"Методика ТРИЗ и речевое развитие дошкольников"

Автор: Ивкина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад с.Кафтанчиково"
Населённый пункт: с.Кафтанчиково Томской обл.
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Методика ТРИЗ и речевое развитие дошкольников"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методика ТРИЗ и речевое развитие дошкольника.
Задача развития творческой личности, является одной из социально значимых задач современного общества. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, Одной из инновационных технологий обучения детей является технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость этого направления в развитии детей. Я попыталась разрешить данное противоречие. Целью своей работы в заданном направлении я определила овладение и использование адаптированных методов (ТРИЗ) теории решения изобретательских задач, в развитии речи детей. В соответствии с целью я определила следующие задачи: 1. Изучить теоретическую, психолого- педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей 2. Раскрыть особенности мышления и воображения дошкольного возраста детей
3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия на развитие речи детей с использованием методов и приемов ТРИЗ. 4. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ. Для реализации намеченной цели я спланировала свою работу по следующим направлениям: 1. Работа с детьми. Она включала в себя использование методов и приемов ТРИЗ для речевого развития. 2. Работа с родителями – консультирование, родительское собрание. 3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приемов ТРИЗ. Основные этапы методики ТРИЗ 1. Поиск сути Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. 2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь 3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок). Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.. Методы активизации перебора вариантов Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся: • Метод фокальных объектов; • Морфологический анализ; • Мозговой штурм; • Системный оператор;
• Метод противоречий. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО) Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов. Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил 1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) . 2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них. 3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый. 4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное. 5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект. «Летающее яблоко» - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура - оно легкое. «Бегущее яблоко» - у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» - у него должны быть рот и глаза. Работать можно по одному из направлений: - рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект; - вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты; - выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ; - составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) . Морфологический анализ Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Метод «Мозгового штурма» Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм. Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос. С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения. Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. Системный оператор Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего. Использовать системный анализ можно уже в младшей группе. Метод противоречий: 1. Игра «Хорошо-плохо» Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов. I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д. II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления. III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления. IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения. 2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками. Заключение Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ, систематическое обучение игровым методом способствуют не только активизации творческих процессов, но и речевому развитию ребенка. ЛИТЕРАТУРА: Возможности современных развивающих технологий Железнова С.В. Внедрение ТРИЗ–РТВ в практику работы дошкольного учреждения (из опыта работы) / С.В. Железнова Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий / Б.И. Коротяев. — М.: Педагогика, 1989. Крохина И.Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I) / И.Н. Крохина Кудряшова О.В. ТРИЗ: волшебные кольца Луллия / О.В. Кудряшова // Репина Г.А. Перспективные подходы к математическому развитию ребенка: Учебное пособие / Г.А. Репина. — Смоленск: СГПУ, 2000. Самарцева С. ТРИЗ и математика / С. Самарцева // Дошкольное воспитание. — 1996. — N 10. — С. 12. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления / А. Страунинг // Дошкольное воспитание. — 1997. — N 3. — С. 46; N 4. — С. 13.