"Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность"

Автор: Меньшова Анна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад №1"
Населённый пункт: город Новохопёрск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную

деятельность"
Описание: "Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чув¬ствам, которые оно вызывает, а также но приемам художественной выразительности" Г.А. Флерина Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляется представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, осознано их используют. Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно воспринимать прекрасное в окружающем, последовательно рассматри¬вать произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о прекрасном, добром, справедливом. И еще, что не маловажно, у малышей закрепляется представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. На занятиях но изобразительной деятельности отводится определенное место ознакомлению детей с особенностями книжной графики как вида искусства. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором доской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство. Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор его воображению и собственному творчеству. Занятия по ознакомлению с книжной графикой проводятся с детьми разных возрастных групп. Рассматривая на занятиях прекрасные и разнообразные работы художников-иллюстраторов, дети обращаю внимание детей на жанровый характер произведения, на эмоциональное состояние героев, время года или суток, общее настроение или отношение художника к изображаемому. А самое главное, у детей возникает интерес, эмоциональный отклик, желание творить самим и использовать полученные знания в своей творческой работе. Следующий этап приобщения детей к прекрасному - это ознакомление с живописью и ее основными видами: натюрмортом, пейзажем и портретом. В цикле занятий по ознакомлению с натюрмортом в разных возрастных группах знакомлю детей с произведениями известных художников этого жанра. И.Грабаря, И.Хруцкчио, Ф.Толстого, В.Конашевича, В.Ван Гога, И.Машкова. Одна из основных тем натюрморта как жанра - тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы. Разглядывая вещи на картине, дети начинают понимать, сколько усилий и мастерства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, вырастить овощи, испечь хлеб. Натюрморт не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лег, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к
средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими, вызывает желание детей стать самим художниками и нарисовать не менее прекрасную картину Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, Это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая се красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество. Знакомство детей с пейзажной живописью мы начинаем, с четвертого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт восприятия красоты окружающею нас мира природы, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект, Они передают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж. Полученные малышами знания о пейзаже, его средствах выразительности сразу же закрепляются в изобразительной деятельности. Знакомя детей с пейзажной живописью, мы выбираем только высокохудожественные произведения, как по содержанию, так и по форме выражения, таких известных авторов как И.И.Левитан, И.Э.Грабарь, И.И.Шишкин, И.Остроухов, В.Поленов, А.К.Саврасов, А.А.Рылов, А.Грицай. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. На основе знакомства с народным искусством дети учу детей понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. "Праздничная посуда", - сказали мне дети, рассматривая изделия хохломских мастеров. Да, действительно, яркий колорит, красота затейливого рисунка, мастерство художника создают настроение праздника, счастья, и дети прекрасно чувствуют это. Знакомясь с произведениями народного декоративного искусства малыши не только рассматривают созданные мастерами узоры, но и учатся воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. И еще хочется отметить, что на занятиях по изобразительной деятельности дети постоянно знакомятся с многогранностью окружающею мира, развивается их эстетическое восприятие, пробуждаются творческие способности. Малыши начинают видеть всю многогранность красоты окружающей природы и красоту, сотворенную руками человека. Ведь красота нужна человеческой душе как воздух!