"Формирование письма у младших школьников с ОНР III уровня"
Автор: Тихонова Ирина Валерьевна Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 39
Населённый пункт: г. Орел, Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование письма у младших школьников с ОНР III уровня"
Формирование письма у младших школьников с общим недоразвитием речи III
уровня.
В настоящее время Россия переживает один из самых сложных, болезненных,
но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Резко увеличилось количество
семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ
научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной
адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в
современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 14%
детей практически здоровы, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья, 35 %
имеют хронические заболевания. В 1990 году появился термин – «децелерация»,
сущность которого заключается в замедленном темпе роста и развития детей.
Наиболее часто это явление встречается у детей группы риска. В особо сложных
условиях находятся дети беженцев, вынужденных мигрантов, одиноких матерей,
безработных, дети из неблагополучных семей.
Материнская заболеваемость, младенческая смертность, различная патология, в
том числе возраст женщины, жилищные условия, заработная плата и многое другое
являются причинами неполноценного развития ребенка. Для наших родильных домов
в настоящее время характерно наличие рожениц в возрасте за 30 лет, которые уже
сделали несколько абортов и имеют воспалительные заболевания. Эти женщины, как
правило, рожают в первый раз. У них высокий социальный статус, но для полноты
жизни им не хватает только ребенка. Они рожают желанного малыша. Но с
осложнениями, часто оперативным путем: с помощью «кесарева сечения». В
результате резкой смены давления у новорожденного возникают поражения
центральной или периферической нервной системы.
Среди этих детей, самую значительную группу занимают дети с нарушениями
речевого развития. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые; есть
такие, что появляются стазу, другие дают о себе знать значительно позже. Но, ни одно
нарушение нельзя оставлять без внимания.
Причинами
общего недоразвития речи
(ОНР) являются различные
неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития
(интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в
первые годы жизни ребёнка.
Такой подход к ОНР можно назвать педагогическим, поскольку одной из его
целей является формирование специализированных логопедических групп при
дошкольных и школьных учреждениях. При этом объединяются дети, примерно
соответствующие одному уровню (первому, второму или третьему) речевого развития
для применения к ним сходных методов речевой коррекции. Однако клинически ОНР
проявляется весьма разнообразно, потому наряду с педагогическим существует и
медицинский подход к ОНР, при котором нарушения делятся уже не на уровни, а на
так называемые группы в соответствии с неврологическими и психопатологическими
синдромами.
При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в
целом и в речи, в частности на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на
сложность дефекта, к трем-пяти годам приближается по уровню общего и речевого
развития к возрастным стандартам. Но у многих детей могут сохраняться отклонения
в речевом развитии в той или иной степени. Особенно нарушения речевого развития
начинают проявляться с началом обучения в школе.
Даже те, что не влияют напрямую на успешность обучения, могут угнетающе
действовать на ребенка, провоцировать трудности в общении, препятствовать
социализации. К ним относятся нарушения устной речи: слишком быстрый или
слишком медленный темпы говорения (которые могут быть симптомами гораздо
более серьезных нарушений), неправильное или нечеткое произношение звуков и
заикание.
Дети с ОНР страдают пониженной способностью анализировать явления языка.
Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые и, морфологические и
синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей практике.
Кроме того у них наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой
памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности
препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости.
Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи у
ребенка, ибо они влияют на его учебные успехи. Это дисграфия и дислексия. Причина
их возникновения - общее недоразвития речи. То есть, нарушены все компоненты
речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и
восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом.
При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма,
которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в
буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Взрослому, который
свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание.
Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют
согласованности многих анализаторов и функций организма.
Расстройство письма может быть обусловлено органическими повреждениями
корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма,
запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования.
Нарушение письма может быть связанно с длительными соматическими
заболеваниями детей в ранний период их развития, и так же с неблагоприятными
внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное
внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов,
неблагоприятная семейная обстановка).
По данным Ю.Г. Демьянова, В.А. Ковшикова, А.Н. Корнева, В.В. Ковалева,
нарушение письма у детей с относительно сохранным интеллектом (не имеющих
умственной отсталости) часто сочетается с психическим или психофизическим
инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с
определенными особенностями структуры интеллекта, с недостаточностью таких
психических функций, как внимание, память.
Согласно данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам, число
учащихся с нарушениями письма в массовых школах составляло 6%. За прошедшие с
тех пор пол века общая ситуация в нашей стране изменилась далеко не в лучшую
сторону, значительно вырос процент детей с нарушениями письма.
Данная тема является актуальной , т.к. в последнее время значительно возросло
количество детей с ОНР, которые испытывают значительные затруднения при
поступлении в школу. Эти затруднения имеют максимальное влияние на процессы
формирования письма и чтения, а письмо и чтение являются базой и средством для
дальнейшего обучения. А графо-моторный компонент, который входит в цепочку
операций составляющих письмо, становится основой для хорошего письма.
От того, насколько качественно будут сформированы графо-моторные навыки у
учащихся младшего школьного возраста, будет зависеть усвоение процесса письма, их
дальнейшее обучение в целом.
Трудности овладения графо-моторными навыками – явление в наши дни
нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев
сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и
усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию
более сложных предложений.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют довольно
значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них
проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы
по русскому языку, в связи с чем одним из важнейших направлений логопедической
работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному
овладению программными учебными навыками.