"Не с глаголами"

Автор: Дедушева Вера Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "СОШ №25 г. Орска"
Населённый пункт: Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Не с глаголами"
Дата публикации: 14.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 5 «А» классе по теме « Не с глаголами»,
учитель Дедушева В.В.

Тема урока:
« Слитное и раздельное написание не с глаголами»
Место в структуре учебной программы
: урок повторения
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема
« Слитное и раздельное написание не с глаголами»
Цель темы

Образовательные
: 1. Формирование умения определять глагол по морфологически признакам. 2. Формировать умение применять правило написания не с глаголами и обозначать орфограмму.
Развивающие:
1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения.
Воспитывающие:
Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.
Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:
Мультимедийная презентация Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы). словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация учебник «Русский язык» Ладыженская, М. Т. Баранов.
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы и приемы

обучения
Беседа, рассказ, наблюдение над языком, эвристический метод; метод создания проблемной ситуации.
Формы обучения
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Условия реализации урока

Информационные

ресурсы (в том числе

ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая

литература, стратегическая технология и

тактические технологии

Оборудование
Презентация Учебник «Русский язык» Ладыженская, М. Т. Баранов. Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения - объяснительно- Компьютер, мультимедийный
иллюстративный), информационные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения ( проблемного обучения), личностно-ориентированные (гуманно- личностная технология Амонашвили), элементы технологии знаковых систем и таблиц В.Ф.Шаталова проектор.
Основные понятия
Глагол, частица не.
Форма проведения

урока
Урок - практикум.
Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
Научиться применять правила правописания не с глаголами, применять алгоритм определения спряжения. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений и обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения правила написания не с глаголами, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического анализа глагола. Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики и освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.

Технологическая карта урока (45 минут)




Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся
1. Организационный момент 1мин. - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком.
Слайд№1
Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Познавательны
е (формулировка проблемы, умение строить высказывание и др.)
Регулятивные
(прогнозирование, целеполагание и др.)
Коммуникативные
(умение выражать свои мысли, умение работать в парах, управление поведением партнера и др.) Личностные (самоопределение, смыслообразование,) Фронтальная работа Самооценка готовности к уроку. 2. Психологический настрой 1мин. Покажите свой настрой на урок. Улыбаются, садятся на место. Показывают готовность к уроку Фронтальная работа Учитель побуждает учеников к самоанализу деятельности, самооценке, самоконтролю. Организация взаимопомощи. Создание атмосферы взаимной заинтересованност и в работе друг друга.

Самоанализ урока русского языка

Тема урока:

Тема урока:
« Слитное и раздельное написание не с глаголами»
Место в структуре учебной программы
: урок повторения
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема
« Слитное и раздельное написание не с глаголами»
Цель темы

Образовательные
: 1. Формирование умения определять глагол по морфологически признакам. 2. Формировать умение применять правило написания не с глаголами и обозначать орфограмму.
Развивающие:
1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения.
Воспитывающие:
Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.
Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:
Мультимедийная презентация Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы). словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация учебник «Русский язык» Ладыженская, М. Т. Баранов.
Организация

пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Методы и приемы

обучения
Беседа, рассказ, наблюдение над языком, эвристический метод; метод создания проблемной ситуации.
Формы обучения
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
Научиться применять Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, Формирование положительной мотивации к изучению
правила правописания не с глаголами, применять алгоритм определения спряжения. эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений и обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения правила написания не с глаголами, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического анализа глагола. основных разделов лингвистики и освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения.
Урок по теме « Как сочетаются слова» в системе уроков по теме (разделу) «Как устроен наш язык»

по УМК « Начальная школа 21 века»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. На уроке использовались технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.
На уроке использовались следующие методы обучения:

1.Частично-поисковый -
знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности (анализ предложенных слов)
2.Метод генерации идей –
обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.
Технологии обучения:
1.ИКТ – презентация, прослушивание музыки, экскурсия по сайту класса, просмотр видеоролика. 2.Проблемного диалога – мозговая атака, работа парах. Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию. Работа с карточками для групповой работы носила частично-исследовательский характер. На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.
Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей. В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как  Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),  умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,  личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка) Использовалось оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное пособие, задания для работы в группах, в паре,индивидуальная работа,учебник, рабочая тетрадь на печатной основе. На уроке поставлена цель: 1. Наблюдать за сочетаемостью слов. 2. Анализировать лексическое значение слов. 3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.
1 этап –

организационный момент
с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.
2 этап

подготовка обучащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала
с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через выполнение задания и тематические вопросы.
3 этап

постановка познавательной задачи,
с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии.
4 этап
-
повторение и углубление темы
. Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Проводились разные формы работы: коллективная работа, работа в парах Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.
5 этап
-
закрепление и контроль полученных знаний
осуществляется через индивидуальную работу по карточкам, работы в паре. Тип деятельности – проблемный, продуктивный и творческий. Использовались ИКТ, проблемная и игровая технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и технология критического мышления.
6 этап

подведение итогов и рефлексия
через творческое задание (« Синквейн»), самооценку и просмотр видеоролика о дружбе. В начале урока была создана мотивация предстоящей учащимися деятельности в виде стихотворения. Таким образом, у детей был разбужен интерес, возникло желание овладеть новыми универсальными учебными действиями, продвинуться в развитии. Этап актуализации знаний включил в себя проведение словарной работы, индивидуальной деятельности, что способствовало подведению детей к знакомству с новой темой. На данном этапе удалось вовлечь в работу всех учащихся. Здесь использовался познавательный и занимательный материал, прошла фронтальная работа с классом, где были обобщены знания о слове и его лексическом значении. Основной этап - работа по теме урока, содержала в себе большую самостоятельную деятельность учащихся. Новый материал начат с проблемного вопроса, и учащиеся включились в поисковую работу в группах. Здесь были использованы методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, что позволило активизировать познавательную активность детей. Класс работает в быстром темпе, на достаточно высоком уровне сложности. Дети с увлечением обсуждают задания в группах, делают выводы, умозаключение. Виды деятельности, применяемые на этом этапе: самостоятельная работа по учебнику и самостоятельная работа в группах.
Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться. В конце урока подведен итог и проведена рефлексия. Данная работа проводится в системе, дети умеют высказывать свое мнение об уроке. Ребята наглядно показали уровень усвоения нового материала через выполнение различных заданий. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательный интерес учащихся к предмету. Использование презентации позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и привить любовь к предмету, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Время целесообразно распределено по этапам урока. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», т.е. каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. В начале урока была создана проблемная ситуация, для решения которой необходимо было открыть новые знания. Дети умело вывели тему урока и правильно поставили цель для дальнейшей работы. Вся работа была направлена на достижение поставленной цели. В конце урока ученики сделали вывод, что заявленная цель была достигнута. Оценивание на уроке проходило на всем протяжении. Были использованы приемы самопроверки, взаимооценки. Это говорит о том, что дети доброжелательно относятся друг к другу и умеют серьезно оценить работу товарища. Учащиеся много работают самостоятельно, что говорит о хорошей степени практической направленности обучения. Царит доверительная атмосфера сотрудничества в совместной работе. Считаю, что правильно поставленная и систематическая работа не только укрепляет знания учеников, приобретенные на уроке, но и расширяет кругозор, развивает информационную компетенцию ученика, формирует исследовательские умения. Для этого используется целесообразное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности на уроке. Стараюсь толерантно, гуманно относиться к каждому из своих воспитанников, даже самого неуверенного в себе ученика ставить в ситуацию успеха. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовало достижению образовательных целей , выработке универсальных компетентностей, умению анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение. Показателем эффективности усвоения новых знаний явилась активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока. Считаю, что познавательный, развивающий и воспитательный аспекты целей урока достигнуты. Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы, дифференцированно. Проведена рефлексия. На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.