможность детям без утомления постигать сведения из области музыкального языка. Ребусы – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребусы способствуют развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для ребенка личностных свойств. Они учат поиску, варьированию, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворения и музыкальных мелодий. Ценно в ребусе также то, что он привносит с собою живую эмоцию, с которой процесс познания становится короче и эффективнее, ибо, как замечает С.Рубинштейн, «эмоционально ограниченный материал запоминается при прочих равных условиях лучше, чем эмоционально безразличный». Итак, творческие музыкальные занятия призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Эти занятия не только оснащают ребенка знаниями, умениями и навыками, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке, отзывчивости на нее, потребности в ней.