"Консультирование "немотивированных клиентов" как трудность в работе педагогов-психологов образовательных учреждений"

Автор: Хасанова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Филиал ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е. Жуковского"
Населённый пункт: Брянская обл. пгт Белые Берега
Наименование материала: консультирование
Тема: "Консультирование "немотивированных клиентов" как трудность в работе педагогов-психологов образовательных учреждений"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

С.В. Хасанова педагог- психолог филиала ГБОУ СПО «Брянский строительный колледж им. проф. Н.Е. Жуковского»
Консультирование «немотивированных клиентов» как

трудность в работе педагогов-психологов образовательных

учреждений
Когда человек ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую другими лицами. Особенно высок процент принудительно консультируемых в образовательных учреждениях по запросам педагогов. Например, учащийся приходит к психологу и говорит: «Мой преподаватель потребовал, чтобы я пришел сюда, однако, я не думаю, что это необходимо и что Вы сможете мне помочь». Некоторые обращаются к консультанту с единственным намерением – доказать, что никто не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консультирования не достает мотивации. Нежелание быть объектом чьей-либо помощи – совершенно нормально и понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта. Такая ситуация представляет собой очевидный источник стресса для консультанта. Не важно, в каком учреждении это происходит. Консультант вынужден «лечить», «адаптировать» человека против его воли. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи консультанта тяжелой ношей
и становятся своеобразным экзаменом его умений и навыков. Психологу как бы говорят: «Вы должны уметь помогать; Вам предоставляется возможность доказать это». Большинство педагогов-психологов образовательных учреждений испытывают обязанность «перевоспитывать» учащихся и студентов, которых обязали обратиться за консультативной помощью. Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают таким образом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Если «немотивированный» клиент все-таки вынужден по каким-либо причинам посещать консультанта, обычно свое нежелание поддерживать консультативный контакт он выражает по-разному – пропускает встречи, опаздывает, безразличен ко всему, что происходит во время консультирования, отказывается принять долю ответственности за процесс консультирования. Особенно часто свое сопротивление клиенты выражают молчанием. Иногда клиент уныло крутит пуговицу, красноречиво поглядывает на дверь, всем своим видом показывает, что он просто отсиживает время в кабинете. Враждебность может выражаться и прямо. Например, клиент говорит: «Приходить сюда меня заставляют, давайте побыстрее закончим». В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил (педагоги, родители, близкие). Если учащийся кем-то направлен, необходимо попытаться сразу создать «гештальт» сотрудничества. Например, можно сказать: «Коллега просил меня провести с Вами несколько встреч, чтобы совместно обсудить некоторые Ваши проблемы». Это хотя-бы отчасти объяснит клиенту, почему он направлен к консультанту, а также поможет понять, что консультирование – совместное занятие двух людей, а не просто беседы, во время которых консультант дает указания, что и как следует делать. Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких
тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: «С чего Вы хотели бы начать свой рассказ?», «Итак, о чем Вы предлагаете поговорить?» С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, то есть признал в их происхождении свое авторство. Клиент несет ответственность и за осмысленное использование времени консультирования. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности. Иногда думают, что каждый раз клиент должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти от консультанта более самоуверенным, однако с болезненным пониманием того, что следует что-то менять в себе и в своей жизни. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования. Иногда в конце первой встречи клиенты задают вопрос, почему надо встречаться с консультантом несколько раз. В таком случае консультант должен объяснить: «Ваши проблемы возникли не сразу. Они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Чтобы разобраться в проблемах, с ними нужно подробно познакомиться. Это требует времени. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами». Такое объяснение поможет клиенту понять, что решение проблем – это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс. Казалось бы, самое простое решение, которое напрашивается в работе с «немотивированными» клиентами – отказаться от этой работы. Однако, это не всегда возможно, если психолог трудится в какой-либо организации. Своей работой он не только удовлетворяет индивидуальные цели, но и служит реализации целей учреждения. Обязанность помогать человеку, который сам того не желает, вызывает стресс, противоречит мировоззрению консультанта.
В таких случаях следует воспользоваться терапией реальностью, то есть при невозможности изменить обстоятельства следует отказаться от своих установок. Применительно к «немотивированным» клиентам данный принцип означает, что им следует помочь хоть чем-то. Встретившись с «немотивированным» клиентом, консультант должен принять его таким, каков он есть. Если консультант пытается одолеть клиента, заставить его сотрудничать, значит, он не понимает его. Нежелание следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента. Можно обстоятельно объяснить клиенту суть и возможности консультирования. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно против его воли, возможно, начнет изменяться мотивация клиента и найдутся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Однако, консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что «немотивированный» клиент останется лишь формальным клиентом или вообще прекратит посещения. Литература 1. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2003. – 464 с. 2. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с. 3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 336 с.