Напоминание

"Предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"

Автор: Толстихина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Благодарный, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Опыт работы

«Предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного

травматизма».

Щади здоровье, жизнь

щади.

За движением следи!

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья!.

О.Базаров
Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый ребенок становится жертвой дорожно- транспортного происшествия. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. Ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. И поэтому важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Учитывая особую значимость работы в данном направлении педагогический коллектив МКДОУ «Детский сад №7» г. Благодарный уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения, вопросам здоровьясбережения детей и их безопасности. Методическая работа в ДОУ строится на основе документов, регламентирующих данную деятельность: Федеральный закон от 10.12.1995 года №196 ФЗ «О безопасности дорожного движения»; Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 года № 100; приказ Минобразования России от 22.08.1996 года № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» (вместе с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам
воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице). В детском саду успешно реализуется примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, 3.А.Михайловой), разработанная в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями, в которой содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение таких задач, как передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Содержание образовательной области «Безопасность» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагает построение образовательного процесса на разных и соответствующих возрасту формах работы с детьми. Задачи работы ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения:  сохранение здоровья и жизни детей;  предупреждение дорожно-транспортного травматизма;  поиск новых направлений совместной деятельности с родителями, социальными институтами по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма;  расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения. Воспитатели ДОУ в своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения ориентируются и на дополнительную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой, которая была разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования, а именно раздел «Ребенок на улицах города», содержание которого предполагает знакомство с устройством проезжей части, «зеброй», светофором и другими дорожными знаками для пешеходов, дорожными знаками для водителей и пешеходов, правилами езды на транспортных средствах (велосипед, самокат), о работе ГИБДД (милиционер-регулировщик), правилами поведения в транспорте.
Выполнение данной программы педагогами образовательного учреждения осуществляется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Одним из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно- образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность выстраивается на основании следующих принципов:  Принцип целенаправленности – содержание и формы работы определяются целью и задачами.  Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.  Принцип дифференцированного подхода применяется в работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.  Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Основные направления и формы работы с педагогами по обучению

детей правилам дорожного движения
Для повышения педагогического мастерства воспитателей разработан перспективный план работы во всех возрастных группах по данному направлению, где определены цели и задачи для каждого возраста, подобраны и систематизированы печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводимые диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми, способствуют заинтересованному отношению педагогов ДОУ к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Чтобы добиться успеха в освоении детьми правил дорожного движения воспитатели ДОУ осуществляют связь между всеми образовательными областями программы. Интегрируя образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» , педагоги уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя задачи от деятельности к деятельности, и от группы к группе.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению

детей правилам дорожного движения




В средней группе во время целевых прогулок, непосредственно образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход»,
«переход», «машина». Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе непосредственно образовательной деятельности: - «Художественное творчество»: на рисовании, лепке, аппликации дети изображают различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение, соотношение частей; - «Делаем первые шаги в математику» – учатся различать левую и правую стороны, т.е. ориентируются в окружающем пространстве; на конструировании – создают разнообразные здания и сооружения из строительного материала, учатся создавать различные модели по рисунку и по собственному замыслу; - «Физическая культура» - дошкольников учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад, проводят подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет», тем самым у детей накапливая опыт движения по улице, обогащая их словарный запас, повышая уровень пространственной ориентировки. Полученные знания закрепляются и в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»). Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.). В старшей группе разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Развивая детей этого возраста педагоги дошкольного образовательного учреждения уделяют большое внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начинают работу со знаков для пешеходов: информационно- указательные - «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания», обращают внимание детей на то, что предупреждающие знаки «Пешеходный переход», «Дети» предназначены для водителя. В этих группах дети получают четкие представления о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять (ходить только по правой стороне тротуара, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где есть пешеходный переход). Содержание материала в этих группах более сложное: в центрах по ПДД обозначены различные типы перекрестков с нанесенной разметкой, тротуары, остановки транспорта, различные виды знаков. Дети знакомятся с
таким понятием, как «многополосное движение», «островок безопасности», средства регулирования дорожного движения. Дошкольники этого возраста уже имеют определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому основным направлением работы является интеллектуально-игровая деятельность в виде занимательных игр, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность. Для развития внимания, памяти детей старшего дошкольного возраста организуются развивающие игры с тематикой ПДД: «Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Найди, где спрятался знак», «Лабиринты» и др.. При выходе на групповой участок логопедической группы нанесена разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся переходить на свой участок только по пешеходному переходу. Установленные на территории образовательного учреждения дорожные знаки, способствуют воспитанию грамотного пешехода. Воспитатели используют в своей работе имеющийся большой выбор дидактических игр по правилам дорожного движения: «Знаки на дорогах», «Дорожные знаки», «Теремок», «Светофор», «Угадай, какой знак», «Что изменилось?» и многие другие. В течение года педагоги знакомили детей с художественной литературой по правилам дорожного движения с последующей беседой по их содержанию: Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный», Жидков Б. «Что я видел, светофор», Северный А. «3 чудесных цвета», Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками», Турутин С. «Для чего нужен светофор», Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист», Маршак С. «Милиционер», «Мяч» и др. Для того чтобы обучение детей правилам дорожного движения проходило интересно, ненавязчиво и не утомительно, воспитатели создают для этого необходимые условия: в каждой возрастной группе детского сада созданы центры безопасности, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Здесь имеются макеты улиц города для игр с маленькими машинами, есть пособия и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Наша улица», «За рулем», «По городу» и др. Воспитатели совместно с родителями ежегодно приобретают наглядные пособия (светофор плоскостной, «Дети и дорога», «Транспорт», «Детям о правилах дорожного движения», набор дорожных знаков и др.), развивающие игры (коврограф «Автотранспорт», «Светофор», «Законы улиц и дорог», разнообразные лото, домино и др.). Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации по безопасности движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Организуемые и проведенные с детьми дошкольного возраста праздники, развлечения, НОД в течение года помогли детям усвоить
социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях, которые помогут сохранить им жизнь и здоровье. На базе МКДОУ продолжает функционировать кружок «Красный, желтый, зеленый»» по изучению азбуки дорожного движения, который проводится с детьми 1 раз в неделю воспитателем Толстихиной Н. И в своей группе. За основу взята программа Т.И.Даниловой «Светофор». Программа кружка нацелена на обучение детей дошкольного возраста ПДД и осуществляется на основе общих дидактических принципах: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Реализуется через следующие этапы: I – уточнение представлений дошкольников о правилах дорожного движения; II – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД, наблюдение за движением транспорта по улицам, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД; III – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения; IV – формирование у дошкольников чувства ответственности; V – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых – выступление агитбригады. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями. Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет совместная работа инспектора ГИБДД и дошкольного учреждения. Инспектор ГИБДД на организуемых ДОУ собраниях проводит беседу с родителями о правилах дорожного движения, приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной. При организации сотрудничества с родителями педагоги дошкольного образовательного учреждения всегда помнят о том, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому, осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, мы строим контакт так, чтобы родители из пассивно
принимающих информацию зрителей, становились активно действующими участниками в процессе ее усвоения.
Основные направления взаимодействия с родителями воспитанников

по обучению детей правилам дорожного движения:
- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов; - выработка плана совместных действий; - пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице; - повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице; - активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях; - ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения; - информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения; - активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции; - приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения; - изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;
- повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада; - совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Формы взаимодействия с родителями
В начале учебного года во всех группах проводилось анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения?», цель которых: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения на улице; - выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и психофизиологических особенностей, - выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения, - выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи. Для повышения интереса родителей и детей к дорожной азбуке, мы организуем различные виды досуговой деятельности: викторины, конкурсы, праздники, родительские собрания, мастер-классы.
Центры по ПДД оформлены в каждой группе учреждения, целью которых является информирование не только детей ДОУ, но и их родителей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения. Так в течение учебного года проводился конкурс «Лучший рисунок по безопасности дорожного движения», обязательным требованием которого является участие взрослого и ребенка. Практические мастер-классы по безопасности : НОД « Волк и козлята» (средняя группа, воспитатель Крапивкина Н. Ф.), НОД « Школа светофорных наук (старшая группа, воспитатель Неткачева Ю. Е.), КВН «Изучаем правила дорожного движения» (старшая логопедическая группа, воспитатель Толстихина Н. И), проведенные с родителями и воспитанниками, при участии сотрудников ГИБДД, стали ежегодной традицией ДОУ в День открытых дверей, которые способствуют самоанализу грамотности в вопросах знаний и соблюдений правил безопасного поведения всех участников движения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, воспитателями старшей логопедической группы Маслиенко В. В. и Толстихиной Н. И., в тесном сотрудничестве с родителями, был создан практико-ориентированный, долгосрочный проект по теме «Правила дорожного движения должны знать все без исключения». Цель которого - создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей правил дорожного движения. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. За все годы работы по обучению детей правилам дорожного движения отсутствуют случаи дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А.Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.