"Рыцари без страха и упрека"

Автор: Чернышова Ирина Всеволодовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГБОУ ИШИ им. Е.Д. Стасовой
Населённый пункт: горд Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Рыцари без страха и упрека"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект

Аттестуемый педагог:
Чернышова Ирина Всеволодовна
Тема
: «Рыцари без страха и упрека»
Возраст воспитанников
: 12-14лет
Тип занятия
: комбинированный
Цель занятия:
используя игровую форму занятия, расширить гендерные представления у детей, воспитывать уважительные взаимоотношения между девочками и мальчиками.
Задачи занятия:

Образовательные:
закрепить полученные воспитанниками знания по теме «Средневековье», мотивировать к изучению данной темы в большем объеме, пробуждать интерес к чтению.
Развивающие
: развивать трудовые навыки в процессе выполнения предварительного задания, навыки публичного выступления, развитие чуткости и эмпатии, умения работать коллективно и в группах, умения работы с ИКТ.
Воспитательные
: воспитание в детях нравственных качеств, положительного отношения к разным социальным гендерным ролям.
Оборудование и технические средства обучения:
мультимедийный проектор, ноутбук (компьютер), экран, презентация, конспект, плакат, ручки, карандаши, листы бумаги, мячи-прыгуны, воздушные шары, гимнастическая палка, кегли, искусственные цветы, зонт, перчатки, сумочка.
Наглядные пособия:
плакат «Рыцари без страха и упрека», металлический макет рыцаря, выставка книг «Рыцари и замки. Детская энциклопедия», М. Твен «Янки при дворе короля Артура», В.Скотт «Айвенго».
Ключевые слова:
рыцарь, отвага, честь, рыцарский поступок, рыцарское звание, Прекрасная Дама.
Этапы работы Содержание этапа (деятельность педагога) Деятельность воспитанников 1.
Организационный момент
: - старт занятия; - установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии. Мотивация для воспитанников: -интерес темы рыцарства. Цели для воспитанников: -настроиться на работу в рамках праздника (организационно и эмоционально). Цели и задачи для педагога: -создать благоприятную атмосферу на занятии; -включить всех воспитанников в работу. Методы организации работы: -беседа. Форма организации работы: слово педагога, фронтальная. Слайд №1.(«Добро пожаловать!»). Звучит музыка. Помогает ребятам адаптироваться. Приветствие всем гостям и воспитанникам. На экране появляется фрагмент из кинофильма «История рыцаря». Дорогие друзья, мы не случайно начали наш праздник с фрагмента из кинофильма. -Кто знает отрывок из какого фильма показан? Кто его главные герои? -А кто такой рыцарь? Чем же отличаются рыцари от обычных людей? Думаю, тема рыцарства интересует многих. О рыцарях сняты фильмы, написаны книги, дети любят играть, сражаясь на мечах. Скажите, вы смотрели какие-нибудь фильмы о рыцарях? Чем вас поразили герои этих фильмов? - Хотелось бы и вам побыть рыцарем или прекрасной дамой? Предлагаем, друзья, сегодня ненадолго окунуться в мир Средневековья, в котором жили рыцари, и вспомнить их образы. Идёт презентация «Рыцари» В середину класса выходят Жанна и Мадина. Читают стихотворение: Когда-то в средние века Повсюду жили рыцари, И жизнь была их нелегка В железной амуниции. Гордились рыцари собой, Мечами и доспехами. Гости и участники рассаживаются на предложенные места; жюри - за стол. Примерные ответы детей: -Рыцари. -Всадник. -Смелые, отважные воины. -«Первый рыцарь». Рыцари бесстрашно сражаются, защищают бедных. -Да. Поучаствовать в рыцарском турнире.
Играли рыцари судьбой И на турниры ехали. Но вот полтыщи лет назад Не стало их на свете. Но так лишь только говорят. Я не согласна с этим! Воспитатель: Думаю, что и сегодня найдутся рыцари: сильные, смелые, великодушные. 2.
Актуализация знаний.
Появляется глашатай (Миша):
Цель для воспитанников: -формировать представление о рыцарской эпохе как об отрезке истории человечества, знакомство с оружием, доспехами, общественными правилами поведения -расширять гендерные представления, воспитывая у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, у девочек – уважение к мальчикам как будущим защитникам и понимание своей роли в обществе. -развивать трудовые навыки, навыки публичного выступления; -формировать культуру взаимоотношений мальчиков и девочек. Цель для педагога: - включение воспитанников в активную познавательную деятельность через исполнение различных педагогических методов и приемов, необходимых для овладения новым материалом знаний; -мотивировать воспитанников к изучению темы «Средневековье» в большем объеме, чем предусмотрено школьной программой; -дать возможность проявить способности воспитанников в разных видах деятельности; -развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Методы организации работы: -ролевая игра. Формы организации работы: фронтальная беседа, коллективная деятельность, групповая деятельность. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, заинтересованность, положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, Слушайте все! Слушайте все! Его Величество Король и Ее Величество Королева повелевают созвать в королевский замок подданных своих и учредить рыцарский турнир, дабы проверить доблесть рыцарского рода. Самые славные рыцари, которым отдадут свои сердца прелестные фрейлины Ее Величества, будут награждены Его Величеством и заслужат почести. Спешите в замок! Седлайте коней! Честь, отвага и ум будут вашими верными спутниками! Воспитатель: Вот с такого объявления в средние века начинались рыцарские турниры. Королевский глашатай во всех землях объявлял о начале состязаний, и рыцари из самых отдаленных мест съезжались, чтобы сразиться друг с другом. Звучат фанфары. Сегодня на нашем рыцарском турнире будут состязаться шесть участников, шесть рыцарей. Съехались они, чтобы показать силу и ловкость, благородство и смекалку. И по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы? Рыцари отвечают: «Да!» Произносят клятву (учат заранее): «Клянемся в рыцарском турнире победить. Клянемся смелыми, отважными мы быть. За щитами не скрываться, Участники в плащах берут щиты и оружие, выходят в середину класса.
3.
Объяснение нового материала.
Цель для воспитанников: -изучить понятие «Рыцаря без страха и упрека»; -в процессе ролевой игры придерживаться гендерной роли; -совершенствовать умение работы в группах, работы с ИКТ; представлять результаты работы. Цель для педагога: -создать благоприятный психологический климат; -сплочение коллектива; Воспитатель: Было в старину хорошее выражение «Рыцарь без страха и упрека», А известно ли вам, ребята, что оно означает? Вот что говорится во фразеологическом словаре. Это воин, который в бою показывал верх мужества и доблести, оставался верен высоким понятиям и воинской чести. А кого в настоящее время мы Ответы детей
-дать возможность проявить способности воспитанников в разных видах творчества. Методы организации работы: -турнир. Форма организации работы: -фронтальная, групповая. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: -умение находить и использовать рыцарские качества. Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу: -заинтересованность в работе. Методы мотивирования учебной активности воспитанников: -смена видов деятельности, -использование различных педагогических технологий, -создание условий для личностной самореализации через возможность участия в разных видах деятельности. можем назвать Рыцарем без страха и упрека? Тот же словарь отвечает нам: рыцарем без страха и упрека в настоящее время мы можем назвать высоконравственного человека, который во всем может служить примером. (Показывается слайд). Участники, вы готовы подтвердить звание рыцаря и начать состязание? Отвечают: «Готовы!» Итак, первый этап - домашнее задание. Участники должны были изготовить своими руками щиты с изображением гербов и оружие. Сейчас они представят их нам. Думаю, это будет настоящим украшением нашего турнира. Воспитатель: Мы видим разнообразие щитов, гербов и оружия. Вы здорово постарались! Жюри оценит работу каждого и отправит баллы в копилку команд, в которой будет находиться участник. Уважаемые рыцари, смогли бы вы изобразить поединок? Попробуйте. Ну, как получилось? (Вопрос к зрителям) Теперь рыцари разделятся на два ордена и начнут состязание. Назовем их Орден Единорога и Орден Креста. Следующий этап турнира – «фехтование». Рыцари должны были уметь фехтовать. Только наносить уколы противнику вы будете словами. Нужно Ответы детей Ребята представляют свою работу. Согласившиеся вступают в поединок под музыку. Мадина и Жанна прикрепляют соответствующие эмблемы участникам. Участники на листах
4.
Закрепление учебного материала
. Цель для воспитанников: -определить первичный уровень освоения нового материала; -выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данной теме. Цель для педагога: -используя различные методические приемы, способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала. Методы организации работы: -создание воспитывающих ситуаций, используя миниатюры без слов. Мадина: Время рыцарей в железных доспехах ушло, но очень хочется надеяться, что наши мальчики по-прежнему остаются рыцарями – сильными, отважными, смелыми, благородными, готовыми помочь слабому и защитить даму. Воспитатель: Пока жюри подводит итоги, мы с вами разыграем театральную миниатюру без слов. Прошу одну девочку и двух мальчиков из гостей поучаствовать. Ваша задача - изобразить то, что я буду говорить. (Драма со счастливым концом) Молодой воспитанный человек, в душе благородный рыцарь, вышел на улицу. Погода прохладная, накрапывает дождь. Юноша слегка замерз, достал из кармана перчатки, надел их. Раскрыл зонт над головой. Вдруг он оживился, выпрямил спину и куда-то засмотрелся. Из-за угла здания появилась симпатичная девчонка. Она шла легкой походкой, помахивая сумочкой и слегка пританцовывая. Юноша ею залюбовался. Вдруг откуда не возьмись появился хулиган. Он был страшен. Он тоже увидел девушку и быстро пошел в ее сторону. Схватил ее за руку, стал ей что- то говорить…. Девушка в ужасе от него пытается вырваться… И тут благородный юноша бросился ей на помощь. Спасибо артистам. Ребята, можем мы назвать поступок юноши благородным, рыцарским? Почему? . Дети выходят в середину. (Мальчику дается зонт и перчатки, девочке- сумочка). Ребята размышляют, отвечают
А теперь прошу жюри подвести итоги. Жюри оглашает результаты турнира. Цветами- жетонами посыпают участников. 5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вот и закончился наш турнир. Было ли вам интересно в нем участвовать? Возьмите меч и передавая друг другу, скажите несколько слов. Давайте вспомним кто же такой рыцарь сегодня, рыцарь без страха и упрека? Давайте все вместе напишем Кодекс Рыцаря. Кодекс – это свод правил, по которым живет рыцарь. Предлагайте, а я буду записывать. Но написать правила еще недостаточно, надо придерживаться их в жизни. Предлагаю оформить памятку и повесить ее в каждой комнате. Благодарю всех участников за активную игру. Сегодня нет победителей и побежденных, есть Рыцари. Пусть вашими доспехами всегда будут вежливость и любезность, внимание и доброжелательность. А Прекрасные Дамы – излучают тепло и любовь, проявляют заботу и понимание. Думаю, что с такими рыцарями нам ничего не страшно.