Автор: Чернышова Ирина Всеволодовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБОУ ИШИ им. Е.Д. Стасовой
Населённый пункт: горд Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Рыцари без страха и упрека"
Аттестуемый педагог: Чернышова Ирина Всеволодовна
Тема : «Рыцари без страха и упрека»
Возраст воспитанников : 12-14лет
Тип занятия : комбинированный
Цель занятия: используя игровую форму занятия, расширить гендерные представления у детей, воспитывать
уважительные взаимоотношения между девочками и мальчиками.
Задачи занятия:
Образовательные: закрепить полученные воспитанниками знания по теме «Средневековье», мотивировать к изучению
данной темы в большем объеме, пробуждать интерес к чтению.
Развивающие : развивать трудовые навыки в процессе выполнения предварительного задания, навыки публичного
выступления, развитие чуткости и эмпатии, умения работать коллективно и в группах, умения работы с ИКТ.
Воспитательные : воспитание в детях нравственных качеств, положительного отношения к разным социальным
гендерным ролям.
Оборудование и технические средства обучения:
мультимедийный проектор, ноутбук (компьютер), экран,
презентация, конспект, плакат, ручки, карандаши, листы бумаги, мячи-прыгуны, воздушные шары, гимнастическая
палка, кегли, искусственные цветы, зонт, перчатки, сумочка.
Наглядные пособия: плакат «Рыцари без страха и упрека», металлический макет рыцаря, выставка книг «Рыцари и
замки. Детская энциклопедия», М. Твен «Янки при дворе короля Артура», В.Скотт «Айвенго».
Ключевые слова: рыцарь, отвага, честь, рыцарский поступок, рыцарское звание, Прекрасная Дама.
Этапы работы
Содержание этапа
(деятельность педагога)
Деятельность
воспитанников
1.
Организационный момент :
- старт занятия;
- установление взаимодействия между всеми
субъектами на занятии.
Мотивация для воспитанников:
-интерес темы рыцарства.
Цели для воспитанников:
-настроиться на работу в рамках праздника
(организационно и эмоционально).
Цели и задачи для педагога:
-создать благоприятную атмосферу на занятии;
-включить всех воспитанников в работу.
Методы организации работы:
-беседа.
Форма организации работы: слово педагога,
фронтальная.
Слайд №1.(«Добро пожаловать!»). Звучит музыка.
Помогает ребятам адаптироваться. Приветствие
всем гостям и воспитанникам.
На экране появляется фрагмент из кинофильма
«История рыцаря».
Дорогие друзья, мы не случайно начали наш
праздник с фрагмента из кинофильма.
-Кто знает отрывок из какого фильма показан? Кто
его главные герои?
-А кто такой рыцарь? Чем же отличаются рыцари от
обычных людей?
Думаю, тема рыцарства интересует многих. О
рыцарях сняты фильмы, написаны книги, дети
любят играть, сражаясь на мечах.
Скажите, вы смотрели какие-нибудь фильмы о
рыцарях? Чем вас поразили герои этих фильмов?
- Хотелось бы и вам побыть рыцарем или
прекрасной дамой?
Предлагаем, друзья, сегодня ненадолго окунуться в
мир Средневековья, в котором жили рыцари, и
вспомнить их образы.
Идёт презентация «Рыцари»
В середину класса выходят Жанна и Мадина.
Читают стихотворение:
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари,
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Гости и участники
рассаживаются на
предложенные места;
жюри - за стол.
Примерные ответы детей:
-Рыцари.
-Всадник.
-Смелые, отважные воины.
-«Первый рыцарь». Рыцари
бесстрашно сражаются,
защищают бедных.
-Да. Поучаствовать в
рыцарском турнире.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят.
Я не согласна с этим!
Воспитатель:
Думаю, что и сегодня найдутся рыцари: сильные,
смелые, великодушные.
2.
Актуализация знаний.
Появляется глашатай (Миша):
Цель для воспитанников:
-формировать представление о рыцарской эпохе как об
отрезке истории человечества, знакомство с оружием,
доспехами, общественными правилами поведения
-расширять гендерные представления, воспитывая у
мальчиков стремление быть сильными, смелыми, у
девочек – уважение к мальчикам как будущим
защитникам и понимание своей роли в обществе.
-развивать трудовые навыки, навыки публичного
выступления;
-формировать культуру взаимоотношений мальчиков и
девочек.
Цель для педагога:
- включение воспитанников в активную познавательную
деятельность через исполнение различных
педагогических методов и приемов, необходимых для
овладения новым материалом знаний;
-мотивировать воспитанников к изучению темы
«Средневековье» в большем объеме, чем предусмотрено
школьной программой;
-дать возможность проявить способности
воспитанников в разных видах деятельности;
-развитие эмоциональной сферы воспитанников через
применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
-ролевая игра.
Формы организации работы:
фронтальная беседа, коллективная деятельность,
групповая деятельность.
Критерии достижения целей и задач данного этапа
занятия: успешные ответы воспитанников,
заинтересованность, положительный эмоциональный
фон занятия.
Методы мотивирования учебной активности
обучающихся: смена видов деятельности,
Слушайте все! Слушайте все! Его Величество
Король и Ее Величество Королева повелевают
созвать в королевский замок подданных своих и
учредить рыцарский турнир, дабы проверить
доблесть рыцарского рода. Самые славные рыцари,
которым отдадут свои сердца прелестные
фрейлины Ее Величества, будут награждены Его
Величеством и заслужат почести. Спешите в замок!
Седлайте коней! Честь, отвага и ум будут вашими
верными спутниками!
Воспитатель:
Вот с такого объявления в средние века начинались
рыцарские турниры. Королевский глашатай во всех
землях объявлял о начале состязаний, и рыцари из
самых отдаленных мест съезжались, чтобы
сразиться друг с другом.
Звучат фанфары.
Сегодня на нашем рыцарском турнире будут
состязаться шесть участников, шесть рыцарей.
Съехались они, чтобы показать силу и ловкость,
благородство и смекалку.
И по традиции рыцари перед турниром дают
клятву. Рыцари, вы готовы?
Рыцари отвечают: «Да!»
Произносят клятву (учат заранее):
«Клянемся в рыцарском турнире победить.
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Участники в плащах берут
щиты и оружие, выходят в
середину класса.
3.
Объяснение нового материала.
Цель для воспитанников:
-изучить понятие «Рыцаря без страха и упрека»;
-в процессе ролевой игры придерживаться гендерной
роли;
-совершенствовать умение работы в группах, работы с
ИКТ; представлять результаты работы.
Цель для педагога:
-создать благоприятный психологический климат;
-сплочение коллектива;
Воспитатель:
Было в старину хорошее выражение «Рыцарь без
страха и упрека», А известно ли вам, ребята, что
оно означает?
Вот что говорится во фразеологическом словаре.
Это воин, который в бою показывал верх мужества
и доблести, оставался верен высоким понятиям и
воинской чести. А кого в настоящее время мы
Ответы детей
-дать возможность проявить способности
воспитанников в разных видах творчества.
Методы организации работы:
-турнир.
Форма организации работы:
-фронтальная, групповая.
Критерии достижения целей и задач данного этапа
занятия:
-умение находить и использовать рыцарские качества.
Критерии определения уровня внимания и
познавательной активности воспитанников, их интереса
к изучаемому материалу:
-заинтересованность в работе.
Методы мотивирования учебной активности
воспитанников:
-смена видов деятельности,
-использование различных педагогических технологий,
-создание условий для личностной самореализации
через возможность участия в разных видах
деятельности.
можем назвать Рыцарем без страха и упрека? Тот
же словарь отвечает нам: рыцарем без страха и
упрека в настоящее время мы можем назвать
высоконравственного человека, который во всем
может служить примером. (Показывается слайд).
Участники, вы готовы подтвердить звание рыцаря и
начать состязание?
Отвечают: «Готовы!»
Итак, первый этап - домашнее задание. Участники
должны были изготовить своими руками щиты с
изображением гербов и оружие. Сейчас они
представят их нам. Думаю, это будет настоящим
украшением нашего турнира.
Воспитатель:
Мы видим разнообразие щитов, гербов и оружия.
Вы здорово постарались! Жюри оценит работу
каждого и отправит баллы в копилку команд, в
которой будет находиться участник.
Уважаемые рыцари, смогли бы вы изобразить
поединок? Попробуйте.
Ну, как получилось? (Вопрос к зрителям)
Теперь рыцари разделятся на два ордена и начнут
состязание. Назовем их Орден Единорога и Орден
Креста.
Следующий этап турнира – «фехтование». Рыцари
должны были уметь фехтовать. Только наносить
уколы противнику вы будете словами. Нужно
Ответы детей
Ребята представляют свою
работу.
Согласившиеся вступают в
поединок под музыку.
Мадина и Жанна
прикрепляют
соответствующие эмблемы
участникам.
Участники на листах
4.
Закрепление учебного материала .
Цель для воспитанников:
-определить первичный уровень освоения нового
материала;
-выполняя творческое задание, расширить собственные
знания по данной теме.
Цель для педагога:
-используя различные методические приемы,
способствовать повышению мотивации воспитанников
к закреплению нового материала.
Методы организации работы:
-создание воспитывающих ситуаций, используя
миниатюры без слов.
Мадина: Время рыцарей в железных доспехах
ушло, но очень хочется надеяться, что наши
мальчики по-прежнему остаются рыцарями –
сильными, отважными, смелыми, благородными,
готовыми помочь слабому и защитить даму.
Воспитатель: Пока жюри подводит итоги, мы
с вами разыграем театральную миниатюру без
слов. Прошу одну девочку и двух мальчиков из
гостей поучаствовать. Ваша задача - изобразить то,
что я буду говорить.
(Драма со счастливым концом)
Молодой воспитанный человек, в душе
благородный рыцарь, вышел на улицу. Погода
прохладная, накрапывает дождь. Юноша слегка
замерз, достал из кармана перчатки, надел их.
Раскрыл зонт над головой. Вдруг он оживился,
выпрямил спину и куда-то засмотрелся.
Из-за угла здания появилась симпатичная девчонка.
Она шла легкой походкой, помахивая сумочкой и
слегка пританцовывая. Юноша ею залюбовался.
Вдруг откуда не возьмись появился хулиган. Он
был страшен. Он тоже увидел девушку и быстро
пошел в ее сторону. Схватил ее за руку, стал ей что-
то говорить…. Девушка в ужасе от него пытается
вырваться…
И тут благородный юноша бросился ей на помощь.
Спасибо артистам. Ребята, можем мы назвать
поступок юноши благородным, рыцарским?
Почему?
.
Дети выходят в середину.
(Мальчику дается зонт и
перчатки, девочке-
сумочка).
Ребята размышляют,
отвечают
А теперь прошу жюри подвести итоги.
Жюри оглашает результаты
турнира. Цветами-
жетонами посыпают
участников.
5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и закончился наш турнир. Было ли вам
интересно в нем участвовать? Возьмите меч и
передавая друг другу, скажите несколько слов.
Давайте вспомним кто же такой рыцарь сегодня,
рыцарь без страха и упрека?
Давайте все вместе напишем Кодекс Рыцаря.
Кодекс – это свод правил, по которым живет
рыцарь. Предлагайте, а я буду записывать.
Но написать правила еще недостаточно, надо
придерживаться их в жизни. Предлагаю оформить
памятку и повесить ее в каждой комнате.
Благодарю всех участников за активную игру.
Сегодня нет победителей и побежденных, есть
Рыцари. Пусть вашими доспехами всегда будут
вежливость и любезность, внимание и
доброжелательность. А Прекрасные Дамы –
излучают тепло и любовь, проявляют заботу и
понимание.
Думаю, что с такими рыцарями нам ничего не
страшно.