"Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"

Автор: Хуснутдинова Венера Ильдусовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 ЗМР РТ"
Населённый пункт: город Зеленодольск, Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Применение современных образовательных технологий в урочной и

внеурочной деятельности.
В Национальной доктрине образования РФ отмечается: «Система образования призвана обеспечить… подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информационного общества и развития новых наукоемких технологий…». Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. Организация учебно-воспитательного процесса на основе новейших образовательных технологий и с учетом психо- физиологических особенностей и личных интересов обучающихся позволяет добиваться высоких результатов учебной деятельности. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий. В основе концепции использования современных образовательных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на уроках я стараюсь использовать различные современные образовательные технологии: информационно- коммуникационные, проектный метод, исследовательскую деятельность учащихся, разноуровневое обучение, дифференцированное обучение, технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу, здоровьесберегающие технологии. Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю
информационно-

коммуникационные технологии.
Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью. Это позволяет регулярно использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка. Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:  повышение мотивации к изучению языка;  совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности
 увеличение объема лингвистических знаний;  расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;  развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка. Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их при обучении грамматике: использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. Эта технология позволяет сократить затраты времени на уроке - исчезает необходимость записывания материала на доске. И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ. при обучении лексике:

для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом использую различные виды упражнений, такие как: � упражнения на заполнение пропусков,  упражнения в виде кроссвордов,  упражнения в виде игры на составление предложений,  учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;  учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. при обучении аудированию: для формирования фонетических навыков аудирования; контроля правильности понимания прослушанного текста. при обучении говорению:

для формирования фонетических навыков говорения; для организации общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр. Использование программы Power Point для создания презентаций делает процесс обучения привлекательным и лёгким для понимания. Ученики могут создавать компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. При организации этого вида деятельности преследуется ещё и практическая цель – научить учащихся использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках английского языка, применительно к совершенно новой для них ситуации, что способствует повышению уровня сформированности коммуникативной учащихся. Вот только некоторые из тем: «Москва и ее достопримечательности», «Праздники Великобритании», « Экологические проблемы», «Здоровье. Спорт», «Мое хобби», «Мой распорядок дня» и др. Учащимся нравится этот вид деятельности. Широкое использование Интернет-Ресурсов для развития коммуникативной компетенции дают возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации, способствуют самостоятельной работе.
Интересные возможности предоставляют интернет-ресурсы для организации профильного и профориентационного обучения, для создания элективных курсов. Таким образом, использование информационно- коммуникационных технологий позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета, создает дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы. Следующий важный аспект, которому я уделяю постоянное внимание на уроках и во внеурочное время - использование
проектной методики.
Метод проектов является одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно. Применение активных методов обучения и технологий интерактивного обучения позволяет в полной мере реализовать
здоровьесберегающий

потенциал
урока английского языка. Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Это обеспечивается тем, что учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки строятся таким образом, что не требуют от организма ребенка
высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления. Элементами здоровьесбережения на уроке английского языка выступают и сама структура урока, приемы подачи нового материала и техники его отработки, современные обучающие технологии, в том числе интегративное обучение, использование физкультминуток и минуток-релаксаций, дыхательная гимнастика, создание ситуации успеха на уроке. Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая школьника, повышая его учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах и укреплял его здоровье.
Игровые технологии
позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д. Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно. Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование
ролевых игр
. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д. Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать
время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. В связи с тем, что в каждом классе сразу выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю
технологию

внутриклассной дифференциации
с добавлением элементов разноуровневого обучения. Учитывая типологические особенности каждого ученика, делю класс на условные группы «А», «В», «С». Использую приемы коллективной работы, по динамическим парам или группам. Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. Здесь выделяю многократность повторения, учу выделять лексические опоры. Задания «В» выстроены на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой формы работы позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На каждый урок создаю дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, которые плохо владеют разговорной речью перестают стесняться, наоборот, пытаются тянуться за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки в построении разговора, пытаются монологически высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы. В заключении можно сказать, что Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты , помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным. Список использованной литературы:
Упражнения игрового характера на уроках английского языка // ИЯШ №1, 1991 Ролевые игры в обучении иностранным языкам// ИЯШ №4, 1989 Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи// №7, 2004 Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ №2, 3, 2000